Безконфликтное поведение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 13:56, дипломная работа

Краткое описание

Цель: подобрать и апробировать игровые тренинги, направленные на
формирование навыков бесконфликтного поведения у детей
младшего школьного возраста.
Задачи:
1. На основе анализа социально – педагогической литературы выявить закономерности формирования поведения детей
младшего школьного возраста
2. Подобрать диагностический инструментарий и определить причины конфликтного поведения в группе младших школьников.
3. Подобрать и апробировать игровые тренинги по формированию навыков бесконфликтного поведения у детей младшего школьного возраста.
4. Определить эффективность использования тренингов по формированию навыков бесконфликтного поведения в группе младших школьников

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
Глава I . Теоретические основы конфликтного поведения детей
младшего школьного возраста
1.1. Социально – психологические особенности развития общения детей младшего школьного возраста…………………………….7
1.2. Социально – педагогические принципы и особенности конфликтного поведения в младшем школьном возрасте …..13
1.3. Организации тренинговой деятельности социальным педагогом как форма работы с конфликтными детьми……………………24
Глава II Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе игровых тренингов
2.1.Анализ сформированности навыков бесконфликтного поведения……………………………………………………………….33
2.2. Формирование навыков бесконфликтного поведения в процессе
игровых тренингов…………….……………………………………..46 2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы по формированию
навыков бесконфликтного поведения…………………………...54
Заключение…………………………………..………………………….62
Список литературы……………………………………………………65

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом безконфликтное поведение.doc

— 365.00 Кб (Скачать файл)

                  Социально- педагогическая работа  по формированию навыков      бесконфликтного поведения проводилась  поэтапно:

I этап- подготовительный: знакомство, усвоение правил поведения,  налаживание отношений.

II этап- основные задачи (игровые тренинги).

III этап-подведение итогов, закрепление (театрализованная игра).

На подготовительном этапе происходило накопление материала  по формированию навыков бесконфликтного  поведения. За основу был взят игровой тренинг, направленный на формирование навыков бесконфликтного поведения. Проводились беседы с социальным педагогом, психологом школы-интерната, а также с воспитателем класса.

Были изготовлены атрибуты для постановки пьесы «Колобок»:      костюмы для героев пьесы, маски, декорации для сцены: деревья, грибы, избушка, посуда.

В постановке сказки был  задействован весь класс. На подготовительном этапе происходило распределение  ролей, отрабатывалась выразительность  речи.

В процессе подготовки между  детьми устанавливались дружеские отношения, дети учились правильно себя вести, налаживать между собой отношения между собой.

На основном этапе  была проведена серия игровых  тренингов, направленных на формирование благоприятного психологического климата  в группе, а также на формирование навыков бесконфликтного поведения.

 Игровой тренинг  был избран основным средством  формирования навыков бесконфликтного  поведения в группе детей младшего  школьного возраста, так как он  позволяет в специально организованных  условиях сформировать адекватную оценку своего поведения, снизить физическую и вербальную агрессию, а также сформировать умение подчиняться, если этого требует ситуация общения.

Целью игровых тренингов  является формирование навыков бесконфликтного  поведения в группе детей младшего школьного возраста.

Задачи игровых тренингов:

    1. Формирование адекватной оценки своего поведения.
    2. Формирование умения подчиняться, если этого требует ситуация общения.
    3. Снижение уровня вербальной и физической агрессии.

В данном тренинге были использованы специальные приемы, способствующие сплочению коллектива и улучшения психологического климата в группе  детей, а также формированию навыков бесконфликтного поведения.

Первая группа занятий (2- 3) была направлена на знакомство детей  друг с другом, а также на знакомство с правилами поведения на тренинговых занятиях.

           На первых занятиях дети вели  себя агрессивно, например в упражнениях  « Змея» и «Найди друг друга», они толкали друг друга, каждый  стремился быть лучшим, дети обзывали  друг друга, не обращали внимания на просьбы одноклассников, но в заключении первой группы занятий ребята стали менее агрессивно относиться друг к другу , появился интерес к тренинговым занятиям, дети старались соблюдать правила поведения и не нарушать их.

            Вторая группа занятий (3- 4) была направлена на установление благоприятного климата в классе, а также на снижение конфликтности среди детей.

             Учащимся предлагались такие  упражнения как «Воздушный шар», «Необитаемый остров», способствующие сплочению коллектива, где каждый участник чувствовал  себя нужной и необходимой частью коллектива, занимающей определенное место и выполняющей определенную роль.

             В процессе тренинговых занятий  дети усваивали необходимые правила  поведения и старались их не забывать и выполнять. В классе изменилось отношение к тренинговым занятиям, ребята выполняли упражнения с большей ответственностью и с большим интересом чем на первых занятиях. Дети старались прислушиваться друг к другу и учились считаться с мнением каждого члена группы.

              Третья группа занятий (2- 3) была  направлена на закрепление доброжелательных  отношений в группе детей младшего  школьного возраста. Были проведены  игровые тренинги, в которых каждому  участнику приходилось действовать самостоятельно, например, игровые тренинги «Дирижер оркестра», «Путаница», «Зеркало».

               В процессе проведения тренинговых  занятий я заметила, что большинство  детей усвоили приемы правильного  общения со сверстниками, приобрели  уважительное отношение к своим одноклассникам.

               Дети, в отличии от первых занятий,  не боялись выражать свои чувства  и переживания.

                При проведении тренинговой программы  я испытывала трудности на  первых занятиях. Для детей игровой  тренинг был новым видом деятельности, ранее не известным, поэтому отношение младших школьников к игровым тренингам было разнообразным. Некоторые затуднялись поприветствовать своих одноклассников, не знали что сказать. Другие, наоборот, вели себя очень активно, пытались помочь своим одноклассникам, испытывающим трудности. Таким поведением они мешали не только мне, но и другим участникам игрового тренинга.

                Но, как я и ожидала, на следующих  занятиях ребята вели себя  более организованно, дисциплинированно, с удовольствием и с интересом выполняли новые игровые упражнения, с нетерпением ждали следующих тренинговых занятий.

                 На третьем, закрепляющем этапе  была поставлена пьеса «Колобок».  Дети придумывали, как лучше  расположить декорации на сцене, отрабатывали движения героев и  выразительность речи.

                 В процессе  подготовки к выступлению  можно было наблюдать, что ребята  вели себя менее агрессивно, у  большинства учащихся снизилась  как физическая, так и вербальная  агрессия. В ходе постановки дети советовались друг с другом, обсуждали как должен быть одет тот или иной герой сказки, как лучше вести себя на сцене.

                 Многие  участники старались соблюдать  правила поведения в классе  во время репетиций и не  нарушать дисциплину.

                  После того, как репетиции были  завершены, ребята показали пьесу  в параллельном классе. Им она  очень понравилась, и сами  участники очень старались и  волновались перед выступлением.

Хотя постановка прошла не идеально, все, в том числе и я, остались довольны выступлением и гордились собой.

                  Детям очень понравился этот  вид деятельности, и они предложили  мне поставить еще одну пьесу.   

В работе по формированию навыков бесконфликтного поведения  в группе детей младшего школьного возраста были выявлены следующие эффективные формы работы:

    • Игровой тренинг
    • Театрализованная деятельность

Совместное изготовление атрибутов для театрализованной деятельности.

Из всех проведенных  форм работы по формированию навыков  бесконфликтного поведения  в группе младших школьников наиболее эффективным был игровой тренинг. Но и другие формы работы были эффективными.

 Проведенная работа  строилась в соответствии со  следующими принципами: учитывались  имеющиеся элементарные навыки  бесконфликтного поведения, обращалось внимание на социальные условия, в которых находятся данные дети, на типы семей, в которых  они воспитываются. Также я старалась согласовывать свою работу с деятельностью социального педагога, психолога школы интерната и воспитателем класса.

Деятельность по формированию навыков бесконфликтного поведения  строилась последовательно –  от простого к сложному. Данная работа проводилась систематично, охватывала разные формы деятельности.

В своей работе я старалась  использовать как можно больше наглядного материала: демонстрировала детям некоторые упражнения, а также изготавливала с ними атрибуты для театрализованной деятельности.

В ходе работы я учитывала  уровень развития каждого ребенка, возраст детей, чтобы каждому  дать посильные для выполнения задания. Для этого я предварительно проводила  беседы с ребятами и воспитателем класса, а также проводила психологические исследования.

Проведенная совместно  с детьми игровая деятельность  способствовала формированию навыков  бесконфликтного поведения, а также  созданию благоприятной психологической обстановки  в детском коллективе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Результаты опытно – экспериментальной работы по      формированию навыков бесконфликтного  поведения.

       Цель  контрольного эксперимента определить эффективность использования игровых тренингов по формированию навыков  бесконфликтного поведения в группе младших школьников.

        Задачи контрольного эксперимента:

1. Провести повторное  диагностирование для определения  изменения уровня сформированности навыков бесконфликтного поведения.

2.Определить эффективность  используемых методов и приемов.

    Для выявления  уровня сформированности навыков  бесконфликтного поведения были  использованы диагностические методики  «Изучение коммуникативных умений»,  «Модификация теста Розенцвейга», «Несуществующее животное», «САТ», «Лесенка».

Таблица № 1  Методика «Закончи историю».

№ п/п

Имя ребенка

Критерии и показатели

Адекватная оценка своего поведения

Знание правил поведения в классе

1

Серёжа С.

Знает правила поведения в классе, реже забывает о них в конфликтных ситуациях

2

Маша Н.

Знает правила поведения  в классе, старается их соблюдать

3

Серёжа  У.

Знает правила поведения  в классе но пользуется ими только в своих интересах

4

Виталик Т.

Не совсем хорошо знает правила поведения в классе

5

Дима Д.

Знает правила поведения  в классе, но продолжает употреблять  бранные слова в конфликтных  ситуациях

6

Олег Т.

Знает правила поведения  в классе, но часто нарушает дисциплину

7

Андрей Д.

Знает правила поведения  в классе, старается их выполнять

8

Саша П.

Знает правила поведения  в классе , но продолжает о низ  забывать в конфликтных ситуациях


Проведенное диагностирование позволило выявить, что 3 человека знают  правила поведения в классе, стараются  не забывать о них в конфликтных ситуациях. 5 человек знают правила поведения в классе, но нередко о них забывают в конфликтных ситуациях.

Таблица № 2.  Методика «Изучение  коммуникативных умений».

№ п/п

Имя ребенка

Критерии и показатели

Адекватная оценка своего поведения 

Умение руководствоваться правилами  поведения в классе

1

Серёжа С

В конфликтных ситуациях  не умеет руководствоваться правилами  поведения в классе, плохо взаимодействует  со сверстниками.

2

Маша Н.

Умеет руководствоваться  правилами поведения в классе.

3

Серёжа У.

Руководствуется правилами  поведения в классе только в своих  интересах

4

Виталик Т.

Не всегда получается руководствоваться правилами поведения  в классе.

5

Дима Д.

Редко соблюдает правила  поведения в классе.

6

Олег Т.

Нарушает дисциплину, иногда старается следовать правилам поведения в классе.

7

Андрей Д.

Старается выполнять  правила поведения в классе.

8

Саша П.

Руководствуется правилами  поведения в классе только в своих  интересах.


Проведенная методика позволила  определить, что 2 человека знают правила поведения в классе, и умеют ими руководствоваться; 6 человек не всегда следуют правилам поведения, часто нарушают дисциплину в классе.

Таблица № 3.  Методика «Лесенка».

№ п/п

Имя ребенка

Критерии и показатели

Адекватная оценка своего поведения 

Адекватная самооценка

1

Серёжа С.

Ставит себя на высшую ступеньку, одноклассников ниже себя.

2

Маша Н.

Поставила себя на одном  уровне с одноклассниками.

3

Серёжа У.

Поставил себя выше всех одноклассников

4

Виталик Т.

Поставил себя на равнее с одноклассниками

5

Дима Д.

Поставил себя на равнее с остальными ребятами

6

Олег Г.

Себя поставил выше одноклассников

7

Андрей Д.

На лесенке поставил себя наравне с остальными.

8

Саша П.

На лесенке себя поставил выше всех.

Информация о работе Безконфликтное поведение