Внеурочная работа как форма обучения обществознанию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 10:06, курсовая работа

Краткое описание

Я думаю, многие со мной согласятся, что педагогический процесс целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместного творчества педагогов и школьников, цель которого создание условий для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно - неурочных занятий.
Структурная единица урочных занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, но они не всегда создают оптимальные условия для реализации творческого потенциала учащихся и учителей, их склонностей и желаний, т.е. для реализации приоритетных целей образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические аспекты………………………………………………....5
1.1 Цели и задачи внеурочной деятельности ……………………………….....6
1.2 Внеурочная работа:………………………………………………………….6
1.3 Результативность и эффекты внеурочной деятельности………………….9
1.4 Формы внеурочной учебной деятельности по обществознанию……..…12

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………….18
2.1 Роль учителя в организации внеурочной деятельности по истории и обществознанию…………………………………………………………………18
2.2 Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности …………………………………………………………………….22

Заключение………………………………………………………………………27
Список используемой литературы……………………….……………………28

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_rabota.doc

— 136.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пензенский государственный университет»

 

Педагогический институт имени В.Г. Белинского

 

 

 

 

Факультет педагогики, психологии и Кафедра «Методология науки,

социальных наук социальные теории и технологии»

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА на тему:

 

                 «Внеурочная работа как форма обучения обществознанию»

 

 

 

 

Выполнил: студент группы 10НС1

Хомяков Д.В.

 

     Проверила: ассистент кафедры МНСТиТ

Удалова Е.С.

 

Пенза 2014                                                       

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические аспекты………………………………………………....5

 1.1 Цели и задачи внеурочной деятельности ……………………………….....6

 1.2 Внеурочная работа:………………………………………………………….6

 1.3 Результативность и эффекты внеурочной деятельности………………….9

 1.4 Формы внеурочной учебной деятельности по обществознанию……..…12

 

Глава 2. Практическая часть…………………………………………………….18

2.1 Роль учителя в организации внеурочной деятельности по истории и обществознанию…………………………………………………………………18

2.2 Использование современных образовательных технологий (проектная деятельность) на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности …………………………………………………………………….22

 

Заключение………………………………………………………………………27

Список используемой литературы……………………….……………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Я думаю, многие  со мной согласятся, что педагогический процесс целесообразно рассматривать как управляемый процесс совместного творчества педагогов и школьников, цель которого создание условий для развития и социальной адаптации учащихся в системе урочно - неурочных занятий.  
Структурная единица урочных занятий - урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. Урочные занятия обеспечивают четкое планирование и организацию учебно-воспитательной работы, а также систематический контроль процесса и результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, но они не всегда создают оптимальные условия для реализации творческого потенциала учащихся и учителей, их склонностей и желаний, т.е. для реализации приоритетных целей образования. 
В проекте национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» отмечено, что главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Мне близка идея, что ребята должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научаться изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу. 
Успешная реализация вышеперечисленных позиций достижима во внеурочной деятельности. Она ориентирует педагогов и школьников на систематический творческий поиск форм и способов совместной деятельности, продуктивное сотрудничество, взаимодоверие и взаимоуважение. Внеурочная работа создает позитивные условия сотворчества в педагогическом процессе школьных учителей, учащихся, их родителей.  
Взаимодействие урочных и внеурочных занятий осуществляется посредством информационных, вещественных связей и связей развития личности (личностных).  
- Информационные связи данных видов занятий реализуются через получение, передачу и обмен информацией участниками педагогического процесса в ходе совместной деятельности. По своему характеру информация может быть учебной, научной, познавательной, организационно-трудовой, коммуникативной, этической.  
- Вещественные связи - это связи урочных и внеурочных занятий, реализуемые в форме обмена и применения конкретных материальных продуктов деятельности педагога и детей. Эти связи могут быть представлены через использование на уроках приготовленных ими подборке исторических материалов по изучаемой теме виде слайдов. Учащийся выполняют это на внеурочных занятиях. Нередко исследовательское внеурочное задание, полученное учеником, становится совместным творческим делом для него. Выполненное удачно, такое задание позитивно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональную сферу личности школьника.  
- связи развития личности (личностные) - это связи взаимодействия урочных и внеурочных занятий, реализуемые посредством развития интеллектуальной, волевой, эмоциональной сфер личности учащегося, его качеств, отношений, интересов, потребностей.  
Все это я использую в своей практике преподавания. 
Предмет "история и обществознание" создаёт благоприятную почву для урочной и внеурочной интеграции деятельности учащихся. В своей работе я использую как межпредметные, так и внутрипредметные виды интеграции: межпредметные интеграции (с географией, обществознанием, литературой, биологией) позволяют обеспечить учащимся познание целостной картины мира и взаимосвязи её частей, внутрипредметные интеграции позволяют структурировать эти понятия и конкретизировать их.  

Глава 1. Теоретические аспекты.

 

1.1 Цели и задачи внеурочной деятельности

 

Основные задачи внеурочной деятельности

 

        В  соответствии  с  федеральным  государственным  образовательным  стандартом  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  основная образовательная  программа  начального  общего  образования  реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.

Под  внеурочной  деятельностью  в  рамках  реализации  ФГОС  НОО следует  понимать  образовательную  деятельность,  осуществляемую  в  формах, отличных  от  классно-урочной,  и  направленную  на  достижение  планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Кроме  того,  внеурочная  деятельность  в  начальной  школе  позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач:

    • обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе;
    • оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
    • улучшить условия для развития ребенка;
    • учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Внеурочная  деятельность  организуется  по  направлениям  развития  личности 

  • спортивно-оздоровительное, 
  • духовно-нравственное, 
  • социальное, 
  • общеинтеллектуальное,
  • общекультурное

в  таких  формах как  экскурсии,  кружки,  секции,  круглые  столы,  конференции,  диспуты,  школьные  научные  общества,  олимпиады,  соревнования, поисковые  и  научные  исследования,  общественно полезные практики и других.

Формы  организации  внеурочной  деятельности,  как  и  в  целом  образовательного  процесса,  в  рамках  реализации  основной  образовательной  программы  начального  общего  образования  определяет  образовательное  учреждение.

Основные принципы организации внеурочной деятельности:

-учёт возрастных особенностей;

-сочетание индивидуальных и

  коллективных форм работы;

-связь теории с практикой;

-доступность и наглядность;

-включение в активную жизненную  позицию

 

Очевидны и преимущества в использовании внеурочной деятельности для

закрепления  и  практического  использования  отдельных  аспектов  содержания программ учебных предметов, курсов. [ 8, с. 99]

   

 1.2 Внеурочная работа.

Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы.  Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися  и классным руководителем с целью создания ученического коллектива.

Цель внеурочной работы в школе– развитие мотивации детей к познанию и творчеству, их адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.

Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:

  • выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в  разных видах деятельности;
  • создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в                   избранной   сфере внеурочной деятельности;
  • формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в  избранном    направлении деятельности;
  • развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей.

 

               Формы организации внеурочной деятельности:

Психофизиологические особенности ребенка седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) приводят к тому, что для детей сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.д. Кроме того, для первоклассников еще очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве, в первую очередь, игровая деятельность.

Поэтому, использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе

Направление внеурочной деятельности:

Трудно переоценить и роль спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности в создании условий для удовлетворения биологической потребности обучающихся в движении. В СанПиН 2.4.2.2821-10 предполагается, что эта потребность может быть реализована посредством ежедневной двигательной активности обучающихся в объеме не менее 2 часов. Такой объем двигательной активности может быть обеспечен за счет участия обучающихся в комплексе мероприятий: в проведении гимнастики до учебных занятий, физкультминуток на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, дней здоровья, самостоятельных занятий физкультурой.

Но, конечно, значительную часть этого объема времени (примерно от 20 до 50 процентов) может обеспечить спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности. Например, через кружок «Подвижные игры».  Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки,   в последующем закрепляются в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке и гигиенической гимнастике до уроков, физкультминутках и подвижных играх на переменах,  во время прогулок, дополнительных занятиях. 

Кружок «Растём здоровыми и сильными» ведет  психолог Куйдина А.А. Цель курса: обеспечить возможность сохранения здоровья в период обучения в школе. Она формирует у детей необходимые знания, умения и навыки  здорового образа жизни. Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, воспитание силы воли, обеспечения психического и физического саморазвития.

Спортивное направление позволяет обратить внимание ребенка на свое здоровье, научить его заботиться о своем организме, сформировать привычку к занятиям  спортом, активному досугу, научить быстро и правильно принимать решения в возникающих в жизни ситуациях. Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно быть уроком радости, открывающим каждому ребенку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма. Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся начальной школы является одной из приоритетных целей. [ 6, с. 259, 261], [ 4, с. 358]

 

1.3 Результативность и эффекты внеурочной деятельности

 

В явном виде (зафиксировано в ФГОС НОО) внеурочная деятельность взаимосвязана с программой духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования и программой коррекционной работы, хотя через планируемые результаты она связана практически со всеми разделами основной образовательной программы начального общего образования.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия обучающегося в деятельности (например, он приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика с педагогами (в рамках основного и дополнительного образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Перечисленные формы внеурочной деятельности в начальной школе способствуют  формированию:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур и народов;
  • эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни;
  • способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • умения активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • способности осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;
  • логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • способности использования начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
  • пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки;
  • значимости чтения для личного развития; формирования представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений;
  • уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • умений организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность.

Информация о работе Внеурочная работа как форма обучения обществознанию