Содержание:
Введение…………………………………………………………………………
1 Социальная
работа с семей, воспитывающей
ребенка-инвалида ……
1.1 Социальные
проблемы семей, имеющих в составе
ребенка-инвалида………
1.2 Содержание
социальной работы с семьями, воспитывающими
детей-инвалидов в системе социального
обслуживания………………………………..
2 Методы
социальной работы с семьей, воспитывающей
ребенка-инвалида…………………………………………………………………………….
2.1 Социально-психологическое
сопровождение семей, имеющих
детей с ограниченными возможностями…………………………………………………..
2.2 Территориальная социальная
работа с семьями детей-инвалидов……………...
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………...
Введение
Актуальность
темы.
Сложившиеся в ходе трансформации российской
экономики хозяйственные отношения вызвали
изменение устоявшихся моделей социально-экономического
поведения населения страны. Выбрать стратегии
успешной экономической деятельности
смогла лишь небольшая часть граждан,
остальные оказались неспособными адаптироваться
к новым условиям. К числу наиболее уязвимых
категорий населения относятся семьи,
воспитывающие детей-инвалидов.
Существовавшая ранее система
помощи детям-инвалидам нередко
рассматривалась только с позиции
медицинского аспекта, что не
всегда давало возможность этим
детям адаптироваться к нормальной
жизни. Улучшение положения детей-инвалидов,
создание благоприятных условий
для их жизнедеятельности, обучение
и интеграция в общество сегодня
очень актуальны и требуют
новых подходов в отношении
к таким детям.
За последние двадцать лет
численность детей-инвалидов в
России увеличилась в 12 раз
[4]. В стране около 0,6 млн. семей
с детьми-инвалидами и, согласно
прогнозам, уже в ближайшие
десять лет число их достигает
1,2 – 1,5 млн. Стремительные темпы
увеличения численности этой
категории населения ведут к
самым неблагоприятным социально-экономическим
последствиям.
Если в 1980 г. Численность детей-инвалидов
составляло 16,5 на 10 тыс. детей, то в 2002 г.
– уже 210,1. В 2002 г. В органах социальной
защиты состояли на учете 642 тыс. детей-инвалидов
в возрасте до 18 лет, что составило 2% от
общей численности детей и подростков
в целом по стране [14].
Свыше 90% детей-инвалидов живут
дома, в родительских семьях, поэтому
увеличение численности детей-инвалидов
приводит к увеличению числа
семей, воспитывающих их. Также
необходимость ухода за детьми-инвалидами
приводит к тому, что родители
вынуждены оставлять работу. В
то же время возрастание числа
неработающих родителей, имеющих
детей-инвалидов, приводит к сокращению
трудового потенциала страны.
Изменение законодательных приоритетов
не привело к улучшению положения
детей-инвалидов и их семей.
Современный этап развития характеризуется
незавершенностью, поскольку старая
система практически полностью
разрушена, а новая еще только
формируется.
При таких обстоятельствах инвалиды,
включая детей, сталкиваются с
многочисленными трудностями. Основная
нагрузка по их преодолению
переносится на ближайших родственников.
Российским законодательством предусматривается
оказание помощи семьям с детьми-инвалидами,
но объектом социальной защиты
государства является ребенок-инвалид,
а не семья, занимающаяся его
воспитанием. Поэтому интерес
к семьям возникает только
в момент решения вопросов, связанных
с инвалидностью детей – их
лечением, проведением реабилитационных
мероприятий, обслуживанием. Не
учитывается то обстоятельство,
что многие из родителей не
имеют возможности работать, чтобы
материально обеспечивать детей.
В этой связи семейное воспитание
детей-инвалидов должно быть обеспечено
мерами социальной защиты, позволяющими
исключить особые проблемы по
уходу, лечению и связанные
с этим ограничения занятости
родителей.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,
обладают всеми проблемами, связанные
с инвалидностью (малообеспеченность,
ограничения в жизнедеятельности
и т.д.), но принятие таких проблем
зачастую добровольно, так как
при рождении ребенка-инвалида
с неисправимой патологией родители
нередко имеют возможность отказаться
от таких детей с целью помещения
их на постоянное обслуживание в специализированный
интернат. Сеть учреждений, оказывающих
родителям помощь в такой деятельности,
пока далеко не достаточна. Уход за больным
ребенком, инвалидом с детства, нередко
не совместим с внедомашней занятостью.
Поэтому мать, как правило, вынуждена оставить
работу либо оставить любимую работу в
пользу более свободной по графику, близко
расположенной, но нижеоплачиваемой.
По мере улучшения социальной
ситуации в России, когда задачи
обеспечения выживания отодвинуться
на задний план, проблемы семейной
терапии, совершенствования и
стабилизации семейных отношений
выдвинуться на первое место.
В последние годы были предприняты
значительные усилия по совершенствованию
законодательных норм, регулирующих
положение детей-инвалидов, что
позволило добиться определенных
позитивных результатов. Вместе
с тем, социальная поддержка
семей, воспитывающих детей-инвалидов,
пока еще остается не достаточной.
Немаловажное значение имеет
тот факт, что в социальном
обеспечении не учитываются показатели
дифференциации семей по социально-демографическим
характеристикам, нет разделения
детей по группам инвалидности.
В результате значительная доля
семей, имеющих детей-инвалидов
с тяжелыми ограничениями жизнедеятельности,
остается менее защищенной [17].
Степень
научно-теоретической разработанности
проблемы.
Роль семьи в воспитании ребенка
подчеркивалась и изучалась многими
педагогами и психологами (Л.И.
Божович, В.В. Давыдов, И.В. Дубровина,
М.Земска, К.Е. Игошев, М.И. Лисина,
Г.М. Миньковский, С.В. Ковалев,
В.Я. Титаренко и др.). Сегодня
от семьи общество ожидает
большей ответственности за жизнь
и воспитание ребенка.
В последние годы в обществе
стали уделять внимание семьям,
имеющим нетипичного ребенка.
В социальной теории и практике
ставиться проблема, разрабатываются
подходы к организации помощи
и поддержки данной категории
семей в различных ее аспектах
медицинском, юридическом, психолого-педагогическом
(Л.С. Алексеева, М.М. Бьюболз,
Л.К. Грачев, С.В. Дармодехин, И.П.
Каткова, Д. Митчел, А.М. Панов,
Ю.А. Саммерс и др.).
Особенности воспитания ребенка-инвалида
в семье, проблемы воспитательных
отношений рассматриваются в
работах А.В. Абрамовой, Р.Д.
Бабенковой, Т.А. Басиловой, П.Г.
Богдановой, Г.И. Бондаренко, М.В.
Ипполитовой, О.Г. Комаровой, Н.В.
Мазуровой, А.Г. Московкиной, Е.В.
Пахомова, Г.В. Пятакова, А.И. Раку,
А.А. Сагдулаева, В.В. Юртайкина,
Л.В. Ясной.
Педагогический подход в социальной
работе, создание института социальных
педагогов обоснованы в трудах
В.Г. Бочаровой, М.П. Гурьяновой,
Е.Н. Львовой, Н.Б. Шмелевой и
др. Теоретические идеи и положения
в области педагогической реабилитации
детей с ограниченными возможностями
здоровья рассматриваются в трудах
Н.Ф. Дементьевой, Т.А. Макаровой,
М.М. Шубович и др. Также теоретические
идеи в области психолого-педагогической
помощи семье и создание социально-психологического
климата, изложены в работах
Л.И. Акатова, С.Беличевой, О.А.
Добрыниной, О.И. Дониной, Ю.А. Клейберга,
Н.А. Степановой, Н.И. Стрекаловой,
В.С. Торохтия и др.
Вопросы семьи, семейного воспитания,
семейных проблем затрагиваються
в ряде социальных, педагогических,
психологических и дефектологических
исследований. (Ю.П. Азаров, В.Г. Бочарова,
Э.К. Васильева, Р.М. Боскис, Б.Д.
Корсунская, В.З. Кантор, О.П. Гаврилушкина,
Т.В. Лодкина, Н.М. Назарова, В.Н.
Мясищев, С.Т. Шацкий, Л.М. Щипицина.)
Данные исследования позволили
выявить закономерности интеграции
личности в общество, обосновать роль
семьи в системе социальных институтов,
раскрыть механизмы и возможности целенаправленного
руководства этим процессом.
Территориальная социальная работа
с семьями, воспитывающих детей-инвалидов,
а также методы работы с
такими семьями хорошо представлены
в трудах Н.М. Платоновой, Т.А.
Добровольская, Г.И. Бондаренко
и др.
Многие авторы рассматривают
семей, воспитывающих детей-инвалидов
в контексте педагогики, психологии
и т.д. Ставя перед собой
другие задачи, поэтому социальная
работа с этой категорией слабо
разработана.
Таким образом, слабо разработаны
методы социальной работы с
семьями, воспитывающих ребенка-инвалида.
На основании вышеизложенного
можно выделить следующую проблему исследования
- недостаточная изученность методов социальной
работы с семьями, воспитывающими детей
с ограниченными возможностями здоровья.
Объект: социальная
работа с семьями, имеющими в составе ребенка-инвалида.
Предмет: методы социальной
работы с семьями, воспитывающих ребенка-инвалида.
Цель: изучить методы
социальной работы с семьями, воспитывающими
детей-инвалидов.
Задачи:
1. Рассмотреть
социальную работу с семьями,
воспитывающими детей-инвалидов
в системе социального обслуживания.
2.Рассмотреть
социально-психологическое сопровождение
семей, воспитывающих детей с ограниченными
возможностями.
3. Выявить
основные направления социальной
работы с семьями инвалидов.
1Социальная
работа с семей, воспитывающей
ребенка-инвалида
1.1 Социальные проблемы семей,
воспитывающих детей-инвалидов
Среди семей группы риска по
социальному сиротству особое
внимание уделяется семьям, имеющим
детей инвалидов.
Одним из важнейших факторов успешной
реабилитации детей-инвалидов является
их семья. Помимо материальных проблем,
связанных с дополнительными
затратами, уровень разводов в таких
семьях весьма высок: до 50 % отцов уходит
из семей, где есть дети с ОВ [48]. Отцы
не в состоянии выдерживать непрекращающихся
трудностей и уходят из семьи. Дети-инвалиды,
лишенные квалифицированной реабилитирующей
и развивающей помощи, ведут практически
биологическое существование и не получают
тех навыков и умений, которые помогут им хотя
бы в самообслуживании, если не в трудовом
самообеспечении. То есть: проблемы воспитания
ребенка-инвалида дополняются проблемами
воспитания ребенка в неполной семье.
Замечено, что в семьях с детьми-инвалидами,
получающих даже элементарную
помощь специалистов по социальной
реабилитации, разводимость ниже
средней для данной категории,
ибо такая помощь дает надежду
в прежде безвыходной ситуации.
Свыше 90% детей-инвалидов живут
дома, в родительских семьях, поэтому
увеличение численности детей-инвалидов
приводит к увеличению числа
семей, воспитывающих их. Также
необходимость ухода за детьми-инвалидами
приводит к тому, что родители
вынуждены оставлять работу [28]. В
то же время возрастание числа
неработающих родителей, имеющих
детей-инвалидов, приводит к сокращению
трудового потенциала страны.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов,
обладают всеми проблемами, связанные
с инвалидностью (малообеспеченность,
ограничения в жизнедеятельности
и т.д.), но принятие таких проблем
зачастую добровольно, так как
при рождении ребенка-инвалида
с неисправимой патологией родители
нередко имеют возможность отказаться
от таких детей с целью помещения
их на постоянное обслуживание
в специализированный интернат.
Сеть учреждений, оказывающих родителям
помощь в такой деятельности,
пока далеко не достаточна. Уход
за больным ребенком, инвалидом
с детства, нередко не совместим
с внедомашней занятостью. Поэтому
мать, как правило, вынуждена оставить
работу либо оставить любимую
работу в пользу более свободной
по графику, близко расположенной,
но нижеоплачиваемой.
С момента постановки диагноза
жизнь в семье изменяется коренным
образом. В нашей стране инвалидность
ребенка воспринимается родителями
как личная трагедия. Впервые
узнав о заболевании ребенка,
которое приводит не только
к физическим, но часто и к
психическим отклонениям, родители
оказываются глубоко потрясенными
и длительное время находятся
в шоковом состоянии. Они живут
в условиях хронической психотравмирующей
ситуации, постоянного эмоционального
напряжении и волнующих вопросов:
«Почему мой ребенок не может
быть таким же, как и другие
дети? Как справится с угнетенностью,
страхом, разочарованием, связанными
с заболеванием малыша? Можно
ли его вылечить?» и т.п.
Сначала родители отторгают саму
мысль о возможности серьезного
заболевания и о том, что
их ребенок не такой, как
все. Зачастую они склонны обвинять
друг друга и близких родственников
в плохой наследственности, неправильном
поведении. Отрицание физического
дефекта или заболевания сменяется
переживанием вины. Родители испытывают
одновременно любовь к своему
малышу и чувство рухнувшей
гордости за него [8].