АДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 00:02, дипломная работа

Краткое описание

Ключевые слова: адекватность, адекватное поведение, молодежь, студенчество, адекватное поведение молодежи, конформное поведение, система норм и ценностей молодежи, социальные ожидания, эмпирическое исследование.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социологического исследования адекватного поведения молодежи………………………9
1.1. Интерпретация категории «адекватное поведение» в научных концепциях………………………………………………………………..9
1.2. Методологические основы изучения адекватного поведения в социологии………………………………………………………………..15
Глава 2. Эмпирическое изучение адекватного поведения студенческой молодежи………………………………………………..………………27
2.1. Адекватное поведение молодежи как предмет социологического исследования……………………………………………………………….27
2.2. Поведенческие установки адекватности студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования ………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………….49
Список литературы……….……………………………………………….56

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 409.50 Кб (Скачать файл)

С одной стороны, данный факт свидетельствует о возрастании ответственности и самостоятельности учащейся молодежи, но с другой стороны, процесс принятия решения без учета мнения компетентного и социально-зрелого человека оказывается источником ошибочных действий. Некомпетентный совет, данный самому себе, значительно повышает степень риска в сложной ситуации и может приводить к непредсказуемым последствиям.

Неоднократно принимаемые неудачные решения могут стать причиной утраты веры в себя, в свои силы, а это, в свою очередь, может вызвать хаотичные поиски идентификации, что облегчает процесс вхождения в случайную группу идентичности. Усиление или ослабление социальной субъектности индивида во многом зависит от его ценностных ориентации и жизненных планов.

Ценностные приоритеты и нормы. В молодежной среде все еще силен «триумвират» традиционных позитивных ценностей – «хорошие друзья», «семья», «любовь». Их выбрали от 68 до 83% учащейся молодежи различных курсов обучения. К этому присоединяется стремление к свободе и независимости. У студентов абсолютный приоритет принадлежит такой ценности, как «хорошие друзья» (82,6% от опрошенных), затем следуют «семья» (71,4%) и «любовь» (68,3%).

Рисунок 2

Устойчивое доминирование упомянутых трех ценностей, с одной стороны, свидетельствует о социальной и экономической зависимости учащейся молодежи от родителей; с другой – демонстрирует психологическую привязанность к родителям и отсутствие глубокого конфликта поколений; с третьей, - выступает отражением актуальных экзистенциальных проблем, решаемых в юношеском возрасте.

Структурный резерв ценностного сознания студенчества представлен такой ценностью, как «материальная стабильность» (49,5%).

Сопоставление ценностей, высокую значимость которых отметило от 30 до 40% респондентов в разных возрастных группах, показывает их содержательное отличие. У студентов в эту группу ценностей входят: «интеллектуальные возможности», «интересная профессия», «карьера, деловой успех», «секс», «реализация способностей» (ценности перечислены в порядке убывания их значимости).

Типы поведения. Формирования ценностных установок сопровождается выработкой определенных типов поведения, принципиально различных по своему содержанию, социальной продуктивности и направленности.

Как показало исследование, адекватное поведение не является стилем поведения в силу относительности его интерпретации в различных жизненных ситуациях. На вопрос: «Как Вы понимаете «адекватное поведение?» респонденты выделили основными критериями  конформизм и синтонность поведения, в указанной выше интерпретации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3

Половина опрашиваемой молодежи видит в «адекватном поведении» неконфликтное, соглашательское поведение, которое соответствует ожиданиям собеседника.

Рисунок 4

 

В качестве основных синонимов «адекватности» были названы модный, нормальный, полноценный.

Таблица 2

Основополагающий показатель адекватности поведения

Обучающиеся, %

1-2 курсы

3-4 курсы

Пример друзей

11,6

9,2

Пример взрослых

5,6

3,2

Стереотипы поведения в обществе

12,3

14,6

Ожидания окружающих

42,5

40,1

Ситуация «здесь-и-сейчас»

20,5

20,5

Затрудняюсь ответить

7,5

12,4

 

Как мы и отмечали выше, адекватность ролевого поведения молодежи зависит в первую очередь от того, насколько высоко соответствие ожиданий притязаниям ролей других членов социальной группы.

В сознании молодежи закрепилась тождественность таких понятий, как «престижный труд» и «высокие доходы». Неэффективность законных путей зарабатывания денег ориентирует молодых людей на поиск нелегальных, теневых, нередко противоправных способов их приобретения.

Ориентация на нелегальные способы «добывания» денег приводит к тому, что многие молодые люди склонны либо оправдывать отступление в отдельных случаях от общепринятых правовых и нравственных норм поведения, либо проявлять к этому безразличие, либо затрудняются с оценкой таких отступлений.

Наиболее категорично выражается отношение к употреблению наркотиков и к совершению правонарушений (при этом восьмая часть студентов оценивают отдельные свои действия, совершенные раньше, как «уголовно наказуемые поступки»). Половина опрошенных студентов не видят серьезной социальной опасности в распространении пьянства; 43% - азартных играх на деньги; пятая часть - в бродяжничестве подростков [32].

Таблица 3

Ассоциальное явление

Отношение

Положительное

Безразличное

Отрицательное

Затрудняюсь ответить

1-2 курс

3-4 курс

1-2 курс

3-4 курс

1-2 курс

3-4 курс

1-2 курс

3-4 курс

Употребление алкогольных напитков

19,0

29,3

33,5

31,4

31,8

28,5

15,7

10,8

Употребление наркотиков

1,3

2,9

8,3

7,0

86,1

88,2

4,3

2,0

Вступление во внебрачные половые отношения

21,2

44,9

32,7

36,1

29,9

11,8

16,2

7,2

Совершение правонарушений

0,0

1,8

0,0

8,9

0,0

84,2

0,0

5,0

Побеги подростков из дома

5,9

0,0

17,7

0,0

66,1

0,0

10,3

0,0

Азартные игры на деньги

7,1

7,4

36,4

43,1

47,5

40,2

9,0

9,3

Применение физической силы при выяснении отношений

0,0

7,6

0,0

11,0

0,0

74,0

0,0

7,4

Драки между группами подростков

8,5

0,0

26,3

0,0

53,4

0,0

11,8

0,0

Наиболее терпимое, порой альтруистичное отношение вызывают молодые люди, регулярно употребляющие алкогольные напитки, употребляющие наркотики, склонные к бродяжничеству. От 62 до 77% ответивших считают, что их необходимо реабилитировать (лечить и оказывать помощь). Неоднозначно отношение студентов к проституции. Если студенты в большей мере считают проституцию нормальным явлением и предлагают оставить проституток в покое (58% опрошенных).

41,9% от опрошенных считают, что если законы отстали от жизни, то людям надо действовать по обстоятельствам и обходить их. На неукоснительное соблюдение действующих правовых норм ориентированы 58,1% студентов и 64,6% подростков.

Резюмируя вышесказанное, отметим, что даже короткая, в два-три года, возрастная дистанция между двумя возрастными группами нашей выборки (первые и последние курсы обучения) обнаруживает заметные различия в иерархии ценностного сознания молодежи при выборе типов поведения.

Однако воздействие на молодежь происходящих в обществе процессов нивелирует многие из этих различий, приводя к сближению ценностных ориентаций.

В заключение главы, необходимо отметить следующие положения.

Студенчество, как социально-демографическая группа, наиболее мобильно и гибко реагирует на происходящие изменения в обществе, синтезирует систему норм и ценностей, которая формирует в ней признаки референтной группы. Молодежь отличается отсутствием социальных стереотипов, что облегчает процесс эмпирического изучения феномена адекватности.

Проведенное исследование подтвердило наше предположение, что адекватность поведения молодежи зависит от соответствия ожиданий притязаниям ролей других членов социальной группы. В качестве основных видов адекватного поведения студенческая молодежь предпочитает конформное и синтонное поведение.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное общество характеризуется динамичным развитием социальной, экономической и культурной сфер социума. Особенно значительные изменения затрагивают молодежь. Молодежь на сегодняшний день выступает интеллектуальной элитой, способной к принятию самостоятельных, ответственных, социально зрелых решений. В данном контексте актуальным предметом исследования выступает система адекватных социальных действий и отношений молодежи.

В данной работе мы рассматривали феномен адекватного поведения молодежи. Понятие «адекватности» повсеместно используется в разговорной речи, и выступает предметом изучения многих научных концепций.

Для наиболее полной и объективной социологической трактовки «адекватности» мы обратились к концептуальным основам ее интерпретации.

Проведенный нами мониторинг научной литературы и специализированных сайтов позволил сделать вывод о том, что «адекватность» наиболее часто встречается в исследованиях естественно-научного цикла, в частности информатики, математики, медицины.

Социально-гуманитарное знание представляет трактовку «адекватности» несколько в другом фокусе. В социологии адекватное поведение рассматривается через призму социального поведения или отклонения от него. Данная проблематика нашла отражение в социологических теориях М. Вебера, Э. Дюркгейма, Г. Блумера и других.

Социологическая интерпретация «адекватного поведения» трактует его как одну из форм социального поведения личности. Не смотря на различные понимания феномена социального поведения личности, социологической особенностью его понимания выступает соотнесение действий человека со сложившейся в социуме системой норм и ценностей. В свою очередь отклонение от данной системы ставит в противовес адекватному поведению девиацию.

Адекватность поведения относительна для каждой социальной группы. В данном контексте особенно актуально для нас изучение поведения молодежи. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что молодежь как социально-демографическая группа обладает утвердившейся системой норм и ценностей, но находится в процессе формирования социальных стереотипов, что обеспечивает объективный анализ критериев адекватности ее поведения.

В данной работе под адекватным поведением мы понимали поведение, соотнесенное реальности, в данном случае синонимом адекватности выступает «нормальность», то есть отсутствие отклонения. Большой области адекватного поведения противостоит такая же большая область поведения, отклоняющегося от нормы. Мы считаем поведение адекватным в том случае, если оно находится в рамках ожиданий окружения. Эти ожидания и определяют, является ли демонстрируемое поведение нормальным, аномальным или нарушенным.

Как показывают исследования отечественных социологов, менталитет молодежи начинает формироваться на этапе первичной социализации. Именно в это время у молодежи происходит рациональное осознание своей социальной значимости и собственно понимание сущности феномена адекватности.

В методологическую основу данной работы положен комплексный подход, так как мы считаем, что только посредством интеграции перечисленных выше направлений и подходов возможно наиболее полное и объективное эмпирическое исследование феномена адекватного поведения молодежи.

Эмпирическое исследование молодежи нами реализовано через дифференцирование феномена адекватного поведения на его разновидности: конформное, ответственное, помогающее, правильное, синтонное поведение, которые подробно были описаны выше.

Информация о работе АДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ