Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:10, шпаргалка
Социология - (социо-общество, логос-учение) – наука об обществе. Сформировалась в 30-е годы 19 в. В научный оборот термин вводит фр. Философ в 1839 г. Огюст Конт. Объектом социологии явл. общество в целом, общ. явл., их функционирование и развитие. Таким обр. объектами явл.: микро группа – семья, дружеская компания; макро группа - население, города, посёлки, общность (рабочие, предприниматели, врачи и т.д и общество в целом). Предметом явл. взаимодействие личностей и соц. групп, социальной жизни людей в конкретной соц.- эк. Обстановке.
7. Идеологическая функция социологии связана с тем, что со-циологические теории и концепции в той или иной степени выражают интересы определенных социальных групп, полити-ческих партий и движений. Выбор темы исследования, разра-ботка проблемы, интерпретация полученных результатов не-редко определяются социально-политической позицией социо-лога и зависят от его ценностных ориентации и политических интересов. По мнению ряда ведущих социологов, социологи-ческая наука должна быть идеологически нейтральна.
8. Социального контроля.- В подавляющем большинстве “процветающих” стран органы исполнительной и представительной власти, политические партии и объединения широко используют возможности социологии для проведения целенаправленной политики во всех сферах общественной жизни
9. Социального планирование - социологи предоставляют результаты своих исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни, благодаря чему социальное планирование осуществляется во всех странах мира независимо от социальных систем; она охватывает различные отрасли, начиная от процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов и сел, отдельных предприятий, коллективов.
10. Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что объективно, участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количествен¬ных данных, фактов, которые только и способны в чем-либо убедить современного человека. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. История свидетельствует, что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций, трансформаций именно социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном развитии.
11.Гуманистическая функция социологии служит улучшению взаимоотношений между людьми, формированию у них чувства близости, что способствует совершенствованию общественных отношений.
12.Культурная функция изучает культурные ценности, средства совершенствования и облагораживания нравов, традиций, норм поведения, способствуя накоплению, сохранению и передаче культурного наследия.
4. Место социологии в системе наук. Структура социального знания.
Как уже было отмечено,
человеческое общество
Если рассмотреть соотношение социологии с историей, то можно увидеть у них много общего. Каждая из этих наук изучает общество в целом, но социология изучает его дефактум, (что происходит сейчас), а история – постфактум (после того как что-то произошло).
Различия этих наук
в том, что история не может отойти
от хронологического изложения исторических
событий, в то время как социология обобщает
социологический опыт прошлого и настоящего.
Объединяет социологию и историю то, что
социологические теории опираются на
определенный исторический опыт.
Социология и философия. Общей чертой этих наук является то, что они рассматривают общество в целом. Но при этом социальная философия рассматривает общество как часть мироздания, а социология исследует само общество, те явления, которые в нем происходят. Социология опирается на итоги, обобщенные результаты общественных наук, социальная философия опирается на достижения специальных наук. Поэтому социальная философия выступает как общетеоретическая и методологическая основа социологии. Проблематики наук тоже совпадают.
Социология и политология. Взаимосвязь наук в том, что социальная организация и институты являются субъектами и объектами политики; политическая деятельность – важная форма и часть жизни человека; политика существует во всех сферах жизни и, как правило, определяет развитие общества. Каждая из наук имеет свой метод и предмет и по-разному рассматривает различные общественные явления.
Социология и экономика. Экономика изучает экономическую деятельность людей в социальных процессах. Экономика исследует только одну сторону общественной жизни, а социология исследует широкие закономерности в обществе в целом.
Большую роль для социологии играет статистика, придающая ей конкретно-научный характер.
Социология тесно
Как мы видим,
науки очень тесно связаны
с социологией. Существовало немало
споров о месте социологии
в ряду наук. Немецкий историк
Э. Мейер вообще отрицал
Тесная связь между науками должна быть использована в полной мере. М. М. Ковалевский говорил, что социология должна быть самостоятельной наукой, но не должна отгораживаться от других наук, хотя при взаимодействии разных наук грани между ними становятся размытыми. В результате появляются новые науки, которые указывают на те проблемы, которые существуют на данный момент и требуют объединения усилий ученых разного профиля.
Значение социологии
для других наук заключается
в том, что она дает научно
обоснованную теорию об
Все социологическое знание можно распределить по трем основным уровням:
Первый
уровень социологического
Второй
уровень социологического
Третий уровень социологического знания включает в себя научные сведения о социальной реальности, полученные в результате первичного обобщения эмпирической информации. К третьему уровню относятся все основные методы социологических исследований, например, такие, как опросы, формализованные наблюдения, изучение документов или социальные эксперименты. На третьем уровне не создается самостоятельных социологических теорий, однако он дает эмпирическую основу для двух предыдущих уровней. Социолог ставит перед собой задачу соотнесения всех трех уровней для получения наиболее объективной научной картины социальной реальности.
5.Современная западная социология: основные направления и проблемы.
Современная западная социология — чрезвычайно сложное и противоречивое образование, представленное множеством различных школ и течений. Они отличаются друг от друга по своей теоретической направленности, по политической ориентации, по времени возникновения, по исторической судьбе. Существовало и существует немало попыток систематизации современных социологических воззрений. Один из наиболее плодотворных вариантов классификации современных социологических направлений предложен шведским социологом П. Монсоном. Он выделяет четыре основных подхода к решению вопроса о взаимосвязи личности и общества:
1). Общество – это система,
которая не сводится к простой сумме индивидов.
Люди приходят и уходят, а общество остается.
Прежде об этом писали Э. Дюркгейм, О. Конт,
а в современной социологии данной позиции
придерживаются Т. Парсонс (школа структурно-функционального
анализа) и Л. Козер, Г. Дарендорф (теория
конфликта).
2). Следующий подход,
напротив, главное внимание уделяет личности,
без объяснения и понимания поведения
которой невозможно создать социологическую
теорию. Эта традиция связана с именами
М.Вебера, А. Щюца (понимающая социология),
Г. Блюмера (символический интеракционизм),
Н. Лукмана (феноменология), А.Сикурела
(этнометодология)
3). Третья точка зрения
сосредотачивает внимание на взаимодействии
общества и индивида. Главные ее представители
П.Сорокин и
Д. Хоманс, основатель
теории действия или обмена.
4). Четвертый подход
– марксистский, предполагающий активное
вмешательство социологии в преобразование
и изменение окружающего мира.
6.
Общество как специфический
Термин общество — многозначен и используется в нескольких смыслах.
1.Общество — это означает все человечество. Тем самым отделяя
человечество от природы как таковой, так и от неживой природы
2. Общество - какой-либо народ (русский, американский). В этом случае под обществом понимается территориально-государственное образование, которое отличается от других территориально-государственных образований различными характеристиками.
Общество обладает следующими признаками:
Итак, общество можно определить как исторически-конкретную совокупность людей, взаимодействующих между собой на определенной территории и имеющих общую культуру. Развитая культура позволяет обществу сформировать нормы и ценности, лежащие в основе социальных связей.
Типология общества.
В современном мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно было бы классифицировать.
В середине 19 века К. Маркс предложил типологию обществ, в основание которой были положены способ производства материальных благ и производственные отношения – прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и коммунистические (начальная фаза – социалистическое общество).
Другая
типология делит все общества
на простые и сложные. Критерием
выступает число уровней
Сложное общество – общество с сильно дифференцированными структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что обусловливает необходимость их координации.
К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые.
Под открытым он понимал современное общество открытое для обмена
информации, для свободного перемещения людей, для расширения свобод и прав
человека(демократическое).
Под закрытым подразумевались фашистские и социалистические общественные системы, наглухо закрытые для внешнего воздействия (тоталитарное).
Устойчивым и распространенным является деление обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании изменения технологического базиса – совершенствования средств производства и знания.
Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием натурального хозяйства, сословной иерархией, малоподвижными структурами и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое может удовлетворять потребности людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.