Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

Само  появление этических кодексов в  социальной работе означает стремление специалистов принимать решения  и действовать, исходя из принятых ими этических норм. Так, например, разработка и принятие этического кодекса американскими социальными работниками явилось важным условием соблюдения членами профессиональной группы этических норм в их повседневной практической деятельности. Недостаточно оправдывает себя, как уже говорилось ранее, и опора на общественную мораль, поскольку в отдельные периоды развития общества она может быть неприемлема в социальной работе.

Достаточно успешно развивается  этика социальной работы как отрасль научного знания и учебная дисциплина; изданы учебные пособия и другая учебно-научная литература по проблемам этико-ценностного регулирования деятельности специалистов социальной работы. Но и такой механизм, как изучение этико-аксиологической литературы, посвященной проблемам социальной работы, может оказаться недостаточным в целом ряде случаев. Например, трудно предположить, что каждый специалист-практик, пришедший в социальную работу из любой иной сферы профессиональной деятельности, возьмет в руки учебник и самостоятельно возьмется за изучение профессионально-этических основ социальной работы. И, кроме того, в этой области, как и в любой другой, имеются проблемы, изучать которые целесообразно под руководством специалиста. А системой профессионального образования охвачены, к сожалению, далеко не все социальные работники.

Поэтому для обеспечения в рамках профессионально-этической системы  оптимального поведения, отношений  и деятельности специалистов необходима определенная схематизация, упрощение  этико-аксиологического учения профессиональной социальной работы, делающая его более доступным для самостоятельного изучения и понимания и удобная в применении. Таким схематичным отображением профессионально-этической системы является профессионально-этический кодекс.

Профессионально-этический  кодекс (от латинского codex - книга) – это свод профессионально-этических норм, предписываемых к исполнению специалистами социальной работы и принятый в установленном порядке их профессиональным объединением.

Для того, чтобы профессионально-этический кодекс действительно стал «работающим» документом, необходима предварительная работа по его обоснованию, составлению, легитимизации и популяризации.  В практике могут иметь место две основные модели внедрения профессионально-этического кодекса в профессиональную деятельность. В соответствии с одной из них, кодекс может являться сводом норм, эволюционирующим в течение длительного времени одновременно с профессионально-этической системой и быть ее отражением. В соответствии со второй моделью, появление кодекса может быть опережающим относительно профессионально-этической системы и базироваться в основном на моральных представлениях членов профессиональной группы, как это имело место в случае с профессионально-этической системой социальной работы в России. И в том, и в другом случае профессионально-этический кодекс является более или менее удачной моделью профессионально-этической системы.

Профессионально-этический  кодекс является отражением профессионально-этической  системы, поскольку включает в себя наиболее важные ее компоненты, но вместе с тем он не тождествен самой профессионально-этической системе, т.к. существенно беднее ее и, кроме того, представляет основные компоненты профессионально-этической системы в императивной форме, не давая им объяснений, не показывая хода рассуждений и т.п..

Объектом профессионально-этического кодекса является индивидуальное и коллективное моральное сознание представителей профессиональной группы, его предметом – моральные знания и навыки  специалистов.

Основной целью профессионально-этического кодекса в социальной работе является содействие воплощению идеалов гуманизма, нравственности и социальной справедливости в профессиональной деятельности и обществе в целом посредством опредмечивания в поведении, отношениях и действиях специалистов сущности профессионально-этической системы. Его основная задача - обеспечение регуляции и контроля поведения, отношений и действий представителей профессиональной группы.

Этические кодексы социальной работы выполняют  определенные функции:

адаптация профессионально-этической системы  к нуждам профессиональной практики;

обеспечение адекватной социальным функциям профессии  профессионально-этической регламентации;

  • содействие формированию единой этико-аксиологической основы профессиональной деятельности;
  • унификация и обеспечение однонаправленности профессиональной деятельности специалистов на основе предъявляемых к ним единых профессионально-этических требований и единой системы ценностей;
  • систематизация базовых этико-аксиологических критериев для определения профессиональной пригодности специалистов и оценки их деятельности;
  • содействие разрешению этико-аксиологических конфликтов, возникающих в социальной работе как теории и практике;
  • обеспечение нормативного поведения, отношений и действий социальных работников, их коллективов в рамках профессионально-этической системы;
  • обеспечение гарантий осуществления прав клиентов;
  • обеспечение возможности осуществления взаимозаменяемости, обеспечение преемственности и последовательности их действий (как отдельных специалистов, так и социальных служб);
  • обеспечение определенной свободы действий для решения поставленных задач в рамках профессионально-этической системы;
  • содействие совершенствованию и развитию личности, повышению уровня моральности специалистов - социальных работников, их клиентов и социального окружения клиентов, всего общества;
  • содействие повышению морального авторитета профессиональной социальной работы в обществе;
  • обеспечение гарантий этической чистоты профессии как таковой.

Профессионально-этический  кодекс, благодаря выполняемым им функциям может стать одним из эффективных средств повышения  эффективности и качества профессиональной социальной работы, служить гарантом прав клиентов.

 

 

Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе

План лекции:

1. Профессионально-этический кодекс в современной российской социальной работе (принят Межрегиональной ассоциацией социальных работников 22.05.94г.).

2. Профессионально-этический кодекс, принятый Международной федерацией социальных работников (1994г.).

3. Основные тенденции в кодификации профессионально-этических систем.

 

 

Социальные работники представляют собой профессиональную группу, формирующуюся  на принципах специализации, кооперации и интеграции. Они представляют собой специфический совокупный субъект деятельности, вследствие чего возможным становится рассматривать их как совокупную целостность, характеризующуюся присущими ей некоторыми стереотипами поведения и действий, лексическими особенностями, профессиональными и социальными ролями. Этой профессиональной группе присуща определенная совокупность моральных норм и ценностей, сложившихся отчасти эмпирически, под влияние осмысления профессионального и социального опыта, отчасти – под влиянием развивающихся научных дисциплин, исследующих различные аспекты социальной работы. Как в любой другой сфере деятельности, профессионально-этическая компонента социальной работы продолжает совершенствоваться в настоящее время с учетом научных исследований в данной области и накопленного опыта, в соответствии с ожиданиями и требованиями социума. Несмотря на то, что этические нормы в социальной работе длительное время (фактически вплоть до середины 90-х годов) не конституировались, однако их документальное оформление и сведение в этический кодекс началось не с нуля.

Во-первых, современное человечество признает в качестве высшей базовой ценности человека вне зависимости от его физического, профессионального, социального, материального статуса. Каждый индивид, согласно Всеобщей Декларации прав человека, принятой Организацией объединенных наций в 1948 году, обладает правами на жизнь, достойную человека, на труд, отдых, образование, охрану здоровья, социальную защиту и другими. Причем право на социальную защиту, наряду с правом на жизнь, является одним из важнейших, поскольку для отдельных категорий населения система социальной защиты является главным условием и основным механизмом, который помогает осуществить остальные права - на труд, на отдых, на образование, охрану здоровья, на развитие, самореализацию и счастье и т.д.. Главное же право, которое помогает осуществить система социальной защиты - право на жизнь, достойную человека, а не просто формальное физическое существование или прозябание.

Во-вторых, в период становления профессиональной социальной работы возник огромный интерес к традициям милосердия и благотворительности Российского государства. Изучая историю социальной работы, исследователи получают данные об основных ее направлениях и целях, внешних проявлениях и содержании, о мотивации деятельности представителей разных слоев общества, о тех моральных нормах и принципах, которыми первоначально стихийно, инстинктивно руководствовались люди, оказывая друг другу посильную помощь, об основных формах помощи и взаимопомощи, которые с течением времени становились традициями, бережно хранимыми народом и передаваемыми из поколения в поколение. Уважение к традициям, учет позитивного опыта поколений делает социальную работу богаче, позволяет избегать ошибок и видеть социальную работу как имманентную, сущностную составляющую деятельности общества и государства.

В-третьих, несмотря на отмечаемое многими исследователями  падение духовности и нравственности современного российского общества вследствие коренного изменения  условий жизнедеятельности, национальный характер - это то качество народа, которое формируется тысячелетиями  и в наименьшей степени (например, по сравнению с менталитетом или психологией) подвержено изменению. Российский народ всегда и всеми, начиная еще с первых дошедших до нас свидетельств восточных путешественников и торговых людей, и до сегодняшнего дня, характеризовался как народ необыкновенно добрый, милосердный, всегда готовый к состраданию, незлобивый, готовый любого человека, не проявляющего враждебных намерений, принять в свой род и считать своим братом. Тот факт, что русский человек всегда готов оказать помощь, не ожидая за это прижизненного вознаграждения, говорит об изначальном, укорененном в их природе, гуманизме россиян, который может лишь до некоторой степени подавляться под влиянием обстоятельств, но быть искорененным полностью не может.

В-четвертых, социальные работники нашей страны, формируя свои представления о социальной работе как специфическом виде профессиональной деятельности, имели возможность ознакомиться с опытом служб социальной защиты зарубежных стран, обладающих не только апробированными схемами помощи различным категориям клиентов, но и соответствующими этическими традициями и стандартами, регламентирующими их деятельность. Эти этические стандарты складывались и затем конституировались в соответствии со спецификой социальной работы в различных странах, наличием определенных традиций и потребностей в различных видах помощи. Несомненно, что наиболее общее и положительное в национальных профессионально-этических системах может и должно быть использовано в российской социальной работе.

В-пятых, социальная работа в современной России возникла как объективно необходимый, специфический социальный институт, призванный не только и не столько оказывать помощь гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Главная задача социальной работы в современных условиях - реализовать в очень сложных и противоречивых условиях периода радикального реформирования экономики и общества основной принцип гуманизма - не только признавать на словах, но и на деле относиться к человеку как к высшей ценности, а его благо считать целью общественного развития. Гуманизм в современном понимании требует относиться к человеку как к цели, а не только как к средству (в отличие от рыночной экономики) и утверждать это отношение в социальной практике. Институт социальной работы призван обеспечить защиту населения от негативного влияния рыночной стихии и внедрять в общественное сознание идеалы нравственности и гуманизма. Социальная работа призвана служить благу общества и человека и проводить в жизнь принцип социальной справедливости.

В-шестых, специалисты, приходящие в социальную работу, привносят в свою деятельность собственные системы ценностей, сформировавшиеся под влиянием социальной действительности, жизненного опыта. Это в полной мере относится и к специалистам, занятым изучением профессионально-этических проблем. Человеческий фактор в социальной работе неустраним, поскольку контакт в процессе деятельности происходит по типу «человек-человек», и любое действие, поступок, отношение специалист «пропускает» через себя, в идеальной форме отражая в сознании. Следовательно, правомерно говорить, что личностные ценности специалистов также играют определенную роль в формировании профессионально-этической системы и ее внешних проявлений.

Таким образом, на основании вышесказанного можно  сделать вывод, что в основе профессионально-этического кодекса социальной работы в нашей  стране лежат шесть основных источников:

- общечеловеческие  ценности;

- этические  традиции благотворительности;

- ценности  современного российского общества;

- этические  нормативы зарубежных стран; 

- специфические  ценности современной российской  социальной работы;

- личностные  ценности и идеалы специалистов.

Чтобы устойчиво функционировать в профессиональной группе и быть достаточно авторитетным, профессионально-этический кодекс должен соответствовать определенным требованиям. Он должен:

  • вырабатываться с учетом всего опыта практической деятельности в сфере социальной работы, достижений фундаментальной и прикладной науки;
  • развивать и дополнять системы общечеловеческих и национальных ценностей, не противореча им;
  • базироваться на основе определенных принципов, наиболее полно отражающих смысл и сущность профессиональной деятельности;
  • быть многофункциональным, применимым во всех видах взаимодействия и отношений, возникающих в социальной работе, на всех ее уровнях и во всех проявлениях;
  • обеспечивать возможность конструктивного разрешения конфликтов, возникающих между представителями различных профессиональных групп, частными и юридическими лицами при совместных действиях (т.е. не противоречить наиболее общим позитивным элементам общественной морали);
  • быть доступным для усвоения и выполнения.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"