Информационные технологии в социальной сфере

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:46, курсовая работа

Краткое описание

Рассматривая информационные технологии в функционировании и развитии социальной сферы, важно проанализировать понятие информационных технологий.
Информационная технология - система методов и средств реализации информационных процессов, а также способов использования этих средств.
Информационная технология - автоматизированное рабочее место социолога социальной сферы.
Информационная технология - представленное в проектной форме концентрированное выражение научных знаний и практического опыта, позволяющее рациональным образом организовать тот или иной достаточно часто повторяющийся информационный процесс.
Информационная технология - современные виды информационного обслуживания, организован

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие, классификация и свойства информационных технологий
1.1 Значение информации. Виды коммуникаций и этапы коммуникационного процесса
1.2 Информационные технологии и их свойства
1.3 Классификация информационных технологий
1.4 Концепция информационного общества и информационные технологии в процессе социально-экономического и политического анализа
Глава 2. Специфика использования информационных технологий в социальной сфере
2.1 Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере
2.2 Социальные предпосылки и последствия использования информационных технологий в социальной сфере
2.3 Применение информационных технологий в социальной работе
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Инф. технологии в соц. сфере.docx

— 148.79 Кб (Скачать файл)

     Основной  целью создания единого информационного  пространства является предоставление потенциальным пользователям (органам  управления и подразделениям социальной сферой, органам власти) информационных услуг, обеспечивающих им оперативное  и надежное взаимодействие при решении  задач. Например: обмен мнениями и  данными с коллегами из других регионов, поиск требуемой информации в данном информационном пространстве, сотрудничество с другими службами (пенсионным фондом, налоговой инспекцией и т.д.).

     Проведенный анализ литературных источников, изучение информационных ресурсов в разных структурных  подразделениях социальной сферы позволяет  сделать вывод: внедрение современных  информационных средств, и технологий, организованных в виде распределенных баз данных общего пользования позволит повысить эффективность работы территориальных  органов управления и организаций  социальной сферы за счет автоматизации  операций по сбору, учету, поиску, обработке  и выдаче достоверных данных, необходимых  для принятия решений.

     По  мнению Г.Г. Кузнецовой огромную роль в  правильности и адекватности принимаемых  мер по социальной защите населения  имеет своевременная и достоверная  информация. В настоящее время  возник целый ряд объективных  факторов, настоятельно требующих, изменения  технологии обработки информации по социальной защите населения, удовлетворяющего новым требованиям:

     - постоянное увеличение объёмов  обрабатываемой информации и  необходимость сокращении сроков  ее обработки вследствие частого  изменения законодательства по  пенсионному обеспечению и социальной  защите малоимущих слоев населения, отражающего нестабильность экономической и политической обстановки в стране;

     - высокая интенсивность актуализации  нормативно-правовой информации  как в части содержания отдельных  норм, так и некоторых разделов  и даже нормативных актов: объем  и сложность нормативно-правовой  системы растут быстрее возможностей  персонала органов социальной  защиты населения овладеть правилами  ее практического применения;

     - потребность в налаживании должного  учета реальной нуждаемости всех  социально незащищённых слоев  населения (адресная защита);

     - потребность в мощной информационно-аналитической  базе, позволяющей осуществлять  контроль расходуемых средств,  проводить анализ текущего состояния,  разрабатывать Программы-минимум  и Целевые программы;

     - постоянное изменение характера  задач, стоящих перед органами  социальной защиты населения,  оперативное выполнение ими новых  сложных функций;

     - постоянно возрастающие требования  к сотрудникам социальной защиты  по повышению производительности  и качества труда и необходимость  сокращения текучести и повышения  престижности их профессии.

     Информационные  технологии в социальной сфере обеспечивают:

     •сбор, накопление фактов и статических  данных о социальных отношениях и  процессах, социальной структуре населения, потенциале социальной инфраструктуры, эффективности принимаемых мер  социальной защиты, группах и слоях  населения, требующих особого внимания;

     •хранение информации в такой форме, которая  позволяла бы легко и быстро находить, своевременно обновлять и предъявлять  информацию в случае необходимости;

     •сравнение  показателей текущих социальных процессов с нормативными моделями социального воспроизводства населения  и с учетом динамики их изменений;

     • взаимодействие федеральной, отраслевой и региональной структур анализа  процессов функционирования социальной сферы; обеспечивают оперативное, своевременное  и полное представление сведений и сообщений в соответствующей  форме руководителям различных  уровней.

     Использование компьютерной техники в органах  управления социальной защиты населения  позволяет улучшить качество работы, способствует экономии времени при  решении социальных проблем клиентов. Так, в Москве действуют следующие  компьютеризированные информационные системы: "Льготы-справка" — позволяет получить информацию о предоставляемых льготах отдельным категориям граждан; "Обращение-учет" — содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию; "Архив" — содержит фамилии и адреса пенсионных дел умерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедших на другой вид пенсии; "Пенсионер-транспорт" — дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги; "Пенсионер-справка" — позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, компенсационных выплатах каждого получателя и др.15

     По  целому ряду социально-ориентированных  направлений Минтрудом России ведутся  централизованные информационные разработки. Были предусмотрены работы по сопровождению  и развитию программных комплексов:

     - «Адресная социальная помощь»; 

     - «Региональное социальное законодательство»;

     - «АРМ назначения и выплаты  пособий»;

     - «Подготовка, контроль и обобщение  данных статистической отчетности  по пенсионному обеспечению, медико-социальной  экспертизы и социальной защиты  населения»;

     - «Подготовка, контроль и обобщение  данных статистической отчетности  по семьям и детям, оказавшимся  в трудной жизненной ситуации»;

     - «Учет ветеранов и участников  ВОВ»;

     - «Информационный комплекс бюро  медико-социальной экспертизы».

     Практика  показала эффективность организации  процесса разработки и сопровождения  ПО в органах социальной защиты населения  края, что можно выразить в следующих  тезисах:

     1) размещение служб разработки, внедрения  и сопровождения в одном месте,  близко к заказчику, способствует  выработке правильного подхода  к реализации поставленной задачи  и оперативное ее выполнение;

     2) разработка на региональном уровне  приводит к оперативному отражению  всех федеральных и региональных  нормативных актов в программном  обеспечении;

     3) размещение разработчиков внутри  автоматизируемой службы обеспечивает  быстрое получение квалифицированных  консультаций и методических  рекомендаций.

     Применение  компьютерных технологий социальным работником имеет следующие положительные  моменты:

     - возрастает продуктивность его  работы за счет устранения  элементов рутинности труда (заполнение  стандартных форм, проведение механического  подсчета и др.), то есть за  единицу рабочего времени он  в состоянии выполнить больший  объем работы;

     - имеют адресную нацеленность  на конкретного клиента при  определении видов предоставляемой  ему социальной помощи;

     - появляется возможность составления  «портрета социальных проблем»  семьи, а не отдельного ее  члена, это, в свою очередь,  позволяет решать социальные  проблемы семьи в комплексе;

     - уменьшается количество механических  ошибок, допускаемых при составлении  справок, отчетов и другой документации.

     Также необходимо отменить отрицательные  стороны использования компьютерных технологий, присущие этому субъектному  уровню:

     - наблюдается низкая компьютерная  грамотность работников социальной  сферы;

     - для технологического насыщения  социальной работы компьютерными;  технологиями требуется иная, чем  при традиционных технологиях,  логика мышления;

     - изменяется коммуникационная сфера  социальной работы, что выражается  в уменьшении непосредственных  контактов с клиентами и коллегами  (для специалиста, работающего  преимущественно с: базами данных, происходит «обезличивание» клиента).

     Наш анализ показывает, что на современном  уровне развития социальной работы и  при нынешнем техническом сопровождении  учреждений социальной сферы компьютерные системы в социальной сфере России в большинстве случаев выполняют  лишь информационно-справочные и контрольные  функции, в основном доступные первому  субъектному уровню (менеджерам). Социальные работники используют КТ лишь в небольшой  области практики (пенсионные фонды, отдельные учреждения социальной сферы).

     Применительно к третьему типу субъектов социальной работы компьютерные технологии оказывают  следующее положительное воздействие:

     - повышают информированность клиента,  причем главным условием здесь  выступает доступность технической  периферии и оперативность размещаемой  в системе информации (справочные  терминалы);

     - обеспечивают оперативность получения  ответа на запрос клиента;

     - сокращают время получения социальной  поддержки при появлении в  социальном агентстве требуемых  ресурсов;

     - помогают адаптироваться людям  с ограниченными физическими  возможностями.

     Таким образом, эти технологии будучи клиентоцентрированными обеспечивают адресность социальной помощи. 

2.3 Применение информационных технологий в социальной работе

     Применение  информационных технологий в социальной работе с различными группами населения  в нашей стране в данный момент только набирает обороты. Однако в этой области уже достигнуты определённые успехи. К сожалению, в рамках данной работы невозможно подробно остановиться на всех направлениях социальной работы, использующих информационные технологии, поэтому будет уделено внимание лишь некоторым из них.

     Огромное  значение использование информационных технологий имеет в социальной работе с различными группами инвалидов, в  том числе и детей-инвалидов.

     Инвалидность  является проблемой не одного человека или даже не части населения, а  всего общества в целом.16 По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность, один из 10 страдает от физических, умственных или сенсорных дефектов и не менее 25% всего населения страдают расстройствами здоровья. Примерно одна семья из четырех человек имеет в своем составе человека с ограниченными возможностями.

     В кризисных ситуациях положение  инвалидов ухудшается, они острее ощущают свою зависимость, ущербность, одиночество. В это время необходимо оптимизировать условия жизнедеятельности  людей с ограниченными возможностями, чтобы они могли наиболее полно  испь изовать и развивать свои потенциальные способности для адаптации к новым реалиям и преодоления различных социальных трудностей. Общество обязано адаптировать существующие в нем стандарты к особым нуждам людей, имеющих инвалидность, чтобы те могли жить независимой жизнью.17

     Для инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного  аппарата, а также для тех групп  инвалидов, чьи возможности передвижения ограничены из-за наличия других заболеваний, окно в мир может открыться  именно благодаря информационным технологиям. Этим людям, как никому другому, просто необходимо наличие персонального  компьютера и доступа в Интернет. Ведь именно там человек, ограниченный в своих возможностях передвижения, сможет найти необходимую информацию, совершить виртуальное путешествие  в любую точку планеты, найти  друзей и общаться с людьми, оказавшимися в такой же ситуации. Всё это  имеет огромное значение для того, чтобы инвалид не чувствовал себя ущербным и одиноким.

     Дети-инвалиды, не имеющие возможности обучаться  в обычных учебных заведениях, обучаются дистанционно. Для более  успешногциоистанционного обучения им также крайне необходим персональный компьютер с набором специальных программ, адаптированный под их индивидуальные особенности. Это же касается и молодых людей-инвалидов для получения ими полноценного высшего образования и последующей успешной интеграции в общество.

     Весьма  перспективным видится использование  информационных технологий в процессе обучения детей-инвалидов по зрению. Остановимся на нём более подробно.

     Специфика применения информационных технологий при обучении таких детей определяется особенно жесткой системой санитарно-гигиенических  и психофизиологических требований. Кроме того, визуальный информационный канал занимает в системе указанных  технологий ведущее место.

Информация о работе Информационные технологии в социальной сфере