Международная защита прав детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать данные международных стандартов, процесс их создания, реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для всего мира, а также исследовать нормы белорусского законодательства в области прав ребенка, созданного на основе международно-правовых стандартов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..……...4
1 Институт международной защиты прав и интересов ребенка…………......……………..……..6
1.1. Становление и развитие международного законодательства в области защиты прав и интересов ребенка………………………….……….…………….………….……...6
1.2.Принципы международной защиты прав ребенка…….……….………………………12
2 Организационно-правовые основы сотрудничества Республики Беларусь с международными организациями по вопросам защиты прав и законных интересов детей……………………………………………………………………………………..……..…….16
2.1 Реализация международных нормативно-правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов детей в Республике Беларусь………………………………………………..16
2.2 Деятельность международных организаций по вопросам защиты прав и законных интересов детей………………………………………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………………………….…...29
Список использованных источников…………………….………………………….…………….32
Приложение 1 ……………………………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

международная защита прав детей.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

В развитие принципа уважения прав человека в 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, определившая перечень и содержание основных прав человека. Эти права нашли свое юридическое  закрепление в Международных  пактах по правам человека 1966 г., которые вместе с Всеобщей декларацией сформировали Билль о правах человека. Дальнейшая разработка международных стандартов шла по пути детализации, конкретизации положений указанных международных документов. В итоге к концу 1980-х гг. было разработано свыше 80 международных соглашений, охватывающих важнейшие сферы применения прав человека, что позволило ряду ученых сделать обоснованный вывод о том, что система основных международных стандартов в области прав человека уже сложилась. Однако полностью этот процесс не завершился и в настоящее время[13, c.36].

Второй этап (начавшийся примерно с 1980-х гг.) характеризуется ростом международных контрольных механизмов и процедур, имеющих целью повысить эффективность уже накопленных  стандартов в области прав человека. Такие механизмы и процедуры появлялись и ранее, но общая тенденция к их созданию стала проявляться именно в 1980-е гг., что, как отмечает профессор Черниченко, отражает стремление к институционализации межгосударственных отношений на этом участке[23, c.21]. 

Международные контрольные механизмы  состоят из конвенционных и внедоговорных  контрольных органов; международные  процедуры подразделяются на различные  категории: исследование ситуаций, связанных  с предполагаемыми или установленными нарушениями прав человека, рассмотрение докладов государств о выполнении своих обязательств согласно ратифицированным ими международным соглашениям, а также претензий государств друг к другу и индивидуальных жалоб, касающихся нарушений государством международных стандартов. 

Таким образом, в 1945 г. Устав ООН  создал правовую основу для формирования международной защиты прав человека. Дальнейшее ее развитие шло по следующим  направлениям: разработка международно-правовых принципов и норм в области  защиты прав человека и создание международных контрольных органов за их соблюдением[16, c.13].

После Второй мировой войны развитие международной защиты прав ребенка, так же как и защиты прав человека, шло в направлении разработки международных стандартов в области  защиты прав ребенка и создания специальных контрольных органов за их соблюдением. 

Нормотворческая деятельность по защите прав ребенка велась по нескольким направлениям: 1) закрепление прав ребенка  в универсальных декларациях  и конвенциях по правам человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.); 2) закрепление прав ребенка в международных соглашениях, регламентирующих права отдельных социальных групп, тесно связанных с ребенком (права женщин, беженцев), или в определенной области отношений (в области семейного, трудового права, образования) (Конвенция о статусе апатридов 1954 г., Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., Конвенция о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков 1962 г., Конвенция МОТ, касающаяся запрещения и немедленного действия по устранению наихудших форм детского труда 1999 г.); 3) разработка деклараций и конвенций, специально регулирующих права ребенка (Декларация прав ребенка 1959 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г.) [15, c.27].

В рамках Конвенции о правах ребенка  был создан специальный механизм контроля за выполнением положений  Конвенции — Комитет по правам ребенка, уполномоченный рассматривать доклады государств о принятых ими мерах по осуществлению положений Конвенции. Кроме этого, защита прав ребенка может осуществляться и через другие международные контрольные механизмы по правам человека[6, c.11].

Учитывая приоритет прав человека в решении практически всех вопросов международных отношений и прав ребенка как составной части общечеловеческих ценностей, Генеральной Ассамблеей ООН в 1946 г. был создан ЮНИСЕФ или Детский фонд ООН (сначала он был назван Чрезвычайный международный детский фонд ООН, это связано с тем, что первоначальной его целью было оказание помощи детям послевоенного времени), являющийся главным гарантом, механизмом защиты прав детей во всем мире. Возглавил ЮНИСЕФ Исполнительный совет, состоящий из 36 человек.

Основными факторами, которые с  точки зрения ЮНИСЕФ определили главное  направление его политики в данном регионе, были признаны следующие фактически сложившиеся обстоятельства[14, c.97]:

  • сокращение либо полное упразднение системы социального обслуживания семей, включая систему детских дошкольных учреждений;
  • ограниченное финансирование государством системы здравоохранения, и лечебных учреждений в частности;
  • сокращение занятости женщин и молодежи во всех сферах производства;
  • утрата в обществе морально-нравственных и правовых ориентиров и, как следствие, рост подростковой преступности, распространение алкоголизма, наркомании и проституции.

Приобретенные с начала деятельности в регионе опыт и знания о проблемах, трудностях и необходимых приоритетах  позволили ЮНИСЕФ выработать единые правила подхода и общую платформу действий, концептуальную основу которой составили следующие выводы:

а) Конвенция о правах ребенка, которую  ратифицировали все страны региона, является легитимной основой и должна определять рамки сотрудничества ЮНИСЕФ с правительствами, неправительственными организациями и другими потенциальными партнерами;

б) основное внимание следует уделять  оказанию помощи странам в деле развития гражданского общества с целью придания устойчивого характера деятельности в интересах детей и содействия созданию обществ, в которых потребности и права детей рассматриваются как приоритетные;

в) ЮНИСЕФ следует сосредоточить  свои усилия на реформе законодательства и использовать процесс сбора  и анализа данных о положении детей как наиболее важный инструмент взаимодействия с правительствами стран пребывания для установления объективных критериев оценки действия законодательства, затрагивающего права и интересы женщин, детей и молодежи, и реально предпринимаемых мер с целью изменения подходов в той мере, в какой это будет признано необходимым во имя того, чтобы интересы и проблемы этих групп занимали приоритетное место в социальной политике государства и всего общества;

г) ЮНИСЕФ надлежит играть роль своего рода "катализатора", добиваясь от правительств, общественных институтов и возможных доноров мобилизации ресурсов и действий, направляемых на обеспечение такого положения, чтобы права детей находились в центре внимания и занимали ведущее место в программах стран, продолжающих процесс преобразований с целью построения правовых демократических государств.

Таким образом, можно констатировать, что задача ЮНИСЕФ в странах региона, к которому относится Беларусь, заключается  в следующем: ЮНИСЕФ уполномочен  выполнять особую миссию по оказанию помощи правительствам в выполнении обязательств по реализации положений Конвенции и в обеспечении осуществления необходимых действий с той целью, чтобы основополагающим принципам Конвенции — наилучшие интересы ребенка, отсутствие дискриминации, участие, выживание и развитие — уделялось столько внимания, сколько это необходимо для защиты интересов детей.

Исходя из вышесказанного, можно  дать следующее определение международной защите прав ребенка: это система международных органов и процедур, осуществляющих защиту детей путем разработки международных стандартов в области прав ребенка и создания специальных механизмов контроля за соблюдением этих прав со стороны государств[12, c.74]. 

Таким образом, вместе с международной  защитой прав человека, в ее рамках, развивалась и международная защита прав ребенка, что привело к обособлению совокупности международно-правовых норм, регулирующих сотрудничество государств в этой области. В результате сложился институт прав ребенка, являющийся частью отдельной отрасли международного права, регулирующей вопросы защиты прав человека. Международные документы, в том числе и о правах человека, условно можно разделись на 2 большие группы: Декларации и Конвенции Защитой прав детей в отдельных областях занимаются также специализированные учреждения ООН: Международная организация труда (МОТ), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Организация Объединенных Наций по вопросам науки, культуры и образования (ЮНЕСКО). Созданный в 1946 г. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) оказывает международную помощь и техническое содействие государствам по защите детей и их прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Принципы международной защиты прав ребенка

Институт международной защиты прав ребенка основывается на тех  же принципиальных правовых положениях, что и в целом отрасль "право прав человека". Данный институт включает в себя как основные принципы права прав человека, так и специальные принципы, регулирующие исключительно правовое положение ребенка.

К основным принципам права прав человека относятся принцип уважения прав и свобод человека, принцип недискриминации и равенства, принцип универсальности прав человека, принцип равноправия и самоопределения народов и наций25.

Кроме основных, данный институт регулируется и специальными принципами международной защиты прав ребенка. Представляется обоснованным выделить следующие принципы прав ребенка.

Принцип недопустимости дискриминации  является также одним из основных принципов права прав человека. Применительно  к правам ребенка принцип наиболее полно раскрыт в Конвенции о правах ребенка, где подчеркивается, что государства обязуются уважать и обеспечивать все предусмотренные Конвенцией права за каждым ребенком "без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств" (ст. 2(1)) [6].

Принцип наилучшего обеспечения интересов ребенка предусматривает, что во всех случаях, когда действия государственных органов или частных лиц затрагивают интересы детей, первоочередное внимание должно уделяться соблюдению интересов ребенка.

Впервые этот принцип упоминается  в Декларации прав ребенка 1959 г., где говорится, что "ребенку… должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым... При издании с этой целью законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка" (здесь и далее выделено нами. — О. С.) (принцип 2). В отношении права ребенка на образование принцип 7 Декларации подчеркивает, что "наилучшее обеспечение интересов ребенка должно быть руководящим принципом для тех, на ком лежит ответственность за его образование и обучение".

Данный принцип был отражен  и в Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении  женщин 1979 г. Статья 5(b) Конвенции обязывает государства предпринимать все необходимые меры с целью "обеспечить, чтобы семейное воспитание включало в себя… признание общей ответственности мужчин и женщин за воспитание и развитие своих детей при условии, что во всех случаях интересы детей являются преобладающими". В статье 16 (1(d,f)) этой же Конвенции предусматривается, что во всех вопросах, касающихся брака и семейных отношений, "интересы детей являются преобладающими". 

Декларация 1986 г. о социальных и  правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, также содержит этот принцип: "При рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребенка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка" (ст. 5). 

Кроме того, Комитет по правам человека ссылается на этот принцип в своих  Общих комментариях к статье 24 Пакта  о гражданских и политических правах, касающейся права ребенка на такие меры защиты, которые требуются в его положении как малолетнего. Комитетом подчеркивается, что "в случае расторжения брака должны быть предприняты меры, с учетом первоочередной важности обеспечения интересов детей, по предоставлению им необходимой защиты и гарантирующие, насколько это возможно, сохранение личных связей с обоими родителями[16, c.17]".

Однако представляется, что эти  документы явились лишь основой  формирования данного принципа, так  как одни из них носили рекомендательный характер (как, например, Декларация прав ребенка 1959 г.), целью же других являлась защита не собственно прав ребенка, а прав других социальных групп (женщин).

Непосредственно в качестве принципа эта норма нашла свое закрепление  в Конвенции о правах ребенка, в статье 3[6]: "Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка".

На региональном уровне этот принцип  закреплен в статье 4(1) Африканской  хартии прав и благополучия ребенка 1990 г., где сказано, что "во всех действиях  в отношении детей, предпринятых государственными властями или частными лицами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка". Хартия Европейского союза об основных правах 2000 г. также воспроизвела данный принцип в статье 24(2), позаимствовав его из Конвенции о правах ребенка.

Принцип свободного выражения ребенком своих собственных взглядов означает, что каждый ребенок имеет право  свободно формулировать собственные  взгляды и высказывать свое мнение по всем вопросам, затрагивающим его  жизнь. Родители, власти, общественные организации обязаны учитывать эти взгляды с учетом уровня зрелости и возраста ребенка.

В качестве принципа эта норма нашла  свое выражение в Конвенции о  правах ребенка. Согласно статье 12(1) государства  обязуются гарантировать "ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка". Это право тесно связано с правом ребенка свободно выражать свое мнение (ст. 13).

Информация о работе Международная защита прав детей