Методы социальной работы с семьями воспитывающих детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Сложившиеся в ходе трансформации российской экономики хозяйственные отношения вызвали изменение устоявшихся моделей социально-экономического поведения населения страны. Выбрать стратегии успешной экономической деятельности смогла лишь небольшая часть граждан, остальные оказались неспособными адаптироваться к новым условиям. К числу наиболее уязвимых категорий населения относятся семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Существовавшая ранее система помощи детям-инвалидам нередко рассматривалась только с позиции медицинского аспекта, что не всегда давало возможность этим детям адаптироваться к нормальной жизни. Улучшение положения детей-инвалидов, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучение и интеграция в общество сегодня очень актуальны и требуют новых подходов в отношении к таким детям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

1 Социальная работа с семей, воспитывающей ребенка-инвалида ……

1.1 Социальные проблемы семей, имеющих в составе ребенка-инвалида………

1.2 Содержание социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов в системе социального обслуживания………………………………..

2 Методы социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида…………………………………………………………………………….

2.1 Социально-психологическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………..

2.2 Территориальная социальная работа с семьями детей-инвалидов……………...

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!!!!.docx

— 88.52 Кб (Скачать файл)

     На фоне неблагоприятных тенденций  возрастает роль различных программ, направленных на профилактику  тех или иных отклонений в  развитии. При комплексных центрах  социального обслуживания населения  создаются отделения, призванные  осуществлять профилактическую  деятельность, оказывая поддержку,  обеспечивая своевременную социальную  помощь семьям с детьми.

     Работа начинается с изучения  семей. При этом нельзя ограничиваться  только анализом статистических  данных, которые не обеспечивают  проведение целенаправленной социальной  работы. Используются анкетирование,  сбор информации через администрацию  сельских советов, путем собеседования.  Полученные материалы позволяют  значительно конкретизировать проводимые  мероприятия, на их основе составляются  социальные карты (отца-одиночки, неблагополучной семьи, детей-инвалидов). Социальные карты содержат не  только данные о семье, в  них фиксируются оказываемая  помощь и другие направления  работы.

     Для проведения комплексной, системной  профилактики на базе отделений  создаются школы и клубы, объединяющие  определенные категории населения  (по их первичной инициативе).

     Профилактическая  деятельность  в рамках социальной работы  предполагает сотрудничество всех  структур, принимающих в ней участие.  Основой сотрудничества является  договор о совместной деятельности. Работа предусматривает разные  направления и использование  таких форм и методов, как  семинары, спортивные праздники,  фестивали  спорта и творчества, патронат семьи, Дни подростка,  оздоровительные мероприятия, помощь  клубам и школам на базе  отделений и т.д.

     Все используемые в социальной  работе с семьей профилактические  методики должны строиться с  учетом необходимости уважать  права личности, максимально вовлекать  клиента в действия и как  можно полнее активизировать  его внутренние личностные резервы  [43].

     Родители детей с ограниченными  возможностями здоровья испытывают  множество трудностей различного  характера, связанных с принятием  сложившейся ситуации, лечением, развитием,  обучением и социализацией ребенка,  получением профессии и трудоустройством (ребенка и своим собственным), налаживанием внутрисемейных отношений  и др. нерешенные вопросы часто  порождают подлинные житейские  проблемы, в свою очередь, обусловливающие   различные психогенные, нервно-психические  расстройства, которые выражаются  в чувстве вины перед ребенком, нередко сопровождаемом суицидальными  мыслями, в переносе вины на  другое лицо, гиперопеке или завышенных  требованиях к ребенку, игнорировании  интересов здоровых членов семьи,  отрицании диагноза или пренебрежении  врачебными рекомендациями. В результате  дети с особыми потребностями  обычно оказываются в довольно  тяжелых в материальном и психологическом  плане условиях.

     Значительная роль в социально-психологической  реабилитации семей с детьми-инвалидами  отводится сохранению и расширению  их социальных контактов, особенно  оказывающих психотерапевтическое  воздействие. Так, благотворным  является общение  с семьями,  имеющими сходные проблемы. Благодаря  общим интересам, возможности  обмена опытом, оказываемой психологической  поддержке, взаимопомощи такие  контакты способствуют улучшению  взаимоотношений в семье, появлению  у детей друзей, обогащению опыта  развития и лечения ребенка,  формированию уверенности в завтрашнем  дне, укреплению физического и  психического здоровья родителей  и детей.

     В реализации различных направлений  социально-психологической реабилитации  семей, воспитывающих  детей-инвалидов,  наряду с социальными работниками  могут с успехом участвовать  общественные объединения: клубы,  общества, группы по интересам  как для взрослых, так и для  детей. Пример такой работы  является созданный по инициативе  родителей детей-инвалидов и при  поддержке специалистов отделения  медико-социальной помощи семье  и детям КЦСОН (комплексного  центра социального обслуживания  населения) клуб родителей «Радуга». Основным содержанием деятельности  клуба является медико-социально-психологическая  реабилитация семей, направленная  на создание условий для   эффективной подготовки детей-инвалидов  к жизни в обществе. В программе  реабилитации реализуется пять  направлений: просвещение профилактика, диагностика, консультирование, коррекция.  С целью просвещения эффективности  работы родители объединены в  группы соответственно профилю  заболевания детей. В каждой  группе имеется свой план работы. Кроме того, проводятся обязательные  общие мероприятия для всех  детей и родителей.

      Наиболее эффективной оказалась   деятельность смешанных реабилитационных  групп, объединяющих детей-инвалидов  и их родителей. Участники группы (дети и их родители) проходят  медицинское обследование. Детям  назначается соответствующее лечение,  и они вместе с родителями  занимаются на тренажерах, участвуют  в интеллектуальных играх. Кроме  того, для детей проводятся коррекционно-развивающие  занятия, построенные с учетом  их индивидуальных особенностей  и способностей, в которых используются  сказкотерапия, изотерапия, музыкальная  терапия, сюжетно-ролевые, спортивные  игры, педагогическая коррекция.  С родителями работают врачи,  педагоги, психологи. Проводятся  психокоррекционные тренинги (аутотренинг), сюжетно-ролевые и деловые игры, практикум, диспуты, групповые  и индивидуальные консультации, домашние задания, предполагающие  вовлечение в их выполнение  всей семьи. По окончании программы  устраивается праздник [48].

     Естественно, что многие родители, воспитывающие ребенка-инвалида, подвержены  стрессу. Наиболее распространенными  реакциями психики человека на  экстремальные обстоятельства являются  неспособность сосредоточиться,  затруднения в принятии простых  решений, отсутствие уверенности  в себе, раздражительность, частые  вспышки гнева, беспокойство, смятение, беспричинный страх или полная  паника, получение результатов, противоположных  ожидаемым, несбыточность или  ненасытность желаний.

     Положение усугубляется отсутствием  опыта самозащиты. В стрессовом  состоянии возможны частые перепады  настроения, человек может впадать  в ярость или ему вдруг становится  страшно. Как правило, справиться  с переживаниями и выйти из  стрессового состояния помогает  непосредственное выражение своих  эмоций.

     Психокоррекцию для родителей  целесообразно выстраивать по  следующим основным направлениям  работы с эмоциональным состоянием:

- укрепление  общего состояния здоровья с  помощью правильного питания,  полноценного отдыха, занятий спортом,  любимым делом и т.д.;

- изменение  отношения к ситуации;

- изменение самой ситуации, то есть обучение приемам возможного избавления от того, что вызывает беспокойство;

-развитие  умения расслабляться, оставаясь  в стрессовом состоянии.

     Совместно с родителями специалист  выстраивает модели их поведения  в стрессовой ситуации. Например, модель «Напряжение»: событие –  мысли, приводящие к стрессу, - стрессовая реакция; модель «Расслабление  и управление ситуацией»: событие  – ответная мысль – выход  из ситуации (пример конструктивного  поведения).основой для проработки  модели является одно и то  же событие. Желательно уделять  достаточно внимания и самому  событию, и мыслям по поводу  него, и последствиям.

     Определить цели и установки,  приводящие к стрессу, помогает  анализ того, как мы говорим  с собой. Оказывается, путем  изменения внутреннего диалога  можно во много раз увеличить  уверенность в себе и в своих  силах. Научившись анализировать  свои эмоции, можно управлять  ими и избегать ненужных волнений. На этом эффекте построена  методика «Анализ внутреннего  диалога» [16].

     Обучая родителей приемам выхода  из стрессовых ситуаций, следует  убедить их в том, что умение  управлять своей реакцией на  стресс обязательно предполагает  отказ от нереальных надежд  и необоснованных установок. 

       Развитие и воспитание больного  ребенка требуют большей информированности  родителей о заболевании, причинах  болезни, последствиях и потенциальных  возможностях как самого ребенка,  так и родителей. Семье необходима  социальная и психологическая помощь, которая должна осуществляться одновременно в нескольких направлениях. Выделим основные из них.

    Первое  – это создание родительских  клубов, обществ родителей детей  с ограниченными возможностями.  Здесь они могут расширить  круг общения, узнать о жизни  других семей с аналогичными  проблемами, найти не жалость,  а поддержку и понимание. Такие  клубы популярны в странах  Европы и США.

     Второе – информационное обеспечение  подобных семей: выпуск специализированных  журналов или отдельных статей  в уже зарекомендовавших себя  медицинских или образовательных  изданиях. Родителям нужны практические  советы по уходу за больными  детьми, объяснения и рекомендации  специалистов по решению повседневных  проблем, связанных с процессом  воспитания ребенка, знакомство  с опытом тех, кто смог преодолеть  трудности и создать доброжелательные  отношения в семье. 

     Третье – помощь в поиске  источников поддержки семьи (материальной, социальной, медицинской, образовательной,  духовной).

     Четвертое – определение своего  стиля «борьбы» как первого  шага к пониманию своих скрытых  резервов [16]. Осознать  используемый  семьей способ реагирования, коррекции  или выбрать другой, более подходящий, часто помогает только специалист. Возможны переоценка проблемы  с целью уменьшения стресса;  сравнение с жизнью других  семей и нахождение каких- то  преимуществ в своем положении;  духовные поиски высшего смысла  в сложившейся ситуации; поиск  поддержки среди друзей и знакомых, консультации специалистов –  врачей, юристов, социальных работников  и т.д. Необходима психологическая  помощь в определении адекватного  способа преодоления трудностей  на каждом этапе развития семьи  и развития ребенка.

     Пятое – психолого-педагогическая  поддержка. Она должна быть  строго дифференцированной и  максимально приближенной к реальности, в которой живет семья больного  ребенка. В процессе консультаций  необходимо сообщать родителям,  какие трудности могут возникать  на разных этапах его жизни.  Нужно развивать у ребенка  навыки самообслуживания, включать  его в жизнедеятельность семьи,  воспитывать «бытовую самостоятельность»  с учетом физической или интеллектуальной  состоятельности. По мере взросления  ребенка родителям необходимо  проявлять чуткость и гибкость  в предоставлении простора для  детской инициативы. Поэтому психологические  консультации должны проводиться  регулярно с целью обсуждения  отдельных случаев и выработки  стратегии и тактики поведения  родителей в трудных ситуациях.

В настоящее время делаются достаточно успешные попытки преодоления недостатков  интернатского воспитания детей  с ОВ посредством создания реабилитационных центров, а также учреждений принципиально  нового типа – территориальных реабилитационных центров для детей и подростков с ОВ и территориальных центров  социальной помощи семье и детям, создающих во исполнение постановления  Коллегии Минсоцзащиты РФ от 4 августа  1993 г. «О мерах по развитию учреждений социального обслуживания семьи и детей».

Важнейшую роль в медико-социальной реабилитации играет организация восстановления ребенка не только в рамках социальных учреждений, в амбулаторно-санаторных условиях, но и по месту жительства – оказание помощи семьям, в которых  воспитываются дети-инвалиды. В таких  семьях возникает много сложных  проблем, в том числе медицинских, экономических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком, психологических  проблем, связанных как с тяжелым  заболеванием ребенка, так и с  трудностями в установлении и  поддержании контакта с ним, приобретении специального оборудования, социально-профессиональных проблем (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка, формирование специфического уклада жизни семьи) и др.

В задачи центров входит оказание комплексной помощи (медицинской, психолого-педагогической, социальной) детям-инвалидам, их реабилитация и профессиональная ориентация, Такие центры позволяют оказывать комплексную помощь не только ребенку-инвалиду, но и семье, в которой он живет. В системе соцзащиты действует 97 территориальных реабилитационных центра для детей-инвалидов и планируется открыть еще 70.

       Конституция,  как основной закон государства,  важнейшие законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Эффективность деятельности этого механизма непосредственно связана с профессиональной деятельностью специалистов: социальных и медицинских работников, педагогов, дефектологов, психологов и т.д. Поэтому необходима юридическая компетентность всех профессионалов, особенно в области работы с наиболее незащищенными слоями населения, к которым относятся и дети – инвалиды и их семьи.

Для детей–инвалидов, согласно “Конвенции о правах ребенка”, предусматривается приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности, а так же обеспечивается соответствующая помощь такому ребенку и его семье (статья 23).

Информация о работе Методы социальной работы с семьями воспитывающих детей-инвалидов