Менеджер в роли лидера в ЗАО «Медицинские технологии»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 15:50, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Рассмотреть менеджера в роли лидера в организации и роль лидерства в менеджменте.
Исходя их цели на рассмотрение поставлены следующие задачи:
- рассмотреть общую характеристику понятий «менеджер» и «лидерство»;
- выявить взаимосвязь понятий лидерства и успешного менеджмента;
- рассмотреть проблема лидерства в современном менеджменте;
- выявить особенности поведения лидера на примере организации ЗАО "Медицинские технологии" многопрофильная клиника "Здоровье 365".

Содержание

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА В ЛИДЕРСТВЕ............................................................................................................5
1.1. Общая характеристика, роль и функции менеджера в организации.5
1.2. Природа и определение понятия лидерства в менеджменте..............11
1.3. Стили лидерства ....................................................................................16
1.4. Функции и качества, присущие успешному менеджеру. Проблема лидерства в современном менеджменте.....................................................22
ГЛАВА 2 . ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ТОП-МЕНЕДЖЕРА В РОЛИ ЛИДЕРА В ЗАО "МЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ".....................................27
2.1. Характеристика организации ЗАО "Медицинские технологии" многопрофильная клиника "Здоровье 365"............................................27
2.2. Характеристика выборки и методы исследования..............................29
2.3. Результаты исследования и их обсуждения.........................................39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................45
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................47

Вложенные файлы: 1 файл

1. Менеджер в роли лидера в ЗАО «Медицинские технологии».docx

— 97.87 Кб (Скачать файл)

Этот стиль подходит:

  • когда работник способен взять ответственность за реализацию и принятие решения на себя;
  • если у работника есть интерес и желание принимать и выполнять решения.

Таким образом, приходим к выводу, что чаще всего применяется комбинация стилей, созданная руководителем с целью использования   положительных сторон того или иного стиля.  

Дуглас Мак Грегор (Дуглас Мак-Грегор (англ. Douglas McGregor) (1906, Детройт — 1 октября 1964, Массачусетс) — американский социальный психолог. Предложил теорию X и теорию Y (Theory X and Theory Y), которые старались подвести под факторы мотивации рациональную и приемлемую основу) , известный ученый в области лидерства, назвал предпосылки авторитарного руководства по отношению к работникам теорией  “Х”.

Согласно этой теории:

  • люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы;
  • у людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили;
  • больше всего люди хотят защищённости;
  • чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Представления  демократического руководителя о работниках  отличаются от представлений автократического руководителя. Мак Грегор назвал теорией  “У”. 

Согласно этой теории:

  • труд – процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, но и будут стремиться к ней;
  • если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль;
  • приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением целей;
  • способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично1.

Также классифицировать стили руководства  можно путем сравнения авторитарного  демократического континуумов.

Ренсинс Лайкерт  и его коллеги разработали  альтернативную систему, сравнивая группы с высокой и низкой производительностью труда в различных организациях.

Исходя из этого Лайкерт выделил 2 стиля:

  • Руководитель, сосредоточенный на работе (руководитель, ориентированный на задачу) заботится о проектировании задачи и разработке системы вознаграждения для повышения производительности труда.
  • Руководитель, сосредоточенный на человеке делает упор на взаимопомощи, позволяет работникам максимально участвовать в принятии решений, избегает мелочной опеки, считается с нуждами работников и поощряет профессиональный рост.

На основании своих исследований Лайкерт сделал вывод, что стиль руководства будет неизменно ориентирован либо на работу, либо на человека. Позже ученые вывели, что стиль руководителя может ориентироваться и на работу, и на человека.

Ренсинс Лайкерт  выделил 4 стиля лидерства, которые позволяют подчиненным участвовать в принятии решений:

  • Эксплуататорско - авторитарный. Менеджер свое решение навязывает подчиненным. Мотивация осуществляется  с помощью угроз. Высшие уровни менеджмента  несут большую ответственность, в то время как низшие практически не несут ее вообще. Плюс недостаточная коммуникабельность.
  • Благожелательно- авторитарный. Менеджер относится к подчиненным снисходительно, мотивация осуществляется уже на основе вознаграждения. Управленческий персонал несет определенную ответственность, но это касается в основном среднего уровня. Плюс малая коммуникабельность и ограниченность групповой работы.
  • Консультативно - демократический. Менеджеры советуются с подчиненными и стремятся конструктивно использовать всё лучшее, что они предлагают. Мотивация уже не только за счет вознаграждения, но и за счет подключения к управлению. Большая часть управленческого персонала чувствует свою ответственность за достижение целей организации. Коммуникации осуществляются сверху вниз и снизу вверх. Плюс средние возможности групповой работы.
  • Демократический (система группового участия).       Менеджеры полностью доверяют подчиненным. Мотивация – за счет экономического вознаграждения, основанного на целях организации. Персонал на всех уровнях чувствует реальную ответственность за цели организации. Существует много коммуникабельных связей и большие возможности групповой работы.

Изменения, происходящие в наши дни в России и в мире, заставляют по-новому посмотреть на роль менеджера и дилемму "менеджер или лидер". Еще не так давно  один из исследователей лидерства сформулировал  ставшую знаменитой максиму: "Managers do things right, and leaders do right things" [21], что в переводе на русский язык звучит примерно так: "Менеджеры все делают правильно, а лидеры делают правильные вещи".

Теперь  же такое противопоставление уже  не кажется столь очевидным: по мере становления новой функции менеджмента - инновационной - менеджерам, и не только занимающим высшие управленческие должности, требуются навыки лидерства [16].

 

1.4. Функции и качества, присущие успешному менеджеру. Проблема лидерства в современном менеджменте

 

Менеджмент организации всегда олицетворен, то есть, представлен определенной совокупностью должностных лиц  – руководителей и менеджеров. И это обстоятельство всегда является определяющим во всей сложной природе  менеджмента.

Нет и не может быть эффективной  системы менеджмента, если руководителям  и менеджерам не достает необходимой  квалификации.

Нет и не может быть эффективного процесса управления, если руководители и менеджеры недостаточно мотивированы [14].

Принимая во внимание и тот факт, что «менеджмент в принципе не может быть точной наукой», следует  видеть огромную роль человеческого  фактора в успешном управлении бизнесом. Решение этой задачи требует не только хороших знаний и практических навыков, но и развитой интуиции и богатого воображения у руководителей  и менеджеров организации.

Предлагаю рассмотреть две проблемы: Основные функции и качества, присущие успешному менеджеру [13].

Прежде чем дать характеристику функций, присущих успешному менеджеру  следует сказать несколько слов о роли менеджера. В первую очередь имеется в виду линейный менеджер или «менеджер на линии огня». Именно он, вступая в контакт с непосредственными производителями или потребителями товара/услуги, решает базовые управленческие задачи. От уровня решения этих задач зависит все остальное в организации. И в этом плане линейный менеджер «выполняет роль гена организации, который был прообразом всех органов более высокого порядка и из которого они в конце концов развились».

Решающая функция менеджера  – обеспечить достижение целей организации. Собственно, его для этого и  нанимают. Понимание этой простой  истины не представляет особых трудностей. А вот как обеспечить решение  этой задачи – в этом и состоят  искусство менеджера, его квалификация.

Какие сопутствующие функции должен осуществить менеджер, чтобы добиться поставленных целей? В качестве основных можно указать следующие:

- организовать работу своих  подчиненных; 

- умело разрешать возникающие  в процессе работы противоречия.  
Организация работы подчиненных.

В распоряжении менеджера имеются  три основных инструмента влияния  на сотрудников: принуждение, манипулирование  и мотивирование.

1) Принуждение. Если менеджер  заставляет работника сделать  что-либо, используя властный потенциал  своей должности – это односторонний  способ общения. Сотрудник обязан  действовать, потому что у менеджера  есть власть и потому что  сотрудник считает, что у него  самого в этих отношениях власти  недостаточно. Менеджера не интересуют  потребности сотрудника и его  запросы; сотрудник является средством  достижения цели менеджера. 

2) Манипулирование.  Манипулирование – утонченная форма принуждения. В этом случае менеджер также использует сотрудника как средство для достижения своей цели, но сотрудник не замечает этого. Менеджер, с одной стороны, пытается выяснить интересы и ожидания сотрудника, однако лишь для того, чтобы использовать это как наживку при достижении своих собственных целей. Если работник заметит манипулирование, это будет иметь серьезные последствия для менеджера: сотрудник станет подозрительным и будет активно протестовать против дальнейших попыток манипулирования.

3) Мотивирование. Мотивирование  – это форма влияния на работника,  которая требует больших затрат  энергии со стороны менеджера.  Должна иметь место открытая  доверительная обоюдная связь  между равными партнерами, которые  принимают пожелания и требования  друг друга. Если менеджер хочет  мотивировать что-то, он должен  понимать, что в этом случае  предстоит достаточно длительный  процесс переговоров и торговли. Однако по завершении этой  процедуры менеджер будет иметь  соратника в борьбе за достижение  целей организации. 

Таким образом, формирование определенной структуры системы управления, выполнение менеджерами своих функций и  ролей обеспечивают дееспособность менеджмента организации.

Проблемы  лидерства являются ключевыми для  достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается  как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто  успешно оказывает влияние или  воздействует на других, с другой, лидерство - это процесс преимущественно  не силового воздействия в направлении  достижения организацией своих целей. Лидер может повысить эффективность работы подчиненных, не прибегая к общепринятым мерам, а используя свои лидерские качества и способности. Не любой менеджер использует лидерство в своем поведении. Менеджер должен четко осознавать, что ему необходимо иметь свой, но непременно цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж менеджера, который гарантирует ему успех и лидерство в организации.

Основные отличия качеств менеджера  от лидера в современном менеджменте  можно представить в виде таблицы:

Менеджер

Лидер

1. Администратор

1. Инноватор

2. Поручает

2. Вдохновляет

3. Работает по целям других

3. Работает по своим целям

4. Использует доводы

4. Использует эмоции

5. Контролирует

5. Доверяет

6. Профессионален

6. Энтузиаст

7. Принимает решения

7. Превращает решения в реальность

8. Делает дело правильно

8. Делает правильное дело

9. Уважаем

9. Обожаем

10. План-основа действий

10. Видение-основа действий

11.Полагается на систему

11. Полагается на людей

12. Поддерживает движение

12. Дает импульс движению


Однако  можно ли сегодня противопоставлять  качества и виды деятельности, упомянутые в таблице? Менеджер - профессия массовая, и если раньше, при ограниченной потребности в лидерах, можно  было рассчитывать, что лидеры-самородки  сами пробьют себе дорогу, то теперь на повестке дня стоит вопрос об их целенаправленной подготовке или, точнее, формировании навыков лидерства  практически у всех менеджеров.

Одним из важнейших факторов, определяющих эффективность  лидерства, является национальная культура. Сейчас уже совершенно ясно, что  сама основа лидерства зависит от тех ценностей, которые являются основополагающими в конкретной национальной бизнес-культуре. И это  не только почти очевидное утверждение - это еще и серьезная проблема, которая стоит перед деловыми организациями в условиях глобализации бизнеса, приводящей к использованию человеческих ресурсов без оглядки на национальное происхождение работника.

Выводы  по первой главе:

Менеджер  — это член организации, способный  занять в ней должное место  и готовый взять на себя ответственность  и соответствующие обязанности, поддерживающий распорядок и соблюдающий  принятые нормы поведения.

Информация о работе Менеджер в роли лидера в ЗАО «Медицинские технологии»