Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Социальная  работа является видом деятельности, предъявляющим к личностным качествам  специалиста особые требования, обусловленные смыслом и содержанием профессиональной деятельности. Формирование личности специалиста прежде всего должно быть направлено на формирование его этико-аксиологического сознания. Личность, обладающая высокоразвитым нравственным и ценностным сознанием, способна не только следовать понуждениям и велениям извне и подчиняться требованиям этических императивов, в первую очередь, ценностей, но и самостоятельно осваивать смысл и содержание этических императивов, присваивать ценности и идеалы и вырабатывать для себя программу действий, полностью соответствующую нормам и принципам профессионально-этической системы и ее важнейшей составной части - системы гуманистических ценностей. В этой связи особую значимость приобретает такая интегративная характеристика специалиста, как гуманистическая направленность его личности, которая может быть охарактеризована наличием следующих показателей:

осознанная  приверженность гуманистическим ценностям;

признание человека высшей ценностью современной  цивилизации;

организация активной деятельности, направленной на реализацию гуманистических ценностей;

мотивация основной деятельности необходимостью реализации гуманистических ценностей.

Гуманистическая направленность личности специалиста  предполагает, что он не только обладает знаниями о позитивных ценностях, их сущности, но и убежден в их объективной позитивности. Такая личность глубоко убеждена, что человек, независимо от своих личностных качеств, достоинств и недостатков, ценен безусловно. Зная, что далеко не всегда человек может полностью управлять своими обстоятельствами и, соответственно этому, не всегда способен самостоятельно создать условия для полной самореализации, такая личность принимает активные меры, направленные на содействие человеку в реализации его ценности. Для гуманистической личности это становится основным в ее жизни, и в своей обыденной жизнедеятельности и профессиональной деятельности руководствуется пониманием объективной значимости этой деятельности.

В условиях относительной автономности и свободы  специалиста характер его действий может быть в общем случае различным в зависимости от моральных качеств личности, ее собственной системы моральных норм и принципов, иерархии ценностей, идеалов и т.п. и, соответственно этому, его воздействие на сознание клиента может быть как гуманизирующим, так и дегуманизирующим. В связи с этим большое значение приобретает гуманизация личности специалиста, а значит, формирование его ценностного сознания. Сознательное и осознанное усвоение и присвоение гуманистических моральных ценностей, формирование на их основе мотивов, стандартов и норм профессионального поведения и действий может служить своеобразным показателем высокого уровня духовного развития носителя ценностей, зрелости его личности и профессионализма. Это может стать одним из важнейших гарантов того, что гуманистические ценности получат соответствующую им значимость и признание в сознании клиента и общественном сознании. Но социальный работник, субъектно оказывая влияние на клиента, его и свое социальное окружение, общество, сам в значительной степени является продуктом социальной деятельности общества, в том числе и в плане формирования его личностного обыденного и профессионального сознания. В целом профессиональное этико-аксиологическое сознание конкретного социального работника может быть условно представлено в виде системы ценностных идей, убеждений, установок, потребностей, ориентаций и т.п., обосновывающих  идеал и иерархию ценностей и включающих в себя следующие идеальные и реальные компоненты:

  • философскую, сложившуюся в результате изучения и присвоения в процессе профессиональной подготовки и самообразования научно обоснованных фундаментальных знаний в области общей философии, этики и аксиологии;
  • социокультурную, образовавшуюся под влиянием всех возможных макрофакторов социальной реальности, в том числе в результате воздействия на него адаптированных в массовом сознании научных представлений об истинных ценностях и идеале (общественном, профессиональном, групповом, индивидуальном);
  • профессиональную, представляющую собой результат воздействия на личность смысла и содержания теоретических и практических оснований социальной работы и воззрений совокупной профессиональной группы, в том числе и в области профессиональной этики и аксиологии;
  • социально-групповую, сложившуюся вследствие принадлежности личности к определенной социальной группе и усвоения ею определенных взглядов, стереотипов, ролей и статусов;
  • индивидуальную, выступающую как результат развития, становления личности специалиста и его собственного жизненного пути.

Безусловно, такое выделение компонент личностного профессионально-этического и ценностного сознания социального работника  содержит в себе некоторую схематичность и упрощение. Рассматривая более подробно эти компоненты, можно с полным на то основанием выделить в каждой из них элементы, образовавшиеся в результате взаимовлияния и взаимодействия с другими компонентами.

Например, философская компонента включает в  себя элементы как общесоциальной, так и социально-групповой и  индивидуальной, поскольку, несмотря на требования научной объективности и непредвзятости, человек не может «выйти за пределы самого себя», и поэтому каждое философское, аксиологическое или этическое учение, его конкретное прочтение и интерпретация в известной степени являются продуктом своей эпохи и личности интерпретатора, не всегда соответствующим по смыслу и содержанию замыслу своего творца. Кроме того, любое учение, в зависимости от конкретных особенностей эпохи и общества может стать чрезмерно, неоправданно популярным, «модным» и в связи с этим быть интерпретированным как всеобщее, несмотря на свой частный характер или, наоборот, быть необоснованно преданным забвению, несмотря на несомненную ценность.

Общесоциальная  компонента в связи с наличием в социальной общности различных  структурных элементов неизбежно складывается под их влиянием и несет в себе фрагменты этического и ценностного сознания множества профессиональных и социальных групп, а также отдельных личностей. В ней наличествуют (и иногда противоречат друг другу и противоборствуют) как идеальная, так и реально существующая иерархии общесоциальных ценностей. В общем случае она представляет собой не «среднее арифметическое» философских, этических и ценностных представлений различных социальных групп, а, как правило, в значительной степени является отражением взглядов и установок наиболее влиятельной социальной группы или отдельных харизматических личностей.

Индивидуальная  компонента также не может быть выделена в «чистом» виде, поскольку в процессе онтогенеза человек испытывает влияние как общества в целом, так и социальной группы, к которой он принадлежит. Она отражает также влияние различных формальных и неформальных групп, в которые специалист в различном качестве включается на разных этапах своей жизнедеятельности и развития с самого начала жизненного пути.

В свою очередь, социально-групповая компонента образуется не только под влиянием особенностей образа жизни социальной группы, но и под воздействием профессиональных этико-аксиологических систем, носителями которых являются члены этой группы, этических систем и систем ценностей социальных групп, с которыми осуществляет взаимодействие данная социальная группа, ценностных ориентаций и этических ориентиров отдельных личностей и общества в целом, включающих в себя как научные, так и обыденные представления о моральных нормах и ценностях.

Совокупное  ценностное сознание профессиональной группы также содержит в себе общесоциальную, профессиональную, социально-групповую  и индивидуальную компоненты в идеальном (научно обоснованном) и реально существующем вариантах.

Соотношение указанных компонент является не константным, а напротив, весьма изменчивым. На разных этапах жизнедеятельности  личности (или существования совокупной профессиональной группы) в силу различных  обстоятельств любая из этих компонент может стать доминантной, значимой или, напротив, уменьшить или вовсе утратить свое значение под воздействием различных факторов. Можно сделать вывод, что индивидуальное профессионально-этическое и ценностное сознание социального работника имеет сложную структуру, элементы которой складываются под влиянием макро- и микросоциальных факторов, непрерывно осмысливаются и иерархизируются личностью в процессе ее жизнедеятельности и, имея определенную устойчивость в связи с наличием стабильного ценностного ядра, все же подвергаются определенной коррекции.

При этом следует учитывать, что социальный работник - член общества, и будучи членом общества, он не может не подвергаться влиянию всех тех процессов и  явлений, которые имеют место  в обществе. В профессиональную деятельность он включается, будучи достаточно зрелой личностью, усвоившей в процессе онтогенеза общественную и групповую систему ценностей и выработавшей на этой основе личностную иерархию ценностей. Кроме того, специалисты социальной работы не представляют собой локальную, замкнутую группу, вследствие чего в процессе профессиональной и обыденной деятельности они постоянно подвергаются влиянию разнообразных систем ценностей, в том числе ситуативно одобряемых и фактически признанных и реализуемых обществом.

Дифференциация  ценностей на одобряемые и отрицаемые может в общем случае не совпадать  с объективно положительными и отрицательными, истинными и ложными, гуманистическими и антигуманными, поскольку в  различные периоды времени в  зависимости от объективных и субъективных факторов разные индивиды и группы по-разному относятся к различным ценностям, выстраивая их иерархию в своем сознании различным образом. В этом состоит одна из трудностей понимания, изучения и формирования ценностного сознания индивида.

С этой точки  зрения профессионально-этические  ценности, научно обоснованные и отражающие коренные потребности человека и  общества, могут вступить в противоречие с реальными ценностями общества и социальной группы, ценностями конкретного  социального работника, образуя сложную и неоднозначную ценностную совокупность, реализуемую в теории и практике социальной работы. Это положение особенно ярко демонстрируется ценностным хаосом, имеющим место в современной России: изменение условий жизни и деятельности подавляющей части населения неизбежно повлекло за собой необходимость изменения ценностных ориентаций. Разрушение системы ценностей, официально провозглашенной в Советском государстве, необходимое для насаждения новых, товарного типа, отношений между членами общества, приводит к постепенному вытеснению из индивидуального сознания социально-значимых ценностей и замене их приватными. Существенное ухудшение экономического положения большинства населения при отсутствии действенных механизмов государственного регулирования уровня жизни заставляет прийти к выводу, что человек может выжить лишь заботясь сам о себе, поскольку на адекватную помощь со стороны государства, общества, ближайшего социального окружения рассчитывать не приходится. Это также способствует утверждению в общественном и индивидуальном сознании приоритета личностно значимых ценностей и девальвации ценностей социальных. В этой связи социальный работник оказывается под противоречивым влиянием, с одной стороны, ценностных ориентиров общества и государства, декларирующих, но фактически не признающих ценность человека, и собственного социального опыта, подтверждающего низкую социальную ценность личности, и с другой стороны, профессионально-этических ценностей, требующих содействия реализации ценности человека как аксиологического основания деятельности.  Столкновение систем ценностей происходит не только «на границах» систем «социальный работник - общество», «социальный работник - социальная группа» и «социальный работник - клиент (индивид, группа, общность)», но и внутри самой профессиональной группы. Вследствие этого между специалистами возможны различные конфликты, имеющие выраженную ценностную природу.

Непосредственным  носителем такого ценностного противоречия становится конкретный социальный работник, испытывающий влияние как со стороны профессиональной группы, реального содержания профессиональной деятельности, социальной группы, представителем которой он является, и общества в целом, руководствующимися спонтанно сложившимися системами ценностей, с одной стороны, и официально признанными профессиональными и общественными ценностями и нормами, с другой. Иначе говоря, социальный работник становится носителем как идеальных, так и реальных ценностей, представленных как в его профессиональной, так и в обыденной деятельности и вступающих в определенное противоречие. Внутриличностный ценностный конфликт, развивающийся на основе противоречий между системами ценностей, может привнести хаотичность в практическую профессиональную деятельность и, соответственно, быть транслированным на клиентов, их социальное окружение. Носителем аналогичного противоречия становится и совокупная профессиональная группа, вынужденная соотносить свою деятельность с требованиями как научно обоснованной, так и субъективно понимаемой отдельными влиятельными личностями профессионально-этической системы, сложившимися под воздействием современной российской социально-экономической, культурной, политической ситуации личностными ценностными системами отдельных специалистов, а также фактическими требованиями общества и государства к содержанию и результатам деятельности, условиями их реализации.

Поэтому все большее значение приобретает  не только образовательная, но и воспитательная деятельность, направленная на формирование личности специалиста, который, реализуя профессиональную деятельность, сможет оказывать положительное моральное воздействие как на клиентов, так и на своих коллег, а через них - на все общество. Формирование личности специалиста должно иметь место всегда, независимо от того, в каких условиях осуществляется его профессиональная подготовка – в процессе профессионального образования или в процессе профессиональной практики. Важнейшее место в формировании личности специалиста имеет становление его этико-аксиологической компетентности и зрелости.

Основными целями этико-аксиологической компоненты профессиональной подготовки социального работника могут являться следующие:

  • реализация ценности человека - клиента, социального работника, других личностей, прямо или опосредованно участвующих в социальной работе, а также ценности общества;
  • содействие формированию социально- и профессионально-значимых черт личности и повышению субъектности специалиста и его клиента;
  • обеспечение высокого престижа и статуса профессии в обществе;
  • достижение высокого уровня социализации личности в профессиональной группе и необходимой автономии личности в группе;
  • формирование положительного социального и профессионального самочувствия, чувства защищенности специалиста;
  • формирование устойчивых позитивных ценностных ориентаций и  идеалов, специалиста;
  • усвоение и присвоение этических принципов, норм и правил, овладение навыками этического анализа;
  • формирование и совершенствование профессионально-ценной и значимой мотивационной сферы специалиста;
  • обеспечение гарантий этичности профессионального и обыденного поведения специалиста;
  • формирование потребности в нравственном самосовершенствовании и обеспечение для этого необходимой основы;
  • развитие творческих способностей личности, ее этико-ценностного мышления и морально-ценностного «чутья»;
  • актуализация на основе профессиональной этики и аксиологии основных развивающих компонентов профессиональной деятельности: творчества, совместимости, предметности, самостоятельности.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"