Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:56, дипломная работа
Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на
формирование навыков бесконфликтного поведения у детей
младшего школьного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования поведения детей
младшего школьного возраста
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить причины конфликтного поведения в группе младших школьников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинги по формированию навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.
4. Определить эффективность использования тренингов по формированию навыков бесконфликтного поведения в группе младших школьников
Введение…………………………………………………………………..3
Глава I . Теоретические основы конфликтного поведения детей
младшего школьного возраста
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей младшего школьного возраста…………………………….7
1.2. Социально – педагогические принципы и особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте …..13
1.3. Организации тренинговой деятельности социальным педагогом как форма работы с конфликтными детьми……………………24
Глава II Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе игровых тренингов
2.1.Анализ сформированности навыков бесконфликтного поведения……………………………………………………………….33
2.2. Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе
игровых тренингов…………….……………………………………..46 2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию
навыков бесконфликтного поведения…………………………...54
Заключение…………………………………..………………………….62
Список литературы……………………………………………………65
При активно включаемом
При активно включаемом не
адекватно лояльном типе
При активно включаемом
При активном не лояльном, игнорирующем
типе общения ребенок
При пассивном не включенном
типе поведения никакого
В младшем школьном возрасте
ребенку придется пройти все
перипетии отношений, прежде
1.2. Причины и особенности
Тема конфликта является одной из наиболее традиционных в исследовании интерактивного аспекта общения. Ее популярность обусловлена значительным увеличением конфликтных ситуаций в современной социальной жизни. Традиционный конфликт представляет собой открытое столкновение противоположных позиций, интересов, взглядов, мнений субъектов взаимодействия. На вербальном уровне конфликт проявляется чаще всего в споре, где каждый стремится отстоять свое мнение и доказать другому его неправоту.
Конфликт – многоуровневое,
многомерное и
Структуру конфликта
а) конфликтная ситуация объективно существует, но она не осознается, не воспринимается участниками. Конфликта как социально-психологического явления нет;
б) конфликтная ситуация объективно существует, и стороны воспринимают ее как конфликтную, однако с теми или иными отклонениями от действительности (в случае не адекватного восприятия конфликта);
в) конфликтная ситуация объективно отсутствует, но тем не менее отношения сторон ошибочно воспринимаются ими как конфликтные (случаи ложного конфликта);
г) конфликтная ситуация объективно существует и участниками более или менее адекватно воспринимается (случаи объективного конфликта).
Кроме того при анализе
Конфликты выполняют
Разрушительная (деструктивная) функция
проявляться в негативных
Созидательная (конструктивная) функция конфликта заключается в преодолении трудностей, кризисов. Положительный конфликт способствует утверждению социально-позитивных норм общения, обстановке взаимной требовательности, приводит к отказу от противоправных действий, повышению уровня организованности, улучшению психологического климата.
Диагностическая функция связана с пониманием причин возникшего противоборства, мотивов его участников.
Конфликт как социально-
Имеются различные классификации конфликтов. В зависимости от оснований выделяют реальные, ложные, иррациональные, а также внутри личностные и социальные конфликты.
Что касается конфликтов среди детей младшего школьного возраста, то уже в этом возрасте можно заметить, что отношения детей очень сложны, многоплановы и составляют целостную систему со своей внутренней структурой и динамикой развития. Так, Я.Л. Коломенский считает, что "с того самого момента, как ребенок попадает в группу сверстников, его индивидуальное развитие нельзя рассматривать вне взаимоотношений с другими членами группы. Именно здесь на основе опыта общения со сверстниками закладываются основы нравственных качеств личности". Многие зарубежные и отечественные исследователи подчеркивают необходимость изучения контактов ребенка со сверстниками. При всей очевидной важности отношений ребенка со сверстниками существует явная недооценка роли последних в формировании личности ребенка. Именно недооценка собственно детских межличностных отношений приводит к тому, что они в большинстве случаев упускаются исследователями. А в результате остаются неизученные осложнения в отношениях, глубокие, внутренние конфликты. Лишь после изучения особенностей детских отношений, специфики осложнений в них можно попытаться управлять этими осложнениями, налаживать полноценные взаимоотношения между детьми группы.
Наблюдение конфликтных ситуаций в игровой деятельности младших школьников.
Игра, являясь многоплановым, многопластовым образованием, порождает разные типы детских отношений. Так, сюжетные (или ролевые) детские отношения в игре обеспечивают профессиональную часть игры: развертывание ее сюжета, ролей (составляющих содержание этих отношений) – и представляют игровые отношения в "чистом" виде. Они становятся для ребенка не менее реальными, чем любые другие отношения с детьми.
Детские игры доступны для наблюдения, так как мы можем открыто их наблюдать и видеть отношение детей друг к другу. Но иногда у педагога может возникнуть иллюзия якобы благополучных отношений между детьми.
Так, представим себе случай, когда ребенок захватил себе роль врача в игре и реализует ее без видимых конфликтов со сверстниками. А.В. Запорожец говорил, что нередко в подобных ситуациях "за этой благопристойной картиной игры нередко скрывается весьма неприглядная ситуация. Оказывается, что, несмотря на пристойность игры в ней имеют место "безнравственные" отношения, в том смысле, что какой-то деспотический лидер захватил роль врача и лечит детей. Но дети тоже хотели бы лечить, а не лечиться, а он их держит "в узде", т.е уже не каких конфликтовестических отношений в игру не вкладывается. В результате проявляются какие-то деспотические качества у одного, а у остальных детей – приниженность. Получается безоговорочное подчинение кого-то кем-то. Самый гуманный сюжет и внешнее отсутствие конфликтов в отношениях детей отнюдь не во всех случаях свидетельствуют о формировании нравственных качеств – очень важен характер мотивов, с которыми ребенок вступает в игру.
Конфликтная ситуация перерастает в конфликт только при совместных игровых действиях ребенка и сверстников. В процессе игровой деятельности могут возникнуть два вида противоречий: рассогласование между требованиями сверстников и объективными возможностями ребенка в игре и рассогласование в мотивах игры ребенка и сверстников.
Предварительные исследования показали, что не зависимо от того, что послужило причиной психологического конфликта он может захватить и разные сферы детских отношений, и саму личность ребенка. Соответственно были дифференцированы варианты конфликта: в деловых и межличностных отношениях детей. Кроме того, был выделен внутри личностный конфликт. Так же предположили, что в психологическом конфликте возможны два этапа: неосознанный (потенциальный) и осознанный (реальный). Первому этапу соответствует скрытый характер конфликта, тогда как второму – открытый, и, наконец, могут существовать скрытые от наблюдения конфликты.
Специфика рассматриваемых конфликтов привела к необходимости уточнения содержания самого понятия внутреннего психологического конфликта прежде всего по той причине, что до сих пор не существует какого-либо дифференцированного подхода к детским конфликтам. И в педагогической и в психологической литературе применительно к младшему школьному возрасту понятие внутреннего и внешнего конфликта четко не разграничены.
Внешне очевидные
конфликты у младших
Внешние конфликты возникают в сфере деловых отношений детей, однако за ее пределы, как правило, не выходят и не захватывают более глубоких пластов – межличностных отношений. Поэтому они имеют приходящий, ситуативный характер и обычно различаются самими детьми путем самостоятельного установления норм справедливости. Внешние конфликты следует квалифицировать как полезные, они предоставляют ребенку право на ответственность, на творческое решение трудной, проблемной ситуации и выступают в качестве регулятора справедливых полноценных отношений детей. Моделирование подобных конфликтных ситуаций в педагогическом процессе может рассматриваться как одно из эффективных средств нравственного воспитания.
Внутренний психологический
конфликт между ребенком и
сверстниками возникает у