Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:10, шпаргалка
Социология - (социо-общество, логос-учение) – наука об обществе. Сформировалась в 30-е годы 19 в. В научный оборот термин вводит фр. Философ в 1839 г. Огюст Конт. Объектом социологии явл. общество в целом, общ. явл., их функционирование и развитие. Таким обр. объектами явл.: микро группа – семья, дружеская компания; макро группа - население, города, посёлки, общность (рабочие, предприниматели, врачи и т.д и общество в целом). Предметом явл. взаимодействие личностей и соц. групп, социальной жизни людей в конкретной соц.- эк. Обстановке.
Процесс социальной адаптации изучается в трех структурных уровнях:
- общественный (макросреда) – этот уровень выделяет процесс социальной адаптации личности в социально-экономическом, политическом, духовном развитии общества.
- групповой (микросреда) – изучение этого процесса позволяет выявить причины конфликта индивида с социальной группой (трудовой коллектив, семья), поставить правильный социальный диагноз и разрешить проблему.
- индивидуальный (внутриличностная адаптация) – стремление достичь гармонии, сбалансированности внутренней позиции и ее оценки с позиции других индивидов. Неумение адаптировать себя в новом коллективе может привести к конфликтным ситуациям, разрушить ценностные ориентации.
Выделяют различные виды адаптации человека:
- биологическую, физиологическую, психологическую, социальную, производственную, бытовую, досуговую…
Любой вид социальной адаптации личности нуждается в хорошо организованной социальной работе различного профиля.
Развитие современного общества показывает, что человек не успевает адаптироваться к новым экономическим, политическим условиям. В этих условиях возрастает роль социального работника, различных служб помощи населению, помогающих отрегулировать механизмы взаимоотношений человека с социальной средой.
Нарушением социальной адаптации являются асоциальное поведение, маргинальность, алкоголизм, таксикомания и наркомания.
Cоциальная реабилитация — комплекс мер, направленных
на восстановление разрушенных или утраченных
индивидом общественных связей и отношений
вследствие нарушения здоровья со стойким
расстройством функций организма (инвалидность),
изменения социального статуса (пожилые
граждане, беженцы и вынужденные переселенцы,
безработные и некоторые др.), девиантного
поведения личности (несовершеннолетние,
лица, страдающие алкоголизмом, наркоманией
и токсикоманией, освободившиеся из мест
заключения и т.п.).
Целью социальной реабилитации
является восстановление социального
статуса личности, обеспечение социальной
адаптации в обществе, достижение материальной
независимости.
Объекты социальной реабилитации
— группы людей, отдельные категории населения,
нуждающиеся в социальной помощи, в т.ч.
семьи, оказавшиеся в кризисной ситуации;
несовершеннолетние граждане; дети-инвалиды
и их родители; дети-сироты; взрослые инвалиды;
люди пожилого возраста; подростки с девиантным
поведением; лица, страдающие хроническим
алкоголизмом, употребляющие наркотические
и одурманивающие вещества; несовершеннолетние
матери; женщины и дети, подвергающиеся
насилию, безработные; бездомные; беженцы,
мигранты и т.д.
Субъекты социальной реабилитации
— государство, общественные и общественно-политические
объединения, фонды, конфессии, органы
местного самоуправления, профессионалы
социальной работы, т.е. социальные субъекты,
участвующие в реализации программ социальной
реабилитации, в оказании помощи и поддержки
человеку, попавшему в сложную жизненную
ситуацию.
15. Девиантное и делинквентное поведение.
Усвоение социальных норм — основа социализации. Соблюдение же этих норм определяет культурный уровень общества. Отклонение от общепринятых норм называется в социологии девиантным поведением.
Социальные нормы бывают двух типов:
1) писаные — формально зафиксированные в конституции, уголовном праве и других юридических законах, соблюдение которых гарантируется государством
2) неписаные — неформальные
нормы и правила поведения (социальные),
соблюдение которых не
Нарушение неформальных (социальных) норм называется девиантным поведением.
Нарушение
формальных норм называется дел
Девиантное и делинквентное поведение можно различать следующим образом. Девиантное относительно, а делинквентное абсолютно. То, что для одного человека или группы — отклонение, для другого или других может быть привычкой. Высший класс считает свое поведение нормой, а поведение представителей других классов, особенно низших — отклонением. Девиантное поведение относительно, ибо имеет отношение только к культурным нормам данной группы. Но делинквентное поведение абсолютно по отношению к законам страны. Уличное ограбление представителями социальных низов может с их точки зрения считаться нормальным видом заработка или способом установления социальной справедливости. Но это не отклонение, а преступление, поскольку существует абсолютная норма — юридический закон, квалифицирующий ограбление в качестве преступления.
Под девиантным (от лат. deviatio — отклонение) поведением в современной социологии подразумевается, с одной стороны, поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в дан ном обществе нормам иди стандартам, а с другой — социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам или стандартам.
Отклонения от социальных норм могут быть:
Негативные девиации делятся на два типа:
А) - отклонения, которые
направлены на причинение
Б) - отклонения, которые причиняют вред самой личности (алкоголизм, самоубийство, наркомания, проституция, азартные игры, психическое расстройство, самоубийство).
Во всех этих случаях девиация выступает результатом неспособности или нежелания индивидов адаптироваться к обществу и его требованиям, иначе говоря, свидетельствует о полном или относительном провале социализации.
1. Конформизм — (тотальное подчинение) предполагает согласие с целями общества и законными средствами их достижения.
2. Инновация — предполагает согласие с целями общества, но отрицание общепринятых способов их достижения (к «инноваторам» относятся проститутки, шантажисты, создатели «финансовых пирамид», великие ученые);
3. Ритуализм — предполагает отрицание целей общества, но согласие использовать социально одобряемые средства (например бюрократ требует, чтобы каждый документ был тщательно заполнен, дважды проверен, подшит в четырех экземплярах, но при этом забывается главное — цель);
4. Ретритизм — (или бегство от действительности), наблюдается, когда человек одновременно отвергает социально одобряемые цели и средства (пропойцы, наркоманы, бомжи..);
5. Бунт — одновременное отрицание социально одобряемых целей и средств, но стремящийся к их замене на новые (революционеры, стремящиеся к коренной ломке всех общественных отношений)
Между различными
формами девиантного поведения
существуют взаимосвязи, при этом
одно негативное явление
Маргинализация является одной из причин девиаций. Главным признаком маргинализации выступает разрыв социальных связей, причем в «классическом» варианте вначале рвутся экономические и социальные связи, а затем и духовные. В качестве характерной черты социального поведения маргиналов можно назвать снижение уровня социальных ожиданий и социальных потребностей. Последствием маргинализации является примитивизация отдельных сегментов общества, проявляющаяся в производстве, быту, духовной жизни.
Другая группа причин девиантного поведения связана с распространением различного рода социальных патологии, в частности ростом психических заболеваний, алкоголизма, наркомании, ухудшением генетического фонда населения.
Бродяжничество и попрошайничество, представляющие собой особый образ жизни (отказ от участия в общественно полезном труде, ориентация только на нетрудовые доходы), получили в последнее время широкое распространение среди различных видов социальных отклонений. Социальная опасность социальных девиаций этого рода состоит в том, что бродяги и попрошайки нередко выступают в роли посредников в распространении наркотиков, совершают кражи и другие преступления.
Часто девиантное поведение связано с аддикцией (пагубное пристрастие), т.е. со стремлением избежать внутреннего социально-психологического дискомфорта, изменить свое социально-психическое состояние, характеризующееся внутренней борьбой, внутриличностным конфликтом. Поэтому девиантный путь выбирают прежде всего те, кто не имеет легальной возможности для самореализации в условиях сложившейся социальной иерархии, чья индивидуальность подавляется, личностные стремления блокируются. Такие люди не могут сделать карьеру, изменить свой социальный статус, используя легитимные каналы социальной мобильности, в силу чего считают неестественными и несправедливыми общепринятые нормы порядка.
Если
тот или иной вид девиации
приобретает устойчивый
Под делинквентным поведением (от лат. delinquens – совершающий проступок) понимают не наказуемые с точки зрения Уголовного кодекса правонарушения, а чаще расцениваемые как правонарушения, за которые наступает административная ответственность.
Сюда можно было бы отнести: мелкое хулиганство, драки без нанесения тяжких телесных повреждений, нецензурную брань в общественном месте, обсчет продавцом, обман налогового инспектора, опоздание на работу, переход улицы в неположенном месте и др. К числу делинквентных поступков школьников, по данным зарубежных и отечественных социологов, обычно входят такие поступки: невозвращение ночью домой, употребление алкоголя, незаконное хранение оружия, прогулы школьных занятий и т.д
Нарушения молодежью социальных норм могут быть серьезными и несерьезными, сознательными и несознательными. Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению.
16. Социальное взаимодействие. Типология социального взаимодействия.
Следует различать
социальное действие и
Социальное действие - это любое проявление социальной активности, ориентированное на других людей. Социальное взаимодействие — это процесс обмена социальными действиями между двумя социальными субъектами и более, процесс непосредственного или опосредованного воздействия этих субъектов друг на друга.
Социальное взаимодействие является основной жизненной потребностью человека, поскольку человек, лишь взаимодействуя с другими людьми, может удовлетворить подавляющее большинство своих потребностей и интересов, реализовать свои ценностные и поведенческие интенции. Важнейшим компонентом социального взаимодействия является предсказуемость взаимных ожиданий или, иначе говоря, взаимопонимание между субъектами. Если субъекты «говорят на разных языках» и преследуют взаимоисключающие цели и интересы, то результаты такого взаимодействия вряд ли будут положительными.