Готовность молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2014 в 23:05, курсовая работа
Краткое описание
Социальную работу вполне можно назвать деятельностью в социальной сфере c клиентами, у которых возникли проблемы. Они связаны и с внешней сто¬роной жизни индивида (бродяжничество, алкоголизм, ин¬валидность) и внутренней (например, комплекс неполно-ценности либо завышенная самооценка, лень, жестокость, агрессивность и тому подобное). Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержание, развитие и реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, которые в единстве характеризуют жизненные силы человека.
Содержание
Введение Глава 1. Готовность молодого специалиста по социальной работе к практической деятельности как объект изучения 1.1. Особенности подготовки специалиста по социальной работе в ВУЗе 1.2. Требования к специалисту по социальной работе в реальной практике 1.3. Применение теоретических и практических знаний в самостоятельной работе с клиентом Глава 2. Исследование готовности молодого специалиста по социальной работе к самостоятельной работе с клиентом 2.1. Методика изучения готовности молодого специалиста к профессиональной деятельности 2.2. Анализ результатов социологического изучения готовности молодого специалиста по социальной работе к профессиональной деятельности 2.3. Рекомендации молодому специалисту по социальной работе в решении его профессиональных проблем Заключение Литература
Практика в структуре учебного
процесса подготовки специалистов по
социальной работе во многом используется
иначе. Она становится реально одной из
важнейших частей всего процесса обучения
специалистов в области социальной работы.
Важно иметь в виду, что практика – особая
форма учебной деятельности, как со стороны
преподавателей, так и со стороны студентов.
И преподаватель, и студент – равноправные
субъекты этой деятельности, хотя, естественно,
они имеют и специфические задачи. Так,
целью практики со стороны преподавателя
является, прежде всего: предоставить
студентам возможность соединить их теоретические
знания о социальных проблемах и формах
их решения, о социальном законодательстве
и методах социальной работы с практическим
опытом; предоставить студентам возможность
попрактиковаться в принятии решений
по конкретной социальной проблеме. Целью
практики со стороны студентов является
по преимуществу: овладение навыками оформления
соответствующих документов; участие
в работе по составлению плана решения
конкретной проблемы; включение в работу
по решению проблемы; составление отчета
о проделанной работе; овладение навыками
общения с клиентом и другое.12 Практика является, с одной
стороны, широким полем проверки всего
теоретического багажа, накопленного
студентами за время обучения в вузе, с
другой – на практике происходит более
глубокое осмысление проблем, особенности
решения которых связаны со спецификой
социальной службы, в которой проводится
практика.
Следовательно, основными особенностями
учебного процесса специалиста по социальной
работе в ВУЗе являются, во-первых, его
междисциплинарный научно-образовательный
фундамент, который включает социологические,
психологические, философские, экономические,
математические, исторические и юридические
дисциплины; во-вторых, органическое сочетание
научной и образовательной деятельности,
ориентированной на новые технологии
образования; в-третьих, причастность
к практике социальной жизни региона,
включенность в разработку и осуществление
различных социально значимых проектов.
Во время обучения и благодаря учебной
практике студенты развивают такие критерии
профессионализма специалиста по социальной
работе как высокая юридическая подготовленность,
медико-психологическая компетентность,
наблюдательность, внимание, милосердие
и любовь к человеку, высокие нравственные
качества.
В этой связи представляется
важным более подробно рассмотреть требования
к специалисту по социальной работе в
реальной практике.
1.2. Требования
к специалисту по социальной
работе
в реальной практике
Должность социального работника
и специалиста социальной работы в Российской
Федерации введена в 1991 году. В квалификационном
справочнике он наделяется разнообразными
должностными обязанностями: выявляет
на предприятиях, микрорайонах семьи и
отдельных лиц, нуждающихся в социально-медицинской,
юридической, психолого-педагогической,
материальной и иной помощи, охране нравственного,
физического и психического здоровья;
устанавливает причины возникших у них
трудностей, конфликтных ситуаций, в том
числе по месту работы, учебы и так далее,
оказывает им содействие в их разрешении
и социальную защиту; содействует интеграции
деятельности различных государственных
и общественных организаций и учреждений
по оказанию необходимой социально-экономической
помощи населению; оказывает помощь в
семейном воспитании, заключении трудовых
договоров о работе на дому женщинам, имеющим
несовершеннолетних детей, инвалидам,
пенсионерам; проводит психолого-педагогические
и юридические консультации по вопросам
семьи и брака, воспитательную работу
с несовершеннолетними детьми с ассоциативным
поведением; выявляет и оказывает содействие
детям и взрослым, нуждающимся в опеке
и попечительстве, устройстве в лечебные
и учебно-воспитательные учреждения, получении
материальной, социально-бытовой и иной
помощи; организует общественную защиту
несовершеннолетних правонарушителей,
в необходимых случаях выступает в качестве
их общественного защитника в суде; участвует
в работе по созданию центров социальной
помощи семье: усыновления, попечительства
и опеки; социальной реабилитации; приютов;
молодежных, подростковых, детских и семейных
центров; клубов и ассоциаций, объединений
по интересам и так далее, организует и
координирует работу по социальной адаптации
и реабилитации лиц, вернувшихся из специальных
учебно-воспитательных учреждений и мест
лишения свободы.13 Аналогичные функции описывает
Л.Б. Ребристова. По ее мнению, специалист
по социальной работе ведет профессиональную
практическую работу (посредничество,
консультирование, специализируемая помощь
и тому подобное) в социальных службах,
организациях и учреждениях и так далее;
оказывает социальную помощь и услуги
семьям и отдельным лицам, различным половозрастным,
этническим и подобным группам населения;
организует и координирует социальную
работу с отдельными лицами и группами
с особыми нуждами, с ограниченными возможностями,
вернувшимися из специальных учреждений
и мест лишения свободы и так далее; проводит
исследовательско-аналитическую деятельность
(анализ и прогнозирование, разработка
социальных проектов, технологий) по проблемам
социального положения населения в курируемом
районе (микрорайоне), с целью разработки
проектов и программ социальной работы;
участвует в организационно-управленческой
и административной работе социальных
служб, организаций и учреждений; содействует
интеграции деятельности различных государственных
и общественных организаций и учреждений
по оказанию необходимой социальной защиты
и помощи населению; ведет воспитательную
деятельность в социальных службах, среднеспециальных
учебных заведениях (при условии получения
дополнительного образования в этой области).14 Следовательно, специалист
по социальной работе является значимым
субъектом социального обслуживания различных
групп населения, который принимает активное
участие в полном или частичном устранении
их различных трудных жизненных ситуаций.
Профессиональная группа специалистов
по социальной работе образована людьми,
которые постоянно заняты на должностях,
непосредственно связанных с оказанием
квалифицированной социальной помощи,
нуждающимся в ней, лицам и группам или
с управлением в сфере социальной работы;
имеют определенный минимум профессиональной
подготовки в области социальной работы,
то есть прошли обучение в учреждениях
высшего профессионального образования
по профилю социальной работы либо накопили
необходимые знания, умения и навыки непосредственно
в практической деятельности; идентифицируют
себя в качестве специалистов по социальной
работе, то есть усвоили основные профессиональные
ценности, нормы, роли и реализуют их в
профессиональной и повседневной жизни.15 Данные требования являются
первоначальными и значимыми для допуска
специалиста по социальной работе к профессиональной
деятельности.
О.А. Гурина утверждает, что
профессиональная группа специалистов
по социальной работе отличается неоднородностью
и включает в себя две категории работников
разных уровней.16 Во-первых, управленцы – работники
системы социальной защиты населения
Российской Федерации, осуществляющие
функции организации и администрирования.
Можно выделить три уровня управления
в сфере социальной работы: федеральный,
региональный и локальный. Федеральный
уровень – это управленцы высшего звена
(руководители министерств и ведомств
системы социальной защиты населения
федерального уровня, Пенсионного фонда
Российской Федерации, Фонда социального
страхования Российской Федерации; начальники
отделов и специалисты указанных организаций).
В региональный уровень входят управленцы
среднего звена (руководители региональных
и муниципальных органов управления системой
социальной защиты населения; отделений
Пенсионного фонда России в субъектах
Российской Федерации, городских и районных
управлений Пенсионного Фонда России;
региональные отделения Фонда социального
страхования Российской Федерации; начальники
отделов и специалисты указанных организаций).
И, наконец, локальный (организационный)
уровень составляют управленцы низшего
звена (руководители социальных служб,
входящих в систему социальной защиты
населения, и их структурных подразделений).
Во-вторых, практики – специалисты
по социальной работе контактного уровня,
осуществляющие непосредственное взаимодействие
с клиентами по поводу предупреждения
или преодоления трудных жизненных ситуаций.
Эта категория специалистов по социальной
работе подразделяется по отраслевому
признаку: специалисты по социальной работе
учреждений системы социальной защиты
населения (комплексные центры социального
обслуживания; территориальные центры
социальной помощи семье и детям; социально-реабилитационные
центры для несовершеннолетних; центры
помощи детям, оставшимся без попечения
родителей; социальные приюты для детей
и подростков; центры психолого-педагогической
помощи населению; центры экстренной психологической
помощи по телефону; центры (отделения)
социальной помощи на дому; дома ночного
пребывания; специальные дома для одиноких
и престарелых; стационарные учреждения
социального обслуживания (дома-интернаты
для престарелых и инвалидов, психоневрологические
интернаты, детские дома-интернаты для
умственно отсталых детей, дома-интернаты
для детей с физическими недостатками);
геронтологические центры; бюро медико-социальной
экспертизы; центры занятости и другие);
специалисты по социальной работе учреждений
здравоохранения (дома ребенка, психиатрические
больницы, наркологические диспансеры
и так далее); специалисты по социальной
работе образовательных учреждений (детские
дома, дома-интернаты, специальные образовательные
учреждения и другие); специалисты по социальной
работе правоохранительных органов (подразделения
по делам несовершеннолетних, ювенальные
суды, исправительные учреждения и другие);
специалисты по социальной работе, служащие
в вооруженных силах; специалисты по социальной
работе на предприятиях, в организациях
и учреждениях (отделы социального развития).
В современный период главная
задача специалистов по социальной работе
– научиться проводить в жизнь функциональную
предназначенность тех служб, в которых
они работают, оптимально выполнять свои
задачи, опираясь на отечественный и зарубежный
опыт социальной работы.
Специфика социальной работы
заключается в том, что при решении стоящих
перед ней проблем она органически вплетается
во все формы и виды общественных отношений
и деятельности людей, прямо и косвенно
затрагивает все стороны общества. Выявление
этих проблем, их решение осуществляется,
прежде всего, через установление и поддержание
контактов с представителями государственных
служб, общественных организаций и объединений,
гражданами (клиентами), нуждающимися
в помощи, защите, поддержке, что требует,
в свою очередь, высокого развития у специалистов
по социальной работе интерсоциальных
способностей (социально-перцептивных,
интерактивных, коммуникативных) для эффективного
выполнения своих профессиональных функций.17 Содержание социальной работы
состоит в регулировании правовых, экономических
отношений человека с обществом и оказании
ему помощи и поддержки в преодолении
возникших проблем (бедность, безработица,
наркомания, правонарушения).
Современный специалист по
социальной работе – это профессионал,
глубоко разбирающийся в вопросах социальных
отношений, в правовых гарантиях граждан,
точно улавливающий нравственно-психологические
проблемы жизнедеятельности людей и способный
грамотно оказать им соответствующую
ситуации помощь. Его профессиональная
деятельность, будучи связанная с регуляцией
человеческих отношений, призвана органично
реализовывать целый ряд взаимосвязанных
специфических и достаточно сложных функций,
а именно нравственно-гуманистическую;
организационно-управленческую; информационно-коммуникативную
(в том числе рекламно-пропагандистскую);
аналитико-прогностическую; организационно-методическую;
регуляционно-профилактическую; социоинтегративную
и другие. 18 Такие требования, предъявляемые
к специалистам социальной сферы, также
существенны, так как одним из главных
направлений деятельности специалиста
по социальной работе является работа
с человеком, в основе которой лежит общение,
прежде всего в его индивидуально-личностном
выражении. Специалист социальной сферы
должен уметь выслушать и понять, объяснить
и доказать, спросить и ответить, убедить
и переубедить, создать атмосферу доверия
в беседе и делового настроя в собеседовании,
найти индивидуальный психологический
подход к клиенту, разрешить конфликт,
снять напряжение.
Профессия «специалист по социальной
работе» создана для решения социальных
проблем человека и общества, в их числе
социальные и психологические конфликты,
кризисные, стрессовые ситуации; эмоциональные
и психологические проблемы; нужда и бедность;
алкоголизм и наркомания; насилие и дискриминация;
национальные проблемы и миграция; преступление
и правонарушение; безработица и профессиональная
адаптация; жилищная проблема; опекунство,
попечительство, усыновление; родительская
жестокость и другие. 19 В связи этим профессия специалиста
по социальной работе и его мастерство
остро востребованы. Следовательно, необходим
специалист широкого профиля, владеющий
основами юридических, медицинских, психологических
знаний, в основные трудовые операции
которого входит: сбор и анализ информации
о личности; диагностика микросреды; прогноз
дальнейшего развития и социализации
личности; профилактика и социальная терапия
негативных явлений окружающей среды;
организационно-коммуникативная педагогизация
среды; охранно-правовая защита; образовательно-воспитательные
задачи; составление и ведение документации;
работа с педагогическим коллективом.20 Данная группа требований относится
именно к минимуму профессиональных знаний,
навыков и умений, полученных специалистом
в учебном заведении.
В своей практике специалист
по социальной работе выполняет различные
социальные роли. Прежде всего, он – посредник
в контексте: «человек – семья – общество»,
связующее звено между гражданином и государственно-социальными
слоями, призванными заботиться о гражданине.
Одновременно специалист по социальной
работе – защитник интересов человека,
защитник его прав и прав каждой семьи.
Также, специалист по социальной работе
должен быть участником совместной деятельности,
ведущим организатором этой деятельности.
Он своеобразный духовный наставник, который
как бы ведет человека и его семью, на протяжении
продолжительного времени осуществляет
психологическое сопровождение, заботится
о формировании общественных ценностей
в социуме. Одновременно он и социальный
терапевт, предотвращающий и разрешающий
конфликтные ситуации своих подопечных.
Специалисты по социальной
работе осуществляют сегодня свою профессиональную
деятельность в разнообразных условиях,
которые определяются факторами религии,
этничности, культуры, языка, социального
статуса, состава семьи и жизненного стиля
клиентов, взаимодействуя с индивидами
и семьями, чьи жизненные шансы могут быть
ограничены вследствие бедности, слабого
здоровья, дискриминации и инвалидности.
Таким образом, требования к
специалисту по социальной работе в реальной
практике следующие: быть постоянно занятым
на должностях, непосредственно связанных
с оказанием квалифицированной социальной
помощи лицам и группам, находящимся в
трудной жизненной ситуации, иметь профессиональную
подготовку в области социальной работы,
идентифицировать себя в качестве специалиста
по социальной работе. Квалификационным
справочником специалист по социальной
работе наделяется разнообразными должностными
обязанностями. Специалисты по социальной
работе могут входить в следующие категории
работников: управленцы высшего и среднего
звена и практики. Они трудятся в самых
разных сферах общественной жизни. Главная
задача специалистов по социальной работе
– научиться проводить в жизнь функциональную
предназначенность тех служб, в которых
они работают. Одним из главных направлений
деятельности специалиста по социальной
работе является работа с человеком, защита
его прав и интересов, а также прав каждой
семьи. Профессия «специалист по социальной
работе» создана для решения социальных
проблем человека и общества, он является
посредником в контексте: «человек – семья
– общество».
Для соотношения особенностей
подготовки специалистов по социальной
работе в ВУЗе с требованиями, предъявляемыми
к нему в профессиональной деятельности,
в следующем параграфе будет рассмотрено
применение специалистом по социальной
работе теоретических и практических
знаний в самостоятельной работе с клиентом.
1.3. Применение
теоретических и практических
знаний
в самостоятельной
работе с клиентом
Различного рода знания, которыми
обладает и профессионально владеет специалист
по социальной работе, не рядоположены
и не существуют сами по себе. Систематизация
этих знаний в целостное и подвижное образование
в самой практической деятельности обусловлена
ее направленностью, содержанием тех задач,
решение которых требует этих знаний в
их определенной взаимосвязи. Вот почему
непременным признаком профессиональной
компетентности специалиста по социальной
работе выступает умение соотнести имеющиеся
знания с целями, условиями и способами
практической деятельности. В этой ситуации
процесс накопления опыта приобретает
творческий характер, пробуждает живую
мысль, ведет от частного к общему, от практики
к теории и наоборот.21 Профессионально подготовленные
специалисты по социальной работе владеют
умениями и навыками применения в своей
практической деятельности различных
научных методов. Для достижения намеченных
целей такой специалист по социальной
работе умеет сочетать в своей деятельности
и теорию, и практику.
В функциональном назначении
любого специалиста по социальной работе
на первое место выдвигается его «умение
создавать и развивать отношения между
людьми, между человеком и его окружением»,
«умение активизировать усилия подопечных
по решению своих проблем». Социальная
работа имеет дело с человеком и его окружением,
нужные «знания развития и поведения человека»
в конкретной среде необходимы любому
и каждому специалисту по социальной работе,
кем бы ни был его клиент – ребенок или
взрослый, одинокий пенсионер или инвалид.22 Можно сказать, что психолого-педагогическая
компетентность в личностно-средовом
контексте специалиста составляет базовую
основу его функциональной грамотности,
подготовленности.
Социальная работа как профессия
направлена на человека в среде. Социальная
работа нацелена на решение всей совокупности
проблем клиента. От специалистов по социальной
работе требуется, чтобы вся их практическая
деятельность была обоснована теоретически
и проведена профессионально (с диагностикой
и соответствующим анализом ситуации).
Например, опираясь на практический
опыт специалиста по социальной работе,
работающего с инвалидами и пожилыми людьми
в доме-интернате, можно выделить следующие
характеристики специализации: способность
обеспечить допустимое и целесообразное
посредничество между личностью или семьей
престарелых, инвалидов, с одной стороны,
и обществом, различными государственными
и общественными структурами, с другой;
выполнять своеобразную роль «третьего
человека», связывающего звенья между
личностью и микросредой, личностью и
родственниками и обществом; умение влиять
на общение, отношения между людьми, на
ситуацию в микросоциуме, стимулировать,
побуждать клиента к той или иной деятельности;
умение работать в условиях неформального
общения, оставаясь за спиной, в позиции
неформального лидера, помощника, советчика,
способствующего проявлению инициативы,
активной субъектной позиции клиента;
способность соучаствовать с клиентом
в решении его проблем; умение строить
взаимоотношения на основе диалога, на
равных; коммуникабельность, экстравертность.23 Что невозможно при отсутствии
у специалиста по социальной работе определенных
теоретических знаний.