Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2013 в 09:53, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: анализ наиболее важных положений о потерпевшем, изучение виктимологических аспектов преступлений и выявление основных особенностей и тенденций виктимизации населения; выработка на основе изученного материала конкретных предложений по совершенствованию профилактической деятельности в отношении потерпевших от преступления, а также положений виктимологических аспектов профилактики преступности.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………3
Глава 1. Жертва преступления и виктимность
1.1 Понятие жертвы преступления……………………………………………....7
1.2 Классификация жертв преступлений………………………………………18
1.3 Категория виктимности в современной криминологии ………………….25
Глава 2. Виктимизация несовершеннолетних и преступность: закономерности, тенденции, взаимосвязи
2.1 Общие проблемы ювенальной виктимологии …………………………….34
2.2 Возрастные особенности, особенности социализации подростков и виктимизация ……………………………………………………………………40
2.3 Профилактика виктимности подростков как социально-педагогическая проблема …………………………………………………………………………54
Глава 3. Профилактика виктимности подростков: опытно-экспериментальная работа
3.1 Проблемы эффективности виктимологической профилактики с подростками ……………………………………………………………………..60
3.2 Оценка эффективности организации виктимологической профилактики с несовершеннолетними подросткового возраста на примере МБОУ «СОШ №15 п.Кулой» …………………………………………………………………..64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….76
ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………..80

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.docx

— 258.81 Кб (Скачать файл)

а) классный руководитель;

б) социальный педагог;

в) другие учителя;

г) инспектор по делам  несовершеннолетних;

д) я сам провожу подобную работу;

е) другое _______________________________________________________________

21. Оцените эффективность проводимой с Вашим ребенком работы по предупреждению попадания в трудные жизненные ситуации по 5-ти бальной шкале

1----2----3----4----5

22. Считаете ли Вы необходимым проведение с Вашим ребенком классных часов, бесед, дискуссий, мероприятий по предупреждению попадания в трудные жизненные ситуации:

а) да, это для него это  необходимо и будет ему интересно;

б) нет, я считаю его  самостоятельным, он никогда не попадет  в такую ситуацию;

в) другое_________________________________________________________________

Благодарим за помощь!

 

 

 

Приложение В

Совмещенная таблица результатов  анкетирования подростков

и их родителей

Вопрос анкеты для подростка

Полученные данные

Вопрос анкеты для родителей

13. Чем ты предпочитаешь  заниматься в свободное от  учебы время?

  1. Ваш ребенок в свободное от учебы время предпочитает заниматься:

Среди респондентов, как со стороны подростков (30 человек или 55%), так и со стороны родителей (38 человек или 84%), при ответе указали, что в свободное от учебы время подростки предпочитают общаться, гулять с друзьями. Шестеро подростков (11%) и трое родителей (7%) считают, что подростки после учебных занятий проводят время в одиночестве. Трое подростков (5%) и двое взрослых (4%) отметили вариант «чтением книг». Из числа родителей шесть человек (13%) отметили вариант «проводить время дома с друзьями», пять человек (11%) – «проводить время с кем-то из родственников».

Примечательно, что и родители, и дети, выбрав вариант «другое», отметили, что вечера подростки проводят за компьютером, играя в игры, общаясь  в социальных сетях. Данный факт говорит  о том, что даже дома ребенок не находится в безопасности, может  стать жертвой мошенников, педофилов, находящихся в этот момент в сети Интернет. Лишь немногие респонденты  указали, что ребята посещают кружки, секции, где они находятся под  полным контролем взрослых, и проводят время с пользой для себя, а  не проводят время в сомнительных компаниях.

Из полученных результатов  можно сделать выводы, что в  свободное от учебы время современные  подростки предпочитают общаться, гулять с друзьями. Нахождение ребенка на улице без присмотра взрослых может спровоцировать преступное нападение  на него с различными целями (изнасилование, побои и т.д.) как со стороны  других взрослых, так и со стороны  сверстников.

14. Посещаешь ли ты ночные  дискотеки, клубы?

4. Ваш ребенок посещает  ночные дискотеки, клубы?

На поставленный вопрос большинство  несовершеннолетних двадцать восемь человек (51%) ответили, что иногда посещают дискотеки, причем не всегда с родителями. Восемнадцать человек (33%) уверенно заявили, что посещают подобные заведения и мероприятия. Только девять респондентов (16%) выбрали  вариант «нет». Из ответов можно  сделать вывод, что подростки 5-7 классов  уже посещают дискотеки и клубы  для взрослых, где всегда встречаются  лица в алкогольном, наркотическом  опьянении, где происходят конфликты, драки, т.е. присутствует реальная возможность  стать жертвой того или иного  преступления.

Примечательно, что законные представители дали абсолютно противоположные  ответы: «нет» выбрали сорок респондентов (89%), твердо ответили «да» трое респондентов (7%), «иногда» с пометкой «с родителями» - двое респондентов (4%). Можно предположить, что родители в силу своей занятости  на работе, устройством личной жизни  не всегда должным образом уделяют  внимание своим детям, отсюда следует  такая разница в ответах.

15. Часто ли ты попадаешь  в ситуации, которые приводят  тебя в замешательство?

 

5. Ваш ребенок часто  попадает в ситуации, которые  приводят его в замешательство?

Исходя из представленных графиков видно, что большинство  респондентов (30 взрослых или 67%; 27 подростков или 49%) указали, что современным  подросткам иногда доводится попадать в ситуации, которые приводят их в замешательство. Это могут быть конфликты со сверстниками, с родителями, насильственные действия с их стороны, со стороны посторонних людей. Четверо  подростков (7%) выбрали вариант «часто»  и один человек (2%) очень часто. «Да» ответили двое родителей. Результатом  этого могут стать тревожность, различные стрессовые состояния  и т.д. Главное в подобных ситуациях  – помощь родителей, специалистов учреждений, органов, служб, которые на ранних стадиях  появления подобных симптомов смогут распознать проблему и найти пути выхода из нее.

Один взрослый полагает (2%), что его ребенок никогда не попадает в подобные ситуации, что, вероятно, можно объяснить чрезмерной занятостью на работе, не знанием своего ребенка и т.д.

16. Помогают ли тебе  родители в решении сложных  для тебя проблем?

 

7. Вы помогаете своему  ребенку в решении сложных  для него проблем?

Большая часть респондентов (34 подростка или 62%; 36 родителей или 80%) указали на то, что родители помогают своим несовершеннолетним детям  решать сложные для них проблемы, которые могут вызывать предрасположенность  стать жертвой преступления. Четверо  законных представителей (9%) не оказывают  поддержку своему ребенку, на это  же указывают и одиннадцать подростков (20%). Одной из причин такого поведения  родителей может являться чрезмерная занятость родителей на работе, устройством  собственной жизни. Иногда родители считают подростков вполне самостоятельными, чтобы самим справиться со сложившейся  сложной ситуацией. Пятеро респондентов со стороны родительской общественности (11%) и десять подростков предложили свой вариант ответа «если я их об этом прошу», «если он меня об этом просит». Родители должны знать проблемы ребенка, предчувствовать их появление, а не ждать от ребенка просьбы  о помощи, возможно тогда несовершеннолетние станут реже попадать в трудные для  них ситуации.

8. Как часто тебе самому  приходилось быть жертвой агрессии  или насилия?

 

           
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

8. Как часто Вашему  ребенку приходилось быть жертвой  агрессии или насилия?

 

 

Тридцать один подросток (56%) указали на то, что им самим  редко приходилось быть жертвой  агрессии или насилия. Этого же варианта ответа придерживается и восемь родителей (18%). Большинство взрослых остановились на варианте «никогда» (27 человек или 60%). Такой же вариант выбрали восемь подростков (15%). Для нас интересны  также полученные данные по другим вариантам: «иногда» - 13 подростков (24%), 10 родителей (22%); «часто» - 8 подростков (5%). Таким образом, современные дети, пусть и редко или иногда, все  же становятся жертвами насилия или  агрессии. Это служит доказательством  того, что наша работа, действительно, актуальна и будет полезной в  повседневной деятельности различных  учреждений, органов и служб.

9. При каких обстоятельствах  ты оказывался жертвой насилия?

 

 

9. При каких обстоятельствах  он оказывался жертвой насилия?

Как видно из представленного  выше графика, большая часть респондентов считает, что подростки становятся жертвой насилия в результате отношений на улице (21 подросток  или 38%, 10 взрослых или 22%), а также  в результате конфликта в школе  с учениками (23 подростка или 29 %, 10 взрослых или 22%). Довольно большой  процент заслужил вариант «конфликт  дома» (8 подростков или 15%, 8 родителей  или 18%). Действительно, по данным статистики, подростки чаще всего становятся жертвами различных преступлений именно во время нахождения на улице, в результате конфликтов с учениками образовательного учреждения, где обучается ребенок, большой процент среди несовершеннолетних, ставших жертвами насилия со стороны  близких родственников (отца, матери, бабушки, дедушки, дяди, тети, брата, сестры и т.д.). Поэтому наша задача состоит  в разработке рекомендаций, как вести  себя в подобных ситуациях, и как  их не допустить. «Конфликт в школе  с учителями» - семеро подростков (13%), один родитель (2%), «ситуация в кружке, спортивной секции» - пятеро подростков (9%), один родитель (2%).

10. Каким способом ты  обычно реагируешь на ситуацию  насилия в отношении тебя?

10. Каким способом, по Вашему  мнению, Ваш ребенок обычно реагирует  на ситуацию насилия в отношении  него?

На вопрос «каким способом подросток обычно реагирует на ситуацию насилия в отношении него»  мнения разошлись следующим образом: «проявит агрессию в ответ» - 23 подростка  или 42%, 13 взрослых или 29%, «попытается  уйти от обидчика» - 17 детей или 31%, 11 взрослых или 24%, «обратится за помощью  к близким людям» - 9 детей или 16%, 13 взрослых или 29%, «старается смириться  с ситуацией» - 7 детей или 13%, 5 взрослых или 11%. Примечательно, что только один человек (2%) среди подростков и ни одного родителя, считают, что подросток  обраться в правоохранительные органы, которые на самом деле являются действенной  и реальной помощью в разрешении сложных жизненных ситуаций, возникших  на пути подростка. В тоже время проявление агрессии в ответ на выпады обидчика, а равно, как и уход от обидчика могут лишь усугубить ситуацию. Двое подростков (4%) предпочли вариант  «другое», указав что они игнорируют обидчика.

11. Как ты реагируешь, если  видишь, что совершается насилие  в отношении другого человека?

11. Как, по Вашему мнению, реагирует Ваш ребенок, если  видит, что совершается насилие  в отношении другого человека?

Когда подростки видят, что  совершается насилие в отношении  другого человека, то их реакция, по мнению опрошенных респондентов, следующая: сообщают родителям, а те решают, что  делать дальше – 25 родителей (55%); если есть возможность, сообщают в специальные службы (полиция, прокуратура и т.д.) – 7 родителей (15%) и 27 подростков (49%). Стараются в этот момент думать, в первую очередь, о своей безопасности – 15 подростков (27%) и 8 родителей (17%). Некоторые из опрошенных считают, что подростки никак не реагируют на данную ситуацию, а предпочитают не вмешиваться в ситуацию – 8 подростков (15%) и 5 родителей (10%). Иногда в подобной ситуации, действительно, необходимо думать о своей безопасности, не вмешиваться в ситуацию, сообщать о произошедшем либо в правоохранительные органы, либо родителям. Это защитит ребенка от возможности самому стать жертвой насилия. Двое представителей родительской общественности и пятеро несовершеннолетних обозначили свой вариант ответа, указав, что дети в подобной ситуации постараются помочь тому человеку, в отношении которого совершается насилие, что влечет опасность причинения насильственных действий и тому, и другому.

12. Доверяешь ли ты органам  правопорядка в помощи лично  тебе в случае наступления  опасных обстоятельств?

12. Доверяете ли Вы органам  правопорядка в помощи лично  Вам в случае наступления опасных  обстоятельств для Вашего ребенка?

Как видно из представленной гистограммы и дети, и родители «стараются все проблемы решать самостоятельно без помощи органов правопорядка» - 28 подростков (51%) и 25 родителей (56%); остановились на ответе «прибегаю к помощи органов  правопорядка только в случаях крайней  необходимости» - 24 подростка (44%) и 16 родителей (35%). Эта ситуация приводит к замалчиванию проблем, к появлению латентных  преступлений в отношении несовершеннолетних, возникновению стрессовых ситуаций, психических расстройств и т.д. у подростков-жертв преступлений. Прибегают к помощи органов правопорядка при первой возможности лишь трое подростков (5%) и четверо взрослых (9%).

18. Как поздно ты приходишь  домой с вечеринок, с прогулок, от друзей?

13. Как поздно Ваш ребенок  приходит домой?

В данном вопросе нас интересовали те ребята, которые приходят с улицы  после 22.00, т.е. после так называемого  «комендантского часа», и таковых  оказалось не мало. Это потенциальные  жертвы различных преступных посягательств, которые чаще всего совершаются  в темное время суток. В 22.00 приходят домой девять учеников (16%), 23.00 появляются дома трое учащихся (5%), в 00.00 – один человек (2%), трое (5%) заявили, что бывают такие ситуации, что они вообще не приходят ночевать. Интересен тот  факт, что опрошенные родители заявляют, что их дети появляются дома в период с 18.00 до 20.00 – 24 человека (53%), в период с 20.00 до 22.00 – 20 человек (43%).

17. Ты часто испытываешь  чувство тревоги, опасности?

15. Вы замечали присутствие  у Вашего ребенка чувства тревоги,  опасности?

Из представленных выше гистограмм можно сделать следующие выводы: современным подросткам, по мнению большого числа респондентов, иногда приходится испытывать чувство тревоги, опасности, т.е. им приходится оказываться в трудных жизненных ситуациях, в том числе и жертвами преступлений – на это указали 24 взрослых (53%) и 20 подростков (36%). Хотя большинство подростков, полагают, что они редко испытывают подобные чувства – 34 человека (62%). Отсюда следует отсутствие страха перед непредвиденными обстоятельствами, присутствие чувства «взрослости», и возможность оказаться жертвой преступления.

19.Какие у тебя отношения  с родителями?

17. Какие у Вас отношения  с ребенком?

На поставленный вопрос большинство  респондентов указали, что подростков и их родителей связывают доверительные (дружеские) отношения – 29 подростков (52%) и 28 родителей (63%). «Иногда делятся  своими переживаниями» - 13 подростков (24%) и 15 родителей (33%). Это позволяет  сделать вывод, что в случае попадания  несовершеннолетнего в сложные  ситуации, большинство из них будет  услышано в родных семьях, что ускорит  разрешение проблемы и улучшение  ситуации. Довольно большой процент  несовершеннолетних указали, что ничего не рассказывают ничего родителям – 13 человек (24%), с этим согласились  двое родителей (4%). Эта же ситуация приведет к усложнению ситуации и  возникновению неблагоприятных  последствий как для семьи, так  и для ребенка в ней.

20. Насколько ты считаешь  себя самостоятельным? Почему?

18. Вы можете назвать  своего ребенка самостоятельным?  Почему?

Интересен тот факт, что  большинство опрошенных нами подростков (37 человек или 67%) считают себя абсолютно  самостоятельными, аргументируя свой ответ следующими высказываниями: «я сам хочу все решать, чтобы мне  никто не говорил, что мне делать, это моя жизнь и мне ее строить»; «я редко обращаюсь к родителям, все пытаюсь решить сам»; «могу  сама отвечать за свои поступки»; «могу  сама выходить из сложных ситуаций»»; «могу сама за себя постоять или  за других».

Одиннадцать человек (20%) ответили, что на данный момент они являются не самостоятельными, т.к.: «я еще многого  не знаю в этой жизни и прислушиваюсь  к родителям»; «все время спрашиваю  маму, как поступить» и т.д.

Семеро (13%) написали, что  они еще не совсем самостоятельны, потому что «являюсь несовершеннолетним»  и т.д.

Большинство опрошенных нами родителей (25 человек или 56%) также  считают своих детей подросткового  возраста самостоятельными, указывая на такие обстоятельства, как: «старается все делать сама, без нашей помощи»; «может при необходимости обойтись без помощи взрослых»; «все необходимое  может сделать сама»; «в трудной  ситуации могу положиться на нее» и  т.д.

Двенадцать родителей (27%) не считают своих детей самостоятельными, т.к. «нуждается в постоянном контроле, так как переходный возраст вызывает неадекватные ситуации» и т.д.

Относительно самостоятельными признают своих детей восемь человек (17%), потому что они «не всегда могут себя защитить».

21. Проводится ли с вашим  классом работа по предупреждению  попадания в трудные жизненные  ситуации?

19. Проводится ли с Вашим  ребенком работа по предупреждению  попадания в трудные жизненные  ситуации?

Примечательно, что на поставленный вопрос о том, проводится ли с современными подростками работа по предупреждению попадания в трудные жизненные  ситуации, большинство респондентов указали – «да» - 44 родителя (98%), 50 подростков (91%); один родитель (2%) и пятеро подростков (9%) считают, что подобной работы не ведется.

22. Кто проводит с вами  работу по предупреждению попадания  в трудные жизненные ситуации?

20. Кто проводит с Вашим  ребенком работу по предупреждению  попадания в трудные жизненные  ситуации?

Из представленной выше гистограммы  следует, что основной объем работы по предупреждению попадания в трудные  жизненные ситуации с подростками  проводят сами родители (подростки  – 24 человека или 43%; родители – 35 человек  или 77%), а также классный руководитель (подростки – 41 человек или 74%; родители – 28 человек или 77%).  Чуть меньший  процент набрали варианты «социальный  педагог», «инспектор по делам несовершеннолетних», а также другие учителя. Примечательно, что и родители, и дети указали, что подобную работу проводит также  администрация школы на линейках.

23. Оцените эффективность  проводимой с вами работы по  предупреждению попадания в трудные  жизненные ситуации по 5-ти бальной  шкале

 

1---2---3---4---5

21. Оцените эффективность  проводимой с Вашим ребенком  работы по предупреждению попадания  в трудные жизненные ситуации  по 5-ти бальной шкале

В целом, по мнению опрошенных подростков и их родителей, средней  оценкой эффективности проводимой с подростками работы по предупреждению попадания в трудные жизненные  ситуации, а равно как в возможности  совершения в отношении них преступления, выступило число 3, которое мы получили, сложив указанные респондентами оценки и разделив их на количество участвующих в опросе. Это довольно высокий показатель, позволяющий судить о низкой эффективности проводимых специалистами мероприятий с каждым конкретным подростком.

24. Считаете ли ты необходимым  проведение с вами классных  часов, бесед, дискуссий, мероприятий  по предупреждению попадания  в трудные жизненные ситуации?

22. Считаете ли вы необходимым  проведение с Вашим ребенком  классных часов, бесед, дискуссий,  мероприятий по предупреждению  попадания в трудные жизненные  ситуации?

В конце предложенной нами анкеты мы попытались выяснить, а необходимо ли проведение с современном подростком классных часов, бесед, дискуссий, мероприятий, снижающих виктимность подростков. Оказалось, что большинство респондентов ответили «да, это для них необходимо и им интересно» - 40 родителей (89%) и 33 несовершеннолетних (60%). Вариант «нет, он самостоятельный, и никогда не попадет в такую ситуацию»  выбрали 17 подростков (30%), а также 4 родителя (9%). Также респондентами были предложены другие варианты ответов: «не знаю, нужно это или нет» - трое подростков (6%); «это говорят каждый год, думают, что мы глупые» - один подросток (2%). Один из родителей (2%) считает, что проводить  подобную работу «необходимо, даже если это не интересно подросткам».


Приложение Г

Таблица результатов анкетирования  подростков

Вопрос анкеты для подростков

Полученные данные

Интерпретация результатов

3. Я считаю себя достаточно  взрослым, чтобы быть ответственным  за все свои действия

Большинство подростков (33 человека или 60%) считают, что они «несут ответственность  за ряд своих действий». Действительно, в данный возрастной период ребята еще не являются полностью самостоятельными, за них несут ответственность  их родители (законные представители). Их самостоятельность может быть выражена лишь, например, в учебе, в  бытовом плане и т.д. Остальные  мнения распределились следующим образом: «да» ответили четыре человека (7%); «скорее  да чем нет» - восемнадцать человек (33%).

  1. Я считаю себя достаточно информированным человеком, чтобы во всех ситуациях поступать осмотрительно

Достаточно информированными людьми, чтобы во всех ситуациях  поступать осмотрительно считают  себя всего лишь пять человек (9%). Восемнадцать человек (69%) лишь отчасти согласились  с этим утверждением, считая себя недостаточно информированными в данной области. Двенадцать человек (22%) ответили, что  они не достаточно информированы, что  им необходима помощь со стороны других людей (родственников, специалистов), чтобы  стать осмотрительными людьми.

  1. Мне нравится брать ответственность на себя

З6 подростков (65%) стараются  отвечать только за свои действия, что  в их возрасте абсолютно оправданно. 13 человек (24%) стараются не брать  на себя дополнительной ответственности, и 6 человек (11%) стараются отвечать за других людей, например, за младших  братьев и сестер, что иногда приводит к трагическим последствиям.

  1. Моя личная безопасность это

По мнению большинства  респондентов (40 человек или 73%) личная безопасность современного подростка  – этого его личное дело, а  также забота его родителей. Десять подростков (18%) считают, что это их личное дело, родители, специалисты  не должны им указывать, как правильно  поступать и действовать. Пятеро заявили, что о их безопасности должны заботиться специальные властные структуры (полиция, прокуратура, армия и т.д.). Наше же мнение, о безопасности должен помнить, в первую очередь, сам ребенок, а также его родители.

  1. Моими сильными сторонами в плане личной безопасности являются

Довольно интересно, что  своими сильными сторонами в плане  личной безопасности для большинства  подростков (28 человек или 51%) является наличие «плана личной безопасности», т.е. подростки утверждают, что знают, куда ходить, с кем ходить, что  делать. 20 человек (36%) заявили, что обладают хорошей физической подготовкой, чтобы  дать обидчику отпор. Семеро (13%) имеют  в наличии и владеют техническими средствами безопасности, например, газовым  баллончиком.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

 

Таблица результатов  анкетирования родителей

 

Вопрос анкеты для родителей

Полученные данные

Интерпретация результатов

  1. Вы влияете на выбор друзей Вашего ребенка?

Большинство респондентов (26 родителей или 58%) ответили, что иногда влияют на выбор друзей своего ребенка, тем самым предостерегая его  от «дурной компании». Четырнадцать человек (31%) не влияют на подобный выбор. Утвердительное «да» выбрали лишь пятеро родителей (11%).

  1. Знаете ли Вы друзей Вашего ребенка?

Примечательно, что практически  все родители утверждают (44 человека или 98%): они знают лично друзей своего ребенка или их родителей. Это позволят уберечь детей от неблагоприятного влияния со стороны  семей или несовершеннолетних «группы  риска». Только один человек (2%) заявил, что не знает друзей своего ребенка.

6. Ваш ребенок часто  обращается к вам за советом?

22 человека (49%), а также  19 человек (42%) ответили, что их  дети, пусть даже часто, или  иногда, но обращаются к ним  за советом. Это позволят оперативно  и комплексно оказать помощь  ребенку, привлечь родственников,  специалистов для решения возникших  проблем. Гораздо хуже обстоят  дела с разрешением проблемных  ситуаций, где несовершеннолетние  в силу определенных причин (испытывают  страх перед наказанием, стесняются  и т.д.) замалчивают проблему, пытаются  решить ее самостоятельно, или  обращаются за помощью к своим  сверстникам. Таких семей в  нашем опросе четверо (9%).

14. Ваш ребенок часто  прислушивается к вашим советам?

В данном вопросе мы получили идентичные данные, как и в предшествующем. То есть те, дети, кто обращаются за советом к своим родителям  при возникших трудностях, стараются  прислушиваться к советам взрослых. Мы считаем, что это правильно.

16. Как много времени  Вы проводите вместе с ребенком?

Все свое свободное время  проводят вместе с ребенком 23 родителя (51%). Стараются уделять ему внимание в выходные и праздники 15 родителей (33%). Семеро (16%) указали, что в силу чрезмерной занятости на работе у  них очень мало свободного времени  для общения со своим ребенком. Такие дети зачастую чувствуют себя покинутыми, самостоятельными, попадают в неблагополучные компании  и  ищут приключений на улице. В результате – пополняют ряды статистики преступлений в отношении несовершеннолетних в качестве жертвы.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Е

 

Таблица «Критерии  эффективности виктимологической  профилактики среди подростков»

 

Критерий эффективности

Выводы

Ресурсность семьи

Недостаточность материальных ресурсов, а в силу этого, свободного времени для общения с детьми значительно осложняет решение  возникших проблем у ребенка  самостоятельно без помощи специалистов

Ресурсность специалистов

Недостаточность материального  обеспечения, несоответствующее образование  занимаемой должности, отсутствие доверия, уважения, толерантности и принятия подростков такими, какие они есть, рассматривается как существенные препятствия к достижению более  эффективных результатов работы

Комплексность проводимой работы

Помощь в сложных жизненных  ситуациях, возникающих у подростков, оказывается родителями, классными  руководителями, социальными педагогами, правоохранительными органами в  лице инспектора по делам несовершеннолетних

Отношение к активному  сотрудничеству

Семья должна активно сотрудничать со специалистами. Активность со стороны  семьи, подростков – гарант высоких  результатов. Опрошенные нами лица (как  подростки, так и их родители) стараются  не прибегать к помощи посторонних  лиц, а решают возникающие у них  проблемы самостоятельно

Количество несовершеннолетних, ставших жертвами насилия

47 опрошенным подросткам  из 55 приходилось быть жертвой  того или иного насилия. Чаще  всего они становились жертвами  подобных деяний при следующих  обстоятельствах: отношения на  улице, конфликт в школе с  учениками, конфликт дома

Удовлетворенность результатами проводимой работы

Опрошенные подростки  и их родители не полностью удовлетворены  результатами проводимой профилактической работы с подростками, предупреждающей  виктимное поведение несовершеннолетних

Оценка эффективности  по 5-тибальной шкале

3,6


 

Приложение Ж

 

Программа профилактики виктимного поведения подростков «Безопасность: от А до Я»

 

Блок 1. Вводно-диагностический

Цель: диагностика основных показателей эффективности программы.

Тема 1-2. «Знакомство. Диагностика  виктимности»

Ключевые понятия: знакомство, представление, правила поведения, введение в проблему виктимности, юридическая  и моральная ответственность, анкета.

Методы работы: беседа, проблемные ситуации, наблюдение, анкета «Выявление склонности подростков к попаданию  в виктимогенные ситуации».

Домашнее задание: написать мини-сочинение на тему: «Что значит для меня – быть в безопасности…».

Блок 2. «Виктимогенные ситуации»

Цель: предоставление подросткам информации о виктимологии, особенностях виктимного поведения и особенностях безопасного поведения.

Тема 1. «Виктимология –  наука о жертвах и посягателях».

Ключевые понятия: виктимология, виктимность, виктимогенность, жертва, роль поведения жертвы в опасных  ситуациях, насилие, виды насилия.

Методы работы: рассказ, дискуссия, беседа.

Домашнее задание: вспомнить  и написать несколько примеров насильственных действий, с которыми подростки могут  встретиться в повседневной жизни.

Тема 2. «Виктимное поведение»

Ключевые понятия: правонарушение, преступление, аморальное поведение, виктимизация, группы риска, факторы виктимности, виктимное поведение.

Методы работы: рассказ, дискуссия.

Домашнее задание: привести примеры виктимного поведения, которые  вы наблюдали в собственной жизни.

Тема 3. «Безопасность»

Ключевые понятия: безопасность, риск, рискованное поведение, ответственность, ответственное поведение, личная безопасность, техники отказа от опасных предложений, физическая, экономическая и криминальная безопасность, правила безопасного  поведения.

Методы работы: рассказ, дискуссия, проблемные ситуации66.

Домашнее задание: привести примеры действий, обеспечивающих личную безопасность в различных обстоятельствах.

Тема 4. «Службы помощи попавшим в неблагоприятную ситуацию»

Ключевые понятия: социальная помощь, сложная жизненная ситуация, телефон доверия, приют, центры социально-медико-психологической  помощи, отделы по делам несовершеннолетних, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, социальный приют, социально-реабилитационный центр  для несовершеннолетних.

Информация о работе Жертва (потерпевший) преступления: виктимологический подход