Методы социальной работы с семьями воспитывающих детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Сложившиеся в ходе трансформации российской экономики хозяйственные отношения вызвали изменение устоявшихся моделей социально-экономического поведения населения страны. Выбрать стратегии успешной экономической деятельности смогла лишь небольшая часть граждан, остальные оказались неспособными адаптироваться к новым условиям. К числу наиболее уязвимых категорий населения относятся семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Существовавшая ранее система помощи детям-инвалидам нередко рассматривалась только с позиции медицинского аспекта, что не всегда давало возможность этим детям адаптироваться к нормальной жизни. Улучшение положения детей-инвалидов, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучение и интеграция в общество сегодня очень актуальны и требуют новых подходов в отношении к таким детям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

1 Социальная работа с семей, воспитывающей ребенка-инвалида ……

1.1 Социальные проблемы семей, имеющих в составе ребенка-инвалида………

1.2 Содержание социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов в системе социального обслуживания………………………………..

2 Методы социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида…………………………………………………………………………….

2.1 Социально-психологическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………..

2.2 Территориальная социальная работа с семьями детей-инвалидов……………...

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!!!!.docx

— 88.52 Кб (Скачать файл)

Среди методов социальной реабилитации семей с инвалидами, разработанных на базе экологического подхода, предпочтение следует отдать методам работы с формальными и неформальными естественными объединениями семей, а именно: методу навыка в сочетании с кризисным подходом; методу жизненной модели, который полезен при работе в сельской местности и небольших населенных пунктах со стабильным населением; терапии с использованием лидерства, терапии с использованием взаимопомощи в группе.

Чаще всего практикуется и положительно зарекомендовал себя метод семейного центра в сочетании с кризисным подходом. Наиболее удобно использовать это сочетание при работе с межсемейными группами и родительскими общественными организациями. Так, например, практика работы с новообразованными объединениями семей с инвалидами показала, что их начальная установка - требование от управленческих и властных структур различных льгот и преимуществ, обеспечения средствами и помещением. В дополнение к этим усилиям они заняты пояском материальной помощи. Работа специалиста с такими объединениями, предлагаемая как совместные действия в процессе достижения желаемых целей, позволяет постепенно сменить их исходную потребительскую установку на идеологию принесения социальной пользы и сосредоточить их деятельность на разработке и предложении тем же структурам взаимовыгодных контактов и социальных программ.

При использовании метода семейного центра деятельность объединения семей с «инвалидами приобретает форму клуба с кружками и секциями по интересам. Упор делается на развитие различных видов самозанятости семей, на поощрение создания ими кооперативов, артелей, некоммерческих партнерств и других некоммерческих организаций, однако, прибыль в этом случае должна быть использована на совершенствование работы центра в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях. Как показывает практика, степень развития этих форм занятости семей с инвалидами во многом зависит от помещения, которое можно получить для функционирования подобного клуба. Поэтому специалистам, практикующим этот метод работы с семьями инвалидов необходимо в первую очередь содействовать передаче для общественных нужд подходящих помещении.

Опыт работы родительских объединений  в Санкт-Петербурге показывает, что  содействие со стороны специалистов по социальной работе стимулирует быстрое перерастание семейных центров в разветвленные организации, использующие трудотерапию и активно сотрудничающие с центрами занятости по вопросам трудоустройства инвалидов и членов их семей.

Семейная терапия может быть использована как метод социальной реабилитации отдельных семей с инвалидами в форме надомных посещений семьи специалистом при развитии социального патронажа на конкретной территории. Не следует рассчитывать, что члены семей, нуждающихся в подобной терапии,  будут регулярно приходить на беседы или следовать советам специалистов после получения консультаций. Эффективное осуществление семейной терапии связано с длительной работой специалиста по месту проживания данной семьи.

Метод разрешения семейных конфликтов значительно, чаще применяется в семьях с инвалидами, чем в обычных семьях. Конфликтные ситуации в этих семьях, как правило, вызываются следующими причинами:

- деформированной  структурой семьи;

- неэффективной  организацией коммуникаций;

- сложными взаимодействиями с  окружающей средой;

-неадекватным поведением одного  из членов семьи, поддерживаемым  реакциями других членов семьи;

Для семей с инвалидами характерны скрытые конфликты, непосредственные поводы которых лишь отражают реальные более глубокие проблемы. Семейные взаимодействия настолько интимны, что члены семей редко обращаются к специалистам в конфликтной ситуации. Обращения связаны с угрозой разрушения семьи. Поэтому важным этапом работы по предотвращению  распада семей с инвалидами становится своевременное выявление конфликтных ситуаций. По этой же причине диагностика и терапия конфликтных ситуаций в этих семьях реализуются через непрямые мероприятия. Разрешение открытых конфликтов тоже желательно осуществлять через непрямые мероприятия. Как правило, неформальный лидер семьи (жена или мать) при угрозе обнаружения истинной причины конфликта уклоняется от терапевтических взаимодействий. Посредничество посторонних для семьи людей при ликвидации конфликта чаще всего воспринимается как угроза. В связи с этим нежелательно открытое посредничество специалиста, поэтому лучше подготовить посредника из близкого окружения семьи и направлять его действия. Посредник должен быть вам непосредственно заинтересован в разрешении конфликта. При работе с семьями инвалидов продуктивен методологический подход, основой которого является представление о трех особенностях семейных конфликтов: несоответствии задач и средств осуществления, несоответствии намерений и возможностей, неправильной мотивации.

Посреднику необходимо выслушать  каждую сторону конфликта в отдельности  в конфиденциальной обстановке, применив при необходимости метод интервью. Его целью должно быть выяснение  скрытых факторов конфликта. В частности необходимы следующие области исследования:

    • О чем каждая из сторон умалчивает.

     В любом конфликте  гласная позиция и аргументация  каждой из сторон является «вывеской», за которой скрываются мотивации и обстоятельства, о которых члены семей не хотят говорить.

  • Что каждая из сторон хочет в действительности. 
          Могут иметь место не только скрытые намерения сторон, но и их существенные проблемы и потребности, находящиеся за рамками конфликта,  удовлетворение  которых снимает конфликт.

Как правило, в основе любого конфликта лежит страх утраты или нарушения существенных атрибутов социального статуса, С этой точки зрении конфликт - это упреждающее защитное действие.

Посредник не должен сообщать сторонам результаты своего анализа, нарушать тайну конфликта, иначе он вызовет такую защитную реакцию сторон, которая сделает бесполезными усилия по разрешению конфликта. На основе полученных результатов он составляет для себя максимальное количество вариантов решений, соответствующих трем критериям:

- Решение  удовлетворяет действительные потребности сторон;

- Оно не вскрывает тех моментов, о которых стороны умалчивают;

-  Оно не влечет за. собой  осуществление тех событий, которых стороны боятся, сохраняет основы социального статуса сторон.

     После этого возобновляются конфиденциальные встречи с каждой из сторон, на которых предлагаются варианты решений. По ходу встреч варианты могут меняться и уточняться. Процесс продолжается до тех пор, пока конфликтующие стороны не изъявят согласие на один и тот же вариант. Только 
после такой подготовки организуется беседа сторон, «на которой решение уточняется и принимается. Существенно важным является сохранение тайны переговоров до тех пор, пока не будет создан окончательный вариант урегулирования  конфликта.

 

 

2.2 Территориальная социальная  работа с семьями детей-инвалидов

Целью территориальной  работы с семьями инвалидов является максимальный охват данной категории  населения конкретной территории социально полезными взаимодействиями. Для этого необходимо структурирование  этой части населения в социальные группы, имеющие положительные цели и задачи самоорганизации. Кроме того, необходима постоянная связь с теми семьями, которые стремятся обособиться, выпасть из социального контекста. Отдельным семьям необходимы специальные виды помощи, которые лучше всего  организовать по месту проживания.

При территориальной работе с семьями инвалидов, целесообразно использовать следующие методы социальной реабилитации - организацию социальных групп, социальную диспансеризацию и социальный патронаж.

При организации социальных групп или межсемейных групп взаимопомощи и объединений семей с инвалидами ставятся, как правило более широкие задачи (например, создание семейного центра, центра социальной реабилитации инвалидов, общественного предприятия и т.п.). Для их решения специалист действует по следующей технологии:   

    • изучение социальных условий на данной территории и поиск «инициаторов» - социально активных людей, мотивированных необходимостью улучшения положения семей с инвалидами;
    • формирование оргкомитета из «инициаторов», - сплочение их в группу, которая в дальнейшем станет стержнем нового объединения;   
    • выявление рабочего лидера среди членов оргкомитета;
    • помощь рабочему лидеру в самовоспитании, в формировании или развитии навыков управления;
    • курирование функции оргкомитета, - содействие в выработке устава объединения, содержащего наименование объединения, сферу и территорию его действия, законные основания его деятельности, адрес, цели, задачи и функции, порядок членства, описание и функции органов управления и контроля, описание финансовой и хозяйственной деятельности, порядок ликвидации объединения;
    • помощь оргкомитету в привлечении членов объедине- 
      ния, принимающих его устав;
    • курирование формирования объединения, создания его иерархической структуры, выбора функционеров по отдельным направлениям его деятельности;
    • содействие развитию у активистов и других членов объединения навыков кооперативных взаимодействий, демократического принятия решений, открытого обсуждения текущих вопросов;
  • помощь в рекламе и получении ресурсов и др. 
         Постепенно, по мере развития навыков самоуправления в новом объединении, стабилизации его ролей и функций, специалист постепенно отходит от активной формирующей роли. Вначале он принимает участие в работе оргкомитета, затем - в работе правления, а впоследствии переходит к контролированию лидера. В течение всей работы специалист дистанцируется от формируемого объединения (он не становится ни его лидером, ни членом правления, ни рядовым членом объединения). Помимо работы с лидером специалист в дальнейшем может содействовать решению проблем объединения с помощью других непрямых мероприятий [34,16].

Особенностью применения социального патронажа как совокупности видов социального обслуживания, включая реабилитационные услуги, является работа специалиста по месту жительства. В этом случае социальный патронаж семей сочетается с их социальной диспансеризацией, включающей постановку их на учет в специальной службе и периодическое посещение работниками службы членов семей для выявления текущих трудностей. При социальном патронаже медико-социальное, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-трудовое и социально-правовое курирование семей инвалидов направлено на создание оптимальных условий нормализации их жизнедеятельности при активных действиях самих членов семей, включая инвалидов.

Необходимость развития территориальных  служб, осуществляющих эти функции, обусловлена следующими причинами:

  1. Значительная часть инвалидов, нуждающихся в социально-реабилитационных услугах, не посещают службы социальной реабилитации из-за социально-бытовых или семейных затруднений. Таким инвалидам нужны соответствующие надомные услуги. Наиболее остро в них нуждаются неполные или неполные расширенные семьи, в которых за инвалидами ухаживают родственники из-за отсутствия или асоциального образа жизни родителей;
  2. Для создания благоприятных условий личностного роста инвалидов, в особенности инвалидов с детства, для нормализации жизнедеятельности их семей необходима социальная работа с семьями инвалидов как с социальными группами. Такая работа может выполняться только при условии регулярного посещения семей специалистами. Этот вид деятельности предполагает территориальную социальную диспансеризацию

семей.

3) Нередки случаи, когда родителям или другим лицам, постоянно ухаживающим за инвалидами, необходим кратковременный отъезд (госпитализация, несчастные случаи, смерть родственников и т.п.). Помещение таких инвалидов в стационар нецелесообразно по социально-экономическим и социально-психологическим причинам и может быть заменено услугой - краткосрочным уходом на дому, осуществляемым 
специалистами службы социального патроната.

Рассмотрим один из вариантов концепции территориальной службы социального патронажа семей с инвалидами (см. Приложение З.5.). Такого рода служба может осуществлять свою деятельность в нескольких направлениях. В частности, помимо социальной диспансеризации семей она может предлагать им социально-консультативную помощь в объемах, предусмотренных законодательством. Эта помощь должна быть ориентирована на психологическую поддержку семей, активизацию их усилий в решении собственных проблем и предусматривает:

- выявление  семей, нуждающихся в социально-консультативной  помощи

- профилактику      различного      рода      социально-психологических                                        отклонений;

- социально-реабилитационную  работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга;

- консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов и других членов семей;

- обеспечение координации деятельности  государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем семей с инвалидами;

- правовую помощь в  пределах компетенции органов  социального обслуживания;

-иные меры по формированию  здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для семей с инвалидами.

  Служба может осуществлять  также домашнее сопровождение инвалидов - помощь инвалиду при встречах с другими людьми и его сопровождение на различных мероприятиях с целью воспрепятствовать его изоляции. Эта помощь представляет собой индивидуальное обслуживание, объем и характер которого зависят от конкретных потребностей членов семьи.

При социально-реабилитационной работе с семьями, воспитывающими детей-инвалидов, следует иметь в виду, что содержание мероприятий по их реабилитации отличается от работы со взрослыми инвалидами. Социальная реабилитация детей-инвалидов, в первую очередь, направлена на восстановление и развитие способностей к самостоятельной семейно-бытовой деятельности, а также на формирование значимого социального статуса. Кроме того, социальная реабилитация детей-инвалидов предполагает различные виды патронажа, социальное обслуживание, а также социально-бытовое образование и социально-бытовое устройство. Территориальная служба социального патронажа семей с инвалидами имеет свои специфические цели и задачи. Так, целью службы социального патронажа является содействие нормализации жизнедеятельности семей с инвалидами и инвалидов, проживающих в семьях.

Задачи подобной службы могут включать в себя:

Информация о работе Методы социальной работы с семьями воспитывающих детей-инвалидов