Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Но при  этом, конечно, нельзя говорить, что  этическая система социальной работа может приобрести черты глобальности или стать самодостаточной. Безусловно, этическая регуляция деятельности является наиболее универсальной: с помощью этики можно регулировать не только данность, т.е. отношения, поступки, действия уже существующие, но и то, что еще не опредмечено: устремления, интересы и т.п. Не только дела, но и мысли человека можно регулировать с помощью этических норм и правил. Верно и то, что этическая система социальной работы, в силу специфики деятельности, вбирает в себя лучшее из мировой и национальной этической теории и практики. Это не значит, однако, что в социальной работе достаточно одной только профессиональной этики для регулирования как действий специалистов, так и самой деятельности. Социальная работа нуждается в самых разнообразных ресурсах общества, и значит, соответствующими методами должна регулироваться.  Социальная работа – открытая система, и приходя с соприкосновение с другими системами, она должна экспонировать соответствующие элементы. Если некая система (например, здравоохранение) регулируется не только этическими, но и правовыми, экономическими и другими методами, то для организации взаимодействия с ней социальная работа должна иметь аналогичные методы регуляции. Иначе говоря, желательно, чтобы связи между системами были однотипными и адекватными друг другу, поскольку именно это делает их довольно устойчивыми.

Этическая компонента является одной из важнейших, однако далеко не единственной в социальной работе. Она должна играть в социальной практике и теории роль одного из факторов, детерминирующих деятельность специалиста и ее эффективность наряду с сущностными, правовыми, экономическими и другими детерминантами. Этическая система социальной работы и сама социальная работа являются по отношению друг к другу взаимовлияющими факторами: профессиональная социальная работа в силу своей специфики оказывает влияние на сущность и содержание этической системы, в то время как этическая система влияет на смысл, сущность, содержание и эффективность социальной работы. Поэтому этическая регуляция социальной работы не может быть единственной. При этом система социальной работы имеет доминирующее значение по отношению к этической системе в силу того, что та является одним из ее элементов, а этическая система социальной работы приобретает доминантный характер над системой социальной работы в силу того, что является частью этической системы общества, являющейся наиболее существенной формой регуляции образа жизни социума. В силу этого обстоятельства в различные периоды времени и на различных этапах развития общества и социальной работы как профессиональной деятельности ее профессиональная этическая система может приобретать ту или иную значимость.

С другой стороны, профессионально-этическая  система социальной работы не может стать самодостаточной уже потому, что она вызрела в лоне общей философской этики, общественной морали, национальных обычаев и традиций. Социальные работники, будучи членами общества, неизбежно привносят в социальную работу и ее этическую систему элементы общественной морали. Меняющиеся условия жизни общества и человека вызывают соответствующие изменения в моральных устоях, наиболее явно проявляясь в реальных нравах. Этическая система социальной работы, как и сама социальная работа, не может не отвечать изменившимся потребностям общества и человека, по крайней мере той их части, что соответствует представлениям о благе. Это, с одной стороны, делает профессионально-этическую систему в известной степени уязвимой, поскольку влияние реальных нравов и общественной морали может быть не всегда позитивным, но с другой стороны, это влияние не дает ей стать застывшим, косным, оторванным от реальности учением, представляющим лишь абстрактный интерес. Поэтому самодостаточность профессионально-этической системы не может быть полной и исчерпывающей, несмотря на универсальность этики как инструмента для оценки, анализа и регулирования любого феномена или процесса.

 

 

Перечень  примерных контрольных вопросов по теме 4

1. Основные группы функций этики  социальной работы

2. Основные нормы и принципы  этики социальной работы

3. Требования и правила в этике  социальной работы

4. Основные детерминанты этики  социальной работы

 

Перечень  примерных заданий для самостоятельной  работы по теме 4 (тематика рефератов, контрольных  работ и докладов)

1. Проблема морального выбора социального  работника и ее отражение в  профессионально-этической системе.

2. Место и роль этической системы  социальной работы в гуманизации  общественных отношений

3. Основные тенденции в развитии  профессионально-этической системы социальной работы.

 

Примерный перечень вопросов к зачету по теме 4

Сущность и содержание профессионально-этической  системы социальной работы

 Основные цели и задачи  профессионально-этической системы  социальной работы

 Принципы и уровни профессионально-этической системы социальной работы

 Функции профессионально-этической  системы социальной работы

  1. Место и роль профессионально-этической системы социальной работы в системе общественной морали
  2. Место и роль профессионально-этической системы социальной работы в системе общей философской этики и аксиологии
  3. Системный характер профессиональной этики социальной работы

Гуманизм  как сущностная основа профессионально-этической  системы социальной работы Основные тенденции в развитии профессионально-этической системы социальной работы

Рациональное  и иррациональное в профессионально-этической  системе социальной работы

 

 

Литература  по теме 4

 

Основная

Белякова Г.И. Профессиональная этика. - М.: Знание, 1975.

 Бербешкина З.А. Этика социального  работника. // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой Е.И. - М.: РГСИ, 1993.

 Данакин Н.С. Смысл и профессиональные  особенности социальной работы. // Российский журнал социальной  работы, 1995г., №1.

 Капто А.С. Профессиональная этика. В 2-х ч. Учебное пособие. _ М.: изд-во РИЦ ИСПИ РАН, 1997.

 Медведева Г.П. Этика социальной  работы. - М.: ВЛАДОС, 1999.

Профессионально-этические нормы  социальной работы. - М.: Социальное здоровье России, 1993.

 Смоленцев Ю.М. Мораль и  нравы: диалектика взаимодействия. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

 Федоренко Е.Г. Профессиональная  этика. - Киев: Вiща школа, 1983.

 Ярская-Смирнова Е. Профессиональная  этика социальной работы. - М.: КЛЮЧ-С, 1999.

 

Дополнительная

Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс №5, 1996.

Миренков В.И. Профессия и мораль. - Л.: Знание, 1982.

Пряжников Н.С. Личность в эпоху  продажности. - М.-Воронеж: МОДЭК, 2000.

Социальная работа. Российский энциклопедический  словарь. Под ред. Жукова В.И. - М.: Союз, 1997.

Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника. // Российский журнал социальной работы. 1997г., №1/5.

Энциклопедия социальной работы. Пер. с англ. Т.3. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Деонтологические вопросы  социальной работы

 

Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы

 

 

Важнейшей категорией профессиональной этики  является долг, который предстает  как совокупность объективной необходимости и личностной активности специалиста. В разделе, посвященном деонтологии, рассматриваются вопросы сущности и содержания профессионального долга социального работника, а также некоторые аспекты его долга перед обществом и государством, профессией и профессиональной группой, клиентом и его близкими, перед самим собой.

 

 

Лекция 1. Понятие и сущность профессионального  долга в социальной работе

План  лекции:

1. Деонтология как учение о  долге и должном поведении

2. Место и роль деонтологии в  этической системе и системе ценностей социальной работы

3. Основные понятия и категории  деонтологии социальной работы

 

Термин «деонтология» (от греч. deonthos - должный) был введен в научный лексикон для обозначения учения о долге и должном поведении, поступках, образе действий ХVIII веке английским философом-утилитаристом Иеремией Бентамом (1748-1832гг.). Исследуя место и роль морали в человеческом обществе, И. Бентам сделал вывод о том, что она, как и законодательство, является способом регуляции человеческого поведения с целью обеспечения счастья, благополучия и пользы наибольшему числу людей25. Первоначально И. Бентам вкладывал в понятие «деонтология» довольно узкий смысл, имея в виду прежде всего долг и обязанности верующего перед Богом, религией, религиозной общиной, но затем употребил его для обозначения теории морали в целом. Вскоре термин «деонтология» начал применяться несколько в ином смысле - он стал использоваться для обозначения учения о должном поведении, поступках и действиях любой личности или группы, а не только верующего по отношению к его религиозным обязанностям, и деонтология стала различаться с аксиологией - учением о ценностях.

В настоящее  время термин «деонтология» используется довольно широко и в профессиональной этике для обозначения теории о долге и должном поведении специалиста в процессе выполнения им профессиональных обязанностей. Именно в этом значении он используется и в профессиональной этике социальной работы. В целом содержательно деонтология представляет собой систему смыслов, понятий, норм, установлений и предписаний о долге социального работника, коллектива социальной службы и совокупной профессиональной группы перед обществом и государством, социальной работой как специфическим видом профессиональной социальной деятельности и особым социальным институтом, перед коллегами, клиентами и перед самим собой.

Практически каждая профессия, сформировавшая и  кодифицировавшая собственную профессионально-этическую  систему, осмысливает одновременно с этим и содержание профессионального  долга специалиста, но чаще всего при этом не затрагивает места и роли деонтологии в профессионально-этическом учении, проблем соотнесения долга и обязанностей. Эта проблема – места деонтологии в профессионально-этическом учении – должна быть решена в профессиональной этике, поскольку содержание решения определяется допустимую степень самостоятельности специалиста, способы контроля его деятельности, взаимное доверие специалистов и их клиентов и т.п.

Место и  роль деонтологии в любом этическом  учении, в том числе и профессионально-этическом, могут быть определены, исходя из сущности человека. Можно выделить три таких основных подхода к определению природы человека и, соответственно этому, выяснить место и роль деонтологии.

Если  человек сущностно добр, устремлен  к добру, стремится делать добро, то этическое учение выступает в роли руководства, «путеводителя», источника этических знаний. Человек, исходя из своей природной устремленности к добру, вооружается этическими знаниями, и этого достаточно для обеспечения должного поведения в основном. Лишь в отдельных случаях, довольно сложных для анализа, когда трудно предвидеть выбор и последствия поведения и обусловить необходимые действия личности, необходимо четкое предписание, что именно должен сделать человек. В данном контексте предполагается, что регулирующий потенциал этики заключается в знаниях, анализе с опорой на безусловную моральность самой личности. Необходимость прибегнуть к деонтологии для детерминации подобающего поведения представляет собой крайне редкий случай, причем деонтология и долг выступают как нечто внешнее по отношению к личности. В этом случае правомерно часто употребляемое словосочетание «этика и деонтология», которое свидетельствует о различении одного от другого. Деонтология, в отличие от этики, не восполняет недостаток знаний, опыта личности, а дает непосредственные указания, императивно обеспечивая необходимые действия.

Если  же человек изначально устремлен  ко злу, «греховен» и не способен с  учетом своей природы на осознанные социально ценные действия – только случайным образом его эгоистические устремления могут привести к общественному благу – регуляция его поведения должна быть иной. В этом случае нельзя полагаться на результаты самостоятельного этико-аксиологического анализа ситуации и ее последствий, проведенных личностью: они заведомо дадут негативный для общества результат. Необходимы жесткие ограничения личности, предписания, гарантирующие общество от эгоистического произвола личности, неспособной различить истинное добро и зло, ориентиры и рамки, которые необходимо учитывать и пренебрежение которыми безусловно наказуемо. В этом случае деонтология как бы поглощает этику («Деонтология, или наука о морали» у И. Бентама) и заставляет человека действовать вопреки собственным устремлениям, но на благо общества.

Очевидно, что оба эти подхода являются крайностями. Человек не добр, и не зол от природы, а точнее, он и  добр, и зол одновременно. В некоторых  случаях он вполне квалифицированно различит добро и зло, в некоторых  – может выработать ошибочную  точку зрения. Кроме того, каждый человек как личность сформирован в определенном обществе, получив при этом представления о добре и зле и усвоив и присвоив определенные поведенческие стереотипы. В обществе в качестве регулятора человеческого поведения существует не только общественная, групповая и индивидуальная мораль – есть законодательство, религиозные нормы, обычаи и традиции. Человек может совершать социально ценные поступки, руководствуясь собственными соображениями или этими регулятивами и не насилуя своей природы. В то же время он способен, руководствуясь собственными соображениями, поступать аморально, вопреки общественной пользе, преследуя личную выгоду.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"