Международный опыт социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 18:28, курсовая работа

Краткое описание

Используя теории поведения человека и общественных систем, социальная работа способствует взаимодействию людей с их окружением. Принципы прав человека и социальной справедливости являются фундаментом социальной работы».
Целью данной работы является усвоить технологию международного опыта социальной работы с населением.

Вложенные файлы: 1 файл

муждународный опыт социальной работы.doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

Обязательство принять на место пенсионера молодого человека из числа безработных оговаривается в Бельгии четко и жестко с тем, чтобы обеспечить переход от одной возрастной группы занятых к другой.

Во Франции  пожилые работники в случае увольнения могут получать пособие по раннему выходу на пенсию в размере 70% от предыдущей зарплаты, если их работодатель нанимает вместо

них безработных  моложе 26 лет. Финансируется данное пособие из фонда страхования  по безработице и правительственного фонда.

В Германии было предложено желающим выходить на пенсию по желанию в возрасте от 60  до 65  лет,  а позднее минимальный возраст был снижен до 57  лет,  если желающие накопили достаточно средств.  Пособие финансировалось компаниями (65%  среднего заработка).  Там,  где

вышедший  на пенсию был заменен безработным, компания могла получить грант от трудовой администрации. Все это оговаривалось в Законе о раннем выходе на пенсию, вышедшем в 1984, который через пять лет был заменен другим. Подобные данные можно привести и по другим странам. Но, необходимо заметить, что результаты раннего ухода пожилых людей на пенсию весьма противоречивы. С точки зрения фирм повышается гибкость рабочей силы, наблюдается повышение производительности труда в результате избирательного сокращения,  быстрое устранение избыточной численности,  омоложение рабочей силы. Однако есть и негативные результаты: потеря опытных работников, мастерства. Восприятие этой ситуации пожилыми людьми тоже неоднозначно:  оптимизм в начале в результате хорошей компенсации и столкновение впоследствии с изменением семейного положения, утратой контактов, ощущением ненадобности.

Тем не менее, пенсионные реформы более поздних  лет в некоторых странах, предусматривают  постепенное увеличение пенсионного  возраста. В Италии подобное увеличение пенсионного возраста произойдет в ближайшие годы в соответствии с реформой 1992 года. В 1990 году в Греции были вообще отменены различные формы преждевременного ухода на пенсию.

В ряде стран  Европы правительства вынуждены  были предпринять определенные меры в области социального обслуживания, чтобы уравнять в правах мужчин и женщин. Речь шла, прежде всего,  о возможности получать пенсию за умершего супруга. В Германии был принят закон, согласно которому переживший супруг имел право на 60% от пенсии умершего супруга. В Дании

в 1985 году было отменено пособие по случаю потери кормильца вместе со всеми правами  на социальное страхование умершего супруга.

Среди других мероприятий направленных на сокращение расходов по пенсионной статье можно  назвать такие как сокращение размеров пенсии, изменение порядка ее начисления, продление сроков взносов в страховой фонд для получения права на пенсию. Например, в Великобритании в 1986 году размер пенсии был сокращен на 5% и введен новый порядок ее начисления. Этот порядок состоял в том, что вместо точки отсчета от самой высокой заработной платы в течение 20 лет, бралась средняя заработная плата за весь трудовой стаж. Одновременно были введены поощрения, которые делали более доступными для трудящихся возможности получения пенсии от частных компаний, а не государственных. В Люксембурге в эти же годы был продлен срок взносов в страховой фонд с 5 до 10 лет для получения права на пенсию.

Социальное обеспечение  в Швеции

Особое внимание отечественных исследователей привлекает, так называемая, Скандинавская модель социальной защиты населения  (Швеция, Норвегия, Финляндия). Социальное обеспечение как институт социальной защиты используется в этих странах в большем объеме, чем в дру-

гих европейских  государствах. В скандинавских странах преобладает государственная модель организации социальной защиты населения. Как правило, понятие  «социальная защита» в этих странах трансформировано

в понятие  «социального благосостояния». Эта  модель включает в себя обязательную социальную политику, регулируемый государством уровень доходов, а также уравнительный, всеобщий характер социальных льгот и пособий. Несмотря на схожие черты, скандинавские страны несколько от-

личаются  по характеру и организационным  формам реализации социальной политики. Рассмотрим модель социального обеспечения Швеции.

Социальное  страхование составляет основной элемент  шведской системы социальной защиты. Государственное страховое управление находится под юрисдикцией Министерства здравоохранения и социальных дел  и отвечает за систему всеобщего страхования. В настоящее время вся система социальной защиты населения в Швеции регулируется Законом о всеобщем страховании

(1962 г), который  предусматривает три типа страхования: 

1. систему  страхования по болезни и страхования  родителей;

2. систему  народных пенсий;

3. систему  дополнительных пенсий.

Все постоянно  проживающие в Швеции  (шведской и иной национальности) в возрасте от 16 лет и старше зарегистрированы в одной из 26 местных контор социального  страхования.  Системы страхования по болезни и страхование родителей.  Они включают в себя следующие виды страхования: обязательное медицинское, стоматологическое, пособия родителям, пособие по болезни.

Обязательное  медицинское страхование охватывает различные выплаты в связи  с посещениями врача, стоматолога, лечением в больнице и т. д. Как правило, эти расходы непосредственно оплачиваются конторой социального страхования медицинскому учреждению или лицу, ответственному за лечение. Обычно пациент платит только небольшую сумму за консультацию. Общий тариф применяется к государственным амбулаторным услугам. В конце 80-х гг. пациент платил 60 крон (90 крон за вызов врача на дом) поликлинике, а врач получал от нее полную зарплату. Посещение частных врачей возмещается несколько по-иному. Пациент платит свои 60 крон, за каждое посещение, а остальную часть гонорара врач получает их национальной системы здравоохранения здоровья.

В настоящее  время структура компенсаций  изменилась. Государство теперь субсидирует  расходы поликлиник, исходя не из числа посещений, а в пропорции к числу жителей региона. Гонорары, которые платят пациенты, включают не только посещение врача, но и выписку рецептов, больничного, лабораторные исследования. Расходы на лечение в больнице по болезни или в связи с рождением ребенка оплачиваются непосредственно местной конторой социального страхования. Пациент не платит ничего за лечение в больнице города, где он проживает. Максимальный оплачиваемый срок лечения в больнице– 2  года.  Застрахованное лицо. Посетившее медицинское учреждение имеет право на компенсацию дорожных расходов, компенсируется также покупка лекарств для хронических больных полностью, для остальных – частично.

Стоматологическое страхование является частью обязательной системы страхования здоровья. Оно  охватывает всех застрахованных свыше 20 лет. По закону стоматологическая помощь детям и молодежи до 20 лет оказывается бесплатно, причем как государственными, так и частными дантистами.  Стоматологическая помощь взрослому пациенту обходится дорого.  Обычно он

платит 60% за услуги, если они не превышают 3 тысяч  крон за курс. Зубной врач непосредственно  получает возмещение за остальную часть  из местной конторы социального  страхования.

Пособие по болезни  –  компенсация,  выплачиваемая  за потерю дохода из-за болезни или травмы. Оно составляет до 90% получаемого дохода и облагается налогом. Для получения пособия необходимо сообщить о болезни местной конторе социального страхования.  Пребывание в больнице сокращает пособие до одной трети его размера. При рождении ребенка система страхования родителей обеспечивает пособия им в течение 12 месяцев. Женщина во время беременности может получать 50 дней до рождения ребенка пособие по материнству. После рождения ребенка родители сами определяют,  как поделить оплачиваемый отпуск между собой. Сейчас этим пользуется каждый пятый отец в Швеции. Кроме того, отцы имеют право отсутствовать 10  дней на работе после рождения ребенка.  Родители,  вынужденные оставаться дома для ухода за детьми до 12 лет, имеют право на получение пособия, если35

ребенок болеет; если мать находится в больнице в  ожидании еще одного, а отец остается дома с детьми, если ребенок посещает врача, то сопровождающий родитель получает пособие. В среднем, как отцы,  так и матери остаются по этим причинам дома по 6-7  дней в году. Каждый родитель

имеет право  на пособие по болезни ребенка  сроком до 60 дней в год на каждого  ребенка. Родители, имеющие детей  до 8 лет, могут сократить продолжительность  рабочего дня с 8 до 6 часов со

снижением зарплаты. Система национальных пенсий.

Эта система  включает народную (основную), дополнительную (трудовую), частичную (неполную)  пенсии.  Во всех случаях выплаты основываются на ежегодно устанавливаемой правительством так называемой базовой сумме, которая  автоматически возрастает с инфляцией. В 1990 году базовая сумма равнялась 29,7 тысяч крон. В Швеции пенсионный возраст – одинаковый для мужчин и женщин – 65 лет. Можно уйти на пенсию раньше с соответствующим изменением размера пенсии. Закон 1976 года о частичных пенсиях дает возможность сократить рабочее время и получать компенсацию за потерянный доход. Но, при условии: получатель должен работать не менее 17 часов в неделю.

Народная  и дополнительная пенсии включают три  формы: по старости, по инвалидности, семейные,  выплачиваемые в связи со смертью кормильца.  Один человек может получать сразу несколько пенсий. Каждый гражданин,  постоянно проживающий в Швеции,  имеет право на получение на-

родной пенсии по завершению срока работы. Люди, имеющие  право на дополнительную пенсию, с 1979 года получают и народную. Размер народных пенсий по старости весьма низкий (20% заработка), поэтому имеющий только народную или низкую дополнительную получает также коммунальную жилищную субсидию и надбавку к пенсии, которые не облагаются налогом.

Пенсия по инвалидности в системе народных пенсий равна пенсии по старости. Ее получают лица от 16 лет и старше, потерявшие трудоспособность из-за болезни, инвалидности до пенсионного возраста. Если человек заботится о неполноценном ребенке до 16 лет, то в системе народных пенсий выплачиваются и пособия на детей. Семейная пенсия в системе народных пенсий включает вдовью пенсию  (не выплачиваемую вдовцам)  и сиротам.   Пенсия выплачивается в случаях,  когда вдова,  достигшая возраста 36

лет, была замужем  не менее 5 лет. Полная пенсия выплачивается вдове по достижении 50 лет или, когда она имеет ребенка до 16 лет. Полная пенсия идентична пенсии по старости. Выплата прекращается при выходе вдовы замуж. Пенсия детям в возрасте до 18 лет выплачивается по случаю

смерти одного или обоих родителей.

 

Система всеобщих дополнительных пенсий.

Для получения  полной дополнительной пенсии необходимо проработать 30  лет. Для неполной пенсии – минимум 3 года. При меньшем  стаже размер пенсии сокращается  на одну треть за каждый неотработанный год. Средний размер рассчитывается по 15 годам с наивысшей оплатой.  Дополнительная пенсия вместе с народной пенсией составляет свыше 70%  дохода за прошлые годы.

Система дополнительных пенсий дает возможность также получать преждевременную пенсию, пенсию по инвалидности,  вдовью  (если муж имел право на дополнительную) и пенсию сиротам (до 19 лет).

В Швеции система  страхования от несчастных случаев  на производстве вступила в силу с 1977 года. Возмещение выплачивается в  случае профессионального заболевания, а также несчастного случая на работе или по пути к ней и компенсирует потерянный доход и все необходимые

медицинские расходы. Эта система финансируется  через взносы предпринимателей. В  ней существуют разные типы пособий: эквивалентные пособиям в системе страхования по болезни, народным и дополнительным пенсиям. Большинство работающих людей имеют дополнительное страхование помимо упомянутой системы в результате соглашения профсоюзов с администрацией. Это страхование покрывает ту часть дохода, которая не охвачена при выплате пособий системой обязательного страхования от

несчастных  случаев на производстве. Система  страхования от безработицы (1974 г.) отличается от перечисленных систем социального  страхования. Для получения пособия  по безработице необходимо быть членом кассы по

безработице,  организуемой профсоюзами.  Сорок  три кассы охватывают все профессиональные категории. То есть местные конторы  страхования не имеют дела с этим типом страхования. Выплата пособия  по безработице оговорена рядом условий: регистрация в качестве ищущего работу на местной бирже труда, готовность принять предложение о направлении на работу, потеря места

не по собственной  вине, членство к кассе по безработице  не менее 12 месяцев.  Пособия выплачи - ваются максимум за 300 рабочих дней, а для пожилых людей за 450 и состоят из ежедневных выплат. Ежедневное пособие может достигать 91,7 % зарабатываемого дохода. Если человек не охвачен какой-либо системой страхования или пособия недостаточно большие, то он может получать общественную помощь. В Законе о социальных услугах 1982 года

говориться,  что коммуны несут,  в конечном счете,  ответственность за людей,  проживающих в рамках их границ независимо от гражданства.

Кроме описанных  форм социального страхования в  Швеции имеется и ряд других пособий. Например, пособие на ребенка, которое выплачивается на всех детей с рождения и до 16 лет. Оно составляет 10020  крон и не облагается налогом.  Кроме того,  многодетные семьи с тремя детьми и более ежегодно получают дополнительное пособие на детей. Кроме того,  существуют пособия на переобучение взрослых, образование детей..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На рубеже второго тысячелетия в России, после рыночных реформ, которые не только улучшили прежнюю жизнь при  коммунистах, но и довольно таки успешно понизили и без того невысокий уровень жизни, остро стоит вопрос не только о социально незащищенных слоях населения, но и о жизни среднего класса. Долгосрочные задержки выплаты зарплат, сокращение пособий, задержка стипендий студентам, бесконечные обещания Правительства привели к социальной напряженности. Становление и развитие в нашей стране социальной работы как вида профессиональной деятельности пришлось на период интенсивных качественных преобразований, затрагивающих все сферы общественной жизни. Обострение социальных проблем создало ситуацию «пандемических обстоятельств», при которых подавляющее большинство россиян нуждается сегодня в социальной защите и поддержке со стороны государства.

В истории  развития любой страны можно найти связь между формами, видами социальной работы и возникающими социальными проблемами. И хотя в России социальная работа как профессиональная деятельность (в западном понимании) только начинает развиваться, отдельные её виды и формы имеют длительное историческое развитие (например, патронажные службы, медико-социальная помощь, службы социального обеспечения и т.д.). Поэтому, занимаясь проблемами социальной работы на разных уровнях, важно активно использовать существующий опыт соцпомощи разных стран. Следует учитывать, что существуют особенности в организации социальной работы и в использовании отдельных её методов, обусловленные спецификой теоретико-методологических подходов к одним и тем же социальным проблемам. Особого внимания требуют, с одной стороны, технология воздействия, оказание социальной помощи на индивидуально-личностном уровне взаимодействия с клиентом, и с другой - глобальные социальные программы социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

Информация о работе Международный опыт социальной работы