Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187
Само появление этических кодексов в социальной работе означает стремление специалистов принимать решения и действовать, исходя из принятых ими этических норм. Так, например, разработка и принятие этического кодекса американскими социальными работниками явилось важным условием соблюдения членами профессиональной группы этических норм в их повседневной практической деятельности. Недостаточно оправдывает себя, как уже говорилось ранее, и опора на общественную мораль, поскольку в отдельные периоды развития общества она может быть неприемлема в социальной работе.
Достаточно успешно
Поэтому для обеспечения в рамках
профессионально-этической
Профессионально-этический кодекс (от латинского codex - книга) – это свод профессионально-этических норм, предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их профессиональным объединением.
Для того,
чтобы профессионально-
Профессионально-этический кодекс является отражением профессионально-этической системы, поскольку включает в себя наиболее важные ее компоненты, но вместе с тем он не тождествен самой профессионально-этической системе, т.к. существенно беднее ее и, кроме того, представляет основные компоненты профессионально-этической системы в императивной форме, не давая им объяснений, не показывая хода рассуждений и т.п..
Объектом профессионально-этического кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы, его предметом – моральные знания и навыки специалистов.
Основной целью профессионально-этического кодекса в социальной работе является содействие воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом посредством опредмечивания в поведении, отношениях и действиях специалистов сущности профессионально-этической системы. Его основная задача - обеспечение регуляции и контроля поведения, отношений и действий представителей профессиональной группы.
Этические кодексы социальной работы выполняют определенные функции:
адаптация
профессионально-этической
обеспечение
адекватной социальным функциям профессии
профессионально-этической
Профессионально-этический кодекс, благодаря выполняемым им функциям может стать одним из эффективных средств повышения эффективности и качества профессиональной социальной работы, служить гарантом прав клиентов.
Лекция
2. Особенности профессионально-
План лекции:
1. Профессионально-этический кодекс в современной российской социальной работе (принят Межрегиональной ассоциацией социальных работников 22.05.94г.).
2. Профессионально-этический кодекс, принятый Международной федерацией социальных работников (1994г.).
3. Основные тенденции в кодификации профессионально-этических систем.
Социальные работники
Во-первых, современное человечество признает в качестве высшей базовой ценности человека вне зависимости от его физического, профессионального, социального, материального статуса. Каждый индивид, согласно Всеобщей Декларации прав человека, принятой Организацией объединенных наций в 1948 году, обладает правами на жизнь, достойную человека, на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальную защиту и другими. Причем право на социальную защиту, наряду с правом на жизнь, является одним из важнейших, поскольку для отдельных категорий населения система социальной защиты является главным условием и основным механизмом, который помогает осуществить остальные права - на труд, на отдых, на образование, охрану здоровья, на развитие, самореализацию и счастье и т.д.. Главное же право, которое помогает осуществить система социальной защиты - право на жизнь, достойную человека, а не просто формальное физическое существование или прозябание.
Во-вторых, в период становления профессиональной социальной работы возник огромный интерес к традициям милосердия и благотворительности Российского государства. Изучая историю социальной работы, исследователи получают данные об основных ее направлениях и целях, внешних проявлениях и содержании, о мотивации деятельности представителей разных слоев общества, о тех моральных нормах и принципах, которыми первоначально стихийно, инстинктивно руководствовались люди, оказывая друг другу посильную помощь, об основных формах помощи и взаимопомощи, которые с течением времени становились традициями, бережно хранимыми народом и передаваемыми из поколения в поколение. Уважение к традициям, учет позитивного опыта поколений делает социальную работу богаче, позволяет избегать ошибок и видеть социальную работу как имманентную, сущностную составляющую деятельности общества и государства.
В-третьих, несмотря на отмечаемое многими исследователями падение духовности и нравственности современного российского общества вследствие коренного изменения условий жизнедеятельности, национальный характер - это то качество народа, которое формируется тысячелетиями и в наименьшей степени (например, по сравнению с менталитетом или психологией) подвержено изменению. Российский народ всегда и всеми, начиная еще с первых дошедших до нас свидетельств восточных путешественников и торговых людей, и до сегодняшнего дня, характеризовался как народ необыкновенно добрый, милосердный, всегда готовый к состраданию, незлобивый, готовый любого человека, не проявляющего враждебных намерений, принять в свой род и считать своим братом. Тот факт, что русский человек всегда готов оказать помощь, не ожидая за это прижизненного вознаграждения, говорит об изначальном, укорененном в их природе, гуманизме россиян, который может лишь до некоторой степени подавляться под влиянием обстоятельств, но быть искорененным полностью не может.
В-четвертых, социальные работники нашей страны, формируя свои представления о социальной работе как специфическом виде профессиональной деятельности, имели возможность ознакомиться с опытом служб социальной защиты зарубежных стран, обладающих не только апробированными схемами помощи различным категориям клиентов, но и соответствующими этическими традициями и стандартами, регламентирующими их деятельность. Эти этические стандарты складывались и затем конституировались в соответствии со спецификой социальной работы в различных странах, наличием определенных традиций и потребностей в различных видах помощи. Несомненно, что наиболее общее и положительное в национальных профессионально-этических системах может и должно быть использовано в российской социальной работе.
В-пятых, социальная работа в современной России возникла как объективно необходимый, специфический социальный институт, призванный не только и не столько оказывать помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Главная задача социальной работы в современных условиях - реализовать в очень сложных и противоречивых условиях периода радикального реформирования экономики и общества основной принцип гуманизма - не только признавать на словах, но и на деле относиться к человеку как к высшей ценности, а его благо считать целью общественного развития. Гуманизм в современном понимании требует относиться к человеку как к цели, а не только как к средству (в отличие от рыночной экономики) и утверждать это отношение в социальной практике. Институт социальной работы призван обеспечить защиту населения от негативного влияния рыночной стихии и внедрять в общественное сознание идеалы нравственности и гуманизма. Социальная работа призвана служить благу общества и человека и проводить в жизнь принцип социальной справедливости.
В-шестых, специалисты, приходящие в социальную работу, привносят в свою деятельность собственные системы ценностей, сформировавшиеся под влиянием социальной действительности, жизненного опыта. Это в полной мере относится и к специалистам, занятым изучением профессионально-этических проблем. Человеческий фактор в социальной работе неустраним, поскольку контакт в процессе деятельности происходит по типу «человек-человек», и любое действие, поступок, отношение специалист «пропускает» через себя, в идеальной форме отражая в сознании. Следовательно, правомерно говорить, что личностные ценности специалистов также играют определенную роль в формировании профессионально-этической системы и ее внешних проявлений.
Таким образом, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что в основе профессионально-этического кодекса социальной работы в нашей стране лежат шесть основных источников:
- общечеловеческие ценности;
- этические традиции благотворительности;
- ценности
современного российского
- этические нормативы зарубежных стран;
- специфические
ценности современной
- личностные
ценности и идеалы
Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе и быть достаточно авторитетным, профессионально-этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям. Он должен: