Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187
Но при этом, конечно, нельзя говорить, что этическая система социальной работа может приобрести черты глобальности или стать самодостаточной. Безусловно, этическая регуляция деятельности является наиболее универсальной: с помощью этики можно регулировать не только данность, т.е. отношения, поступки, действия уже существующие, но и то, что еще не опредмечено: устремления, интересы и т.п. Не только дела, но и мысли человека можно регулировать с помощью этических норм и правил. Верно и то, что этическая система социальной работы, в силу специфики деятельности, вбирает в себя лучшее из мировой и национальной этической теории и практики. Это не значит, однако, что в социальной работе достаточно одной только профессиональной этики для регулирования как действий специалистов, так и самой деятельности. Социальная работа нуждается в самых разнообразных ресурсах общества, и значит, соответствующими методами должна регулироваться. Социальная работа – открытая система, и приходя с соприкосновение с другими системами, она должна экспонировать соответствующие элементы. Если некая система (например, здравоохранение) регулируется не только этическими, но и правовыми, экономическими и другими методами, то для организации взаимодействия с ней социальная работа должна иметь аналогичные методы регуляции. Иначе говоря, желательно, чтобы связи между системами были однотипными и адекватными друг другу, поскольку именно это делает их довольно устойчивыми.
Этическая компонента является одной из важнейших, однако далеко не единственной в социальной работе. Она должна играть в социальной практике и теории роль одного из факторов, детерминирующих деятельность специалиста и ее эффективность наряду с сущностными, правовыми, экономическими и другими детерминантами. Этическая система социальной работы и сама социальная работа являются по отношению друг к другу взаимовлияющими факторами: профессиональная социальная работа в силу своей специфики оказывает влияние на сущность и содержание этической системы, в то время как этическая система влияет на смысл, сущность, содержание и эффективность социальной работы. Поэтому этическая регуляция социальной работы не может быть единственной. При этом система социальной работы имеет доминирующее значение по отношению к этической системе в силу того, что та является одним из ее элементов, а этическая система социальной работы приобретает доминантный характер над системой социальной работы в силу того, что является частью этической системы общества, являющейся наиболее существенной формой регуляции образа жизни социума. В силу этого обстоятельства в различные периоды времени и на различных этапах развития общества и социальной работы как профессиональной деятельности ее профессиональная этическая система может приобретать ту или иную значимость.
С другой стороны, профессионально-этическая система социальной работы не может стать самодостаточной уже потому, что она вызрела в лоне общей философской этики, общественной морали, национальных обычаев и традиций. Социальные работники, будучи членами общества, неизбежно привносят в социальную работу и ее этическую систему элементы общественной морали. Меняющиеся условия жизни общества и человека вызывают соответствующие изменения в моральных устоях, наиболее явно проявляясь в реальных нравах. Этическая система социальной работы, как и сама социальная работа, не может не отвечать изменившимся потребностям общества и человека, по крайней мере той их части, что соответствует представлениям о благе. Это, с одной стороны, делает профессионально-этическую систему в известной степени уязвимой, поскольку влияние реальных нравов и общественной морали может быть не всегда позитивным, но с другой стороны, это влияние не дает ей стать застывшим, косным, оторванным от реальности учением, представляющим лишь абстрактный интерес. Поэтому самодостаточность профессионально-этической системы не может быть полной и исчерпывающей, несмотря на универсальность этики как инструмента для оценки, анализа и регулирования любого феномена или процесса.
Перечень примерных контрольных вопросов по теме 4
1. Основные группы функций этики социальной работы
2. Основные нормы и принципы этики социальной работы
3. Требования и правила в этике социальной работы
4. Основные детерминанты этики социальной работы
Перечень
примерных заданий для
1.
Проблема морального выбора
2.
Место и роль этической
3. Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы.
Примерный перечень вопросов к зачету по теме 4
Сущность и содержание профессионально-этической системы социальной работы
Основные цели и задачи
профессионально-этической
Принципы и уровни профессионально-этической системы социальной работы
Функции профессионально-
Гуманизм как сущностная основа профессионально-этической системы социальной работы Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы
Рациональное и иррациональное в профессионально-этической системе социальной работы
Литература по теме 4
Основная
Белякова Г.И. Профессиональная этика. - М.: Знание, 1975.
Бербешкина З.А. Этика
Данакин Н.С. Смысл и
Капто А.С. Профессиональная этика. В 2-х ч. Учебное пособие. _ М.: изд-во РИЦ ИСПИ РАН, 1997.
Медведева Г.П. Этика
Профессионально-этические
Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. - М.: Изд-во МГУ, 1989.
Федоренко Е.Г.
Ярская-Смирнова Е.
Дополнительная
Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс №5, 1996.
Миренков В.И. Профессия и мораль. - Л.: Знание, 1982.
Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности. - М.-Воронеж: МОДЭК, 2000.
Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. Под ред. Жукова В.И. - М.: Союз, 1997.
Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника. // Российский журнал социальной работы. 1997г., №1/5.
Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. Т.3. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.
Раздел 3. Деонтологические вопросы социальной работы
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы
Важнейшей категорией профессиональной этики является долг, который предстает как совокупность объективной необходимости и личностной активности специалиста. В разделе, посвященном деонтологии, рассматриваются вопросы сущности и содержания профессионального долга социального работника, а также некоторые аспекты его долга перед обществом и государством, профессией и профессиональной группой, клиентом и его близкими, перед самим собой.
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе
План лекции:
1. Деонтология как учение о долге и должном поведении
2. Место и роль деонтологии в этической системе и системе ценностей социальной работы
3. Основные понятия и категории деонтологии социальной работы
Термин «деонтология» (от греч. deonthos - должный) был введен в научный лексикон для обозначения учения о долге и должном поведении, поступках, образе действий ХVIII веке английским философом-утилитаристом Иеремией Бентамом (1748-1832гг.). Исследуя место и роль морали в человеческом обществе, И. Бентам сделал вывод о том, что она, как и законодательство, является способом регуляции человеческого поведения с целью обеспечения счастья, благополучия и пользы наибольшему числу людей25. Первоначально И. Бентам вкладывал в понятие «деонтология» довольно узкий смысл, имея в виду прежде всего долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, но затем употребил его для обозначения теории морали в целом. Вскоре термин «деонтология» начал применяться несколько в ином смысле - он стал использоваться для обозначения учения о должном поведении, поступках и действиях любой личности или группы, а не только верующего по отношению к его религиозным обязанностям, и деонтология стала различаться с аксиологией - учением о ценностях.
В настоящее время термин «деонтология» используется довольно широко и в профессиональной этике для обозначения теории о долге и должном поведении специалиста в процессе выполнения им профессиональных обязанностей. Именно в этом значении он используется и в профессиональной этике социальной работы. В целом содержательно деонтология представляет собой систему смыслов, понятий, норм, установлений и предписаний о долге социального работника, коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед обществом и государством, социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, перед коллегами, клиентами и перед самим собой.
Практически
каждая профессия, сформировавшая и
кодифицировавшая собственную профессионально-
Место и
роль деонтологии в любом этическом
учении, в том числе и профессионально-
Если человек сущностно добр, устремлен к добру, стремится делать добро, то этическое учение выступает в роли руководства, «путеводителя», источника этических знаний. Человек, исходя из своей природной устремленности к добру, вооружается этическими знаниями, и этого достаточно для обеспечения должного поведения в основном. Лишь в отдельных случаях, довольно сложных для анализа, когда трудно предвидеть выбор и последствия поведения и обусловить необходимые действия личности, необходимо четкое предписание, что именно должен сделать человек. В данном контексте предполагается, что регулирующий потенциал этики заключается в знаниях, анализе с опорой на безусловную моральность самой личности. Необходимость прибегнуть к деонтологии для детерминации подобающего поведения представляет собой крайне редкий случай, причем деонтология и долг выступают как нечто внешнее по отношению к личности. В этом случае правомерно часто употребляемое словосочетание «этика и деонтология», которое свидетельствует о различении одного от другого. Деонтология, в отличие от этики, не восполняет недостаток знаний, опыта личности, а дает непосредственные указания, императивно обеспечивая необходимые действия.
Если же человек изначально устремлен ко злу, «греховен» и не способен с учетом своей природы на осознанные социально ценные действия – только случайным образом его эгоистические устремления могут привести к общественному благу – регуляция его поведения должна быть иной. В этом случае нельзя полагаться на результаты самостоятельного этико-аксиологического анализа ситуации и ее последствий, проведенных личностью: они заведомо дадут негативный для общества результат. Необходимы жесткие ограничения личности, предписания, гарантирующие общество от эгоистического произвола личности, неспособной различить истинное добро и зло, ориентиры и рамки, которые необходимо учитывать и пренебрежение которыми безусловно наказуемо. В этом случае деонтология как бы поглощает этику («Деонтология, или наука о морали» у И. Бентама) и заставляет человека действовать вопреки собственным устремлениям, но на благо общества.
Очевидно, что оба эти подхода являются крайностями. Человек не добр, и не зол от природы, а точнее, он и добр, и зол одновременно. В некоторых случаях он вполне квалифицированно различит добро и зло, в некоторых – может выработать ошибочную точку зрения. Кроме того, каждый человек как личность сформирован в определенном обществе, получив при этом представления о добре и зле и усвоив и присвоив определенные поведенческие стереотипы. В обществе в качестве регулятора человеческого поведения существует не только общественная, групповая и индивидуальная мораль – есть законодательство, религиозные нормы, обычаи и традиции. Человек может совершать социально ценные поступки, руководствуясь собственными соображениями или этими регулятивами и не насилуя своей природы. В то же время он способен, руководствуясь собственными соображениями, поступать аморально, вопреки общественной пользе, преследуя личную выгоду.