Международный опыт социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».
Целью данной работы является усвоить технологию международного опыта социальной работы с населением.

Вложенные файлы: 1 файл

муждународный опыт социальной работы.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

полностью курс университета. Естественно, что выпускники получают квалификационные степени, дипломы  и сертификаты.

В США профессиональная аттестация происходит на трех уровнях. Степень бакалавра – первая профессиональная степень. Она присваивается по окончании четырех лет обучения. Степень магистра присваивается еще через два года обучения в специализированной школе социальной работы, но достижима и после более короткого обучения для студентов, уже обладающих степенью бакалавра в области социальной работы.  На докторскую степень требуется еще два года подготовки после магистратуры. К тому же по различным специализациям существуют  «продвинутые» курсы и просто для продолжения образования по программам для тех, кто уже имеет степень магистра. Студенты, закончившие успешно курс, получают свидетельство.  Кроме того, в местных колледжах действуют 2-годичные программы подготовки работников технического  (вспомогательного) персонала в области социальной работы.

Теоретически каждому  уровню соответствуют свои определенные обязанности. Но в жизни на практике эти границы часто стираются. Известны случаи, пишут американцы, когда социальные работники и без профессионального образования делали прекрасную карьеру и даже руко-

водили целыми агентствами. Тем не менее, большинство контролирующих и административных должностей требуют степени магистра. Она нужна и для большинства должностей по психиатрии.

Докторская подготовка требуется для преподавания,  административной и научноисследовательской  работы. Итак, степень бакалавра является первой профессиональной степенью в социальной работе, до 1974  года таковой считалась степень магистра. Затем было решено, что бакалавр может стать полноправным членом Национальной Ассоциации Социальных работников

США (НАСР). Но споры о целесообразности присуждения профессионального статуса бакалаврам в США продолжаются.

Система профессиональной подготовки в США подразумевает  пять учебных программ: поведение  человека и социальная среда; политика социального обеспечения и службы социальной помощи; практика социальной работы; научно-исследовательская деятельность и полевая практика.

Важную роль в деле образования социальных работников разных стран играет  Международная ассоциация школ социальной работы (IASSW), созданная в 20-е годы прошлого века. Одной из ее функций является экспертное оценивание национальных программ обучения социальной

работе. Созданный при  ней Международный комитет школ социальной работы (ICSSW) тесно сотрудничает с ООН и Международной организацией труда  (МОТ), которая имеет в Женеве справочно-информационный центр, хранящий всю документацию, касающуюся обучения социальных работников.

До середины 60-х годов  моду в области образования социальных работников прямо или косвенно  (через ООН)  определяли США и Великобритания.  Правительства других стран, желая

получить все самое  передовое, не только приветствовали, но и настаивали на использовании  западных специалистов и советников.  По их мнению,  лучшие специалисты  прибывали с Запада, особенно из США. Для того,  чтобы открыть школы социальной работы в развивающемся мире, приглашались десятки американских,  британских и канадских специалистов.  Расширялось и об-

ратное движение. Стипендии  и стажировки привлекали в США, Англию и Канаду людей со всего мира. Это, естественно, способствовало интернационализации профессии и распространению единых стандартов в преподавании.  Одновременно укреплялось влияние Запада в развивающемся

мире.

В настоящее время, как  пишет Дж. Биллапс (Материалы конференции  по проблемам социальной работы, Каир, 1992) многие социальные работники развивающихся стран испытывают потребность вырваться за рамки так называемого «профессионального империализма» и выработать свои подходы, которые бы вписывались в культуру их стран и отвечали бы потребностям их развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

       Концепция государства всеобщего  благосостояния

На развитие систем социальной защиты населения в зарубежных странах  большое влияние оказала концепция  “государство всеобщего благосостояния” (в российскую историографию эта концепция вошла под названием “государство всеобщего благоденствия”).

Впервые основные принципы указанной концепции сформулировал  в 1942 году известный английский экономист  У. Беверидж. Основная идея этой концепции  заключается в том, что государство всеобщего благосостояния –  это такое государство,  которое должно гарантировать всем гражданам право на поддержание определенного уровня жизни, на охрану здоровья и образования

при участии населения  страны в финансировании указанных  программ. 

Эта концепция получила распространение во всех странах  Западной Европы. Например, в США  либеральные круги в большой  степени способствовали появлению  идеологии государства социального  благосостояния. На ее укрепление оказало  влияние движение за гражданские права национальных меньшинств  (прежде всего негров). Это движение требовало не только  «равенства возможностей», но и «равенства результатов». Демократы у власти в США многое сделали, чтобы расширить программы помощи.

К началу 60-х гг. уже  были приняты к исполнению проекты введения  “государства всеобщего благосостояния”  в США и Великобритании и  “социального общества”  в ФРГ,  Австрии.  Предполагалось,  что в условиях экономического роста путем перераспределения национального дохода,  капитализм в состоянии будет добиться выравнивания доходов,  вплоть до ликвидации бедности.

Середину 70-х исследователи  считают переломным моментом в развитии государственного регулирования социальной сферы. Экономический кризис стал причиной возврата многих стран Запада к консервативной политике.  Система социального обеспечения была перенапряжена под

воздействием растущего  спроса населения из-за постарения населения. С другой стороны,  из-за замедления темпов экономического роста  начали сокращаться бюджетные налоговые  поступления, что сузило возможность финансирования социальных программ. Требовалась перестройка.

По мнению, западных экспертов, идеология государства всеобщего  благосостояния в определенной степени  устарела, придя в противоречие с  действительностью. В докладе министерства социальной защиты населения Великобритании было подчеркнуто,  что система обеспечения,  разработанная,  исходя из потребностей предыдущих поколений, не вполне соответствует современным условиям. «Технология активного государственного вмешательства в рыночную экономику,  кажется,  не срабатывает», -  пишут американские авторы.  Это вмешательство порождает больше проблем, чем оказывает помощь. В США опыт возникновения и использования концепции

государства всеобщего  благосостояния выявил негативные аспекты чрезмерного увлечения принципом  «равенства результатов»,  на котором долгое время строилась помощь.  Растет осознание социальных осложнений, порожденных системой помощи. Система дает возможность перебиться,

пережить нелегкое время  тому, кто способен трудиться. Она не дает погибнуть и тем, кто не в состоянии это делать. Но, как всякие масштабные явления, социальная помощь имеет отрицательные стороны, прямо вытекающие из положительных:  она способна консервировать бедность и социально развращать своих подопечных. Отмечено, что бедность в США в большей степени проблема неработающих, в то время как несколько десятилетий назад она была результатом низких заработков.  За прошедший период изменился состав бедняков:  ныне большинство ушло от труда. Моральное неприятие такой ситуации - одна из характерных черт современного американского обще-

ства. Общество видит  выход в жестком ограничении  контингента получателей длительной помощи. В этот контингент должны входить  те, кто не способен работать: дети, инвалиды, пожилые.

Стратегия помощи должна строиться так, чтобы вернуть  к труду трудоспособных бедняков. Ставится задача перейти от политики  «государственного вспомоществования» к политике  «экономической независимости» (новый закон о реформе социального обеспечения, 1988г.). Таковы взгляды американских авторов.

В конце 20-го века модель государства всеобщего благосостояния подвергалась коренной реконструкции  на базе теории неоконсерватизма. Самые  ярые сторонники этой теории – Рейган и Тэтчер не без основания полагали, что постоянный бюджетный дефицит приводит к экономическому спаду, и предлагали существенно сократить государственное финансирование социальной сферы. В начале 90-х годов прошлого века правительства многих стран предприняли шаги,  направленные на сокращение государственных социальных расходов. 

В 1993 году правительство  Франции уменьшило выплаты по государственной программе

медицинского страхования  и увеличило долю пациентов в  оплате медицинских услуг. В Великобритании осуществляется реформа здравоохранения с целью усиления конкуренции в этой сфере.

В результате закрываются  «неэффективные»  больницы и увольняется  медперсонал.  В Швеции происходит  «продажа» государственных больниц  в частные руки. В основе кризиса  «государства всеобщего благосостояния» в Нидерландах – резкий рост расходов по программе помощи нетру-

доспособным лицам.  Помощь составляет 70% заработка,  получаемого  до наступления нетрудоспособности, и выплачивается до 65 лет, когда  назначается пенсия по старости. Предлагается ужесточить условия получения пособий и сделать постоянную проверку нуждаемости в их получении. Таких примеров можно привести много.

Меры, предпринимаемые  правительствами разных стран, направлены на установление более жесткого контроля расходования государственных средств на социальное обеспечение, сокращение финансовых потерь в этой сфере, связанных с коррупцией и чрезмерной бюрократизацией. Представляются налоговые льготы для стимулирования создания негосударственных пенсионных фондов. При назначении пособий практически во всех странах производится проверка нуждаемости на их получение. Становятся платными некоторые социальные услуги, ранее предоставляемые бесплатно. Во многих странах рассматривается вопрос о повышении пенсионного возраста.

Безусловно,  считают отечественные авторы, ни одна из западноевропейских стран не собирается полностью отказываться от «государства всеобщего благосостояния»: слишком укоренилась в сознании людей мысль о том, что государство должно заботиться о нуждающихся. И слишком велико сопротивление населения любым попыткам сократить социальные расходы государства. Но даже политики левого толка признают необходимость продолжения реформ системы социального обеспечения в странах Запада. 

Накопленный за десятилетия  опыт социальной поддержки населения позволяет выявить общее и особенное в практике социальной деятельности стран рыночной экономики.  Замечено, что практически все страны используют социальное страхование для большинства населения на случай социального риска: старость, болезнь, инвалидность, безработица и пр. и оказывают соци-

альную помощь людям, находящимся за чертой бедности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Международный Красный Крест

Международный Красный Крест – это гуманитарное движение, насчитывающее миллионы членов, представляющих все расы и религии, все социальные слои населения.

Цель деятельности движения – помочь без какой-либо дискриминации всем, кто страдает.

Эта цель реализуется  через многочисленные и разнообразные  задачи:

• забота о раненых во время войны;

• помощь людям с умственными и физическими недостатками;

• помощь заключенным;

• помощь жертвам землетрясений;

• организация донорства;

• защита населения на оккупированных территориях;

• воссоединение разлученных семей.

Вот далеко не полный перечень задач,  стоящих  перед Движением Красный Крест,  основанным более ста лет назад.

Инициатором создания общества  «Красный Крест» является швейцарский общественный деятель Анри Дюнан (1828 – 1920). Идея создания Красного Креста возникла у него под  впечатлением страшной картины оставленных  раненых на поле боя близ Сольферино в Ломбардии в 1859 году. Анри Дюнан организовывает спасательные работы, а позже он рассказывает о том, что ему

довелось  увидеть на поле боя в своей  книге «Воспоминание о Сольферино», которая потрясла всю Европу.

При поддержке  военных,  врачей,  общественных деятелей Анри Дюнан организовывает Международный Комитет помощи раненым – будущий Международный Комитет Красного Креста. По призыву вновь созданного Международного комитета в октябре 1863 года в Женеве собираются эксперты 16 стран и принимают 10 резолюций, которые явились прообразом Устава Крас-

ного Креста,  определив задачи и методы работы комитетов помощи раненым,  созданных  по замыслу Дюнана. Так родилось Движение Красного Креста.

В 1864  году была созвана дипломатическая конференция,  в которой участвовали уже 12 стран, включая США. Был принят договор, который получил название  «Женевская конвенция об участи раненых и больных в действующих армиях». Этот договор стал важной вехой в истории, поскольку он определил правовые нормы, регламентирующие поведение участников боевых действий. С этих пор санитарные повозки, военные госпитали и медицинский персонал должны были «признаваться нейтральными и в качестве таковых иметь право на защиту и уважаться воюющими сторонами, раненые и больные бойцы, к какой бы они стороне ни принадлежали, должны подби-

раться и  обеспечиваться уходом».

Кроме того, на конференции была принята эмблема  – красный крест на белом фоне. Вторая эмблема – красный полумесяц  – появилась спустя несколько  лет. Хотя красный крест и не нес никакой религиозной символики, во время турецкой войны, в 1976 году, Оттоманское Общество помощи раненым все-таки заменило его полумесяцем. Эта эмблема с тех пор была принята рядом

стран исламского мира. Она признана равноправной с  эмблемой красного креста на белом фоне.

Информация о работе Международный опыт социальной работы