Лекции по "Социальной работе"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций

Краткое описание

Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.

Содержание

стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4

РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88

РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118

РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124

Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187

Вложенные файлы: 1 файл

24_EticaLections.docx

— 349.54 Кб (Скачать файл)

При всем различии профессиональных этических  кодексов, принятых социальными работниками разных стран, все они имеют общие цели и задачи, чем и обусловлено их сходство. Вместе с тем, этические кодексы не могут не иметь различий, обусловленных спецификой менталитета различных народов, их национальных обычаев и традиций и уровнем социально-экономического развития и статусом социальной работы в обществе.

Например, российскими социальными работниками  в 1994 году был принят собственный  «Профессионально-этический кодекс социального работника России»30. В нем социальный работник рассматривается как представитель особой, гуманной и деликатной профессии, являющийся связующим звеном между личностью, семьей и обществом. Вследствие важности этой миссии, на первом месте в кодексе стоят требования к поведению и личности специалиста. Указывается, что сотрудник социальной службы должен поддерживать высокие нравственные стандарты профессии, исключая нечестные действия, уловки и т.п. При этом важнейшим направлением деятельности специалиста является приобретение и подтверждение профессиональной компетентности, обеспечение его профессионального и личностного роста.

Значительное  место занимают в кодексе этические  обязательства специалиста перед  клиентом, коллегами, руководящей организацией, профессией, обществом, причем важнейшие  из них – это обязательства перед клиентами, интересы которых являются первостепенными. Вместе с тем социальный работник должен действовать таким образом, чтобы содействовать благосостоянию всего общества. Главной же задачей социального работника является воспитание самостоятельности, активной субъектной позиции клиента. Основными этическими принципами, которыми должен руководствоваться специалист, являются честность и конфиденциальность.

Важное  место уделено в кодексе взаимоотношениям с коллегами и их клиентами. Подчеркивается, что отношения с коллегами должны быть построены на основе уважения, взаимного доверия, справедливости. В случае, если необходимо будет заменить коллегу, специалист должен действовать таким образом, чтобы клиент не потерпел ущерба от замены. Обязательства, данные руководящей организации, должны быть выполнены безусловно.

В соответствии с кодексом, каждый специалист несет  моральную ответственность за свою деятельность в каждой конкретной ситуации. В то же время социальный работник рассматривает себя как члена профессиональной общности, носителя уникальной профессии, в связи с чем несет известную ответственность за деятельность своих коллег и совокупной профессиональной группы.

В целом  профессионально-этический кодекс социального работника России может играть определенную роль в повышении эффективности профессиональной социальной работы, формировании личностного облика специалиста, повышении морального авторитета профессии в обществе.

Профессионально-этический  кодекс, принятый Международной федерацией социальных работников и называющийся «Этика социальной работы: принципы и стандарты»31, существенно отличается от приведенного выше отечественного кодекса. Этот документ лучше структурирован; в нем обозначена цель введения профессионально-этического кодекса, даны указания по введению данного документа в действие, его использованию национальными ассоциациями социальных работников.

Кодекс  состоит из двух документов: «Международная декларация этических принципов  социальной работы» и «Международные этические стандарты социальных работников».  В первом из них приведены основные этические принципы социальной работы: учет уникальности и ценности человека, его права на самореализацию, забота о благосостоянии общества, социальная справедливость, равенство, запрет на дискриминацию, уважение личной неприкосновенности и другие. Подчеркивается, что социальный работник должен действовать во благо клиента, но не в ущерб остальным, точно так же, как право на самореализацию одной личности не должно ущемлять прав других людей. В особом разделе представлены основные проблемные области, или зоны этических конфликтов, которые могут рассматриваться и разрешаться коллективно.

Во втором документе – «Международных этических  стандартах социальных работников» - указывается, что социальная работа во многом исходит из гуманистических идеалов и является универсальной возможностью удовлетворения человеческих потребностей, возникающих в процессе взаимодействия личности и общества, а также развития потенциала человека. Этот документ содержит основные правила и стандарты социального работника по отношению к клиентам, агентствам и организациям, коллегам, профессии. В соответствии с ними социальный работник должен действовать таким образом, чтобы обеспечивать достижение максимального блага наибольшим количеством людей. В своей деятельности специалист должен опираться на свои собственные и своих коллег знания и навыки, потенциал клиента, возможности организаций и агентств, однако при этом нести персональную ответственность за свою деятельность. Важной при этом является деятельность по защите, совершенствованию и развитию профессии.

В целом  следует отметить, что в настоящее  время наблюдается отчетливая тенденция  к кодификации социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности. Необходимость этого очевидна. При этом, конечно, национальные ассоциации учитывают, что в социальных службах работают не только социальные работники, но и представители других профессий. Вследствие этого неизбежным представляется такой подход к разработке профессионально-этического кодекса, который позволял бы всем специалистам, работающим в социальной службе, находиться в одном этическом пространстве, т.е. нормы и принципы, правила и требования, заложенные в кодекс, должны носить по возможности более общий характер. С другой стороны, социальные службы зачастую специализируются, оказывая клиентам тот или иной довольно узкий перечень услуг, работая с узкой группой клиентов. В этом случае целесообразной представляется разработка специализированного кодекса. Однако и в первом, и во втором случаях профессионально-этический кодекс не будет содержать в себе мелочных рецептов. Процесс воспитания и становления специалиста предусматривает обучение его навыкам работы в этическом пространстве, этическому анализу, оценке, которые помогут социальному работнику принять этически верное решение в затруднительной ситуации.

При разработке профессионально-этического кодекса  необходимо исходить из следующего:

1. Необходимость профессионально-этического кодекса. Кодекс может быть разработан для любой отрасли, для любой профессии, но, как уже говорилось, не каждая профессиональная деятельность остро требует дополнительной этической регламентации. В некоторых профессиях вполне может быть достаточно использования общих моральных принципов и норм для обеспечения тех отношений между представителями профессии, которые обеспечат эффективность деятельности. Будучи необоснованно формально разработанным и введенным, профессионально-этический кодекс может так и остаться еще одним формальным документом, известным только своим разработчикам.

2. Знание специфики профессиональной деятельности. Именно специфика профессиональной деятельности определяет формы, методы и направленность профессионально-этической регуляции, ее особенности. Поэтому, чтобы профессионально-этический кодекс стал органичным и необходимым в повседневной профессиональной деятельности, он должен быть специализирован.

3. Знание этики вообще и профессиональной этики в частности. В профессионально-этическом кодексе, несмотря на то, что он должен быть доступен для понимания и исполнения рядовыми работниками, используются идеи, понятия и категории общей философской этики. В то же время известно, что некоторые наиболее общие категории философской этики широко используются не только в профессиональной, но и в обыденной речи, причем их обыденный смысл не всегда совпадает с научным определением. Так, например, в обиходе этика и мораль – практически одно и то же, в то время как в научном языке они различаются. От разработчика кодекса требуется знание не только этического категориального аппарата, но и основных идей, законов и т.п., чтобы профессионально-этический кодекс соответствовал представлениям о его научности.

4. Глубокое знакомство с важнейшими национальными обычаями и традициями. Обычаи и традиции, будучи неотъемлемой частью общественного бытия, концептуально отражаются в профессионально-этическом кодексе, хотя прямых указаний на их учет обычно не делается.

5. Знание и возможность решения процедурных вопросов. Как говорилось, профессионально-этический кодекс должен быть легитимизирован; в противном случае он останется достоянием лишь одного разработчика.

Как правило, разработка профессионально-этического кодекса осуществляется группой  разработчиков инициативно или  по заданию профессиональной ассоциации. Последовательность проработки частей (разделов) кодекса может быть различной, однако целесообразно придерживаться той, которая указана выше, поскольку она логична. Например, правильнее вначале определиться с местом и ролью профессионально-этического регулирования, его  целями и задачами, а уже затем переходить к его способам и на основе этого – к образу идеального специалиста, удовлетворяющего требованиям профессии, а не наоборот.

После подготовки проекта кодекса  целесообразно провести его экспертизу с целью исключения возможных существенных недочетов, противоречий и т.п. и после внесения соответствующих правок приступать к проведению процедуры обсуждения и принятия кодекса. Одновременно следует проработать и тактику популяризации кодекса, доведения его до каждого специалиста, чтобы профессионально-этический кодекс стал действительно важным и в то же время обыденным документом: введение профессионально-этического кодекса только тогда сможет достигнуть цели, когда каждый специалист будет глубоко знать его содержание и уметь соотносить свои действия с его основными положениями.

 

Перечень примерных контрольных  вопросов

1. Сущность и содержание, структура,  цели и задачи профессионально-этического  кодекса социальной работы

2. Основные тенденции в кодификации профессионально-этических систем

3. Сущность и содержание профессионально-этических  кодексов социальной работы за  рубежом и в России

4. Структура профессионально-этического  кодекса и ее обоснование

 

Перечень  примерных заданий для самостоятельной работы (тематика рефератов, контрольных работ и докладов)

1. Механизмы этико-ценностного регулирования  поведения, деятельности и отношений

2. Профессионально-этическая кодификация  деятельности: исторические аспекты

3. Этико-аксиологические аспекты оказания платных социальных услуг населению

4. Профессионально-этический кодекс  социального работника России (концепция  и проект)

 

Примерный перечень вопросов к эзамену

Профессионально-этический кодекс социального работника России, его  основные элементы

 Профессионально-этический кодекс  МФСР, его основные элементы

  1. Место и роль профессионально-этического кодекса в социальной работе

 Сущность и назначение профессионально-этических  кодексов в социальной работе

Нравственная норма как структурный  компонент профессиональной морали в социальной работе

Этико-аксиологические основы разрешения конфликтов в социальной работе

Роль профессионально-этической  системы социальной работы в гуманизации  общественных отношений

Морально-нормативная регуляция  социальной работы как системы

Профессионально-этические конфликты  в социальной работе, их проявление и способы разрешения

  1. Этика и этикет в социальной работе: общее и особенное, взаимосвязь и взаимовлияние

Литература

Основная

Белякова  Г.И. Профессиональная этика. - М.: Знание, 1975.

 Бербешкина  З.А. Этика социального работника. // Теория и практика социальной  работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой Е.И. - М.: РГСИ, 1993.

 Данакин  Н.С. Смысл и профессиональные  особенности социальной работы. // Российский журнал социальной работы, 1995г., №1.

 Медведева  Г.П. Этика социальной работы. - М.: ВЛАДОС, 1999.

Профессионально-этические  нормы социальной работы. - М.: Социальное здоровье России, 1993.

 Смоленцев  Ю.М. Мораль и нравы: диалектика  взаимодействия. - М.: Изд-во МГУ, 1989.

 Федоренко  Е.Г. Профессиональная этика. - Киев: Вiща школа, 1983.

 Ярская-Смирнова  Е. Профессиональная этика социальной  работы. - М.: КЛЮЧ-С, 1999.

 

Дополнительная

Миренков  В.И. Профессия и мораль. - Л.: Знание, 1982.

Пряжников Н.С. Личность в эпоху продажности. - М.-Воронеж: МОДЭК, 2000.

Социальная  работа. Российский энциклопедический  словарь. Под ред. Жукова В.И. - М.: Союз, 1997.

Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и  психологические установки в  профессиональной подготовке социального работника. // Российский журнал социальной работы. 1997г., №1/5.

Энциклопедия  социальной работы. Пер. с англ. Т.3. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994.

 Этика  социальной работы: принципы и  стандарты (принято на общем  собрании МФСР). // Российский журнал социальной работы, №2, 1995г.

 

Тема 8. Профессионально-этическое регулирование  деятельности социального работника  в условиях влияния профессионально-этических  систем различных видов профессиональной деятельности

 

 

В этой теме представлены некоторые аспекты профессионально-этического регулирования поведения, отношений и деятельности специалиста в различных профессиональных средах. Социальная работа все глубже проникает в различные сферы профессиональной деятельности, через специалистов осуществляет взаимодействие с многочисленными социальными институтами. Это требует от социального работника не только подчинения требованиям профессионально-этической системы социальной работы, но и учета в практической деятельности требований профессионально-этических систем иных видов профессиональной деятельности.

Информация о работе Лекции по "Социальной работе"