Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа
Цель исследования состоит в том, чтобы опираясь на результаты экономико-теоретического исследования производственно-сбытовой структуры предпринимательства в сельском хозяйстве, выявить наиболее эффективные инструменты экономического воздействия на ее развитие, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию управления рынком сельскохозяйственной продукции.
В соответствии с поставленной целью в работе определены следующие основные задачи:
- проанализировать состояние и тенденции развития рынка сельскохозяйственной продукции Ставропольского края и выявить основные показатели оценки устойчивости их развития;
исследовать современное состояние рынка сельскохозяйственной продукции, так как улучшение продовольственной ситуации имеет важное экономическое и политическое значение, что делает разработку рекомендаций по восстановлению и интенсивному развитию сельскохозяйственного производства крайне актуальной.
Ставропольского края
Министерство экономического
Министерство в своей
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти Ставропольского края, органами местного самоуправления, организациями и общественными объединениями.
Министерство экономического
1) разрабатывает с участием органов исполнительной власти Ставропольского края государственные прогнозы функционирования народного хозяйства, социально - экономического развития отраслей и секторов экономики Ставропольского края на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды;
2) на основе анализа
работы субъектов
3) разрабатывает проекты программ и планов действий Правительства Ставропольского края по социально – экономическому развитию Ставропольского края, а также прогнозные и аналитические материалы по вопросам институциональных преобразований;
4) разрабатывает и вносит в Правительство Ставропольского края проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, а также разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства Ставропольского края;
5) осуществляет координацию деятельности исполнительных органов власти края по их участию в проведении единой политики экономических реформ, выработке совместных мер в решении народнохозяйственных проблем Ставропольского края;
6) осуществляет методическое руководство работой по сбору предложений для формирования федеральных, региональных и краевых программ, проводит их обобщение, подготавливает заключения по проектам указанных программ.
7) разрабатывает балансы валовых и товарных ресурсов края, а так же сельскохозяйственной продукции для обеспечения потребности Ставропольского края в сельскохозяйственном сырье и продуктах питания, составляет кормовые и хлебофуражные балансы, участвует в формировании регионального и федерального продовольственных фондов, в контроле за расходом и целевым использованием их ресурсов;
8) прогнозирует объемы и экономическую эффективность производства основных видов сельхозпродукции во всех категориях хозяйств независимо от их форм собственности;
9) координирует деятельность краевых органов исполнительной власти, внебюджетных фондов, проводит методическое обеспечение их работы по организации и проведению закупок (поставок) продукции, работ и услуг для государственных нужд;
12) разрабатывает сводный финансовый баланс Ставропольского края, проводит на его основе оценку обеспеченности финансовым ресурсами с учетом обязательных налоговых платежей и поступлений во внебюджетные фонды, участвует в разработке проекта бюджета Ставропольского края;
12) анализирует
текущую финансово - экономическую
ситуацию в Ставропольском крае,
районах и городах края, готовит
предложения по совершенствован
13) разрабатывает балансы денежных доходов и расходов населения по Ставропольскому краю, городам и районам Ставропольского края, определяет уровень жизни населения Ставропольского края с учетом прожиточного минимума и реальных доходов;
Организационная структура Министерства экономического развития Ставропольского края приведена на рисунке 5.
Руководители и специалисты
Значение анализа и прогноза в нынешних условиях заключается не только в выявлении проблем, но в большей степени, в определении приоритетов экономического развития и точек экономического роста Ставропольского края. Рост экономики края, в частности, предполагает проведение активной маркетинговой политики в агропромышленном комплексе края, создание производств по глубокой переработке сельскохозяйственной продукции.
Рисунок 5 – Структура министерства экономического развития Ставропольского края
Анализ полученных
результатов и сделанных
2.2 Анализ показателей производственного потенциала сельскохозяйственной продукции Ставропольского края
Агропромышленный комплекс Ставропольского края состоит из отраслей и предприятий различных форм собственности и хозяйствования по производству сельскохозяйственной продукции, хранению, переработке, сервисному обслуживанию, закупкам, организационно-экономическому и научному обеспечению АПК. Этот комплекс является крупнейшим сектором народного хозяйства, от состояния дел в котором во многом зависит экономическая и социальная обстановка на территории края.
За последние годы в аграрной сфере произошли глубокие социально-экономические преобразования. Созданы основы многоукладной экономики; предприятия всех организационно-правовых форм могут самостоятельно распоряжаться произведённой продукцией, определять направления, структуру и объемы производства. Рассмотрим динамику производства валовой продукции сельского хозяйства в Ставропольском крае за 2010 -2012 годы (таблица 1). Хозяйствами всех категорий края произведено продукции на 103,6 млрд. рублей, индекс производства сельскохозяйственной продукции уменьшился на 18,9% по сравнению с 2011годом. Основная часть продукции растениеводства (69,3%) получена сельскохозяйственными организациями, половина животноводческой продукции - личными подсобными хозяйствами населения. Доля крестьянских (фермерских) хозяйств в производстве продукции растениеводства составила 15,5%, животноводства - 6,1%. Падение индекса производства продукции связано со значительным снижением сборов зерновых культур. Индекс производства продукции растениеводства составил 72,0%, животноводства - 102,2%. Сельскохозяйственные организации произвели продукции на 61,9 млрд. руб., что на 26,2% меньше, чем в 2011году. В общем объеме произведенной продукции удельный вес сельхозорганизаций составил 59,8%, личных подсобных хозяйств населения - 28,2%, крестьянских (фермерских) хозяйств - 12,1%.
Таблица 1- Динамика производства сельскохозяйственной продукции в Ставропольском крае
млн. руб.
Произведено |
Индекс физического объема производства, (в %) | |||||
2010 |
2011 |
2012 |
2010 |
2011 |
2012 | |
Хозяйства всех категорий | ||||||
Продукция сельского хозяйства,в том числе |
97240,3 |
103470,1 |
103558,9 |
115,4 |
116,3 |
81,1 |
|
69668,1 |
72710,9 |
65861,3 |
120,2 |
122,2 |
72,0 |
|
27572,2 |
30759 |
37697,6 |
105,9 |
104,2 |
102,2 |
Сельскохозяйственные предприятия | ||||||
Продукция сельского хозяйства, в том числе |
61076,4 |
65049,1 |
61901,1 |
104,4 |
122,0 |
73,8 |
|
51532,3 |
52921,4 |
45664,9 |
105,4 |
124,9 |
65,6 |
|
9544,1 |
12127,7 |
16236,2 |
101,5 |
110,9 |
109,7 |
Хозяйства населения | ||||||
Продукция сельского хозяйства, в том числе |
25946,6 |
26330,3 |
29165,5 |
99,9 |
101,4 |
99,2 |
|
9380,6 |
9598,7 |
10004,1 |
102,1 |
105,0 |
103,2 |
|
16586,0 |
16731,7 |
19161,4 |
98,7 |
99,2 |
97,0 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства | ||||||
Продукция сельского хозяйства, в том числе |
9017,3 |
12090,7 |
12492,3 |
109,2 |
127,7 |
79,4 |
|
7573,3 |
10190,8 |
10192,4 |
114,5 |
129,7 |
75,2 |
|
1442,0 |
1899,9 |
2299,9 |
90,0 |
116,4 |
101,3 |
При этом валовая продукция, полученная в личных хозяйствах населения и крестьянских (фермерских) хозяйствах ежегодно увеличивается, больше, чем в общественном секторе сельскохозяйственных предприятий.
В структуре производства продукции сельского хозяйства за 2012 год ведущее место сохраняется за зерновыми культурами. По сравнению с 2011 годом доля принадлежащая зерновым культурам уменьшилась на 8,1 %, техническим культурам - на 2,2%, овощебахчевым культурам и картофелю - увеличилась на 1,7%, увеличилась также по категории мясо всех видов на – 6%.
Рисунок 6 - Структура формирования продукции сельского хозяйства в 2012г.
Произошедшая
реорганизация
Таблицы 2 - Данные о сборе урожая
сельскохозяйственных культур
Посевная площадь, |
Валовой сбор |
Урожайность с 1 га посевной площади, центнеров | ||||||||||
2011 тыс.га |
2012 тыс.га |
Справочно: 2011 в % к 2010г. |
2012 в % к 2011г. |
2011 тыс. тонн |
2012 тыс. тонн |
Справочно: 2011 в % к 2010г. |
2012 в % к 2011г. |
2010г. |
2011г. |
2012г. | ||
Зерновые и зернобобовые культуры (включая кукурузу) в первоначально оприходованном весе |
2144.8 |
2134.1 |
100.3 |
99,5 |
8369.0 |
4956,0 |
119.0 |
59,2 |
32.9 |
39.0 |
23,2 | |
Подсолнечник |
270.0 |
290,9 |
110.2 |
107,7 |
447.2 |
455,2 |
131.0 |
101,8 |
13.9 |
16.5 |
15,6 | |
Рапс озимый |
98.7 |
27,0 |
91.2 |
27,4 |
172.1 |
27,9 |
94.5 |
16,2 |
16.8 |
17.4 |
10,3 | |
Сахарная свекла |
41.4 |
36,7 |
129.0 |
88,6 |
1925.7 |
1919,6 |
135.5 |
99,7 |
443.3 |
465.3 |
523,3 | |
Картофель |
28.8 |
30,0 |
105.6 |
104,1 |
345.9 |
373,5 |
120.6 |
108,0 |
105.3 |
120.1 |
124,5 | |
в том числе |
||||||||||||
в хозяйствах населения |
25.3 |
25,8 |
103.9 |
102,1 |
284.5 |
297,5 |
113.7 |
104,6 |
102.8 |
112.5 |
115,3 | |
О в о щ и открытого грунта |
22.9 |
24,6 |
122.0 |
107,4 |
319.4 |
409,3 |
136.0 |
128,1 |
125.3 |
145.9 |
166,3 | |
в том числе |
||||||||||||
в хозяйствах населения |
13.8 |
14,3 |
102.2 |
103,1 |
150.9 |
164,7 |
103.9 |
109,1 |
107.7 |
109.2 |
115,5 | |
П л о д ы |
11.0 |
11,5 |
104.8 |
103,8 |
37.6 |
43,5 |
92.8 |
115,7 |
38.6 |
34.1 |
48,5 | |
В и н о г р а д |
7.0 |
6,8 |
101.4 |
97,5 |
34.1 |
21,3 |
103.7 |
62,6 |
47.5 |
48.7 |
37,9 |