Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 23:10, шпаргалка
Социология - (социо-общество, логос-учение) – наука об обществе. Сформировалась в 30-е годы 19 в. В научный оборот термин вводит фр. Философ в 1839 г. Огюст Конт. Объектом социологии явл. общество в целом, общ. явл., их функционирование и развитие. Таким обр. объектами явл.: микро группа – семья, дружеская компания; макро группа - население, города, посёлки, общность (рабочие, предприниматели, врачи и т.д и общество в целом). Предметом явл. взаимодействие личностей и соц. групп, социальной жизни людей в конкретной соц.- эк. Обстановке.
Хотелось бы подчеркнуть,
что взаимодействие — это
Следовательно, социальное взаимодействие характеризуется такой чертой, как обратная связь. Обратная связь предполагает наличие реакции. Однако эта реакция может и не последовать, но она всегда ожидается, допускается как вероятная, возможная.
Взаимодействие может рассматриваться как на микроуровне, так и намакроуровне.
Взаимодействие на микроуровне — это взаимодействие в повседневной жизни, например, в рамках семьи, небольшого рабочего коллектива, студенческой группы, группы друзей и т. д.
Взаимодействие на макроуровне разворачивается в рамках социальных структур, институтов и даже общества в целом.
Три первых относятся к внешним действиям, четвертое — к внутренним действиям. Всем им присущи следующие свойства: осмысленность, мотивированность, ориентированность на другого человека.
Социальное взаимодействие возможно в любой сфере жизни общества.
Поэтому можно дать следующую типологию социального взаимодействия по сферам:
П. Сорокин рассматривал взаимодействие как обмен, и на этом основании выделял три типа социального взаимодействия:
17.
Методика эмпирического
Метод социологии – совокупность приемов и способов, используемых для получения научных знаний об обществе. Специфика социологического метода познания заключается в особом характере взаимосвязи эмпирического и теоретического уровней познания.
На каждом уровне социологического знания существует своя методика исследования.
На эмпирическом уровне проводятся социологические исследования,
Основными методами эмпирических социологических исследований являются: эксперимент, опрос, наблюдение и анализ документов. - Все эти методы подчинены единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.
На теоретическом уровне социологи пытаются осмыслить социальную реальность как единое целое.
1. Наблюдение – метод прямой регистрации событий очевидцем в процессе их протекания. Чаще всего этот метод применяется тогда, когда информация, необходимая социологу, не может быть получена никакими иными способами, например, при изучении поведения людей на митингах или во время массовых зрелищ (например, соревнований по футболу).
Выделяют две основные разновидности наблюдения: включенное и невключенное.
Недостатком метода наблюдения является неизбежное проявление субъективизма исследователя, проистекающее из самого факта его личной вовлеченности в жизнь наблюдаемого объекта.
2. Анализ документов. - обеспечивает получение надежной социальной информации, часто выступает дополнительным методом съема первичной социологической информации с целью уточнения, обогащения или сравнения результатов наблюдения или опроса, их проверки.
В социологии документом называется специально созданный человеком предмет, предназначенный для передачи и хранения информации.
По способу фиксирования информации различают:
рукописные и печатные документы, записи на кино и фотопленке, магнитной ленте.
В зависимости от статуса источника выделяют:
- Официальные документы: правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммы официальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики, архивы и текущие документы различных учреждений и организаций, деловая корреспонденция, протоколы судебных органов и прокуратуры, финансовая отчетность и тому подобное.
- Неофициальные документы - многие личные материалы, а также оставленные частными лицами безличные сообщения. Личными документами являются: картотеки индивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты, бланки); характеристики, выданные данному лицу; письма, дневники, мемуары. Безличные документы - статистические или событийные архивы, данные прессы, протоколы собраний и так далее.
Большое значение приобрели статистические методы организации опроса и обработки полученных данных, также сравнительный метод.
3. Опрос - метод сбора первичной информации об изучаемом объекте в ходе непосредственного или опосредованного социально-психологического общения исследователя и опрашиваемого (респондента) путем регистрации ответов респондента на заранее подготовленные вопросы.
Имеется две основные разновидности опроса:
Существует и такая разновидность опроса, как Экспертный опрос, которая позволяет проверить достоверность и объективность полученной информации на основе мнения специалистов в исследуемой области.
В системе методов прикладной социологии различают массовые (сплошной) опросы и специализированные (выборочный), представленные в виде экспертного опроса.
Массовые опросы применяются в тех случаях, когда необходимо опросить большое число людей. Основным источником информации в массовом опросе являются демографические, социально-профессиональные, этнические, религиозные и другие группы населения.
4. Эксперимент - способ получения информации о социальном
объекте в результате воздействия на него
некоторых факторов. Эксперимент предусматривает
непосредственное вмешательство исследователя
в реальный ход действий.
Выделяют следующие виды эксперимента:
экономический, правовой, педагогический,
социально - психологический.
Эксперимент может быть - в зависимости от типа создаваемой в ходе его ситуации - полевым или лабораторным, контролируемым или неконтролируемым (естественным).
Контролируемым называется такой эксперимент, когда экспериментальный фактор искусственно вводится исследователем с целью зафиксировать и изучить его воздействие на объект эксперимента.
Неконтролируемым, или естественным, называется такой тип эксперимента, когда исследователь сам не вводит в действие экспериментального фактора, а лишь наблюдает за влиянием на объект изучения определенных уже существующих факторов, которые условно рассматриваются как экспериментальные.
Полевой эксперимент - это такой вид эксперимента, когда влияние ввода независимой переменной прослеживается в естественных условиях, существовавших и до начала эксперимента.
В отличие от него лабораторный эксперимент - это исследование воздействия независимой переменной в специально искусственно созданных для этого условиях.
В зависимости от формы организации выделяют параллельный и последовательный эксперимент. Параллельным называют такую форму эксперимента, когда исследователем проводится сравнение состояния экспериментальной группы, на которую оказывает действие независимая переменная, и контрольной группы, по своей структуре и основным параметрам идентичной экспериментальной, но не подвергающейся воздействию экспериментального фактора. Все выводы в этом случае делаются на основе проводимого сравнения.
Последовательный эксперимент также основан на сравнении, но оно проводится не между двумя группами участников, а между состоянием одной и той же экспериментальной группы до ввода независимой переменной и после того как независимая переменная оказала на нее свое действие.
18.
Классический этап развития
1. 19- начало
20 в. считают классическим этапом в становлении и развитии
мировой социологической науки, потому,
что в рамках этого этапа были сформулированы
идеи и концепции, которые стали "классическими",
т.е. своего рода инвариантными для социологической
науки, ее своеобразным неделимым и неразменным
фондом, фундаментом для дальнейших теоретических
и эмпирических построений. Вне идей и
концепций О. Конта, Г. Спенсера, К. Маркса,
Э. Дюркгейма, М. Вебера и ряда других представителей
социологической науки ее дальнейшее
развитие в XX, а теперь уже и в XXI вв. было
бы невозможным.
С учетом этого обстоятельства
важнейшее значение истории западной
социологии XIX - начала XX в., ее классического этапа, состоит в том, что
в его рамках возникли основные социологические школы
и течения, направления и концепции, которые
составили базис развития социологии в XX в. и,
есть все основания надеяться, в XXI в. также.
По существу речь идет о трех основных
парадигмах, которые определили последующее
развитие социологической науки: позитивизме, марксизме,
веберианстве.
2. На этом этапе социологии появились
и получили научно-статусное утверждение
ее основные понятия и категории.
К их числу могут быть отнесены: общество,
социальный факт, социальная связь, социальное
отношение, социальная система, социальное
действие, социальное поведение, социальный
институт, социальная группа, социальная
структура, социальное взаимодействие,
социальная общность, социальная функция
и др. Подавляющее большинство названных
понятий и категорий появилось, и это нетрудно
обнаружить, путем прибавления слова "социальный"
- на чисто этимологическом уровне, а в
содержательном плане - в силу необходимости
изучать проблемы действия, поведения,
функционирования и т.д. различных субъектов
деятельности в системе социальных связей
и отношений. Следует отметить, что в XX
в. упомянутые понятия и категории были
обогащены новым содержанием.
Названные выше понятия
и категории рассматривались в основном
в рамках теоретической социологии, которая
оставалась на протяжении всего классического этапа доминирующ
3. В процесс становления
и развития мировой социологии
оказались вовлеченными, иногда независимо
друг от друга, различные страны "классического"
капитализма. Это в первую очередь Англия,
Франция, Германия, затем - Италия, Австрия,
США. Процессы возникновения и институционализации
социологии проходили в них относительно
синхронно, но они различались между собой.
В одних случаях их патронировало государство,
в других - благотворительные организации
и спонсоры, одни университеты приветствовали
создание социологических структур, в
других не хотели даже слышать и принимать
термин "социология".
Так, в конце XIX - начале
XX в. появились первые социологические
кафедры и факультеты в Чикагском университете
(США), Сорбонне (Франция), Лондонском университете
(Англия). Они возглавлялись соответственно
А. Смоллом (Чикаго), Э. Дюркгеймом (Париж),
Л. Хобхаузом (Лондон). Если в США (там уже
в 1901 г. курсы социологии предлагались
студентам в 169 университетах и колледжах)
и во Франции создание кафедр и факультетов
социологии осуществлялось путем их государственной
поддержки, то появление в 1907 г. кафедры
социологии в Лондонском университете
и утверждение академического статуса
этой дисциплины происходило за счет благотворительной
деятельности. Вместе с тем в этой же Англии
в университетах Кембриджа и Оксфорда
социологические подразделения открылись
гораздо позднее, поскольку предпочтение
было отдано антропологии и этнографии.
Социологические курсы стали читаться
в них с большим опозданием - в сравнении
со многими другими университетами.