Шпаргалка по "Ораторскому искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:38, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос1 Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире.
Вопрос 2 Ораторское искусство в России. Риторика Ломоносова.
Вопрос3 Способы установления контакта с аудиторий.
....
Вопрос 48 Технологии установления межличностного контакта.

Вложенные файлы: 1 файл

Ответы Ораторское искусство в СКСТ.docx

— 209.01 Кб (Скачать файл)

К недостаткам композиции относится и шаблонное, трафаретное построение речи. Сатирики И. 
Ильф и Е. Петров в романе «Двенадцать стульев» великолепно высмеяли трафарет митинговой речи 
середины двадцатых годов.

Вопрос 32 Виды заключений. Приемы выразительности заключения

Заключение речи

Цель оратора  — закрепить впечатление от сказанного, способствовать лучшему усвоению главной  мысли выступления. Для этого  необходимо иметь в виду следующее:  
1. Заключение важнее начала; оно должно подытожить аргументацию и одновременно нести сильный эмоциональный заряд, склоняя слушателей к определенному убеждению и конкретному действию;  
2. Оно требует точности изложения и разнообразия в стиле.  
3. Итог речи должен вытекать из всего сказанного, но при этом быть неожиданным, ярким, энергичным. Заканчивать речь на отрицательных эмоциях не следует.  
4. Концовка выступления должна создать соответствующее настроение.  
Заканчивая эту главу, хочется еще раз напомнить о том, что «не существует универсальных правил построения публичного выступления, композиция будет меняться в зависимости от темы, цели, задач, стоящих перед оратором, от состава слушателей. Для оратора план должен быть фарватером выступления, основой структуры публичной речи. Следует помнить, что интересные, захватывающие речи — это прежде всего результат тщательно продуманного плана, удачного построения речи»

Заключение:виды,особенности.

Заключение —  вывод по теме, результат рассуждений. В нем, как правило, подводятся итоги  сказанному, делаются обобщения; кратко повторяются основные тезисы, подчеркивается главная идея и важность для аудитории  разобранной темы; намечаются пути развития выраженных мыслей; ставятся новые задачи, очерчиваются перспективы, звучит приглашение высказать свое мнение, поспорить. Это то главное, что должно остаться в памяти, когда аргументы могут быть уже забыты. Заключение должно быть кратким и очень выразительным,ясным и сжатым- оно должно звучать как завершающий аккорд. Вы должны создать ситуацию, что вопрос исчерпан, но было желание вас еще слушать. Слабое заключение дает повод подозревать вас в слабом знании предмета.Можно оставить открытый финал, закончив сочинение риторическим вопросом. 2 вида заключения: заключение-вывод и заключение-следствие. «Закон края»: лучше всего запоминается начало и конец выступления.

Вопрос 33 Основные этапы создания речи

Рассуждение – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой формулировку и доказательство некоего тезиса. Рассуждение – это доказывание своего мнения. Рассуждение может идти от общего к частному (дедуктивный способ) и от частного к общему (метод индукции). В качестве примера композиции текста - рассуждения можно привести структуру строгой хрии (рассуждения на нравственную тему), ее дедуктивный образец, который состоит из 8 частей:

1) начало (приступ, то есть  объявление темы);

2) парафразис, или экспозиция (разъяснение темы);

3) причина (на основе  нескольких топов «причина» и  «следствие»);

4) противное (используется  топ «противопоставление»);

5) подобие (тема подтверждается  с помощью топа «сравнение»);

6) пример;

7) свидетельство;

8) заключение.

Подробный комментарий строгой  хрии дан в учебнике А.К. Михальской «Основы риторики» на стр.220 – 223.

Среди основных принципов  создания текста-рассуждения – это  принципы правильного выбора стратегии  рассуждения, отбора аргументов, оценивания их силы, расположения в тексте.

Вместе с тем следует  отметить, что риторический текст  редко представляет собой или  только описание, или только повествование, или только рассуждение. Чаще всего  эти три функционально-смысловых вида взаимодействуют в структуре целостного текста, их объединение, переходы от одного вида к другому требуют определённого мастерства.

Обратимся теперь к последовательности действий при создании текста.

Риторический текст создаётся  в несколько этапов:

1) подготовительный. На этом  этапе происходит анализ и  оценка аудитории, перед которой  предстоит выступать, поиск идеи, определение цели и задач речи, отбор материала и его осмысление, разработка концепции речи, отбор  аргументов.

2) этап первичного текста, на котором создаётся «черновой»  вариант текста, который лучше  всего положить на некоторое  время в стол, так как вполне  возможны незаметные на первый  взгляд недостатки;

3) пауза. Этот этап не  должен быть долгим, не более  нескольких дней;

4) этап самоэкспертизы;

5) заключительный, на котором уточняются, отбрасываются, добавляются аргументы, углубляется содержание, корректируются языковые средства и стиль повествования и т.п. В конце работы обдумывается «изюминка», делающая начало речи наиболее эффектным.

Трудности создания первичного текста связаны с дефицитом (или  избытком) информации для реализации конкретного замысла, с  поиском наиболее динамичного начала и убедительной концовки, с логическим размещением материала, с оценкой силы аргументов, их отбором, с размещением их в определенной последовательности; со словесным выражением «сгущённых квантов мысли» («муки фразы»), с поисками языковых средств для  стилистически адекватного выражения мыслей.

Этими трудностями объясняются  недостатки, которые следует устранить  на втором этапе: информационная избыточность текста, слабость вступительной и  заключительной частей, слабость аргументов или неверное их размещение и т.п.

Работу над любым  текстом следует начинать с оценки той аудитории, перед которой предстоит выступать, она во многом определяет и тему, и способ развертывания текста, и подбор материала, и его «украшение».

Написанный первичный  вариант следует подвергнуть  «самоэкспертизе». Можнo указать следующие общепринятые критерии оценки текста:

1. Соответствие обстановке  и цели общения, составу аудитории;

2. Информационная ценность;

3. Соответствие содержания  действительности, которую отображает  текст;

4. Оптимальность содержательней  полноты и речевой сжатости  применительно к условиям коммуникации;

5. Обоснованность эмоционально-оценочных  акцентов;

8. Оправданность композиционной  структуры с точки зрения жанра,  адресата, условий общения;

7. Стилистико-языковая выдержанность;

8. Качество внешнего оформления.  

 

Вопрос 34

Инвенция, обучая искусству  аргументации, опиралась на различные  способы изобретения, «размножения»  идей, некие смысловые модели. Это  концентрированное знание, его можно  увидеть в таком «сгущенном»  виде, например, в пословицах: «Не  плюй в колодец – пригодится воды напиться». Однако если к ним присмотреться  повнимательнее, можно увидеть общие схемы мышления, с помощью которых мы познаем мир. В данном случае это причинно-следственные связи. В античности подобные схемы-модели были выделены и получили название общих мест, или топов (topos – место) из-за их обобщающей природы. В основе выделения топов лежат  единые для всех законы мышления, способы мысленного выделения из окружающей нас действительности предметов, явлений и процессов, их описания, классификации, поисков связей между ними. Таких топов в эпоху античности выделялось до 40 (род и вид, определение, целое - части, свойства, сопоставление, причина и следствие и другие).

Рассмотрим 10 наиболее важных топов. 

 

1. Топ «род –  вид»

Этот топ отражает универсальный  закон человеческой мысли – её нисхождение от общего к частному (дедукция) или восхождение от частного к общему (индукция). Например, рассуждая  о породах собак, мы понимаем, что  общим (родовым) понятием по отношению  к собаке будет «домашнее животное». В свою очередь понятие «собака» мы можем разложить на некие разновидности, например, на охотничьи, сторожевые, комнатные, которые делятся на  породы: овчарка, пинчер, спаниель и т.п. И овчарки в развитие этого понятия могут быть восточноевропейскими, кавказскими и др.

Разновидность является подразделением в топе «род – вид». Осознание  предмета кроме возведения к общему (роду, родовой идее) требует умения разделять всё на некие вариативные  подвиды. Например, осмысляя понятие  «игра», мы выделим игру как детское  развлечение, как творческий, актёрский  акт, как манипулирование и т.д.

2. Топ «определение»

Определение (definitio, дефиниция) служит ясности и точности речи и является важным элементом её структуры. Часто определение звучит в самом начале речи. Определить предмет речи – значит назвать его общий род (клён – дерево, зима – время года) и видовое, специфическое отличие от других предметов того же рода (демократия – политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия). Риторические определения могут быть менее строгими, в том числе образными (метафорическими) и парадоксальными: «Лиса – всем известный зверь, своей хитростью вошедший в пословицу», «Зима – сон природы», «Лень – двигатель прогресса».

3. Топ «целое  – части»

Осмысление содержания происходит с использованием модели «целое –  части». Это значит, что явление  действительности, предмет речи можно  рассмотреть:

а) как часть некоего  целого и рассуждать также  и об этом целом. Если вы говорите о Владивостоке, то можете рассмотреть его в составе и Приморского края, и России;

б) как целое, состоящее  из элементов, и говорить об этих элементах. Например, рассказ о Владивостоке  - это рассказ о специфике его районов – мыса Чуркин, Второй Речки, 71-го микрорайона и т.д.

Разделение предмета речи на части – непростая задача. Необходимо выделить и описать именно только значимые (функционально или  ценностно) части предметов, важные, заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие предмет от других, сходных с ним объектов.

Части предмета речи могут  служить характеристикой целого. Вспомним портрет Базарова, который  даёт Тургенев в романе «Отцы и  дети». Одежда-балахон и красные  большие руки Базарова подчёркивают сущность этого человека и противопоставляют  его миру Кирсановых. Часть может гиперболизироваться (преувеличиваться) в целях создания выразительного образа, достижения комического эффекта:

Сидит милый на крыльце

С выраженьем на лице.

А у милого лицо

Занимает всё крыльцо.

4. Топ «свойства»

Под топом «свойства» подразумеваются  очень близкие друг другу смысловые  модели: признаки предмета, его качества, функции, его характерные действия. Умение вычленять свойства, определяющие предмет, а не только перечислять  равнодушно всё подряд, без разбора  – главное и второстепенное, важное и неважное – это умение свидетельствует  о субъективном, личностном взгляде  на предмет речи, с одной стороны, и о грамотном, объективном, аналитическом  подходе к явлениям действительности, - с другой. Таким образом, чтобы  правильно применять топ «свойства», необходимо избирать только существенные, характерные признаки, функции, качества объекта, интересные для говорящего и для слушающих, и выражать собственное мнение, собственную оценку. Для большей выразительности можно прибегать к топу «свойства» в изменённом виде, например, как бы замещая этим единственным свойством весь предмет. Это происходит, когда мы даём персонажам «говорящие» фамилии: Правдин у Фонвизина, Коробочка у Гоголя и т.п.

5. Топ «сопоставление»

Смысловая модель «сопоставление»  отражает универсальность мыслительных операций, направленных на поиск сходства и различия в окружающей нас действительности. Топ «сопоставление» существует в двух видах – сравнение и  противопоставление. Если мы ищем сходство (аналогию) между предметами, мы сравниваем. Если фиксируем своё внимание на различиях, то противопоставляем. Сравнение –  это механизм познания. Одно познаётся  через другое: «Голос любимой подобен  флейте», «Человек в драке сходен с животным», «Шум моря похож на удары  огромного тамбурина».

Противопоставление часто  реализуется через специальную  фигуру речи – антитезу: «Ты и  убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь». Обыгрывание  сравнения и противопоставления в одном и том же отрывке  даёт интересную, образную картину, помогает глубже понять явление: «Нет, я не Байрон, я другой, ещё неведомый избранник, как он, гонимый  миром  странник, но только с русскою душой» (так писал о себе М.Ю. Лермонтов).

6. Топ «причина  и следствие»

Это один из универсальных  топов, отражающих причинно-следственные отношения между явлениями в  мире и, соответственно, между понятиями, идеями, передающими эти отношения. Эта смысловая модель существует в двух разновидностях:  в виде веера и  в виде цепочки.

Веер передаёт наличие  многих причин у явления и массу  следствий из одного события, явления:   

                                        причина

следствие                          причина                                         

 причина 

 

 

                                       причина                                     

 причина                            следствие                                     

 причина

Когда вы приходите к врачу, жалуясь на боли в сердце, он пытается найти причину болезни в вашей  наследственности, в образе жизни, в  привычках и т.п. Ваше рассуждение  на тему: «Книга –  лучший подарок» будет полно причинно- следственных обоснований этого тезиса.

«Цепочка» позволяет, постоянно  переходя от причины к следствию, сделать некий вывод: 

 

причина          следствие              следствие                  следствие.                     

   

                       причина                 причина                      

 

Пример «цепной» реакции  находим у С. Маршака: «Лошадь  захромала – командир убит; конница  разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя».

Информация о работе Шпаргалка по "Ораторскому искусству"