Исследование социально-экономических и политических процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2013 в 12:26, шпаргалка

Краткое описание

Вопрос 1 Понятие и структура социально-экономических процессов
Вопрос 2 Особенности социально-экономических процессов и факторы влияния на их развитие
Вопрос 3 Классификация социально-экономических процессов
....
Вопрос 21 Критерии и их место при проведении системного анализа

Вложенные файлы: 1 файл

Шпаргалки - Исследование социально-экономических и политических процессов.doc

— 527.00 Кб (Скачать файл)

    В  зависимости от характера взаимосвязей  между элементами системы делятся на детерминированные и вероятностные. Детерминированной считается система, в которой составные части взаимодействуют точно предвиденным образом и если известно предыдущее состояние, то безошибочно можно предсказать ее последующее состояние. Вероятностная система имеет неопределенный характер развития, для нее невозможно сделать точного детального предсказания и любое предсказание относительно поведения такой системы не может выйти из логических рамок вероятностных категорий, при помощи которых это поведение описывается

Управляемые системы - это системы, способные изменить свое развитие и движение, переходить в различные состояния под влиянием управляющих воздействий. В них всегда присутствует орган, осуществляющий функции управления. Управляемые системы иерархичны, то есть имеют многоступенчатое построение, при котором функции управления распределяются между соподчиненными частями системы. Такая система постоянно находится в движении, ей присущ динамический характер.

   Класс  самоорганизующихся систем характеризуется  стохастичностью, непредсказуемостью  поведения, нестабильностью отдельных параметров, способностью адаптироваться к изменяющимся условиям среды. Системы подобного типа имеют как бы заранее запланированное "конечное состояние", и их поведение направлено на то, чтобы достичь этого состояния, несмотря на неблагоприятные условия окружающей среды. Моделирование самоорганизующихся систем наиболее сложно в связи с ограниченностью применения математических моделей и сложностью доказательства адекватности их применения. Накопление информации об объекте, как правило, носит многошаговый характер.

   В зависимости  от уровня централизации различают  централизованные и децентрализованные системы. Централизованной называется система, в которой некоторый элемент (подсистема) играет главную, доминирующую роль в ее функционировании и его небольшие изменения вызывают значительные изменения всей системы. Децентрализованная система не имеет главной подсистемы. В ней важнейшие подсистемы имеют приблизительно одинаковую ценность и построены не вокруг центральной подсистемы, а соединены между собой последовательно или параллельно.

 

 

Вопрос 17 Основополагающие компоненты системного анализа

Разработка методики и формирование научного инструментария системного анализа должно базироваться на следующих основополагающих моментах:

1. Наличие цели. Необходимость исследования определяется  наличием проблемы и цели, которую нужно достичь для того, чтобы решить проблему.

2. Наличие альтернативных  концепций исследования. Исследование проводят в условиях, когда чаще всего имеется более одного способа такого исследования и каждый из них характеризуется определенным набором параметров эффекта.

3. Наличие ограничивающих  факторов. Практически всегда существуют факторы, ограничивающие процесс исследования. Условно их можно разделить на три группы:

- технические  факторы, определяющиеся техническими  характеристиками объектов исследования;

- экономические  факторы, связанные с ресурсами;

- социальные  факторы, которые выражают требования  общечеловеческих ценностей, этики и морали.

Содержание процесса разработки методики системного исследования состоит в следующем:

- определяют  цели исследования и ограничения  по времени и ресурсам;

- устанавливают  требования к результату исследования  по полноте отражения свойств объекта, по измерению результатов, точности и достоверности измерения;

- устанавливают  наличие и тип данных о системе управления, объекте и внешней среде;

- оценивают возможность  получения дополнительных данных  каждого типа в процессе исследований;

- определяют  множество методик, применимых  при существующих и возможных данных;

- из числа  применимых методик отбирают подмножество рациональных методик, позволяющих достичь поставленных целей исследования;

- формулируют  критерий - правило выбора наилучшего, в определенном смысле, метода из ряда рациональных;

- вычисляют значение  критерия для каждой из рациональных методик;

- выбирают наилучшую,  оптимальную с позиций принятого  критерия, методику.

   Результат  системного анализа - это, прежде  всего, устойчивое решение, не  создающее дальнейших противоречий, либо сводящее их к минимуму  путем принципиального разрешения проблемы или создания алгоритма их динамической саморегуляции в дальнейшем по некоторому критерию. Эффективно решить сложную проблему - это, прежде всего, выбрать схему-решение и успешно реализовать ее. Две основные причины, могущие помешать решению проблемы. Во-первых, отсутствие необходимых для решений ресурсов, а, во-вторых, отсутствие самой схемы-решения.

   Особенностью  всех методик системного анализа  является сочетание в них формальных методов и неформализованного экспертного знания. Последнее помогает найти пути решения проблемы, не содержащиеся в формальной модели, и на этой основе развивать модель и весь процесс поиска решений.

   На эффективность  процесса познания существенное  влияние оказывает выбор методики системного анализа. Это обусловлено тем, что объекты или модели представлены в виде сложных систем и их исследование требует, во-первых, привлечения специалистов различных областей знаний, во-вторых, организации процесса коллективной выработки решения с использованием различных методов анализа и со сменой этих методов при необходимости и по мере познания объекта. Рациональная методика, используя определенный алгоритм, должна позволить последовательно продвигаться к решению проблемы.

 

 

Вопрос 18 Понятие цели, иерархичность целей и требования к формированию целей

Цель является одной из центральных категорий теорий систем и системного анализа. Как и все абстрактные категории, она имеет весьма широкое толкование и разные интерпретации. Цель - это совокупное представление о некоторой модели будущего результата, способного удовлетворить исходную потребность при имеющихся реальных возможностях, оцененных по результатам опыта. В широком понимании цель рассматривается как констатация предназначения и смысла существования системы, проблемы или объекта. Целевое начало возникает как отражение целей и интересов различных субъектов, так или иначе связанных с существованием и функционированием системы, что и должно учитываться при его формировании.

  Цель определяют  как желаемое состояние системы или результатов ее деятельности, которые должны быть достигнуты в пределах некоторого интервала деятельности. Хорошо сформулированные цели проясняют то, чем является система, какой она стремится быть и чем она отличается от других ей подобных. Они должны исключить возможность разного толкования и в то же время оставлять простор для гибкого развития системы.

   Иерархия целей в системе играет очень важную роль, так как она устанавливает взаимосвязь и обеспечивает ориентацию функционирования всех подсистем и элементов на достижение целей верхнего уровня. При правильно построенной иерархии целей каждое структурное подразделение, достигая своей цели, вносит необходимый вклад в достижение общих целей. Если цели неверно или плохо определены, это может привести к очень серьезным негативным последствиям для

анализируемого  объекта.

   Накопленный  опыт по установлению целей  позволяет выделить несколько  ключевых требований, которым должны  удовлетворять правильно сформулированные цели.

1. Цели должны быть достижимыми, не выходящими за предельно допустимые возможности. Нереальная для достижения цель приводит к потере ориентиров, демотивации субъектов и объектов управления и негативно сказывается на функционировании системы.

2. Цели должны  быть напряженными, то есть достижимыми лишь при эффективном управлении и рациональном использовании ресурсов.

3. Цели должны  быть гибкими и оставлять возможности  для их корректировки в соответствии  с теми изменениями, которые  могут произойти во внешней  и внутренней среде. Наблюдатель должен помнить об этом и быть готовым внести модификации в установленные цели с учетом новых требований или новых возможностей.

4. Цели должны  быть сформулированы таким образом,  чтобы их можно было количественно  измерить или каким либо другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разное толкование, затрудняют процесс оценки результатов функционирования системы.

5. Цели должны  быть конкретными, обладать необходимой  специфичностью, которая помогает однозначно определить направление функционирования системы. Цель должна четко фиксировать, что необходимо получить в результате деятельности, в какие сроки следует ее достичь и кто должен достигать цель. Чем более конкретна цель, тем легче определить оптимальные пути ее достижения.

6. Цели должны  быть совместимыми. Это предполагает  соответствие долгосрочных и краткосрочных целей, целей тех подсистем, от которых зависит эффективность функционирования системы.

7. Цели должны  быть приемлемыми для основных объектов влияния и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. Они должны свести воедино разнонаправленные интересы субъектов системного анализа.

   Процессу  формирования целей предшествует  качественное описание развития системы и ее состояний в будущем при определенных условиях внешней среды. Это дает возможность более четко их сформулировать, а в дальнейшем наметить пути достижения. На формирование целей оказывают влияние как внешние по отношению к системе факторы, так и внутренние. Цели могут возникать на основе их взаимодействия, а часто и противоречия между ними. Именно здесь заложено основное важное отличие открытых социально-экономических систем, в которых цели формулируются как внутри систем, так и устанавливаются внешним, по отношению к системе, субъектом.

   Достаточно часто при формировании целей возникает необходимость их декомпозиции по времени и по исполнителям. Это значит, что общий конечный результат, к которому стремится система, надо расчленить на частные задачи, решаемые в более короткие сроки. Кроме того, цели, стоящие перед системой в целом, конкретизируются по отдельным подсистемам. В частности, для производственных систем необходимо добиваться того, чтобы в результате структуризации каждое подразделение четко знало общие цели и свою роль в их достижении. Существуют системы, где цели могут быть точно сформулированы только по мере достижения предыдущих целей, и эффективное управление системой невозможно без их установления. Возникает потребность в декомпозиции обобщенной цели во времени. Представление развернутой последовательности подцелей в виде сетевой модели требует хорошего знания объекта исследования, а следовательно, сочетание декомпозиции цели в пространстве и во времени.

 

Вопрос 19 Пути  достижения целей. Подходы к построению дерева мероприятий

Возможность достижения одной цели путем использования  различных средств и методов  характерна для всех систем и, в первую очередь, социально-экономических и политических.

  При определении  средств достижения целей должны быть получены ответы на вопросы: как, каким образом, путем создания или совершенствования какой системы должны быть достигнуты поставленные цели.

  Поскольку  не все средства обладают одинаковой  эффективностью с точки зрения  достижения поставленных целей, а ресурсы ограничены, после количественной оценки степени предпочтения этих средств часть из них может быть не принята к практической реализации.

  В достаточно  простых случаях отбор мероприятий  нижнего уровня может производиться непосредственно сравнением затрат и результатов по критерию эффективности развития и функционирования системы в целом. Однако простое сравнение эффективности мероприятий не дает основания для их отбора и включения в программу до тех пор, пока эти мероприятия разрознены и не учитывают сложного характера переплетения подцелей разного уровня для достижения общей цели. Для их учета, в частности, могут использоваться взвешенные оценки относительной важности целей. Экономические оценки эффективности отдельных путей (средств) получают поправку на "вес" данной цели в достижении общих целей.

  Можно выделить  два подхода к выявлению комплекса  мероприятий, направленных на достижение какой либо цели. Первый - построение дерева мероприятий параллельно с построением дерева целей, второй - построение дерева мероприятий после полного построения дерева целей.

  В первом  случае на всех уровнях структуризации  каждой цели ставится соответствующий  комплекс мероприятий по ее  реализации. Принципы структуризации  в деревьях целей и комплексе мероприятий совпадают, а количество мероприятий в точности соответствует количеству целей на каждом уровне. Какой-либо дополнительной информации о структуре отдельных мероприятий и их содержании при использовании такого подхода мы не получаем. Обобщенное дерево мероприятий, структура которого очевидна и без специального его построения, поскольку она повторяет дерево целей, как инструмент управления, применить нельзя. Гораздо более эффективным является второй подход. При его использовании предполагается, что дерево мероприятий является продолжением дерева целей. Каждой цели, представленной на последнем уровне, ставится в соответствие комплекс мероприятий в виде дерева мероприятий. После анализа таких частных деревьев мероприятий и исключения повторяющихся элементов строится их обобщенное дерево. Многие цели могут иметь одинаковые мероприятия, входящие в построенные для них деревья мероприятий, поэтому между первым уровнем дерева мероприятий и последним уровнем дерева целей существуют перекрестные связи.

Информация о работе Исследование социально-экономических и политических процессов