Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 14:38, шпаргалка
Вопрос1 Возникновение риторики. Искусство красноречия в античном мире.
Вопрос 2 Ораторское искусство в России. Риторика Ломоносова.
Вопрос3 Способы установления контакта с аудиторий.
....
Вопрос 48 Технологии установления межличностного контакта.
К недостаткам композиции
относится и шаблонное, трафаретное
построение речи. Сатирики И.
Ильф и Е. Петров в романе «Двенадцать
стульев» великолепно высмеяли трафарет
митинговой речи
середины двадцатых годов.
Вопрос 32 Виды заключений. Приемы выразительности заключения
Заключение — вывод по теме, результат рассуждений. В нем, как правило, подводятся итоги сказанному, делаются обобщения; кратко повторяются основные тезисы, подчеркивается главная идея и важность для аудитории разобранной темы; намечаются пути развития выраженных мыслей; ставятся новые задачи, очерчиваются перспективы, звучит приглашение высказать свое мнение, поспорить. Это то главное, что должно остаться в памяти, когда аргументы могут быть уже забыты. Заключение должно быть кратким и очень выразительным,ясным и сжатым- оно должно звучать как завершающий аккорд. Вы должны создать ситуацию, что вопрос исчерпан, но было желание вас еще слушать. Слабое заключение дает повод подозревать вас в слабом знании предмета.Можно оставить открытый финал, закончив сочинение риторическим вопросом. 2 вида заключения: заключение-вывод и заключение-следствие. «Закон края»: лучше всего запоминается начало и конец выступления.
Вопрос 33 Основные этапы создания речи
Рассуждение – это один из функционально-смысловых типов текста, представляющий собой формулировку и доказательство некоего тезиса. Рассуждение – это доказывание своего мнения. Рассуждение может идти от общего к частному (дедуктивный способ) и от частного к общему (метод индукции). В качестве примера композиции текста - рассуждения можно привести структуру строгой хрии (рассуждения на нравственную тему), ее дедуктивный образец, который состоит из 8 частей:
1) начало (приступ, то есть объявление темы);
2) парафразис, или экспозиция (разъяснение темы);
3) причина (на основе нескольких топов «причина» и «следствие»);
4) противное (используется топ «противопоставление»);
5) подобие (тема подтверждается с помощью топа «сравнение»);
6) пример;
7) свидетельство;
8) заключение.
Подробный комментарий строгой хрии дан в учебнике А.К. Михальской «Основы риторики» на стр.220 – 223.
Среди основных принципов создания текста-рассуждения – это принципы правильного выбора стратегии рассуждения, отбора аргументов, оценивания их силы, расположения в тексте.
Вместе с тем следует отметить, что риторический текст редко представляет собой или только описание, или только повествование, или только рассуждение. Чаще всего эти три функционально-смысловых вида взаимодействуют в структуре целостного текста, их объединение, переходы от одного вида к другому требуют определённого мастерства.
Обратимся теперь к последовательности действий при создании текста.
Риторический текст создаётся в несколько этапов:
1) подготовительный. На этом
этапе происходит анализ и
оценка аудитории, перед
2) этап первичного текста,
на котором создаётся «
3) пауза. Этот этап не должен быть долгим, не более нескольких дней;
4) этап самоэкспертизы;
5) заключительный, на котором уточняются, отбрасываются, добавляются аргументы, углубляется содержание, корректируются языковые средства и стиль повествования и т.п. В конце работы обдумывается «изюминка», делающая начало речи наиболее эффектным.
Трудности создания первичного текста связаны с дефицитом (или избытком) информации для реализации конкретного замысла, с поиском наиболее динамичного начала и убедительной концовки, с логическим размещением материала, с оценкой силы аргументов, их отбором, с размещением их в определенной последовательности; со словесным выражением «сгущённых квантов мысли» («муки фразы»), с поисками языковых средств для стилистически адекватного выражения мыслей.
Этими трудностями объясняются недостатки, которые следует устранить на втором этапе: информационная избыточность текста, слабость вступительной и заключительной частей, слабость аргументов или неверное их размещение и т.п.
Работу над любым текстом следует начинать с оценки той аудитории, перед которой предстоит выступать, она во многом определяет и тему, и способ развертывания текста, и подбор материала, и его «украшение».
Написанный первичный вариант следует подвергнуть «самоэкспертизе». Можнo указать следующие общепринятые критерии оценки текста:
1. Соответствие обстановке
и цели общения, составу
2. Информационная ценность;
3. Соответствие содержания действительности, которую отображает текст;
4. Оптимальность содержательней
полноты и речевой сжатости
применительно к условиям
5. Обоснованность эмоционально-
8. Оправданность композиционной
структуры с точки зрения
7. Стилистико-языковая
8. Качество внешнего оформления.
Вопрос 34
Инвенция, обучая искусству аргументации, опиралась на различные способы изобретения, «размножения» идей, некие смысловые модели. Это концентрированное знание, его можно увидеть в таком «сгущенном» виде, например, в пословицах: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться». Однако если к ним присмотреться повнимательнее, можно увидеть общие схемы мышления, с помощью которых мы познаем мир. В данном случае это причинно-следственные связи. В античности подобные схемы-модели были выделены и получили название общих мест, или топов (topos – место) из-за их обобщающей природы. В основе выделения топов лежат единые для всех законы мышления, способы мысленного выделения из окружающей нас действительности предметов, явлений и процессов, их описания, классификации, поисков связей между ними. Таких топов в эпоху античности выделялось до 40 (род и вид, определение, целое - части, свойства, сопоставление, причина и следствие и другие).
Рассмотрим 10 наиболее важных топов.
1. Топ «род – вид»
Этот топ отражает универсальный закон человеческой мысли – её нисхождение от общего к частному (дедукция) или восхождение от частного к общему (индукция). Например, рассуждая о породах собак, мы понимаем, что общим (родовым) понятием по отношению к собаке будет «домашнее животное». В свою очередь понятие «собака» мы можем разложить на некие разновидности, например, на охотничьи, сторожевые, комнатные, которые делятся на породы: овчарка, пинчер, спаниель и т.п. И овчарки в развитие этого понятия могут быть восточноевропейскими, кавказскими и др.
Разновидность является подразделением в топе «род – вид». Осознание предмета кроме возведения к общему (роду, родовой идее) требует умения разделять всё на некие вариативные подвиды. Например, осмысляя понятие «игра», мы выделим игру как детское развлечение, как творческий, актёрский акт, как манипулирование и т.д.
2. Топ «определение»
Определение (definitio, дефиниция) служит ясности и точности речи и является важным элементом её структуры. Часто определение звучит в самом начале речи. Определить предмет речи – значит назвать его общий род (клён – дерево, зима – время года) и видовое, специфическое отличие от других предметов того же рода (демократия – политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия). Риторические определения могут быть менее строгими, в том числе образными (метафорическими) и парадоксальными: «Лиса – всем известный зверь, своей хитростью вошедший в пословицу», «Зима – сон природы», «Лень – двигатель прогресса».
3. Топ «целое – части»
Осмысление содержания происходит с использованием модели «целое – части». Это значит, что явление действительности, предмет речи можно рассмотреть:
а) как часть некоего целого и рассуждать также и об этом целом. Если вы говорите о Владивостоке, то можете рассмотреть его в составе и Приморского края, и России;
б) как целое, состоящее из элементов, и говорить об этих элементах. Например, рассказ о Владивостоке - это рассказ о специфике его районов – мыса Чуркин, Второй Речки, 71-го микрорайона и т.д.
Разделение предмета речи на части – непростая задача. Необходимо выделить и описать именно только значимые (функционально или ценностно) части предметов, важные, заметные, бросающиеся в глаза элементы, отличающие предмет от других, сходных с ним объектов.
Части предмета речи могут
служить характеристикой
Сидит милый на крыльце
С выраженьем на лице.
А у милого лицо
Занимает всё крыльцо.
4. Топ «свойства»
Под топом «свойства» подразумеваются
очень близкие друг другу смысловые
модели: признаки предмета, его качества,
функции, его характерные действия.
Умение вычленять свойства, определяющие
предмет, а не только перечислять
равнодушно всё подряд, без разбора
– главное и второстепенное, важное
и неважное – это умение свидетельствует
о субъективном, личностном взгляде
на предмет речи, с одной стороны,
и о грамотном, объективном, аналитическом
подходе к явлениям действительности,
- с другой. Таким образом, чтобы
правильно применять топ «
5. Топ «сопоставление»
Смысловая модель «сопоставление» отражает универсальность мыслительных операций, направленных на поиск сходства и различия в окружающей нас действительности. Топ «сопоставление» существует в двух видах – сравнение и противопоставление. Если мы ищем сходство (аналогию) между предметами, мы сравниваем. Если фиксируем своё внимание на различиях, то противопоставляем. Сравнение – это механизм познания. Одно познаётся через другое: «Голос любимой подобен флейте», «Человек в драке сходен с животным», «Шум моря похож на удары огромного тамбурина».
Противопоставление часто реализуется через специальную фигуру речи – антитезу: «Ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь». Обыгрывание сравнения и противопоставления в одном и том же отрывке даёт интересную, образную картину, помогает глубже понять явление: «Нет, я не Байрон, я другой, ещё неведомый избранник, как он, гонимый миром странник, но только с русскою душой» (так писал о себе М.Ю. Лермонтов).
6. Топ «причина и следствие»
Это один из универсальных топов, отражающих причинно-следственные отношения между явлениями в мире и, соответственно, между понятиями, идеями, передающими эти отношения. Эта смысловая модель существует в двух разновидностях: в виде веера и в виде цепочки.
Веер передаёт наличие многих причин у явления и массу следствий из одного события, явления:
следствие
причина
причина
причина
Когда вы приходите к врачу, жалуясь на боли в сердце, он пытается найти причину болезни в вашей наследственности, в образе жизни, в привычках и т.п. Ваше рассуждение на тему: «Книга – лучший подарок» будет полно причинно- следственных обоснований этого тезиса.
«Цепочка» позволяет, постоянно переходя от причины к следствию, сделать некий вывод:
причина следствие следствие
следствие.
Пример «цепной» реакции находим у С. Маршака: «Лошадь захромала – командир убит; конница разбита – армия бежит. Враг вступает в город, пленных не щадя, потому что в кузнице не было гвоздя».