Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187
Это делает социальную работу и ее профессионально-этическую систему существенным фактором гуманизации общественных отношений. Непосредственное гуманизирующее влияние могут оказывать смысл и содержание деятельности на специалистов и их клиентов. Опосредованное гуманизирующее влияние может осуществляться через специалистов различными путями, на клиентов и их близких; на представителей органов и учреждений, с которыми социальный работник вступает в профессиональные отношения; на окружение самого социального работника:
прямое
и направленное влияние социального
работника на клиента с целью
совершенствования его
непосредственное общение социального работника и клиента приводит во взаимодействие их моральные сознания. При этом клиент, для которого социальный работник является авторитетной личностью, объектом уважения, может стать образцом, который клиент осознанно или неосознанно будет копировать, тем самым воспроизводя те личностные качества, которые воплощены в социальном работнике. Самосовершенствание клиента, безусловно, отразится на отношениях, в которые он вступает, гуманизируя их.
взаимодействие
социального работника и
аналогичные
механизмы гуманизации
личность специалиста, безусловно, испытывает существенное влияние, оказываемое на нее смыслом и содержанием профессиональной деятельности. Влияние профессии, как известно, не ограничено рамками рабочего времени, а распространяется и на обыденную жизнедеятельность, поскольку личности, как правило, свойственны целостность и гармоничность. Это значит, что влияние личности социального работника на его собственное окружение может быть аналогичным тому, которое имеется в профессиональном плане.
Ясно при этом, что гуманизирующее влияние социальной работы не ограничивается отношениями социальных работников с клиентами и их близкими, представителями органов и учреждений, своими близкими. Эти люди, в свою очередь, вступают в отношения, уже не связанные с социальной работой и социальным работником. Многократно опосредованное, гуманизирующее влияние социальной работы продолжает распространяться по всем этим цепочкам отношений, распространяясь в социуме. Можно сделать вывод, что социальная работа действительно может стать существенным средством и условием гуманизации общественных отношений, причем это гуманизирующее влияние она оказывает как непосредственно, своим смыслом и содержанием на социальных работников и их клиентов, так и опосредованно, через представителей профессиональной группы.
Это еще один фактор, обусловливающий ценность социальной работы и ее профессионально-этической системы. Профессионально-этическая система, выполняя свои функции, не только содействует выполнению задач профессии, а значит, не только помогает людям нормализовать жизнедеятельность, но и, оказывая влияние на сознание участников процесса и их окружение, способствует гуманизации общественных отношений. Поэтому профессионально-этическая система социальной работы представляет собой ценность для личности, в первую очередь, специалиста и его клиента, поскольку обусловливает повышение эффективности их взаимодействия, гарантирует права клиента, обусловливает совершенствование их личностей. Она представляет собой большую ценность для совокупной профессиональной группы, способствуя ее формированию и профессионализации. И вместе с тем она представляет собой ценность для общества, поскольку содействует гуманизации общественных отношений.
При определении тенденций в развитии этической системы социальной работы, а также ее основных ведущих структурных элементов, необходимо учитывать в первую очередь тенденции в развитии тех систем и их состояний, происходящих в них процессов и явлений, которые оказывают на ее содержание и эволюцию наибольшее влияние и изменения в которых неизбежно влекут за собой потребность изменений в этической системе. К числу таких влияющих на эволюцию этической системы профессиональной социальной работы факторов в первую очередь относятся:
Профессиональная этическая система в социальной работе в своем развитии в известной степени повторяет основные пути и этапы развития и становления общей философской этики, в первую очередь в части осознания, осмысления и утверждения ее как относительно самостоятельной отрасли знания, оформления в виде целостной системы воззрений, отражающей реальные условия деятельности. Осуществляются исследования, направленные на обоснование и проработку отдельных взаимосвязанных структурных элементов этической системы, в том числе ее ценностей и идеала. Одновременно происходит обоснование и детализация отдельных структурных элементов, специализация в зависимости от сферы непосредственной практической деятельности специалистов, обоснование системы ценностей, выдвижение и обоснование этических идеалов социальной работы. Неизбежно произойдет и специализация этики социальной работы в связи многоплановостью, многоуровневостью социальной работы, наличием в ней различных форм и видов деятельности. Очевидно, что в области исследований, управления или процесса непосредственной практической работы с клиентом приоритетность принципов будет меняться. В зависимости от форм и видов, направлений деятельности социальной службы этическая система должна быть трансформирована с учетом ее специфики.
Любая этическая
система предлагает определенную систему
санкций за отступление от этических
норм и принципов, причем санкции
могут носить как моральный, так
и административный характер. Такая
система санкций считается
Социальная
работа в настоящее время все
более осознается обществом как
необходимое условие реализации
главных ценностей, достижения общественного
идеала, условие и следствие
Формирующее воздействие на этическую систему как социальной работы, так и общества в целом в значительной мере оказывают ценностные ориентиры государства как существенная часть его идеологии. На данном этапе провозглашенные ценности во многом остаются декларациями, лишенными четкости и целостности. Декларируя свободу личности и демократию в общественных отношениях как ценность, государство в то же время не препятствует активно тому, что свобода и демократия становятся достоянием преимущественно обеспеченных слоев населения. Поэтому в качестве тенденций в развитии ценностных ориентиров государства, оказывающих влияние на этику социальной работы, выступают попытки абсолютизации формальной свободы, демократии, индивидуализма, личного материального успеха при одновременном обесценивании солидарности, коллективизма, равенства и социальной справедливости, труда и других социально значимых ценностей. Эти ценностные ориентиры, а также такие явления, как атомизация общества и аномия, распространение «рыночности» на все виды общественных отношений, «кризис идентичности», сужение социального пространства личности, примитивизация, либерализация, индивидуализация и поляризация общественной морали, ее скатывание к уровню «ситуационной морали» влияют существенным образом и на ценностные ориентиры социальной работы. Наличие данной тенденции может служить определенным доказательством дегуманизации общественных отношений. Указанные тенденции в развитии ценностей государства и общества не могут не оказать влияния на тенденции в развитии этической системы социальной работы, делая их противоречивыми.
Основные
тенденции развития этики профессиональной
социальной работы лежат в плоскости
движения общества и человечества к
социальному прогрессу и
В то же
время неизбежным представляется некоторое
дистанцирование и
Важнейшей тенденцией представляется стремление к утверждению и реализации в практической деятельности таких ценностей, как солидарность, коллективизм, равенство индивидов при соблюдении свободы личности и социальной справедливости в отношении нее, социально-экономическое и правовое равенство граждан во всех сферах их жизнедеятельности, непосредственная реализация которых в отношении социально слабых слоев населения возложена на социальную работу. Тенденции к приобретению социальной работой статуса профессиональной социальной деятельности в масштабах социума, направленной на преобразование личности, социума в интересах личности и ее разнообразных взаимосвязей, к объективному повышению ее значимости в жизнедеятельности социума и профессионализации социальной работы вызовут естественное усиление ее направленности на служение интересам общества и отказ от корпоративности.
На этой основе происходит процесс гуманизации и в самой социальной работе как специфической профессиональной деятельности, а следовательно, повышается роль ее этической системы как структурообразующей и смыслообразующей компоненты. Вследствие этого неизбежно повысится роль этической системы социальной работы в системе общественной морали как одного из механизмов гуманизации общественных отношений. В этой связи особую значимость приобретает выдвижение и обоснование этического идеала социальной работы, основанного на принципах и ценностях, реализация которых направлена на создание благоприятных условий для нормальной жизнедеятельности клиентов, максимальной в данных конкретно-исторических условиях их самоактуализации и самореализации, благодаря чему могут быть в полной мере реализованы права человека на свободу и справедливость, счастье и развитие и, тем самым, будет достигнута главная цель профессиональной социальной работы - социально активная личность, благо клиента и общества, гуманность общественных отношений.
Этический идеал социальной работы является в то же время важным структурным элементом общественного идеала, в качестве которого рассматривается благо человека как всесторонне и гармонически развитой личности. В качестве средства реализации общественного идеала в настоящее время в России рассматривается построение социального государства, в котором достигнуто органическое единение общества и личности на основе их общих интересов; целостное общество, в котором обеспечено конструктивное взаимодействие всех социальных слоев и групп на основе принципа солидарности; социально активная, творческая личность, субъектно участвующая в социальной деятельности. Роль профессиональной социальной работы как непременной функции общественного бытия и ее этической системы в этой связи будут непрерывно возрастать.