Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

В связи  с вышесказанным следует признать, что этическая система социальной работы является относительно самостоятельной  компонентой как моральной системы  общества, так и системы профессиональной социальной работы. Ее относительная самостоятельность проявляется в том, что:

  • ее свойства как системы не сводятся к сумме свойств ее отдельных элементов, а обладают интегральностью;
  • она обладает способностью сообщать новые свойства составляющим ее элементам, включать в себя новые, видоизменять и исключать имеющиеся элементы;
  • обладая структурной целостностью, она выступает в качестве подсистемы других систем - системы профессиональной социальной работы и системы общественной морали;
  • она закономерно связана с изменениями в социальной среде и профессиональной деятельности, однако отражает их лишь в той мере, в какой это не вступает в противоречие с этическими ценностями.

Этику социальной работы можно определить как теорию профессиональной морали специалистов в области социальной работы, систему идеалов и ценностей, идей о должном, этических принципов и норм поведения, требований к личности специалиста, отражающих сущность и специфику профессии и обеспечивающих те взаимоотношения между людьми, складывающиеся в процессе труда, которые вытекают из содержания их профессиональной деятельности и могут быть систематизированы в профессиональный этический кодекс социального работника. Профессиональная этика социальной работы вместе с тем - это нравственное самосознание профессиональной группы, ее психология и идеология.

Объектом изучения этики социальной работы, по аналогии с общей философской и профессиональной этикой, выступает профессиональная мораль специалистов, складывающаяся под влиянием социальной действительности, профессиональной деятельности и направленного влияния на личность специалиста, ее бытие и развитие. Ее предметом являются возникающие в процессе работы этические отношения социальных работников между собой, с клиентами (группами клиентов), их социальным окружением, с представителями различных органов и учреждений и с обществом в целом, а также этическое сознание и этические действия специалистов в процессе выполнения ими своих профессиональных обязанностей и их этический опыт. Цель этики социальной работы - обеспечение и поддержание социально одобряемого содержания и целей профессиональной деятельности, а ее основная задача - нормативная регламентация и контроль отношений, поведения и действий отдельных представителей профессиональной группы и их объединений, воздействие на сознание специалистов и формирование их нравственного облика, этического сознания, убеждений и потребностей.

Основой профессиональной этической системы  социальной работы, наряду с сущностью, смыслом и содержанием профессиональной деятельности, являются общие для представителей всех профессий требования профессиональной морали, выраженные в ее социальных функциях. Каждая существующая и существовавшая ранее в обществе профессия в той или иной мере востребованы обществом, нуждающемся в определенном продукте, что предполагает развитие целенаправленной профессиональной деятельности, выполняющей определенный социальный заказ общества и в соответствии с этим выполняющей определенные функции. Соответственно, профессиональная деятельность человека в жизненно важных сферах, прямо влияющих на судьбы общества, требует особых, конкретизированных систем этических норм и принципов, отвечающих содержанию профессиональной деятельности и производственных отношений, возникающих между людьми в ее процессе и отвечающих требованиям и ожиданиям социума в части выполнения социального заказа.

Функции как важнейший структурный элемент  системы этики социальной работы вытекают из ее целей и задач, поставленных перед профессией государством и  обществом, и раскрывают ее сущность. Функции этики социальной работы можно условно разделить на три основные группы:

  • Собственно социальные, выполняемые в соответствии с задачами, возложенными на социальную работу и ее этическую систему обществом и государством и обусловленные теми требованиями к содержанию, целям и задачам деятельности, которые общество предъявляет к социальной работе как социально обусловленной и объективно необходимой деятельности. Эта группа функций до некоторой степени детерминирована теми структурными компонентами деятельности, которые имеют наибольшую значимость и ценность для общества. Функции этой группы носят наиболее общий характер, поскольку является неотъемлемой составной частью нормативно-этической системы каждой профессии. К ней относятся такие функции профессиональной этики, как: поддержание ценностного и нормативного содержания профессии; содействие успешному выполнению задач профессии; посредничество между интересами профессиональной группы и общества; реализация социальной активности в рамках профессиональной деятельности; согласование интересов личности и общества в рамках профессии; создание и поддержание в обществе благоприятных условий для успешного функционирования и развития данного вида профессиональной деятельности.

Эти функции  детерминируют внешнее измерение  профессиональной социальной работы и имеют отношение в большей степени к конечному результату, нежели к процессу деятельности, вследствие чего являются главным предметом контроля со стороны общества и представляют для него наибольшую значимость.

  • Профессионально-практические, состоящие в оказании непосредственного влияния на эффективность и качество работы специалиста в процессе его деятельности и имеющие в связи с этим наибольшее значение в первую очередь для самой профессиональной группы. Они в значительной мере учитывают специфику социальной работы как профессиональной деятельности и поэтому носят более конкретный характер и имеют более конкретное содержание, нежели функции социальные, детализируя и уточняя последние. К этой группе относятся такие функции профессиональной этики, как: превентивная; организационная; регулятивная; управляющая; рационализирующая; координирующая; разрешения противоречий; регламентирующая; оптимизирующая; прогностическая; санкционная.

Эти функции  нацелены главным образом на внутреннюю регламентацию и этический контроль самого процесса деятельности, определяющего в конечном итоге результаты социальной работы. Особое значение в этой группе имеет превентивная функция, имеющая целью предупреждение и исключение нарушений специалистами норм и принципов профессиональной этики, а также регулятивная, призванная обеспечить нормативность деятельности социального работника в пределах профессиональной этической системы.

  • Нравственно-гуманистические, заключающиеся в оказании морально-нравственного воздействия на личность специалиста и его клиента, на общество в целом, а также на отношения, возникающие в процессе социальной работы между участниками процесса деятельности. К ним относятся такие функции этики социальной работы, как: оценочная; стабилизирующая; мотивационная; воспитательная; социализирующая; воспроизводственная; коммуникативная; информационная.

Эта группа функций наиболее значима для  субъектов и объектов деятельности, поскольку затрагивает интересы людей, оказывает влияние на их духовно-эмоциональную сферу, способствует формированию профессионально необходимых и значимых качеств личностно-нравственного облика специалиста, его социализации и воспитанию как достойного представителя профессиональной группы.

Независимо  от степени, уровня и формы воздействия (прямо или опосредованно) функций этики социальной работы на конечный результат деятельности и на общество, его состояние, благополучие, стабильность и развитие, все они являются социально значимыми и их многообразие обусловлено теми сложными целями и задачами, которые призвана решать социальная работа в обществе. Деление функций этики социальной работы на указанные группы является довольно условным, поскольку каждая из них в процессе практической деятельности несет в себе и социальную, и профессионально-практическую, и нравственно-гуманистическую компоненту, а следовательно, имеет и соответствующую значимость. Однако в указанных группах функции дифференцированы по признаку наибольшей значимости для социума, или профессиональной группы, или клиентов и направленности на решение определенной группы взаимосвязанных профессиональных задач.

В практике повседневной деятельности профессиональная этика опосредуется как совокупность общих и специфических моральных  норм и принципов, детерминирующих  поведение, действия и отношения специалистов, возникающие в процессе профессиональной деятельности и имеющие большое значение для обеспечения необходимой результативности деятельности. Нормы и принципы профессиональной этики подвержены изменениям под воздействием как внешних, так и внутренних по отношению к профессии факторов. Они непосредственно, в каждый момент времени влияют на поведение специалистов, побуждая их действовать определенным, одобряемым с точки зрения норм профессиональной этики, образом. Основой этической системы профессиональной социальной работы является моральная норма - общее содержательное требование к поведению и деятельности социального работника в его отношении к субъектам и объектам социальной работы, справедливое во всех ситуациях и обстоятельствах. Нормы в этике социальной работы имеют большую значимость, поскольку они определяют требования общества и профессиональной группы к деятельности специалиста и служат основой для оценки его поведения. Этические нормы в социальной работе в целом выполняют защитную функцию и охватывают все стороны деятельности социального работника: процесс подготовки и проведения прикладных и фундаментальных исследований, его общение, взаимоотношения с коллегами, другими специалистами, с клиентами, воспитание социального работника как нравственной личности и т.п. Норма может иметь разную степень обобщения, в связи с чем можно различать общие и частные нормы профессиональной этики социального работника.

Общие нормы  профессиональной этики в социальной работе выражают наиболее широкие требования, обобщающие большой спектр реальных отношений специалиста. Фундаментальная норма, которой при этом должен руководствоваться социальный работник - «главное, не навреди» («primum non nocere» - изречение, приписываемое Гиппократу), должна быть эталоном для сверки всех действий в отношении клиента. Она включает в себя все принципы профессиональной этической системы, и, в свою очередь, включена в каждый из принципов как его неотъемлемая составная часть. Частные нормы профессиональной морали социального работника раскрывают  специфику профессиональной деятельности, заключенную в той или иной общей норме. Они обобщают лишь какую-либо группу идентичных отношений специалиста к субъекту отношений, ограниченную сходством ситуаций, а следовательно, до некоторой степени детерминирует и схему действий социального работника.

Мораль (от лат. moralis) профессиональной группы социальных работников, являясь формой их коллективного ценностного сознания, характеризует способы их поведения в формальных и неформальных ситуациях и является отражением нравственных отношений в обществе и профессиональной группе. В сфере профессиональной социальной работы нравственные отношения определяют в значительной степени те профессиональные обязанности, которые возложены на специалистов по роду их деятельности. Эти нравственные отношения характеризуют содержание профессиональной морали в социальной работе. Этические отношения в социальной работе существуют в форме требований, предъявляемых субъектами отношений друг к другу в части выполнения профессиональных обязанностей и долга; этических принципов, лежащих в основе социальной работы в качестве основных, руководящих правил деятельности, которым подчиняется вся деятельность;  моральных качеств, которыми должны обладать и постоянно развивать субъекты деятельности в себе и транслировать их на клиентов и общество в целом, и постоянного самоконтроля и взаимного контроля специалистов в процессе их деятельности.

Этическая система социальной работы содержит моральные правила - конкретные требования к поведению и деятельности специалиста в процессе своего труда в отношении субъектов социальной работы. Моральные правила наиболее гибки и подвижны, они отражают динамику общественного развития и прогресса, развития системы социальной защиты населения, трансформации условий жизнедеятельности клиентов социальных служб и населения в целом и постоянно обогащаются новым смыслом и содержанием. Вместе с тем, этика социальной работы отражает до некоторой степени и обычаи и традиции, сложившиеся исторически в процессе становления первых форм взаимопомощи, благотворительности и профессиональной социальной работы.

Важнейшей составной частью этической системы  социальной работы являются принципы, представленные наиболее общими требованиями, выражающими основное направление поведения специалиста по отношению к тому или иному субъекту отношений, возникающих в процессе социальной работы.

Поскольку деятельность социального работника осуществляется не только в формальных, но и в  неформальных ситуациях, в интересах профессии и своих коллег, общества, клиента и его социального окружения, а также в  своих собственных интересах, он должен руководствоваться в работе такими основными принципами, как: превентация; деятельность в пределах своей компетенции; соблюдение рациональных интересов клиента; личная ответственность специалиста за нежелательные для клиента и общества последствия его действий; признание субъектности клиента; конфиденциальность; доброжелательность; бескорыстие; честность и открытость; отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента и другие.

Все принципы этики профессиональной социальной работы имеют большое значение в  практической повседневной деятельности специалиста, однако в настоящее  время в ряду принципов особого  внимания заслуживает принцип превентации в связи с возрастанием его роли в условиях нестабильности социального бытия.

Принципы  этики социальной работы не могут  носить абсолютного характера. В  случае, если они в конкретной ситуации приходят в противоречие друг с другом, конфликтная ситуация должна быть разрешена на основе принципов общей этики. Они не должны быть самодовлеющими и в том случае, если они в определенных ситуациях приходят в противоречие с принципами общей этики и речь может идти об ущемлении интересов общества. Предпочтение, отдаваемое в разрешении нравственных конфликтов принципам общей этики, обусловлено объективно. Как клиент, так и социальный работник являются членами общества, вследствие чего должны следовать его законам - действия всего общества и каждого его члена должны быть направлены на то, чтобы общество в целом и каждый конкретный индивид чувствовали себя максимально комфортно, но при этом без ущемления интересов друг друга. Возможны, однако, и иные решения. Например, если общество живет по антигуманным законам и общественная мораль носит явно античеловечный характер, то конфликт может быть разрешен на основе принципов профессиональной этики в пользу гуманизма. Полное игнорирование норм и принципов профессиональной этики в конечном счете может привести к тому, что деятельность специалиста утратит свой гуманистический смысл и трансформируется в формальные, хотя, может быть, и верные с точки зрения потребностей социума действия по поддержанию жизнедеятельности отдельных индивидов. Таким образом, нормы и принципы профессиональной этики в социальной работе поддерживают неизменными гуманистический смысл и содержание этого специфического вида социальной деятельности и, в свою очередь, поддерживаются господствующей в обществе системой морали, традициями профессиональной деятельности, личными убеждениями, воспитанием и профессиональной подготовкой специалистов, общественным мнением как профессиональной группы социальных работников, так и их клиентов и общества в целом.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"