Контрольная работа по социологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:30, контрольная работа

Краткое описание

Слово “социология” широко распространено в научной и популярной литературе, в публицистике, оно у всех на слуху.
Социология обладает большой интеллектуальной “экспансией”, т. е. стремлением расширять свое “исследовательское поле” и горизонты знаний и вместе с тем испытывает влияние других гуманитарных и естественных наук. Проще всего ее можно было бы охарактеризовать как науку об обществе. Это толкование было популярно в прошлом веке.

Содержание

ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 2
1.1. Предмет и задачи социологии 2
1.2.Структура социологии 3
1.3.Методы социологии. 4
1.4.Связь социологии с другими науками 4
1.5. Функции социологии. 5
1.6. Категории и законы социологии. 5
ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 5
2.1. Западноевропейская социологическая традиция 5
2.2. Русская социологическая мысль 9
2.3. Современные социологические теории 12
ГЛАВА 3.ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 14
3.1. Роль социальных институтов в жизни общества. 14
3.2.Семья как социальный институт 16
3.3. Религия как социальный институт 17
ГЛАВА 4. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 19
4.1. Происхождение и развитие идеи глобализма 19
4.2. Новые тенденции глобализма 21
4.3. Место России в мировом сообществе 23
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ 24
5.1. Процесс образования социальных групп 24
5.2. Классификация социальных групп 27
5.3. Классы и социальные слои 31
5.4. Понятие общности 38
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 39
6.1. Теория стратификации П. Сорокина 39
6.2. Понятие «социальная стратификация» 41
6.3. Социальная мобильность 44
6.4. Социальная стратификация в современной России 46
ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 47
7.1. Факторы формирования личности 47
7.2. Социализация личности 49
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 52
8.1. Внутренняя структура организации. Процессы управления в организации 52
8.2. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе 55
ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 58
9.1. Социологическое понимание культуры 58
9.2. Элементы культуры 60
9.3. Взаимодействие экономики, культуры и политики 61
9.4. Разнообразие культур 62
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 63
10.1. Понятие социальных движений 63
10.2.Типы социальных движений. 64
10.3. Жизненные циклы социальных движений. 66
10.4. Структурные предпосылки возникновения социальных движений. 68
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ 70
11.1. Понятие «девиантное поведение» 70
11.2. Причины отклоняющегося повеления 71
11.3. Отношения социального контроля 72
11.4. Социальные конфликты 74
ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 78
12.1. Типы социальных изменений 78
12.1.1. Циклический тип 78
12.1.2. Линейный тип 79
12.1.3. Нелинейный тип 80
12.2. Социальные революции и реформы 81
12.3. Концепции социального прогресса 82
ГЛАВА 13. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 84
13.1. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 84
13.2. Методика и техника сбора социологической информации 87
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 89
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………….92

Вложенные файлы: 1 файл

SOZIALOG.doc

— 1.23 Мб (Скачать файл)

Во всех социокультурных типах  общества уровень доходов изменяется в рамках определенного социального  пространства. Если неравенство значительное, доходы богатых людей на много  превышают доходы бедняков, то профиль  пирамиды благосостояния населения  высокий, и наоборот. С течением времени происходит то увеличение высоты экономической пирамиды доходов, то ее уменьшение. Эта закономерность называется флуктуацией.

Исходя из статистических данных, Сорокин показал, что в уровне благосостояния людей устойчивой закономерности не существует. Например, население Америки, Англии или России на протяжении своей истории не становится в целом богаче или беднее. Знак минуса со временем меняется на знак плюс, то есть в развитии любого общества периоды обогащения сменяются периодами обнищания. Так, например, было в античности, так происходит в современной Америке. Флуктуации (колебания) осуществляются по циклам:

- малые циклы - 3-5, 7-8; 10-12 лет;

- крупные циклы - 40-60 лет.

Человеческое сообщество, считает  Сорокин, должно усвоить простую истину: или усеченная пирамида всеобщего равенства и умеренной нищеты в закрытом обществе, или преуспевающее открытое общество с неизбежным экономическим неравенством. Третьего варианта, по его мнению, не дано.

 Согласно предположению Герхарда Ленски (1970), степень неравенства в различные исторические эпохи различна. Абсолютным неравенством характеризовались рабовладельческий и феодальный строй. Меньшую степень неравенства в индустриальном обществе Г. Ленски объясняет уменьшением концентрации власти правящих структур, наличием  демократических правительств, борьбой между профсоюзами и предпринимателями, более высокой степенью мобильности и достаточно развитой системой социального обеспечения, которое повышает жизненный уровень неимущих до определенных, вполне приемлемых стандартов.         

Иные точки зрения по проблеме неравенства  высказали К. Маркс и П. Сорокин.

По Марксу минимальное неравенство  происходило в первобытнообщинном строе. Появившись, неравенство стало  углубляться в антагонистических формациях, достигнув максимума в период классического капитализма. И будет оно нарастать по мере развития данной формации. Социально-политическую теорию Маркса можно назвать теорией «эскалации неравенства», абсолютного и относительного обнищания пролетариата, когда «богатые становятся богаче, а бедные еще беднее».

В противоположность К. Марксу П. Сорокин  утверждал, что постоянного увеличения или уменьшения неравенства в  истории человечества не существует, это иллюзия. В различные эпохи  и в разных странах неравенство, как было уже отмечено, то увеличивается, то уменьшается, то есть колеблется. Обратной, альтернативной стороной неравенства является равенство, которое можно рассматривать, как:

• абсолютное равенство, что, по Сорокину, «утопично, неосуществимо и социально  вредно»;

• выделение социальных благ пропорционально вкладу каждого в общее дело.

Второй подход, считал выдающийся социолог, должен стать  принципом социальной справедливости в настоящее  время.

Раньше распределение не было индивидуальным, так как ценность определялась уровнем  социального положения той общности, к которой человек принадлежал. Теперь степень заслуг индивида должна определяться его личностными качествами, умениями и реальным вкладом в общее дело. Поэтому критерий оценки стал индивидуальным. Произошло падение наследственных привилегий, а также религиозно-юридической основы дифференциации общества. Личность стала выступать как самоцель и оцениваться по вкладу в общее дело. В ближайшее время придет лозунг «Каждому по степени его личного социально полезного труда». Так думал П. Сорокин.

Далее он полемизирует с марксистским пониманием равенства и непосредственно с положением Ф. Энгельса из фундаментальной работы «Анти - Дюринг» о том, что содержанием равенства является исключительно социальное равенство, понимаемое как уничтожение классов, как общество без классов, как общество социальной одинаковости. По Энгельсу, любое требование равенства, игнорирующее такой подход, неизбежно является нелепостью. П. Сорокин считает, наоборот, идеи марксизма значительно ограничивают характер равного распределения, а тем самым и уменьшают содержание понятия равенства. При таком подходе допустимо лишь более или менее равное право на экономические блага, но не может быть осуществлено равное распределение преимуществ иного рода (например, права на знания, права на уважение и признание; права на моральное равенство и т.д.).

Дальнейшее развитие теория стратификации  получила у П. Сорокина в его известной  работе «Социальная мобильность». Несмотря на то, пишет в ней автор, что  в конституциях записано, что все  люди равны, общество никогда не бывает однородным, оно всегда дифференцировано. Что же объединяет людей в группы или страты? Где основа групп, страт, составляющих общество? Основанием такого единства Сорокин считает наличие причинно-функциональных связей между тремя элементами системы: индивидами, актами, смыслами. Если нет функциональных связей между этими элементами, то нет и единства, а есть лишь механическая связь, взаимодействие.

Теория стратификации Питирима Сорокина шире принятого в марксизме  определения классов, в котором главное внимание уделяется экономическим признакам. Он представляет разнообразную социальную структуру общества, причем, как было уже отмечено, не только горизонтальную, но и вертикальную. Он впервые обращает внимание на значение внутригрупповых различий по вертикали. Общественная структура - это сложная сеть взаимопроникающих друг в друга подсистем и элементов. Общество дифференцируется не только в межгрупповом, но и в внутригрупповом статусе. А под статусом понимается совокупность прав и привилегий, обязанностей и ответственности, власти и влияния, которыми обладает индивид или социальная группа.

В основе стратификации лежит разделение общества на страты. В работах П. Сорокина выделяется несколько основополагающих признаков расслоения общества на страты:

- экономический (бедный - богатый);

- профессиональный (престижный - непрестижный  труд);

- политический (властвующий - управляемый).

- личностный (различные способности  и качества людей). Многообразие  страт, слоев - это гарант стабильного,  развивающегося общества - общества интенсивной социальной мобильности. А это означает:

- во-первых, относительно свободное  перемещение индивидов из одной  социальной группы, страты, в другую.

- во-вторых, исчезновение одних  и появление других социальных  групп, страт более динамичных и слабых для индивидуальных стратегий достижения.

Глубинные причины социальной мобильности  зависят от множества факторов, но прежде всего от индивидуальной жизнедеятельности  людей, содержания общественных отношений  и форм общения. Но в любом случае пока нет такого общества, в котором осуществлялось бы распределение благ строго пропорционально заслугам каждого человека. Однако, хотя бы частичная реализация этого принципа приводит неизбежно к усилению социальной мобильности и обновлению состава вышестоящих страт. Если этого не происходит, то в высшей страте с течением времени накапливается дебильный материал, то есть большое количество вялых, неспособных людей, у которых отсутствует социальный интерес. И, напротив, в более низких стратах сосредотачиваются талантливые люди. Необходимо своевременное перемещение людей по вертикали, иначе неизбежно возникает социальный протест в более низких стратах. Может даже произойти революция, которая на короткий период времени выравнивает это положение. Но чтобы этих катаклизмов не было, общество не должно иметь жесткой закрытой социальной структуры. Социальная мобильность - гарант нормального развития человека, группы, общества в целом.

Практические выводы, к которым  приводит теория социальной стратификации Питирима Сорокина, состоят в следующем: никогда не существовали общества, страны, социальные слои которых были бы абсолютно закрытыми и в которых отсутствовала бы вертикальная мобильность; никогда не существовали общества, в которых вертикальная мобильность была бы абсолютно свободной, а переход из одного статуса в другой осуществлялся бы без всякого сопротивления. Поэтому необходимо совершенствовать каналы социальной мобильности и осуществлять постоянный контроль за этим процессом.

6.2. Понятие «социальная стратификация»

Понятие «стратификация» (stratum - слой, facio - делаю) пришло в социологию из геологии, где оно описывает вертикальное расположение пластов различных пород земли. Однако подобная аналогия при анализе социальной стратификации не дает полной картины, так как породы земли не вступают между собой в существенные взаимодействия; один слой не способен переместиться относительно другого. Но в социальной иерархии подобное происходит. Например, социальный престиж адвокатов и банкиров в современном российском обществе существенно повысился по сравнению с тем, каким он был десятилетия назад в советском обществе.

В изучении проблем социальной стратификации  существуют социологические направления:

• первое - ведущим критерием анализа  выдвигает социальный престиж;

• второе - главным критерием рассматривает  самооценку человека относительно его  социальной позиции;

• третье - при описании расслоения общества использует такие объективные  критерии, как образование, профессия, доход и др.

Но в любом случае в основе социальной стратификации лежит принцип неравенства между людьми. «Даже в процветающем обществе неравное положение людей остается важным непреходящим явлением... Конечно, эти различия больше не опираются на прямое насилие и законодательные нормы, на которых держалась система привилегий в кастовом или сословном обществе. Тем не менее, помимо более грубых делений по размеру собственности и доходов, престижа и власти, наше общество характеризуется множеством ранговых различий - столь тонких и в то же время столь глубоко укорененных, что заявления об исчезновении всех форм неравенства в результате уравнительных процессов можно воспринимать, по меньшей мере, скептически». С этими замечаниями начал свою работу «О происхождении неравенства между людьми» известный немецкий социолог Ральф Дарендорф.

Неравенство есть социальная необходимость  любого общества. Речь идет не о биологических  различиях пола, возраста, физических данных, не об индивидуальных особенностях темперамента и унаследованных способностях, а имеется в виду социальное неравенство, которое воспроизводится в устойчивых формах взаимодействия экономической, политической, социальной и духовной сфер жизни общества. Биологические же особенности и различия социотипов людей начинают интересовать социолога в конечном итоге, когда они закрепляются в форме социальной стратификации.

Впервые в защиту социального неравенства, как необходимого элемента стратификации, выступили Кингслей Дэвис и Уилберт  Мур. Под неравенством они понимали неравное распределение: материальных благ; властных функций; социального престижа в зависимости от функциональной значимости позиций человека. Любое общество должно разделять людей по этим признакам. Это институализированное неравенство, которое представляет собой естественный механизм отношений мобильности. Неравенство должно стимулировать продвижение на престижные социальные позиции наиболее компетентных и ответственных лиц.

С точностью определить, какие именно стратегические позиции наиболее важны  для общества, не так просто. В  различных обществах одни и те же позиции в стратификации могут оцениваться по-разному. Есть позиции, которые в большей мере требуют специальных способностей от людей, чем другие позиции. Так, позиция управляющего компанией функционально более значима и важна, чем позиция рабочего простой квалификации. Обе позиции необходимы компании, но деятельность менеджера требует специальной профессиональной подготовки и затрат на обучение. Поэтому общество должно иметь:

• ресурсы и выгоды, которые  оно может использовать в качестве стимулов;

• апробированные методы неравномерного распределения этих ресурсов и выгод  в зависимости от занимаемых позиций  индивидов и групп.

Социальная стратификация - это  расслоение людей. Термин «расслоение» буквально означает разделение общества на слои, на группы богатых, зажиточных, обеспеченных, бедных и очень бедных, или нищих. Данный термин фиксирует не только процесс поляризации населения, но и конечный результат расслоения, при котором в обществе возникает средний класс. Термин «стратификация» принят в науке; «расслоение» больше употребляется в повседневном языке, и лишь иногда - в науке.

В первобытном обществе неравенство  было незначительным, поэтому стратификация  там почти отсутствовала. В сложных  обществах неравенство было значительным, иногда очень сильным. Оно разделило людей по стратам, то есть по: доходам; уровню образования; власти; социальному престижу. Страта - это социальный слой людей, имеющих подобные объективные показатели по вышеназванным четырем шкалам стратификации. Формирование социальных страт в обществе - это и есть стратификация. Наличие в обществе развитой системы стратификации является одной из определяющих черт демократического государства.

Следует выделять индивидуальную и  групповую стратификацию.

Индивидуальная стратификация предполагает:

• порядок рангов на главном критерии; например, футболиста следует оценивать  по его игре на поле, но не по богатству  или религиозным убеждениям; ученого - по количеству публикаций; преподавателя - по его успеху у студентов; телекомментатора - по количеству привлекаемой аудитории;

• учет экономических интересов: высококлассный рабочий и выдающийся ученый должны получать вознаграждения и высокие  оклады;

• непостоянное и непродолжительное  время существования, так как  человек стремится приобрести новый статус и перейти в другую страту;

• личностные достижения.

Информация о работе Контрольная работа по социологии