Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ наиболее важных положений о потерпевшем, изучение виктимологических аспектов преступлений и выявление основных особенностей и тенденций виктимизации населения; выработка на основе изученного материала конкретных предложений по совершенствованию профилактической деятельности в отношении потерпевших от преступления, а также положений виктимологических аспектов профилактики преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Жертва преступления и виктимность
1.1 Понятие жертвы преступления……………………………………………....7
1.2 Классификация жертв преступлений………………………………………18
1.3 Категория виктимности в современной криминологии ………………….25
Глава 2. Виктимизация несовершеннолетних и преступность: закономерности, тенденции, взаимосвязи
2.1 Общие проблемы ювенальной виктимологии …………………………….34
2.2 Возрастные особенности, особенности социализации подростков и виктимизация ……………………………………………………………………40
2.3 Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема …………………………………………………………………………54
Глава 3. Профилактика виктимности подростков: опытно-экспериментальная работа
3.1 Проблемы эффективности виктимологической профилактики с подростками ……………………………………………………………………..60
3.2 Оценка эффективности организации виктимологической профилактики с несовершеннолетними подросткового возраста на примере МБОУ «СОШ №15 п.Кулой» …………………………………………………………………..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….76
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..80

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 258.81 Кб (Скачать файл)
  1. Проведение профотбора на соответствие требованиям к должности специалиста, работающего с детьми.
  2. Привлечение специалистов к участию в методических и обучающих семинарах и тренингах по разработке и распространению инновационных технологий и форм профилактической работы с виктимными подростками.
  3. Проведение семинаров по обмену опытом со специалистами различных органов и учреждений с привлечением информации о зарубежном опыте профилактической работы с несовершеннолетними.
  4. Повышение ресурсности специалистов через курсы повышения квалификации, через внедрение в практику новых технологий работы в виктимологической профилактике, через проведение тренингов по развитию навыков эффективного общения с детьми и т.д.
  5. Улучшение материально-технической базы учреждений: выделение отдельных помещений, транспорта, разработка адекватных методических материалов, программ, методик обследования несовершеннолетних на предрасположенность подростков к виктимному поведению.
  6. Доукомплектация учреждений системы межведомственного взаимодействия соответствующими специалистами, что позволит снизить большую нагрузку с других специалистов.
  7. Организация системы тренингов и обучающих программ по проблеме эмоционального выгорания у специалистов.
  8. Совершенствование работы по раннему выявлению неблагополучных семей, семей с детьми-инвалидами, семей мигрантов, дети из которых наиболее подвержены виктимному поведению, и работы по их дальнейшему сопровождению с целью оказания разносторонней помощи и приведению таких семей к нормальному образу жизни.

Таким образом, все вышеизложенное свидетельствует о том, что в  настоящее время при осуществлении  сложных комплексных мероприятий  по предупреждению преступлений крайне важным остается дальнейшее исследование и решение теоретических и  практических вопросов в рамках виктимологии, а также совершенствование уголовного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Декларация прав ребенка (принята резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года).
  2. Конвенция о правах ребенка (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года).
  3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФЗ, от 30.12.2008 № 7-ФЗ) // Российская газета. – 21.01.2009.
  4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (принят ГД ФС РФ 08.12.1995) (ред. от 30.11.2011) // Российская газета. – 27.01.1996. - №17.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от 21.07.2011) // Российская газета. – 18.06.1996. - №113.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД 22.11.2001) // Российская газета. – 22.12.2001. - № 249.
  7. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 №124-ФЗ (ред. от 17.12.2009) // Российская газета. – 05.08.1998. - №147.
  8. Об отдельных мерах по защите нравственности и здоровья детей в Архангельской области: Областной закон от 15.12.2009 №113-9-ОЗ (принят Архангельским областным Собранием депутатов) (Постановление от 09.12.2009 года №330).
  9. Бафия, Е. Проблемы криминологии: диалектика криминогенной ситуации. – М.: Юрид. лит, 1995.
  10. Варчук, Татьяна Васильевна. Виктимология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Т.В. Варчук, К.В. Вишневецкий; под ред. С.Я. Лебедева. – М.: ЮНИТИ – ДАНА: Закон и право, 2008. – 191 с.
  11. Землюков, С.В. Преступный вред: теория, законодательство, практика. – М.: 1993.
  12. Клейберг, Ю.А. Социальная психология девиантного поведения: Учебное пособие. – Спб., 2005.
  13. Ковалев, А.Г. Психология личности. 2-е изд. – М., 1965.
  14. Кон, И.Г. Вкус запретного плода: Сексология для всех. – М., 2000.
  15. Коновалов, В.П. Изучение потерпевших с целью совершенствования профилактики правонарушений. – М.: ВНИИ МВД, 1999.
  16. Криминология: учеб. пособие / Г.И. Богуш, О.Н. Ведерникова, М.Н. Голоднюк [и др.]; науч. ред. Н.Ф. Кузнецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2012. – 496 с.
  17. Курс советской криминологии: Предмет. Методология. Преступность и ее причины. Преступник. – М.: Юрид. лит., 1985.
  18. Малкина-Пых, И.Г. Психология поведения жертвы. – М.: Изд-во Эксмо, 2006. – 1008с.: ил. – (справочник практического психолога).
  19. Мансуров, Н.С. Социальные и общественно-психологические причины отклоняющегося поведения подростков. – М.: 2002.
  20. Михайлов, А.Е. Криминологические проблемы борьбы с некорыстной насильственной преступностью. – К., 1996.
  21. Мудрик, А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: 2007. – 342с.
  22. Мустафаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: Учеб. для студентов пед.вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Акад.проект, 2002.
  23. Рафшнайдер, Т.Ю. Социализация девиантных подростков в общеобразовательной школе: Методическое пособие / М.: 2008.
  24. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст: Проблема становления личности / Пер. с нем. Лойдиной Г.И.: Под ред. Гудковой Т.А. – Мир, 2000. – 319с.
  25. Ривман, Д.В. Криминальная виктимология. – СПб.: Питер, 2002. – 304с. – (Серия «Учебники для вузов).
  26. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. Ред. Галагузовой М.А. – М.: Владос, 2005. – 415 с.
  27. Сидоров, Б.В. Поведение потерпевших от преступления и уголовная ответственность. – Казань, 1998.
  28. Туляков, В.А. Виктимология: Монография. – Киев, 2003. – 148с.
  29. Ягофаров, Д.А. Несовершеннолетний как жертва противоправного поведения / Основы государства и права. – М., 2004.
  30. Алехно, Л.А., Семенов, Е.Н. Из опыта работы участковой социальной службы // Отечественный журнал социальной работы. – 2005. - №3.
  31. Гилинский, Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. – 1991. - №4. – С.72-73.
  32. Кормщиков, В.М. Изучение механизмов влияния неблагополучной семьи на формирование личности несовершеннолетнего – важное условие профилактики правонарушений // Личность правонарушителя и проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. – М.: 2000.
  33. Кочеткова, С.В. Опыт анализа насилия в семье // Российская юстиция. – 2001. - №3.
  34. Иванцова, А. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних // Воспитание школьников. – 2000. - №7.
  35. Ривман, Д.В. К вопросу о социально-психологической типологии потерпевших от преступления // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью: Сб. науч. трудов. – Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. ун-та, 1981. – С.12.
  36. Ривман, Д.В. О некоторых понятиях криминальной виктимологии // Виктимологические проблемы борьбы с преступностью: Сб. науч. трудов. – Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. ун-та, 1982. – С.16.
  37. Виктимное поведение и правонарушения в молодежной среде: // www.volgaadmin.ru/istoki/progr.htm

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                        Приложение А

Анкета для подростков

Дорогой друг!

Предлагаем тебе искренне и правдиво ответить на вопросы этой анкеты. Пожалуйста, прочитай вопросы и предлагаемые к ним ответы. Выбрав вариант ответа, который тебе больше подходит, обведи букву, стоящую рядом с ним, или впиши свой вариант ответа в свободную строчку. Конфиденциальность гарантируется.

Заранее благодарим тебя за внимание и участие!

1.Твой возраст___________

2.Твой пол_______________

3. Я считаю себя достаточно  взрослым, чтобы быть ответственным  за ВСЕ свои действия:

а) Да;

б) Скорее да чем нет;

в) Несу ответственность  за ряд своих действий, а не за все.

4. Я считаю себя достаточно  информированным человеком, чтобы  во всех ситуациях поступать  осмотрительно: 

а) Абсолютно верно;

б) Отчасти это правильно;

в) Скорее это не так.

5. Мне нравится брать ответственность  на себя:

а) Стараюсь отвечать только за свои действия;

б) Стараюсь отвечать за других людей;

в) Стараюсь никогда не брать на себя дополнительной ответственности.

6. Моя личная безопасность это: 

а) Только мое личное дело;

б) Мое личное дело, а  также забота моих родителей;

в) О моей безопасности должны заботиться специальные властные структуры (полиция, прокуратура, армия и т.д.).

7. Моими сильными сторонами в плане личной безопасности являются:

а) Физическая подготовка;

б) Наличие «плана личной безопасности»;

в) Наличие и владение техническими средствами безопасности.

8.Как часто тебе самому приходилось  быть жертвой агрессии или  насилия?

а) Часто;

б) Иногда;

в) Редко;

г) Никогда.

9. При каких обстоятельствах  ты оказывался жертвой насилия?

а) Конфликт дома;

б) Конфликт в школе  с учениками;

г) Конфликт в школе  с учителями;

д) Отношения на улице;

е) Ситуация в кружке, спортивной секции и т.д.;

ж)Другое (напиши)__________________________________________________________________

10. Каким способом ты обычно реагируешь на ситуацию насилия в отношении тебя?

а) Пытаюсь уйти от обидчика;

б) Проявляю агрессию в  ответ;

в) Выполняю требования обидчика;

г) Стараюсь смириться  с ситуацией;

д) Обращаюсь за помощью  к близким людям;

е) Обращаюсь в правоохранительные органы;

ж) Другое (напиши)__________________________________________________________________

11. Как ты реагируешь, если видишь, что совершается насилие в отношении другого человека?

а) Старюсь в этот момент думать о своей безопасности;

б) Никак не реагирую;

в) Если есть возможность, сообщаю о насилии в специальные  службы (полиция и т.д.).

12. Доверяешь ли ты органам правопорядка в помощи лично тебе в случае наступления опасных обстоятельств?

а) Стараюсь все проблемы решать самостоятельно без помощи органов  правопорядка;

б) Прибегаю к помощи органов  правопорядка при первой возможности;

в) Прибегаю к помощи органов  правопорядка только в случаях крайней  необходимости.

13.Чем ты предпочитаешь заниматься в свободное от учебы время?

а) чтение книг;

б) общение с друзьями;

в) остаюсь дома;

г) что-то другое (напиши)________________________________________________________________

14. Посещаешь ли ты ночные дискотеки, клубы?

а) да;

б) нет;

в) другое (напиши)_____________________________________________________________________

15.Часто ли ты попадаешь в ситуации, которые приводят тебя в замешательство?

а) очень часто;

б) часто;

в) иногда;

г) редко;

д) что-то другое (напиши)_______________________________________________________________

16.Помогают ли тебе родители в решении сложных для тебя проблем?

а) да;

б) нет;

в) что-то другое (напиши)_______________________________________________________________

17. Ты часто испытываешь чувство тревоги, опасности?

а) очень часто;

б) часто;

в) иногда;

г) редко.

18. Как поздно ты приходишь домой с вечеринок, с прогулок от друзей и т.д.?

а) в 21.00;

б) в 22.00;

в) в 23.00;

г) в 24.00;

д) бывает, что не прихожу ночевать;

е) что-то другое (напиши)_______________________________________________________________

19.Какие у тебя отношения с родителями?

а) доверительные (дружеские);

б) иногда делитесь своими переживаниями;

в) ничего им не рассказываете;

г) что-то другое (напиши)_______________________________________________________________

20. Насколько ты считаешь себя  самостоятельным? Почему?___________________________

21. Проводится ли с вашим классом  работа по предупреждению попадания  в трудные жизненные ситуации?

а) да (переход к вопросу  № 22,23, 24);

б) нет (переход к вопросу  № 24).

22. Кто проводит с вами работу  по предупреждению попадания  в трудные жизненные ситуации:

а) классный руководитель;

б) социальный педагог;

в) другие учителя;

г) инспектор по делам  несовершеннолетних;

д) родители;

е) другое (напиши)____________________________________________________________________

23. Оцените эффективность проводимой  с вами работы по предупреждению  попадания в трудные жизненные  ситуации по 5-ти бальной шкале 

1----2----3----4----5

24. Считаешь ли ты необходимым проведение с вами классных часов, бесед, дискуссий, мероприятий по предупреждению попадания в трудные жизненные ситуации:

а) да, это для меня необходимо и мне интересно;

б) нет, я считаю себя самостоятельным  и никогда не попаду в такую  ситуацию;

в) другое (напиши) __________________________________________________________________

Благодарим за помощь!

Приложение Б

Анкета для родителей

Уважаемые родители, мы просим Вас  искренне и правдиво ответить на вопросы  этой анкеты. Цель анкеты: выявление склонности подростков к попаданию в виктимогенные ситуации (в трудные жизненные ситуации). Пожалуйста, прочитайте вопросы и предлагаемые к ним ответы. Выбрав вариант ответа, который Вам больше подходит, обведите букву, стоящую рядом с ним, или впишите свой варианта ответа в свободную строчку. Конфиденциальность гарантируется.

Заранее благодарим Вас за внимание и участие!

Ваш пол _________________

Ваш возраст ______________

Возраст Вашего ребенка (детей) ____________________

1.Ваш ребёнок в свободное  от учебы время предпочитает заниматься:

а) чтением книг;

б) общаться,  гулять с  друзьями;

в) проводить время дома в одиночестве;

г) проводить время дома с друзьями;

д) проводить время дома с кем-то из родственников;

е) другое __________________________________________________________________

2.Вы влияете на выбор друзей  Вашего ребенка?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

г) другое _________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы друзей Вашего  ребенка?

а) знаю лично или их родителей;

б) не знаю;

в) мне все-равно с  кем он дружит.

4.Ваш ребенок посещает ночные  дискотеки, клубы?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

5.Ваш ребенок часто попадает в ситуации, которые приводят его в замешательство?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

г) ничего про это не знаю.

6.Ваш ребенок часто обращается к вам за советом?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

7.Вы помогаете своему ребенку в решении сложных для него проблем

а) да, всегда стараюсь ему  помочь;

б) нет, он самостоятельный  и сможет сам все решить;

в) нет, мне некогда заниматься подобными пустяками;

г) другое__________________________________________________________________

8. Как часто Вашему ребенку приходилось быть жертвой агрессии или насилия?

а) часто;

б) иногда;

в) редко;

г) никогда.

9. При каких обстоятельствах он оказывался жертвой насилия?

а) конфликт дома;

б) конфликт в школе  с учениками;

г) конфликт в школе  с учителями;

д) отношения на улице;

е) ситуация в кружке, спортивной секции и т.д.;

ж) другое ________________________________________________________________

10. Каким способом, по вашему мнению, Ваш ребенок обычно реагирует на ситуацию насилия в отношении него?

а) пытается уйти от обидчика;

б) проявляет агрессию в ответ;

в) выполняет требования обидчика;

г) старается смириться  с ситуацией;

д) обращается за помощью  к близким людям;

ж) обращается за помощью  к педагогам;

з) обращается в правоохранительные органы;

и) другое_________________________________________________________________

11. Как, по Вашему мнению, реагирует Ваш ребенок, если видит, что совершается насилие в отношении другого человека?

а) Старается в этот момент думать о своей безопасности;

б) Никак не реагирует, он предпочитает не вмешиваться в  ситуацию;

в) Если есть возможность, сообщает о насилии в специальные  службы (полиция и т.д.);

г) сообщает о насилии  мне, а я решаю, что делать дальше.

12. Доверяете ли Вы органам правопорядка в помощи лично Вам в случае наступления опасных обстоятельств для Вашего ребенка?

а) Стараюсь все проблемы решать самостоятельно без помощи органов  правопорядка;

б) Прибегаю к помощи органов  правопорядка при первой возможности;

в) Прибегаю к помощи органов  правопорядка только в случаях крайней  необходимости.

13. Как поздно Ваш ребенок приходит домой?

а) с 18.00-20.00;

б) с 20.00-22.00;

в) с 22.00-24.00;

г) бывает, что не приходит ночевать;

д) другое_________________________________________________________________

14.Ваш ребенок часто прислушивается к вашим советам?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

15.Вы замечали присутствие у Вашего ребенка чувства тревоги, опасности?

а) да;

б) иногда;

в) нет;

г) другое__________________________________________________________________

16.Как много времени Вы проводите вместе с ребенком?

а) все своё свободное  время;

б) стараюсь уделить ему  внимание в выходные и праздники;

в)  у меня очень мало свободного времени для общения  с ребенком;

в) он уже взрослый, общение  со мной ему заменяет общение с  друзьями;

г) другое __________________________________________________________________

17.Какие у Вас отношения с ребенком?

а) доверительные (дружеские);

б) иногда делится своими переживаниями;

в) он ничего мне не рассказывает;

г) другое __________________________________________________________________

18.Можете Вы назвать своего ребенка самостоятельным?__________________

Почему? ____________________________________________________________________

19. Проводится ли с Вашим ребенком работа по предупреждению попадания в трудные жизненные ситуации?

а) да (переход к вопросу  № 20, 21, 22);

б) нет (переход к вопросу  № 22).

20. Кто проводит с Вашим ребенком работу по предупреждению попадания в трудные жизненные ситуации:

Информация о работе Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход