Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2014 в 00:30, контрольная работа
Слово “социология” широко распространено в научной и популярной литературе, в публицистике, оно у всех на слуху.
Социология обладает большой интеллектуальной “экспансией”, т. е. стремлением расширять свое “исследовательское поле” и горизонты знаний и вместе с тем испытывает влияние других гуманитарных и естественных наук. Проще всего ее можно было бы охарактеризовать как науку об обществе. Это толкование было популярно в прошлом веке.
ГЛАВА 1. ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ КАК НАУКИ 2
1.1. Предмет и задачи социологии 2
1.2.Структура социологии 3
1.3.Методы социологии. 4
1.4.Связь социологии с другими науками 4
1.5. Функции социологии. 5
1.6. Категории и законы социологии. 5
ГЛАВА 2. КЛАССИЧЕСКИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ 5
2.1. Западноевропейская социологическая традиция 5
2.2. Русская социологическая мысль 9
2.3. Современные социологические теории 12
ГЛАВА 3.ОБЩЕСТВО И СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ 14
3.1. Роль социальных институтов в жизни общества. 14
3.2.Семья как социальный институт 16
3.3. Религия как социальный институт 17
ГЛАВА 4. МИРОВАЯ СИСТЕМА И ПРОЦЕССЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ 19
4.1. Происхождение и развитие идеи глобализма 19
4.2. Новые тенденции глобализма 21
4.3. Место России в мировом сообществе 23
ГЛАВА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ И ОБЩНОСТИ 24
5.1. Процесс образования социальных групп 24
5.2. Классификация социальных групп 27
5.3. Классы и социальные слои 31
5.4. Понятие общности 38
ГЛАВА 6. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ 39
6.1. Теория стратификации П. Сорокина 39
6.2. Понятие «социальная стратификация» 41
6.3. Социальная мобильность 44
6.4. Социальная стратификация в современной России 46
ГЛАВА 7. ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО 47
7.1. Факторы формирования личности 47
7.2. Социализация личности 49
ГЛАВА 8. СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ 52
8.1. Внутренняя структура организации. Процессы управления в организации 52
8.2. Формальная организация. Феномен бюрократии в современном обществе 55
ГЛАВА 9. КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ 58
9.1. Социологическое понимание культуры 58
9.2. Элементы культуры 60
9.3. Взаимодействие экономики, культуры и политики 61
9.4. Разнообразие культур 62
ГЛАВА 10. СОЦИАЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ 63
10.1. Понятие социальных движений 63
10.2.Типы социальных движений. 64
10.3. Жизненные циклы социальных движений. 66
10.4. Структурные предпосылки возникновения социальных движений. 68
ГЛАВА 11. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТКЛОНЕНИЯ И КОНТРОЛЬ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ 70
11.1. Понятие «девиантное поведение» 70
11.2. Причины отклоняющегося повеления 71
11.3. Отношения социального контроля 72
11.4. Социальные конфликты 74
ГЛАВА 12. СОЦИАЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ 78
12.1. Типы социальных изменений 78
12.1.1. Циклический тип 78
12.1.2. Линейный тип 79
12.1.3. Нелинейный тип 80
12.2. Социальные революции и реформы 81
12.3. Концепции социального прогресса 82
ГЛАВА 13. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 84
13.1. Структура социологического исследования, его этапы и элементы 84
13.2. Методика и техника сбора социологической информации 87
КРАТКИЙ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ 89
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………………….92
Одна из первых попыток создания
теории организации и ее эффективного
управления принадлежит американскому
инженеру и исследователю Ф. Тейлору.
Занимаясь преимущественно
Модель “организации-машины”
Среди собственно социологических концепций организации заслуживает упоминания так называемая “интеракционистическая модель” (Ч. Барнард, Ф. Селзник, Г. Саймен и др.), согласно которой социальное взаимодействие и коммуникация рассматриваются в качестве фундаментального процесса любой формальной организации. Положительной стороной этой модели явилось то, что ее представители считали невозможным строго рациональное и формальное построение организации, поскольку в ней работают живые человеческие личности со своими интересами, потребностями, ценностями, которые не могут не влиять на выполняемые ими функции. Следует учитывать тот факт, что каждый работник является личностью, а не просто носителем той или иной роли. Общий вывод, сделанный представителями этой концепции - необходимо признать ограниченность рациональной модели организации и невозможность полной формализации поведения в ней людей.
Социальное взаимодействие, происходящее в рамках организации, является составной частью общего процесса социального взаимодействия в обществе в целом и потому нельзя изолировать члена организации от общества, необходимо видеть в нем человеческую личность со своими интересами и потребностями.
Структура организации. Типы организации. Организация, рассматриваемая в качестве подсистемы общества, характеризуется присущей ей системой ценностей, определяющей содержание ее деятельности, механизмы внутренней интеграции, взаимоотношения с другими организациями в обществе в целом. Главная черта ценностной системы организации - это обязательная ее легетимизация, то есть признание обществом правомерности целей ее деятельности, их значимости и полезности для общества (не будем забывать о том, что в любом обществе существует немалое число различного рода преступных организаций, чья деятельность осуждается обществом). И второй существенный момент - признание организацией “приоритета этой цели над другими возможными интересами и ценностными ориентациями его членов”. Так, например, система ценностей деловой фирмы может быть рассмотрена как разновидность “экономической рациональности”, лежащей в основе рыночной экономики и потому цели ее деятельности совпадают с ценностным стандартами общества и признаются им в качестве законных и правомерных. Конкретные цели деятельности фирмы реализуются в производстве какого-либо товара, нужного для общества, хотя на первый взгляд может казаться, что главное в деятельности фирмы - получение дохода, тогда как последняя служит лишь символом ее производственных успехов.
С социологической точки зрения социальная структура формальной организации, подобно любой другой социальной структуре, определяется ее ценностно-нормативными стандартами, регулирующими размещение и взаимосвязь социальных позиций (должностей) с присущими им ролевыми предписаниями. Характерной особенностью социальной структуры организации является обязательная иерархическая упорядоченность социальных позиций, позволяющая координировать социальные позиции различных уровней с присущим им кругом прав и обязанностей. На базе этой иерархии возникает своеобразная лестница должностных зависимостей, предполагающая обязательную подчиненность низших звеньев персонала высшим. Кроме того, социальные позиции и роли, из которых складывается социальная структура организации, отличается весьма строгой и однозначной нормативной регуляцией, предписывающей каждому члену организации строго очерченный круг должностных обязанностей и соответствующий уровень ответственности.
Обязательным условием институционализации, то есть упрочения и стабилизации социальной структуры, является формирование системы социального контроля, состоящего из совокупности различных санкций, предусматривающих наказание за неточное, небрежное и неправильное выполнение должностных обязанностей членом организации (начиная от устного взыскания, выговора и вплоть до увольнения с работы). Позитивные санкции направлены на то, чтобы поощрять и стимулировать правильное и инициативное выполнение должностных обязанностей и ролевых предписаний. Известно, что многие эффективно функционирующие организации, как в нашей стране, так и за рубежом, не ограничиваются материальным поощрением работников, но и создают особые благоприятные условия трудовой деятельности, включая и заботу о здоровье человека, его психологическом благополучии и т. п.
Первым условием успешного функционирования организации является возможность служебной карьеры для ее членов, так называемая “вертикальная мобильность” или успешное продвижение по иерархической лестнице служебных должностей. Ориентация на “достигаемый статус”, характерная для современного индустриального общества, в значительной мере реализуется именно в рамках различных, особенно крупных организаций.
С отмеченной выше особенностью функционирования социальной структуры организации тесно связана другая ее характерная черта, тоже присущая крупным формальным организациям - это постоянное обучение и повышение квалификации, которое, во-первых, дает возможность персоналу постоянно обновлять свои знания и профессиональные навыки в соответствии с меняющимися условиями производства, конкуренцией, необходимостью совершенствования деятельности организации. Во-вторых, повышение квалификации выступает непременным условием служебной карьеры, или просто “соответствия должности”.
Другим важным условием эффективного функционирования формальной организации является налаженная система коммуникаций, то есть взаимосвязь потоков информации, циркулируемой между различными звеньями и этажами организации. Коммуникация (в широком смысле слова она включает и обмен продуктами деятельности, как это, имеет место на заводских конвейерах) необходима для принятия управленческих решений и рациональной координации деятельности людей. Кроме того, взаимный обмен информацией между различными отделами, звеньями формальной организации является важнейшим условием, средством делового общения и социального взаимодействия членов организации. В сложных организациях обмен инф