Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 21:15, курс лекций
Целью курса является формирование у студентов целостного, системного представления о ценностно-этических основаниях деятельности и профессиональной морали в социальной работе, раскрытие сущности и обоснование необходимости этико-аксиологического подхода в осмыслении и организации профессиональной научной и практической деятельности, формирование основ ценностно-этического мышления специалиста, бакалавра и магистра социальной работы.
Задачами курса является:
- изучение места и роли, сущности и типологии профессионально-значимых ценностей в социальной работе;
- анализ основных этапов становления и развития ценностных оснований социальной работы в России и за рубежом;
- изучение особенностей этико-ценностного регулирования деятельности и отношений в системе социальной работы, этического кодекса социальной работы;
- изучение деонтологических вопросов социальной работы;
- анализ и обоснование профессионально-этических требований к профессиограмме социального работника, содействие формированию профессионально значимых черт его личности.
стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..4
РАЗДЕЛ 1. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология. Место и роль ценностей в социальной
работе………………………………………………………………………….…7
Тема 1. Место и роль ценностей в социальной работе………………….7
Лекция 1. Место и роль ценностей в жизнедеятельности человека и общества………………….….7
Лекция 2. Аксиологические основания социальной работы……………………………………….…20
Тема 2. Профессионально значимые ценности социальной работы,
их сущность, типология………………………………………………..…29
Лекция 1. Система и иерархия ценностей профессиональной социальной работы…………………………………………………………………………………………………….…………29
Лекция 2. Специфические ценности и идеал профессиональной социальной работы……………………………………………………………………………………………………………….41
РАЗДЕЛ 2. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы в России и за рубежом……………………57
Тема 3. Основные этапы становления и развития ценностных
оснований социальной работы………………………………………………57
Лекция 1. Инстинктивно-практицистские и традиционно-прагматические основы помощи и взаимопомощи………………………………………………………………………………………………...57
Лекция 2. Социально-идеологический и социально-философский подходы в определении ценности помощи человеку………………………………………………………………………………………………66
Тема 4. Сущность и содержание современной профессионально-этической системы социальной работы…………………………………..………………….79
Лекция 1. Сущность, функции и составные элементы профессионально-этической системы…………………………………………………………………………………………….79
Лекция 2. Основные детерминанты профессионально-этической системы социальной работы………………………………………………………………………………………………88
РАЗДЕЛ 3. Деонтологические вопросы социальной работы……………..100
Тема 5. Деонтологические вопросы социальной работы………………..100
Лекция 1. Понятие и сущность профессионального долга в социальной работе……………………..100
Лекция 2. Место и роль долга в социальной работе……………………………….…………………….109
Лекция 3. Деонтологические конфликты в социальной работе…………………………………………118
РАЗДЕЛ 4. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника………………………………………………………..124
Тема 6. Профессионально-этические требования к профессиограмме
социального работника…………………………………………………….124
Лекция 1. Особенности профессионально-этического сознания социального работника……………………………………………………………………………………………………………124
Лекция 2. Проблемы формирования личности специалиста социальной работы……………………136
РАЗДЕЛ 5. Этико-ценностное регулирование деятельности и отношений
в системе социальной работы. Особенности этического кодекса
социальной работы……………………………………………………………149
Тема 7. Особенности этического кодекса социальной работы………….149
Лекция 1. Этико-ценностное регулирование профессиональной деятельности и его кодификация…………………………………………………………………………………………………………149
Лекция 2. Особенности профессионально-этических кодексов в социальной работе…………..………155
Тема 8. Профессионально-этическое регулирование деятельности социального работника в условиях влияния профессионально-этических систем различных видов профессиональной деятельности……………………………170
Лекция 1. Этическое регулирование профессиональной деятельности……………….170
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты…………………………………………………177
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..…..185
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………..186
Список основной литературы………………………………………………186
Список дополнительной литературы………………………………………187
Характерно,
что в этот период становления
профессионально-этических
Лекция 2. Особенности деятельности социального работника в неспецифических сферах: профессионально-этические аспекты
План лекции:
1. Профессионально-этические системы и кодексы в медицине, педагогике, психологии, юриспруденции, военном деле, научной деятельности и др., их сущность и основные компоненты.
2. Формирование ценностно-морального сознания социального работника в условиях влияния различных профессионально-этических систем.
3. Роль системы общественной морали в разрешении профессионально-этических конфликтов.
Профессионально-этические
системы различных видов
Одним из
наиболее общих профессионально-
В большинстве
профессионально-этических
Обязательным
принципом, присутствующим в профессионально-этических
системах и отраженным в кодексах,
является принцип соблюдения интересов
клиента – потребителя
Многое в содержании профессионально-этической системы зависит от того, какую социальную значимость имеет та или иная профессиональная деятельность, насколько масштабны результаты деятельности профессиональной группы и каждого отдельного ее члена: это определяет меру ответственности специалиста и соответствующие санкции, предусмотренные системой. Например, честь и достоинство военнослужащего неотделимы от чести и достоинства всей армии и страны, поскольку от результатов деятельности военного зависит благополучие и безопасность страны и народа. В соответствии с этим в отношении военнослужащего, нарушившего профессионально-этические нормы, принимаются самые жесткие меры, особенно если его действия или отношения представляют собой реальную угрозу благополучию и безопасности страны.
Практически во всех профессиональных этических системах декларируется принцип конфиденциальности – требование сохранять профессиональную тайну («военная тайна», «врачебная тайна», «научная тайна», «коммерческая тайна», «тайна клиента», «тайна исповеди» и т.п.). Но в то же время практически в каждой профессионально-этической системе присутствует возможность «исключений из правила», основанная на необходимости соблюдения интересов общества: тайна может быть нарушена из соображений высшего блага, в том случае, если сохранение тайны может содействовать нанесению ущерба других членов общества или всему обществу.
Большое
место в профессионально-
Можно, очевидно,
сделать вывод, что профессионально-этические
системы и соответствующие
Профессионально-этические системы и кодексы очерчивают круг обязанностей специалиста по отношению к коллегам. Соблюдение лояльности, корректности в отношениях, вежливости, тактичности, поддержание атмосферы взаимного уважения, доброжелательности, взаимопомощи, поддержки и соревновательности составляет основу профессиональных отношений специалиста с коллегами.
Таким образом,
этико-аксиологическим
Как видно,
профессионально-этические
Именно это обстоятельство может оказать влияние на формирование ценностно-морального сознания специалиста: к названным ранее детерминантам добавится еще одна, и притом весьма существенная: профессионально-групповая, представляющая собой совокупное ценностно-моральное сознание доминирующей профессиональной группы. Понятно, что элементы этого ценностно-морального сознания могут внедриться в сознание социального работника, провоцируя состояние ценностно-моральной неопределенности. Так, например, социальный работник должен исходить в своей деятельности из принципа признания субъектности клиента, т.е. уважать его право на принятие самостоятельного решения относительно способов решения его проблемы, собственной жизни и судьбы и т.д.. Однако в медицинском учреждении специалистами основной профессиональной группы этот принцип может использоваться в очень ограниченном варианте, поскольку именно врач как специалист принимает решение о способах решения проблемы (схеме лечения), как правило, самостоятельно, исходя из собственных профессиональных знаний и опыта – и именно за этим пациент и обращается к врачу. В самом деле, трудно представить себе врача, задающего пациенту вопрос: «Как, по Вашему мнению, я должен Вас лечить?» Социальный работник в медицинской профессиональной среде может со временем привыкнуть воспринимать как само собой разумеющееся право специалиста самостоятельно принимать решение за своего клиента, без учета мнения последнего.
Работая в пенитенциарной системе, социальный работник может пересмотреть свои ценностно-моральные позиции в связи со спецификой этой системы. Если в социальных службах он чаще всего взаимодействовал с клиентами, чьи проблемы не были непосредственно обусловлены их ненормативным поведением (или, по крайней мере, ненормативное поведение не носило криминального характера), то в пенитенциарных учреждениях он будет взаимодействовать с клиентами, чье положение и проблемы обусловлены их криминальными действиями и поступками. Чаще всего осознание того, что отбывающие наказание граждане сами обусловили свое положение вне закона, и является основным фактором, формирующим отношение доминирующей профессиональной группы к ним. Безусловно, профессионально-этическая система этой профессиональной группы требует уважения к человеку (уважать человеческое в человеке), однако трудно уважать растлителя малолетних, убийцу женщин и стариков и т.п. Помимо этого реальные нравы, которые порой можно наблюдать в пенитенциарных учреждениях, могут оказать на социального работника влияние более существенное, нежели профессионально-этическая система.
Социальному работнику, работающему в неспецифическом для социальной работы учреждении и переживающему конфликт моральных норм и ценностей, при разрешении этого конфликта следует руководствоваться наиболее общими принципами и нормами, которые в профессионально-этических системах различных видов профессиональной деятельности если не совпадают, то, по крайней мере, не противоречат друг другу. Например, все профессионально этические системы требуют уважения к человеку, причем имеется в виду не абстрактная «человекообразность», а «человеческое в человеке». Профессионально-этическая система социальной работы требует от специалиста того же, и здесь противоречий специалист не найдет. Несовпадения, различия могут иметь место только в частных нормах, правилах и требованиях, поскольку именно они в значительной степени отражают специфику профессии. Но и в этом случае социальному работнику следует при этико-аксиологическом анализе выявлять не столько различия, сколько сходство, видеть и реализовать общие для всех профессий и профессионально-этических систем подходы. Основой же индивидуальной профессионально-этической деятельности социального работника может быть только профессионально-этический кодекс, принятый и легитимизированный работниками социальных служб.