Определение понятия «сценарий».Основные этапы работы над сценарием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:02, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время, в переходный период мы лишились старой системы взглядов, идеологии, но не приобрели стержень, который бы держал все общество в единстве и стремлении к духовности и воспитанию. Задача специалиста культурно-досуговой деятельности – воспитание достойного гражданина своего Отечества. Одним из возможных методов такого воспитания являются массовые формы досуга, каждая из которых является художественно-педагогической системой и может влиять на всех участников и зрителей. Поэтому так важно рассматривать режиссуру в контексте культурно-досуговой деятельности.

Вложенные файлы: 1 файл

наташа режес).docx

— 65.01 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Сценарий –  это подробная литературная разработка содержания мероприятия, в которой  в строгой последовательности излагаются отдельные элементы действия, показаны авторские переходы от одной части  к другой, вносятся используемые художественные произведения, оформление здания.

Развитие культурно-досуговой деятельности всегда было неразрывно связано с развитием общества. Каждая историческая эпоха приносила свои новые требования, формы, построения в культурно-досуговую деятельность. Современная теория и практика этой деятельности обобщает в себе весь накопленный раннее опыт и анализ сегодняшнего состояния. Культурно-досуговая деятельность имеет тысячелетнюю историю своего развития. Массовые празднества Древней Эллады, средневековые мистерии, карнавалы, театрализованные шествия, празднества французской революции, русские народные гуляния – все это огромный опыт, который и теперь используется в современных массовых формах культурно-досуговой деятельности. Массовые праздники и представления были своего рода зеркалом общественных процессов. Не является исключением и настоящее время.

Богатство направлений  культурно-досуговых деятельности, разнообразие содержания, использования выразительных средств дает неограниченные возможности специалистам социокультурной сферы. В современных условиях огромное значение для их деятельности является синтез знаний, профессионального мастерства, авторских концепций и социальных заказов общества.

К сожалению, в  период конца 20 века - начала 21 века происходит существенное сокращение численности  учреждений культуры, связанных с  организации и проведением массовых форм досуга, имеющих воздействие  на большую аудиторию, дающих возможность  самореализации и развитию молодого поколения. К таким учреждениям относятся клубы, дворцы и дома культуры, дома творческих работников, ученых, молодежи, музыкальной культуры, технического творчества, национальные культурные центры и т.д. В 1992 году число учреждений культурно-досугового типа составляло 66 тысяч, в том числе в сельской местности 58 тысяч, в 2003г - стало соответственно 53,6 тыс. и 47 тыс.

Создание специалистом СКС самостоятельной концепции, новой художественной интерпретации  становится для него личностной сверхзадачей в данной работе, его собственным  творческим исканием, предметом его  искусства. Вот почему можно говорить об искусстве в культурно-досуговой деятельности, как об авторском искусстве. Педагогические навыки, творческий метод и культура специалиста проверяются и закрепляются на практике, поэтому ему необходим постоянный личный опыт. При отсутствии такого опыта все теоретические и методические знания будут утеряны.

Умелый подбор выразительных средств, органическое включение в действие различных  видов искусств, отдельных номеров, которые могут воплощать сюжет  и развивать тему, тем самым  влияя на культурную преемственность, являются сутью работы режиссера, которая  в основе своей имеет педагогические функции: развивающую, образовательную  и воспитательную.

Создание культурно-досугового проекта - долгий, многоэтапный процесс, который включает в себя все стороны творческой деятельности режиссера, процесс, имеющий свои отличительные особенности, но всегда направленный на решение педагогических задач. Содержание – самое главное в искусстве. От содержания все зависит, все ему подчиняется, содержанием все оправдывается. Только по значительности смысла, содержания, вложенного в сценарий можно отличить искусство от искусственности. Только наличие в КДП нового самостоятельного содержания, новой серьезной идеи делает это искусство – искусством авторским.

Культура режиссера  является синтезом личности специалиста  и действия художественно-педагогической системы.

В настоящее время  все чаще и чаще возникает мнение о кризисной ситуации в социокультурной среде. Культуролог А.Я. Флиер определяет социокультурный кризис как нарушение баланса структурной упорядоченности локальной социокультурной системы, согласованности и взаимодополнительности в функционировании ее различных подсистем, эффективности взаимосвязей между ее компонентами, что в конечном счете ведет к понижению уровня социокультурной интегрированности и консолидированности сообщества, деградации нормативно-регулятивных функций культуры, разрушению ее соответствующих механизмов.

В настоящее время, в переходный период мы лишились старой системы взглядов, идеологии, но не приобрели стержень, который бы держал все общество в единстве и стремлении к духовности и воспитанию. Задача специалиста культурно-досуговой деятельности – воспитание достойного гражданина своего Отечества. Одним из возможных методов такого воспитания являются массовые формы досуга, каждая из которых является художественно-педагогической системой и может влиять на всех участников и зрителей. Поэтому так важно рассматривать режиссуру в контексте культурно-досуговой деятельности.

 

 

 

 

 

 

Вопрос 1.Определение понятия «сценарий».Основные этапы работы над сценарием

Сцена́рий — литературно-драматическое произведение, написанное как основа для постановки кино- или телефильма. Сценарий в кинематографе, как правило, напоминает пьесу и подробно описывает каждую сцену и диалоги персонажей. Иногда сценарий представляет собой адаптацию отдельного литературного произведения для кинематографа, иногда в этом случае автор романа бывает и автором сценария (сценаристом).

Понятие Сценарий, как литературное произведение, так  же используется при проведении праздников и иных мероприятий.

Существует четыре главных элемента сценария:

- описательная часть (ремарка или сценарная проза),

- диалог

- закадровый голос

- титры

Первой необходимой  стадией на пути реализации замысла  художественного фильма является создание сценария — его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю  кинематографа сценарий прошёл свой путь развития от «сценариусов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного  жанра — кинодраматургии. Литературный сценарий может быть либо оригинальным, либо представлять собой экранизацию  уже существующего литературного  произведения. В настоящее время  сценарии имеют самостоятельную  ценность, публикуются в журналах, специальных сборниках, предназначенных  для чтения. Но в первую очередь, создавая свое произведение, кинодраматург  предполагает его воплощение на экране. Чтобы удержать внимание зрителя, в  сценарии должны быть соблюдены некоторые общие правила, учитывающие зрительскую психологию.

Любой фильм, независимо от его жанра, можно условно разделить  на части:

- экспозицию, где зритель знакомится с главным героем или героями,

- завязку — где герой или герои попадают в ту самую драматическую ситуацию, которая приведет к усложнению.

- усложнение, самая большая часть фильма, содержащая обязательную сцену,

- перипетии — в состав которых может входить одно или несколько усложнений,

- кульминацию,

- развязка, за которой следует финал.

Виды сценария в кино:1)кино-сценарий, 2)режиссёрский сценарий,3)экспликация (как снимать),4)Режиссёрская экспликации.

Стандарты и условия:

Восемьдесят страниц, написанных профессиональным сценаристом  — это примерно 2600 метров пленки кинодействия, что, как правило, составляет односерийный фильм и может содержать от четырёх до пяти тысяч слов диалога. Сто двадцать страниц приблизительно составляют 4000 метров пленки (соответствует двухсерийному фильму).

Требования к  сценариям имеют различия в зависимости  от страны и киностудии, которая  его принимает.

Над литературным сценарием работает кинодраматург, часто в этой работе участвуют  продюсер и режиссер, которые нередко становятся его соавторами.

Чтобы литературный сценарий мог быть использован, его  адаптируют к условиям кино, трансформируя  в киносценарий, где описательная часть сокращается, четко прописываются диалоги, определяется соотношение изобразительного и звукового ряда. Здесь драматургическая сторона разрабатывается по сценам и эпизодам, а постановочная разработка действия ведется по объектам съемки. Каждая новая сцена записывается на отдельную страницу, что впоследствии облегчит работу в установлении их последовательности в развитии сюжета. Кроме того, киносценарий проходит производственное редактирование. Это необходимо для определения длины фильма, количества объектов съемки, павильонных декораций, количества актёров, организации экспедиций и многого другого. Без этого невозможно рассчитать финансовые затраты на кинопроизводство.

Выразительные средства

Повествуя свою историю режиссёр создает новую реальность, реальность фильма, в которой зритель должен не только увидеть, а почувствовать жизнь на экране, тогда эта жизнь убедит его в своей реальности. Для создания этой новой реальности используются различные выразительные средства, создаваемые ещё на уровне сценария.

Деталь как  выразительное средство

Сюжет можно сравнить с мертвым деревом, имеющим ствол  и основные ветви. Узнаваемость деталей (в широком смысле этого слова) служит тысячами мелких веточек с  зелеными листочками, то есть дает дереву жизнь. Детали должны работать. Наличие  в кадре большого количества инертных (то есть не работающих) деталей размывает  внимание зрителя и в конечном итоге вызывает скуку. Четкую характеристику активной (то есть работающей) детали дал  А. П. Чехов: «Если в первом акте на сцене висит ружье, в последнем  оно должно выстрелить». Это конструктивная формула для активизации всех компонентов драмы, вовлеченных  в сюжетное развитие общей идеи.

Существует пять основных аспектов детали:

Деталь, создающая  перипетию, есть предмет, который находится  в центре внимания не только эпизода, но и целого фильма, является поводом  к действию (подвески королевы, платок Дездемоны).

Деталь — это  предмет, который находится в  активном взаимодействии с актёром, помогает ему выстраивать характер персонажа (тросточка Чарли Чаплина, монокль барона у Ж.Ренуара).

Деталь — это  часть, по которой зритель может  догадаться о том, что происходит в целом (песня корабельного врача, движение отсветов на лице «Парижанки», перстень шефа в «Бриллиантовой руке»).

Деталь-персонаж — предмет, который одушевляется, и на него переносятся человеческие функции (шинель Акакия Акакиевича, «Красный шар» А.Ла Мориса).

Деталь, создающая  настроение (в «Амаркорде» Ф.Феллини — павлин, распушивший хвост в конце панорамы, показывающей заснеженную слякотную улицу).

Первой необходимой  стадией на пути реализации замысла  художественного фильма является создание сценария — его литературной основы, в котором определяется тема, сюжет, проблематика, характеры основных героев. За более чем столетнюю историю  кинематографа сценарий прошел свой путь развития от «сценариусов на манжетах», где кратко описывалась фабула будущего фильма, до особого литературного  жанра — кинодраматургии. Литературный сценарий может быть либо оригинальным, либо представлять собой экранизацию  уже существующего литературного  произведения. В настоящее время  сценарии имеют самостоятельную  ценность, публикуются в журналах, специальных сборниках, предназначенных  для чтения. Но в первую очередь, создавая свое произведение, кинодраматург  предполагает его воплощение на экране.

 

Чтобы удержать внимание зрителя, в сценарии должны быть соблюдены некоторые общие  правила, учитывающие зрительскую  психологию. Любой фильм, независимо от его жанра, можно условно разделить  на три части: экспозицию, где зритель  знакомится с главным героем или  героями, усложнение, самая большая  часть фильма, содержащая обязательную сцену, и кульминацию, за которой  следует финал.

Работа над  сценарием ведется в три этапа: литературный, киносценарий, режиссерский сценарий. Над литературным сценарием  работает кинодраматург, часто в  этой работе участвуют продюсер и  режиссер, которые нередко становятся его соавторами. Кроме художественных моментов здесь надо учитывать продолжительность фильма, то есть жестко ограничивать объем сценария. Например, односерийный фильм длится примерно 90 минут, это составляет 2500 — 2700 метров пленки. Сценарий такого фильма должен уместиться примерно на 80 страницах машинописного текста и содержать от четырех до пяти тысяч слов диалога.

Вот как оценивал работу над сценарием выдающийся советский режиссер А. П.Довженко: «Создать хороший сценарий — это значит прежде всего построить фильм за авторским столом, на бумаге, весь до единого метр. Чтобы не пришлось потом режиссеру стоять перед печальной необходимостью ломки сценарного здания и выбрасывать из него почти половину строительного материала».

Затем литературный сценарий, адаптируясь к условиям кино, трансформируется в киносценарий, где описательная часть сокращается, четко прописываются диалоги, определяется соотношение изобразительного и  звукового ряда. Здесь драматургическая сторона разрабатывается по сценам и эпизодам, а постановочная разработка действия ведется по объектам съемки. Каждая новая сцена записывается на отдельную страницу, что впоследствии облегчит работу в установлении их последовательности в развитии сюжета. Кроме того, киносценарий проходит производственное редактирование. Это необходимо для определения длины фильма, количества объектов съемки, павильонных декораций, количества актеров, организации экспедиций и многого другого. Без этого невозможно рассчитать финансовые затраты на кинопроизводство.

Информация о работе Определение понятия «сценарий».Основные этапы работы над сценарием