Международная защита прав детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы – исследовать данные международных стандартов, процесс их создания, реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для всего мира, а также исследовать нормы белорусского законодательства в области прав ребенка, созданного на основе международно-правовых стандартов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..……...4
1 Институт международной защиты прав и интересов ребенка…………......……………..……..6
1.1. Становление и развитие международного законодательства в области защиты прав и интересов ребенка………………………….……….…………….………….……...6
1.2.Принципы международной защиты прав ребенка…….……….………………………12
2 Организационно-правовые основы сотрудничества Республики Беларусь с международными организациями по вопросам защиты прав и законных интересов детей……………………………………………………………………………………..……..…….16
2.1 Реализация международных нормативно-правовых актов по вопросам защиты прав и законных интересов детей в Республике Беларусь………………………………………………..16
2.2 Деятельность международных организаций по вопросам защиты прав и законных интересов детей………………………………………………………………………………………22

Заключение……………………………………………………………………………………….…...29
Список использованных источников…………………….………………………….…………….32
Приложение 1 ……………………………………………………………………………………….34

Вложенные файлы: 1 файл

международная защита прав детей.doc

— 253.50 Кб (Скачать файл)

) создание механизмов и структур для координации и контролирования усилий по осуществлению Конвенции;

) разработка общей или секторальной  политики, программ и контролирования  усилий по осуществлению Конвенции;

) прогресс, достигнутый в осуществлении  прав ребенка;

) факторы и трудности на пути  полного осуществления прав, изложенных  в Конвенции, и меры по их  преодолению;

) планы, намечаемые в целях  дальнейшего совершенствования  реализации прав ребенка.

Периодические доклады должны включать информацию о рассмотрении заключительных замечаний Комитета по предыдущему докладу. К докладам должны прилагаться упоминавшиеся в них тексты основных законов и судебных решений, подробная статистическая информация и показатели, а также соответствующие исследования.

Первый доклад страны был представлен в Комитет ООН по правам ребенка в 1995 году.

Комитет по правам ребенка, кроме официального доклада, собирает сведения от неправительственных  и межправительственных организаций, которые могут представлять свои собственные доклады независимо от правительства. Для этого в его работе согласно ст. 45 принимают участие ЮНИСЕФ и специализированные учреждения, которые по просьбе Комитета:

а) представляют доклады и оценки относительно осуществления Конвенции  в областях, входящих в сферу их деятельности;

б) рассматривают передаваемые им комитетом доклады государств, содержащие просьбы о технической консультации. Кроме того, Комитет предлагает Генеральному секретарю ООН проводить исследования по определенным вопросам, касающимся прав ребенка. Все компетентные организации могут быть приглашены к участию в дискуссиях Комитета, представлять свои взгляды и консультироваться.

На региональном уровне (для европейского региона) наиболее эффективным международным  механизмом защиты прав человека, и  детей в том числе, является Европейский Суд по правам человека, решения которого обязательны к исполнению государством, в отношении которого они вынесены.Возможность обращения в Европейский Суд по правам человека появилась у белорусских граждан. Эта Конвенция позволяет детям подавать жалобы в Европейский Суд по правам человека самостоятельно или при помощи своих законных представителей.

Республика Беларусь ратифицировала Конвенцию 1950г. от 28 июля 1990 года. Европейский  Суд по правам человека состоит из числа членов, равного числу государств - членов Совета Европы, поскольку в состав Суда от каждого государства может входить только один гражданин. Члены Суда избираются Парламентской Ассамблеей сроком на девять лет.

Право на индивидуальное обращение  в Европейский Суд по правам человека принадлежит всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства, в отношении которых органы государства или государственные учреждения допустили действия, нарушающие права и свободы, закрепленные Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод. Главное и необходимое условие обращения - реальный факт нарушения государством, его органами или учреждениями прав и свобод личности.

Судопроизводство в Европейском  Суде отличается от рассмотрения дел  национальными судами и состоит из нескольких стадий:

признание приемлемости жалобы;

урегулирование ее на уровне государства-заявителя;

непосредственное рассмотрение;

исполнение решения, принятого  Судом.

Для признания жалобы приемлемой необходимо выполнение ряда условий: во-первых, предметом жалобы, что вытекает из ст. 34 Конвенции, могут быть только права, гарантируемые ею или ее Протоколами;

во-вторых, жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том  случае, когда жалобу подает объединение  лиц, каждый должен доказать свои конкретные требования;

в-третьих, жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом;

в-четвертых, жаловаться можно только на те нарушения Конвенции, которые  имели место после даты ратификации Конвенции;

в-пятых, для того чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные  средства правовой защиты.

Европейский Суд не принимает: анонимные  жалобы; жалобы, являющиеся по существу теми же, которые уже были рассмотрены Судом ранее, и не содержащие новой, относящейся к делу информации; жалобы, составляющие предмет другой процедуры международного разбирательства и урегулирования.

Среди основных проблемных сфер, в  которых Страсбургские органы до сих пор осуществляли защиту прав ребенка, можно назвать следующие[15, c.136]:

а) ювенальная юстиция и арест (ст. 5 и 6 Европейской конвенции о правах человека);

б) образование (ст. 2 протокола N 1 к  Конвенции);

в) свобода совести, право свободного выражения мнений и свобода ассоциаций (ст. 9, 10, 11 Европейской конвенции, ст. 13, 14, 15 Конвенции ООН о правах ребенка);

г) жестокое обращение и безнадзорность (ст. 3 и 8 Европейской конвенции);

д) дети-иммигранты и беженцы (ст. 3, 5 и 8 Европейской конвенции).

Европейский Суд по правам человека не является инстанцией по отношению  к судебной системе государства - участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы для того, чтобы установить, действительно ли имело место нарушение Конвенции.

Согласно п. 2 ст. 46 Конвенции окончательное  постановление Суда направляется Комитету министров Совета Европы, который осуществляет надзор за его исполнением. В силу данного положения решение Суда влечет за собой определенные обязательства для государства-ответчика.

Государства-участники должны соответствующим образом трансформировать свои правовые системы с целью обеспечить существование возможностей пересмотра и возобновления производства по делу в связи с решением Европейского Суда по правам человека. Лица, чьи права были нарушены, и эти нарушения установлены Европейским Судом, должны иметь право обратиться с необходимым ходатайством в компетентный суд или иной внутринациональный орган.

Следует отметить, что, кроме Европейского Суда по правам человека, действует  еще Суд Европейского Союза (Люксембург), который принимает только иски граждан государств - членов Союза и также может рассматривать дела в отношении детей[20, с. 378].

По нашему мнению, защита, таким  образом, прав ребенка на международном  уровне может осуществляться в различных  формах, посредством различных механизмов и различных органов и организаций. Основная проблема в этой области заключается в рекомендательном характере большинства принимаемых решений и отдаленности деятельности многих органов от реальной жизни и реальных прав конкретных лиц. Тем не менее нарастающее внимание общественности к проблемам защиты прав человека в целом и прав детей в частности является той движущей силой, которая способна повысить эффективность существующих механизмов защиты прав человека.

Важную роль в решении проблем детей на международном уровне играет ЮНИСЕФ (UNICEF) - Детский фонд ООН.

Правительством Республики Беларусь и Детским фондом ООН, называемым далее ЮНИСЕФ, представляет собой  продолжение сотрудничества, начатого в 1997 году. Взаимные обязательства  по осуществлению прав детей, изложенные в Конвенции ООН о правах ребенка, были положены в основу Сводного плана действий. В целях реализации конкретных программ и проектов в рамках настоящего Сводного плана действий заключаются соглашения между ЮНИСЕФ и соответствующим республиканским органом государственного управления[17].

В развитых странах программы ЮНИСЕФ направлены на разъяснение обществу и правительствам проблем развития детей в развивающихся странах. Ведется сбор средств для осуществления  программ помощи, в которых активно участвуют добровольцы.

Жестокое обращение с детьми (child abuse). Одной из глобальных проблем  в области защиты прав детей признается проблема жестокого обращения с  детьми[20, с.143].

Свою деятельность ЮНИСЕФ строит на принципах сотрудничества. Сотрудничества с властью, общественными организациями, другими международными фондами и организациями.

Правовой основой для взаимоотношений  и сотрудничества между Правительством Республики Беларусь и ЮНИСЕФ является Соглашение между Организацией Объединенных Наций и Республикой Беларусь относительно создания Переходного отделения ООН в Минске, подписанное уполномоченными представителями Сторон 15 мая 1992 года на создание Свободного плана действий. Этот сводный план действий рассматривается о сотрудничестве между Правительством Республики Беларусь и Детским фондом ООН и одобрением Исполнительным советом ЮНИСЕФ новых программных циклов[22]

Подрастающее поколение – важнейший  объект национально –государственных интересов, один из главных факторов обеспечения социально-экономического и культурного развития страны. Формирование жизнеспособного молодого поколения – одна из главных задач белорусского государства.

Основу правового статуса ребенка  составляют его личные права и  свободы, к каковым относятся право на жизнь, свободу, на охрану достоинства личности, частной жизни, тайну переписки, свободу передвижения, свободу совести, свободу мысли и слова.

Таким образом, дети и молодежь (завтрашние взрослые) являются самым ценным капиталом  каждого общества. Непрерывная связь и взаимопонимание всех поколений имеют важнейшее значение для любого общества. Это - непременное условие стабильности нашего мира, оптимизма и ответственности нынешнего поколения перед будущими поколениями.

Заключение

Цивилизованность человеческого  общества издавна проявлялась в  защите самых слабых его членов, к которым, как правило, относили стариков, женщин, детей. Необходимость  особой защиты детей признается целым  рядом международно-правовых документов ввиду физической и умственной незрелостью ребенка, а, следовательно, вытекающей из этого потребностью в охране и заботе, обеспечении условий для нормального развития и образования.

Дети – один из самых незащищенных и в ряде случаев обездоленных слоев населения. По данным ООН, из 6 млрд. человек, живущих на земле[16, c.15]:

100 млн. детей проживают вне  семьи, существуя за счет изнурительного  труда, мелкого воровства, проституции,  попрошайничества;

50 млн. детей выполняют вредную  и опасную для здоровья работу;

120 млн. детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу; ежегодно 3,5 млн. детей умирают от болезней, которые поддаются лечению;

в развивающихся странах около 155 млн. детей в возрасте до 5 лет  живут в условиях абсолютной бедности;

Миллионы детей, включая детей в богатых странах, подвергаются жестокому обращению, сексуальной эксплуатации, становятся жертвами бизнеса со стороны торговцев наркотиками.

Т.о., сама реальность является сильнейшим аргументом в пользу защиты детей. Защита прав и законных интересов ребенка необходима в области семейного, гражданского, жилищного, трудового, административного и уголовного законодательства.

До начала XX века права человека регулировались внутригосударственным  правом. Государства-участники международных отношений исходили из того, что вопросы, касающиеся прав человека относятся исключительно к их внутренней юрисдикции. Было лишь одно исключение: считалось правомерным применение силы в «гуманных» целях вплоть до развязывания войны в одностороннем порядке для защиты жизни и имущества своих граждан, находившихся на территории другого государства. «Право на вмешательство» официально закреплялось во многих международных договорах и соглашениях этого периода истории. После образования Лиги Наций это право государств подвергается ограничениям, но целью этого ограничения явилось лишь обеспечение некоторых прав личности. Создание ООН положила начало качественного нового этапа межгосударственных отношений в области прав человека. Основные права и свободы должны соблюдаться повсюду – как на территории независимых государств, так и на колониальных территориях.

Принятие Всеобщей декларации –  документа, впервые закрепившего перечень прав и свобод человека, как гражданских  и политических, социальных и культурных, - стало важным этапом в развитии международных отношений. В принятой ООН в 1948 году Всеобщей декларации прав человека отмечается, что дети должны быть объектом особой помощи. В 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Основной ее тезис состоял в том, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет». В ней были провозглашены основные социальные им правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей на национальном и международном уровне. Но время и продолжающееся ухудшение положения детей, потребовало от мирового сообщества принятия нового документа, в котором на основе юридических норм фиксировались бы меры защиты прав детей. 20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций единогласно принимает Конвенцию о правах ребенка.

Информация о работе Международная защита прав детей