Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187
В целом профессиональная этика является приложением общей, теоретической этики к определенным видам профессиональной деятельности. Этика социальной работы, таким образом, является конкретизацией общей теории о морали и одновременно - конкретизацией учения о профессиональной морали с учетом специфики профессиональной социальной работы. Главные цели и задачи этики профессиональной социальной работы не только не противоречат целям и задачам социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности, а напротив, способствуют повышению ее качества и эффективности, усилению степени ее гуманизирующего воздействия на общество и социальные отношения в нем.
Этический подход к решению проблем социальной работы универсален, поскольку может быть применен в любых обстоятельствах и к любым отношениям и действиям. Он является одним из важнейших элементов анализа и оценки сущности и содержания социальной работы в целом и каждого конкретного действия, предпринятого социальным работником или социальной службой в отношении клиента, отношений социальных работников между собой. В целом этическая оценка социальной работы включает в себя следующие уровни:
Этическая оценка на любом из уровней носит объективно-субъективный характер. Субъективность оценки связана с тем, что оценивание производится людьми, и исключить личностный фактор не всегда удается. Так, например, в случае оценки социальной работы клиентом, его мнение во многом зависит от того, насколько полно удалось социальному работнику решить его личную проблему, и не всегда клиент учитывает действительно объективные возможности для такого решения.
Оценка, даваемая обществом, также может быть не вполне объективной - общество социально неоднородно; далеко не все граждане имеют исчерпывающие сведения об институте социальной работы, его возможностях и потребностях. Оценка социальной работы как социального института обществом и государством, как правило, может различаться. Государство, создавая институт социальной работы, исходит из потенциала этого института, который может быть в будущем при определенных обстоятельствах реализован; для общества же наибольший интерес представляет не потенциал, а конечный результат, причем общество, безусловно, не всегда осведомлено об условиях, при которых деятельность института социальной работы становится оптимальной.
Наличие профессиональной
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы
План лекции:
1. Сущность и специфика профессиональной деятельности как основная детерминанта этической системы.
2. Социокультурные условия и ценностные ориентиры государства и общества, их влияние на профессиональную этическую систему.
3. Место и роль профессионально-этической системы в регулировании отношений в современном обществе.
4. Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы.
Любая этическая система, в том числе профессиональная, не может быть жизнеспособной, если она учитывает определенных факторов. Эти факторы могут быть как внешними по отношению к этической системе (например, социокультурные условия), так и внутренними (законы развития самой системы). В частности, профессионально-этическая система является образованием довольно сложным, детерминируемым внешними и внутренними по отношению к ней факторами. Например, моральные ориентиры общества могут определять не только наличие профессий и направлений деятельности, но также и их содержание; а они, в свою очередь, определяются национальным менталитетом, обычаями и традициями, наличными условиями бытия. Специфика профессиональной деятельности, ее смысл и сущность, содержание также требуют вполне конкретной этической регламентации. Профессия в известном смысле – это люди, конкретные носители профессиональных знаний и навыков, а значит, они привносят элементы собственных моральных систем в профессиональную этику. Наконец, в современном мире «замкнутое» в национальных границах существование профессиональной группы невозможно, а значит, имеет место взаимовлияние профессиональных этических систем.
национальный менталитет, обычаи и традиции;
сущность и специфика
социокультурные условия и ценностные
ориентиры государства и
индивидуальное и групповое этическое сознание специалистов;
В России
в течение тысячелетий
Каждый
вид профессиональной деятельности
существенно отличается от других,
что требует еще большей
Одним из доминантных по отношению к профессиональной этике внешних факторов являются общественные отношения, реальные условия жизни людей в данных конкретно-исторических условиях и общественная мораль, соответствующая им. Кризисные явления в России, среди которых кризис нравственности и системы ценностей занимает одно из главных мест и играет роль одного из важнейших факторов, определяющих успешность (или неуспешность) реформирования экономики и общества, развиваются вследствие того, что объективная потребность в частичной ценностной переориентации общества вследствие изменения условий жизни была гипертрофирована направленным влиянием государственных органов с помощью средств массовой информации и имеющим целью скорейшим образом обеспечить насаждение и укоренение в массовом сознании тех ценностей, которые, по замыслу реформаторов, сообщат устойчивость инновациям и сделают невозможным возврат к старым формам ведения хозяйства, государственного устройства и управления. Это влияние государства в первые годы реформ на массовое сознание вызвало «ценностный шок», последствия которого не изжиты и в настоящее время. Процесс «обесценивания ценностей» происходит также вследствие принятой государством чуждой национальному российскому характеру и менталитету идеологии, ориентированной на ценности раннего буржуазного общества и неприемлемой для общественного сознания россиян. Приоритеты общественного развития смещены: главенствующее, самодовлеющее значение имеет рынок, то время как человек рассматривается всего лишь как его элемент. Формирование «рыночной» личности, готовой адекватно реагировать на изменчивые требования экономики, не может не сказаться на гражданах, которые, с одной стороны, вынуждены «играть» по предложенным им правилам, а с другой стороны, внутренне дистанцируются от особенно эстремистских моральных эксцессов. Отсутствие стройной, целостной государственной идеологии, ощутимых для населения позитивных результатов экономического реформирования приводит к тому, что в общественном настроении преобладают апатия, нигилизм, страх за собственное будущее. В этой ситуации индивидуализация и эгоизация населения представляются неизбежными: не будучи уверенными в скорых переменах к лучшему в масштабах всего общества и государства, граждане стремятся обеспечить собственное выживание и благополучие своими силами. В условиях экономической конкуренции конкурентность постепенно проникает и в другие виды общественных отношений; каждый индивид может рассматривать других как опасных конкурентов. Естественные связи между людьми распадаются, заменяясь отчуждением человека от человека. Происходит и отчуждение человека от государства, поскольку в условиях системного кризиса государство не может в достаточной мере защитить человека и, кроме того, известная часть кризисных явлений не обусловлена объективными причинами.
Социальные работники, как члены общества, испытывают влияние этих противоречивых ценностных ориентаций, привнося их в профессиональную деятельность. Их профессиональная деятельность требует бескорыстной заботы о человеке – но ей противостоит «рыночность» общественных отношений, предусматривающих выгоду. Их деятельность направлена на разрешение проблем, облегчение жизненной ситуации клиента – но их собственное положение не улучшается. Профессия требует наличия гуманизма как сущностного основания личности – но в реальной жизни гуманистические принципы декларируются и в основном не реализуются. Социальный работник должен способствовать изменению психо-эмоционального статуса клиента, вселять в него надежду и оптимизм – но сам он далеко не всегда убежден в неизбежности перемен к лучшему. В целом социальный работник в своей профессиональной деятельности должен быть носителем высоких идеалов и принципов, в то время как реалии обыденной жизни, к сожалению, нередко доказывают, что жизненный успех чаще всего приходит к тем индивидам, кто от моральных принципов отказывается. К этому следует добавить, что большинство социальных работников не являются выходцами из благополучных социальных слоев и групп, а напротив, относятся к бедному населению, и проблему выживания им приходится ежедневно решать и в отношении самих себя и своих близких.. В связи с этим социальный работник может оказаться в довольно щекотливой ситуации: он вынужденно станет как бы носителем «двойного стандарта», и его профессиональное поведение может носить двойственный, неустойчивый, противоречивый характер.
Безусловно, нельзя охарактеризовать настроение социального работника как ощущение полной безнадежности. Большинство из них испытывает чувство глубокого удовлетворения от результативной работы, от того, что помогли клиенту преодолеть кризисное состояние, решить ранее неразрешимую проблему, улучшить его жизнедеятельность и социальное и индивидуальное функционирование. Однако явно недостаточно эффективная поддержка социальной работы (а значит, и проблемного населения) со стороны государства является фактором, негативно влияющим на профессиональное самочувствие специалистов.