Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2012 в 00:02, дипломная работа
Ключевые слова: адекватность, адекватное поведение, молодежь, студенчество, адекватное поведение молодежи, конформное поведение, система норм и ценностей молодежи, социальные ожидания, эмпирическое исследование.
Введение…………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретико-методологические проблемы социологического исследования адекватного поведения молодежи………………………9
1.1. Интерпретация категории «адекватное поведение» в научных концепциях………………………………………………………………..9
1.2. Методологические основы изучения адекватного поведения в социологии………………………………………………………………..15
Глава 2. Эмпирическое изучение адекватного поведения студенческой молодежи………………………………………………..………………27
2.1. Адекватное поведение молодежи как предмет социологического исследования……………………………………………………………….27
2.2. Поведенческие установки адекватности студенческой молодежи: опыт эмпирического исследования ………………………………… 36
Заключение……………………………………………………………….49
Список литературы……….……………………………………………….56
Таким образом, выбор объекта исследования проблемы адекватного поведения обусловлен рядом причин: молодежь является наиболее мобильной в контексте культурной, информационной и экономической трансмиссии норм и ценностных ресурсов общества. Во-вторых, молодежь – это динамично меняющаяся социально-демографическая группа, возрастные границы которой ограничены, что обеспечивает объективность анализа феноменов поведения молодежи на верхних возрастных границах и их преемственности в периоде зрелости.
Проведенное эмпирическое исследование позволило получить следующие результаты.
В контексте изучения социального самочувствия и идентификации установлено, что в молодежной среде значительную роль играют молодежные компании, «тусовки». Молодежная компания оказывает заметное формирующее воздействие на поведение молодых людей, поскольку в молодежном возрасте на фоне негативизма по отношению к «миру» взрослых, к их нормам и ценностям, заметно усиливается внутригрупповой конформизм и возрастает готовность следовать навязываемым группой правилам поведения, которые получают в этих условиях статус адекватных.
Адекватное поведение не является стилем поведения в силу относительности его интерпретации в различных жизненных ситуациях, и довольно частое проявление девиации как формы реакции личности на происходящие в обществе изменения. На вопрос «Как Вы понимаете «адекватное поведение?» респонденты выделили основными критериями конформизм и синтонность поведения, в указанной выше интерпретации.
Половина опрашиваемой молодежи видит в «адекватном поведении» неконфликтное, соглашательское поведение, которое соответствует ожиданиям собеседника.
Как мы и отмечали выше, адекватность ролевого поведения молодежи зависит в первую очередь от того, насколько высоко соответствие ожиданий притязаниям ролей других членов группы.
Так как значительную роль в определении «адекватного поведения молодежи» социология уделяет девиации, результаты исследования установили, что многие молодые люди склонны либо оправдывать отступление в отдельных случаях от общепринятых правовых и нравственных норм поведения, либо проявлять к этому безразличие, либо затрудняются с оценкой таких отступлений.
Таким образом, в ходе исследования мы подтвердили гипотезу о том, адекватное поведение молодежи имеет своей особенностью быть таким в контексте конкретной сложившейся ситуации.
В заключение исследования мы пришли к выводу, что студенчество, как социально-демографическая группа, наиболее мобильно и гибко реагирует на происходящие изменения в обществе, синтезирует систему норм и ценностей, которая формирует в ней признаки референтной группы. Молодежь отличается отсутствием социальных стереотипов, что облегчает процесс эмпирического изучения феномена адекватности.
В целом, студенческая молодежь не конфликтна и отличается легкой и гибкой адаптацией к изменяющимся условиям жизнедеятельности, поэтому свое поведение оценивает в целом, как адекватное. Адекватное поведение выступает формой отличия для каждой конкретной социальной группы и соотносится с установившейся и признанной системой норм и ценностей в ней, что в свою очередь и обеспечивает ожидаемость реакции на поведение другого.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аберкромби, Н. Социологический словарь / Пер. с англ. [Текст]/ Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.Тернер. - Казань: Экономика, 1997. – 620с.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Г.С.Абрамова. - М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 506с.
3. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов [Текст]/ Г.С.Абрамова. - М.: Академический проспект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. – 506с.
4. Автономова, Н.С. Хрестоматия по истории философии [Текст]/ Автономова Н.С. – М.: Владос, 2001. – 528с.
5. Адекватность//Толковые словари [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.edudic.ru. – Загл.с экрана.
6. Адекватность//Психологос. Энциклопедия практической психологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.psychologos.ru. – Загл.с экрана.
7. Андреева, Г. Символический интеракционизм [Текст]// Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.Белинская, О.Тихомандрицкая. - М.,2003. - С.112-120.
8. Аносов, А.П. Проблемы молодежи[Текст]/ Аносов А.П.. – М.: Инфа-М, 2009.
9. Аркушенко, А. Психология развития и возрастная психология[Текст]/ Аркушенко А., Ларина О.. – М.: Эксмо, 2008.
10. Бергер, П. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания [Текст]/ Пер. Е.Руткевич / Питер Бергер, Томас Лукман. - М.: Медиум, 1995. – 338с.
11. Борисов, С.Б. Латентные механизмы социализации детей и подростков [Текст]/ Борисов С.Б. - Шадринск: Изд-во Шадринского пединститута, 2001. – 76с.
12. Валлон, А. Педагогические и психологические идеи романа-трактата Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании» [Текст]/ Анри Валлон//Перевод В. Э. Орла по изданию: J.-J. Bousseau. Emile ou de l'Edu-cation. Paris. Editions Sociales, 1958, p. 7-60.
13. Варшава, Б.Е. Психологический словарь [Текст]/ Варшава Б.Е. – М.: Издательское товарищество «Академия», 2008.
14. Вебер, М. Избранные произведения [Текст]: Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю.Н.Давыдова; Предисл. П.П.Гайденко / Макс Вебер. - М.: Прогресс, 1990. – 804с.
15. Власенко, А.С. Некоторые вопросы воспитания студенчества на современном этапе [Текст]/ А.С.Власенко. - М.: Мысль, 1987. – 207с.
16. Волков, Ю.Г. Социология [Текст]: Учебник для вузов / Под ред. В.И.Добренькова / Ю.Г.Волков, И.В.Мостовая. - М.: Гардарика, 1998. – 244с.
17. Гидденс, Э. Социология [Текст]/ Пер. с англ./ Энтони Гидденс. - М.: Эдиториал, 1999. – 704с.
18. Горбунова, М.Ю. Социальная психология [Текст]/ М.Ю. Горбунова. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 223с.
19. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования [Текст]/ И.Ф.Девятко. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. – 208с.
20. Демидов, А.Б. Феномены человеческого бытия [Текст]/А.Б.Демидов. – Минск, Экономпресс , 1999 – 180 с.
21. Джерри, Д. Большой толковый социологический словарь [Текст]. В 2т.: Т 1 / Пер. Н.Н.Марчук / Девид Джерри, Джулия Джерри. - М.: Вече-АСТ, 1999. – 378с.
22. Зубок, Ю.А. Становление и развитие отечественной социологии молодежи [Текст]/ Зубок Ю.А., Чупров В.И. // Социологические исследования. – 2008. – № 7. – С. 23-29.
23. Зубок, Ю.А. Методологияцелостного подхода в социологии развития молодежи [Текст]/ Зубок Ю.А., Чупров В.И. - М.: Социум, 1994.
24. Иваненков, С.П. Проблемы социализации современной молодежи [Электронный учебник]/С.П.Иваенков. - Оренбург, 2003. – Режим доступа: vse-referati.narod.ru/books/1.
25. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов [Текст]/ Под ред. Г. В. Осипова. - М.: НОРМА, 2001. – 576с.
26. Ищенко, Т. В. Место студенчества в социальной структуре общества [Текст]/ Ищенко Т. В. – Томск, 1970. – 243с.
27. Козлов, Н.И. Синтонное поведение [Электронный ресурс]/И.Н.Козлов. – Режим доступа: http://www.psylive.ru/
28. Кон, И.С. Психология ранней юности: Книга для учителей [Текст]/ И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1989. – 255с.
29. Коробкина, З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи [Текст]/ Коробкина З.В., Попова В.А. – М.: Академия, 2002. – 192с.
30. Кривошеев, В.В. Особенности аномии современного общества [Текст]/ Кривошеев В.В. – М.,2005.
31. Крысин, Л.П. Современный толковый словарь иноязычных слов [Текст]/ Л.П.Крысин. - М.: Эксмо, 2005. – 581с.
32. Лапин, Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян [Текст]/Н.И. Лапин // Социологические исследования. – 1996. – №5.
33. Лисовский, В. Т. Методология и методика изучения идеалов и жизненных планов молодежи. Автореф. канд. дис. [Текст]/ Лисовский В. Т. – Л., 1968. – 30с.
34. Лисовский, В.Т. Динамика социальных изменений: опыт сравнительных социологических исследований российской молодежи [Текст]/ В.Т.Лисовский // Социологические исследования. - 1998. - № 5. - С.99.
35. Лисовский, В.Т. Социальные изменения в молодежной среде [Текст]/ Т.В.Лисовский //CREDO NEW (теоретический журнал). - 2002. - №1. - С. 71.
36. Лисовский, В.Т. Социология молодежи [Текст]/В.Т.Лисовкий. – СПб.: Из-во СПб. Ун-та, 1996. – 361с.
37. Луков, В.А. Особенности молодежных субкультур в России [Текст]/ В.А. Луков// Социологическое исследование. – 2002. – №10.
38. Махмутова, Н.Н. Молодежный рынок труда [Текст]/ Махмутова Н.Н. – М.: Инфа-М, 2008.
39. Мендра, А. Основы социологии. [Текст] Учебное пособие для вузов/ Мендра А. – М.: Nota Bene, 1998. – 342с.
40. Медицинские термины [Электронный ресурс]. – Режим достапа: http://www.freecopy.su/meddict
41. Мечников, И.И. Этюды оптимизма [Текст]/ И.И.Мечников. - М.: Научное слово, 1984. – 328с.
42. Мкртчан, Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления [Текст]/ Г.М. Мкртчан// Социологические исследования. – 2005. – №2.
43. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]/ В.С.Мухина. - М.: Академия, 2000. – 480с.
44. Николаева, П.П. Молодежь в социальном пространстве России [Текст]/ Николаева П.П.. – М.: Инфа-М, 2007.
45. Новикова, С.С. Социология: история, основы, институализация в России. Целевые общности [Электронный ресурс]/С.С. Новикова. – М. – Воронеж, 2000. – Режим доступа: http://
46. Ознобкина, И.Ф. Основы социологических знаний: курс лекций [Текст]/ И.Ф.Ознобкина, В.Е.Федоринов. – Воронеж: Русская словесность, 1998. – 64с.
47. Ольшанский, Д.В. Основы политической психологии [Текст]/ Ольшанский Д.В. – Екатеринбург: Деловая книга, 2001. – 496 с.
48. Педагогика высшей школы [Текст]/ Отв. ред. член-корр. АПН СССР Ю.К.Бабанский. - Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского университета, 1972. – 272с.
49. Попова, Е.В. Истинность, правильность и адекватность как возможные характеристики нормы в морали и праве [Электронный ресурс]/ Попова Е.В. – Открытая библиотека научных сборников по гуманитарным дисциплинам. – Режим доступа: http://ms-solutions.ru/index.
50. Сборник научных трудов [Текст]. Серия «Гуманитарные науки», вып. № 10//Ставрополь: СевКавГТУ, 2003.
51. Семашко, А. Н. Художественные потребности студентов, пути и средства их формирования [Текст] (Социально-эстетическое исследование. Автореф. дисс. … канд. социол. н. – Днепропетровск, 1989. – 22 с.
52. Современная американская социология [Текст]/ Под ред. В.Н.Добренькова В.И. - М.: МГУ, 1994. – 296с.
53. Современная американская социология [Текст]/ Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 296 с.
54. Современная западная социология: Словарь [Текст]/ Сост. Ю.Н.Давыдов и др. - М.: Политиздат, 1990. - 432С.
55. Социология в России [Текст]/ Под ред. В.А.Ядова. - М.: Изд-во Института социологии РАН, 1998. – 696С.
56. Социология молодежи: Учебник [Текст]/ Под ред. В.Т.Лисовского. - СПб.: Санкт-Петербургский ун-т, 1996. - 460С.
57. Социология. Классические и современные парадигмы. Хрестоматия по социологии [Текст]/ Авт. Сост. С.А.Кравченко, М.О.Мнацаканян. – М.: АНКИЛ, 2000. – 329с.
58. Спиркин, А.Г. Сознание и самосознание [Текст]/ Спиркин А.Г. – М.:Политиздат, 1972 г. – 303 с.
59. Субкультуры и этносы в художественной жизни [Текст]/ Отв. ред. К.Б.Соколов. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1996. – 304с.
60. Философский словарь [Текст]/ Под ред. М.М.Розенталя. - М.: Политиздат, 1975. - 496С.
61. Фридланд, А.Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы [Текст]/ Фридланд А.Я.. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
62. Харчев, В.Г Основы социологии [Текст]/В. Харчев. – М.: Логос, 200. – 302с.
63. Чупров, В.И. Социология молодежи на рубеже своего тридцатилетия [Текст]/В.И. Чупров// Социологические исследования. – 1994. – №6.
64. Шубкин В. Н. Начало пути. Проблемы молодежи в зеркале социологии и литературы [Электронный ресурс]/ В.Н. Шубкин. М., Молодая гвардия, 1979. – Режим достапа: http://ecsocman.hse.ru/text/
65. Энциклопедический словарь [Текст]// Отв. ред. Ю. А. Зубок и В. И. Чупров. М: Academia, 2008. – 608 с.
2
Информация о работе АДЕКВАТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ