Методы и функции социологиии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:10, шпаргалка

Краткое описание

Социология - (социо-общество, логос-учение) – наука об обществе. Сформировалась в 30-е годы 19 в. В научный оборот термин вводит фр. Философ в 1839 г. Огюст Конт. Объектом социологии явл. общество в целом, общ. явл., их функционирование и развитие. Таким обр. объектами явл.: микро группа – семья, дружеская компания; макро группа - население, города, посёлки, общность (рабочие, предприниматели, врачи и т.д и общество в целом). Предметом явл. взаимодействие личностей и соц. групп, социальной жизни людей в конкретной соц.- эк. Обстановке.

Вложенные файлы: 1 файл

шпора по социологии.doc

— 407.00 Кб (Скачать файл)

Т. Веблен ввел понятие престижного потребления, получившее название «эффект Веблена». Престижное потребление характерно для крупных собственников. Товары для этого класса ценятся по тому, насколько владение ими (товарами) отличает человека от окружающих. Это демонстративное потребление является подтверждением успеха и вынуждает средние слои имитировать поведение богатых. Отсюда Т. Веблен делает вывод о том, что рыночную экономику характеризует расточительство, завистливое сравнение, занижение производительности.

Основным противоречием капитализма, по Т. Веблену, является противоречие между индустрией и бизнесом. К индустриалам относятся инженеры и другие участники производственного процесса. Их целью является повышение эффективности производства и увеличение богатства общества. К бизнесменам относятся финансисты и предприниматели.

Традиции и взгляды людей отстают от изменений в области технологии производства. В результате, эволюция общества выражается в умственном приспособлении отдельных людей к итогам технического прогресса. Путь реформирования общества Т. Веблен видел в передаче основных нитей руководства производством представителям индустрии, которых он назвал технократами. Бизнес должен был отступить на второй план, рамки его деятельности предлагались ограничить.

Веблен выступал против чрезмерного влияния монополий в промышленности, утверждая, что наличие монополий сокращает объемы производства и приводит к искусственному повышению биржевых и иных цен. Все это может привести к серьезному кризису экономики. Благодаря этим исследованиям он предсказал наступление Великой депрессии.

 

25. Понятие социальной общности.

   Социальная  общность — это большая или малая группа людей, обладающих общими социальными признаками, занимающих одинаковое социальное положение, объединенных совместной деятельностью (или ценностными ориентациями).

Общество как целостная социокультурная система состоит из множества индивидов, входящих одновременно в большие и малые социальные общности. Например, конкретный индивид — гражданин своей страны — одновременно может быть членом таких больших социальных общностей, как этническая, территориальная, профессиональная и др. Кроме того, он, как правило, является членом сразу нескольких малых социальных групп — семьи, рабочей бригады, научного отдела, круга друзей и т. д. В общности объединяются люди одной профессии или одного рода деятельности (шахтеры, врачи, учителя, металлурги, атомщики); с общими этническими признаками (русские, татары, эвенки); с примерно одинаковым социальным статусом (представители низшего, среднего или высшего классов) и т. д. Социальная общность не является суммой отдельных индивидов, а представляет собой целостную систему и, как всякая система, обладает собственными источниками саморазвития и является субъектом социального взаимодействия.

Все социальные общности интегрированы в социум. 

          Социум (от лат. socium – общее, совместное) – устойчивая социальная общность, отличающаяся общностью культуры и единством условий жизнедеятельности; социальная среда, с которой контактирует личность.   Каждая эпоха формирует свой культурно-исторический социум, свой этос – культурный климат, стиль мироощущения, особенности социальной самоорганизации, определенные образцы поведения. В пределах данного социума деятельность входящих в него социальных общностей, групп и отдельных индивидов регулируется общими традициями, обычаями, моральными нормами и правовыми законами. На отдельные ситуативные социально значимые обстоятельства индивид реагирует как существо социально детерминированное.  

 Общество – социум  как конкретная социальная система, как целостное социальное образование, обладающее экономической и социальной структурой.   В составе общества различаются групповые и массовые общности. Групповые общности отличаются гомогенностью (однородностью) состава, структурно-дифференциальной организацией, деятельностной направленностью.   Массовые общности не имеют четких границ, их функционирование ситуативно обусловлено, а состав – разнороден, структурно не организован. Это участники широких движений, аудитории средств массовой информации, потребители так называемой массовой культуры, массовых товаров и услуг, разнообразные любительские объединения (поклонники эстрадных звезд, болельщики спортивных команд и т. п.).

Различаются большие и малые, устойчивые и импульсивные, сгруппированные и несгруппированные, контактные и дисперсные социальные общности.  

 Социальные общности  являются носителями различных  ценностных представлений и норм  поведения, выступают как субъекты  социокультурной деятельности. В  каждой социальной общности наряду  с общечеловеческими ценностями  существуют устойчивые представления о нормах группового поведения, свои обычаи и нравы. Существуют определенные пределы выхода за рамки общепринятого поведения, охраняемые социальным контролем.  

Социальный контроль – система способов воздействия социальных групп и общества на личность с целью регуляции ее социально значимого поведения на основе социальных норм. Социальный контроль обеспечивает стабильность социальной системы. С этой целью создаются соответствующие институты социального контроля – общественные, административные и правовые.

         Социальные общности отличаются  большим разнообразием видов  и форм, например, по следующим  признакам:

• по количественному составу — от двух-трех человек до десятков и даже сотен миллионов;

• по продолжительности существования — от нескольких минут до многих тысячелетий;

• по базовым системообразующим признакам — профессиональные, территориальные, этнические, демографические, социокультурные, конфессиональные и др.

 

26. Современные теории стратификации. Основные страты.

        Понятие «страта» послужило основой для развития теории стратификации общества. Автором этой теории был американский социолог русского происхождения Питирим Сорокин.

Социальная стратификация – это иерархически организованная структура социального неравенства. 

       Термин «стратификация» происходит от «stratum» (лат.) – слой и «facio» (лат.) – делаю. 
          Социальная стратификация представляет собой разделение общества на социальные слои (страты). Основой социальной стратификации является неравенство людей в обществе.

         Термин «стратификация» пришел  из геологии, где он обозначает расположение пластов Земли по вертикали. Социология уподобила строение общества строению Земли и разместила социальные слои (страты) также по вертикали. Основанием служит лестница доходов: бедняки занимают низшую ступеньку, зажиточные группы населения - среднюю, а богатые - верхнюю.  
Богатые занимают самые привилегированные должности и имеют самые престижные профессии. Как правило, они лучше оплачиваются и связаны с умственным трудом, выполнением управленческих функций. Вожди, короли, цари, президенты, политические лидеры, крупные бизнесмены, ученые и деятели искусств составляют элиту общества. К среднему классу в современном обществе относят врачей, юристов, преподавателей, квалифицированных служащих, среднюю и мелкую буржуазию. К низшим слоям - неквалифицированных рабочих, безработных, нищих. Рабочий класс, согласно современным представлениям, составляет самостоятельную группу, которая занимает промежуточное положение между средним и низшим классами.  
Богатые из высшего класса имеют более высокий уровень образования и больший объем власти. Бедные из низшего класса обладают незначительными властью, доходами и уровнем образования. Таким образом, к доходу как главному критерию стратификации добавляются престиж профессии (занятия), объем власти и уровень образования. 

П.Сорокин выделяет четыре группы причин неравенства людей:

права и привилегии;

обязанности и ответственность;

социальное богатство и нужда;

власть и влияние.

           Социальная стратификация имеет  свои особенности: во-первых, ранговое  расслоение – высшие слои общества  находятся в более привилегированном  положении, чем низшие. Они обладают  большими правами, властью, богатством. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих в них членов. Однако в современных обществах этот порядок может нарушаться. Неимущие слои в количественном отношении могут уступать слою, составляющему так называемый «средний класс». Это связано с тем, что увеличение численности среднего класса выступает гарантом политической стабильности и развития общества. поэтому государство всячески заинтересовано в его создании, в увеличении числа людей, стоящих в середине социальной лестницы.

       Питирим Сорокин выделял три вида стратификации в обществе:

  • Экономическая стратификация – разделение общества по критериям дохода и богатства.
  • Политическая стратификация – расслоение людей по степени влияния на поведение других членов общества, по объему принадлежащей им власти.
  • Профессиональная стратификация – разделение общества на различные слои на основе успешного исполнения социальных ролей, наличия знаний и умений, образования, и т.д.

   Итак, социальная  структура общества, согласно теории  стратификации Питирима Сорокина, выглядит следующим образом:  
Вид стратификации Экономическая Политическая Профессиональная  
Социальный слой Богатые Руководители Мастера  
бедные подчиненные подмастерья  
     Каждый человек занимает определенное положение в обществе, то есть обладает социальным статусом. Социальный статус человека зависит от его происхождения, пола, возраста, семейного положения, профессии. Различают прирожденный статус (социальное происхождение, национальность), который не зависит от действий и желаний человека, и достигаемый статус (образование, семейное положение, и т.п.), то есть то, чего человек может сам добиться в жизни.  
     Статус определяет поведение человека в обществе, его предназначение - в этом случае говорят о социальной роли. Если поведение человека соответствует моральным нормам, принятой в обществе системе ценностей, то говорят, что человек справляется со своей социальной ролью и его статус при этом повышается. Статус также предопределяет образ жизни индивида, круг общения, интересы и потребности – здесь речь идет уже об определенном имидже (образе), который складывается у большинства людей о представителях той или иной социальной группы. Для оценки статуса человека в обществе используются также понятия авторитета и престижа.

       Социальный  престиж можно определить как соотносительную оценку обществом действий и поведения человека, его физического достоинства и нравственно-психологических качеств на основании определенной системы ценностей, принятой в данном обществе. Носителем престижа выступает человек. Престижное явление выступает как побудитель желаний, чувств, намерений, действий человека, стремления подражать носителю престижа, занять соответствующее положение, овладеть престижной профессией. Престижные оценки как регуляторы поведения определяют такие процессы в обществе, как миграция, профессиональная занятость, структура потребления и т.д.

          Авторитет – это одна из  форм осуществления власти, выражающаяся  в неформальном воздействии определенного  лица или социальной группы  на поступки и мысли человека.

Влияние авторитета обычно не связано с принуждением. Оно основано на знании, нравственном достоинстве, опыте (например, авторитет родителей, учителя). Авторитет имеет вес там, где человек сталкивается с проблемой, которую не может решить. В этом случае появляется потребность принять точку зрения носителя авторитета, положиться на его опыт и знание жизни.

       Существуют  два основных способа стратификации  общества в зависимости от  количества лежащих в ее основе  признаков:

1. Одномерная стратификация. В ее основе лежат одномерные страты, т. е. страты, выделяемые по какому-либо одному социальному признаку. Этот подход предполагает расслоение общества по следующим группам признаков:

1) половозрастные;

2) национально-языковые ;

3) профессиональные;

4) образовательные;

5) религиозные;

6) по поселению.

Некоторые исследователи в основу классификации закладывают и другие признаки.

2. Многомерная  стратификация. При этом в основе стратификации лежат несколько признаков.

Ко второму способу стратификации относится деление общества на:

1) социально-территориальные  общности (население города, села, региона);

2) этнические общности (племя, народность, нация);

3) система рабства (экономическая, социальная и юридическая форма  закрепления людей, граничащая с  полным бесправием и крайней степенью неравенства);

4) касты (социальные группы, членством в которых человек  обязан рождением);

5) сословия (социальные группы, поддерживающиеся сложившимися  обычаями или законами, и в  которых права и обязанности  передаются по наследству);

Информация о работе Методы и функции социологиии