Методы социальной работы с семьями воспитывающих детей-инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июня 2012 в 18:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы. Сложившиеся в ходе трансформации российской экономики хозяйственные отношения вызвали изменение устоявшихся моделей социально-экономического поведения населения страны. Выбрать стратегии успешной экономической деятельности смогла лишь небольшая часть граждан, остальные оказались неспособными адаптироваться к новым условиям. К числу наиболее уязвимых категорий населения относятся семьи, воспитывающие детей-инвалидов.

Существовавшая ранее система помощи детям-инвалидам нередко рассматривалась только с позиции медицинского аспекта, что не всегда давало возможность этим детям адаптироваться к нормальной жизни. Улучшение положения детей-инвалидов, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучение и интеграция в общество сегодня очень актуальны и требуют новых подходов в отношении к таким детям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………

1 Социальная работа с семей, воспитывающей ребенка-инвалида ……

1.1 Социальные проблемы семей, имеющих в составе ребенка-инвалида………

1.2 Содержание социальной работы с семьями, воспитывающими детей-инвалидов в системе социального обслуживания………………………………..

2 Методы социальной работы с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида…………………………………………………………………………….

2.1 Социально-психологическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями…………………………………………………..

2.2 Территориальная социальная работа с семьями детей-инвалидов……………...

Заключение………………………………………………………………………….

Список литературы……………………………………………………………...

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!!!!.docx

— 88.52 Кб (Скачать файл)

- социальную реабилитацию семей с инвалидами;

- содействие медицинской реабилитации инвалидов; повышение качества жизни семей с инвалидами;

- снижение уровня социального сиротства детей- 
инвалидов;

- оперативное привлечение вышестоящей администрации к случаям, требующим неотложного вмешательства во имя спасения жизни и здоровья инвалидов;

- анализ результатов работы службы с целью выявления 
причин и следствий проблем, связанных с воспитанием 
детей-инвалидов в семьях и передачей их в дома- 
интернаты.

Выделяются следующие  принципы деятельности служб:

■ соблюдение прав человека и гражданина;

    • конфиденциальность сведений об инвалиде и его семье;
    • добровольность принятия услуг и отказа от них;

■ адресность предоставления услуг;

■ориентация обслуживания на индивидуальные потребности       инвалида и его семьи;

■ гарантированность социального патронажа инвалидам в рамках законодательства;

         ■своевременность оказания социальной  помощи семьям 
        с инвалидами; 

       ■приоритетность  предоставления социальных услуг семьям с более   трудной жизненной ситуацией (более низким качеством жизни);

■установка на обретение  семьями с инвалидами самодостаточности и самоподдержки в результате работы с ними.

Перечень видов социальных услуг, предоставляемых службой социального патронажа семей с инвалидами соответствует нормативным актам Российской Федерации (Федеральный закон РФ от 02.08.1995 №122-ФЗ; Постановление Правительства РФ от 25.11.1995 №1151; Федеральный закон РФ от 24.11.1995 № 181 -ФЗ) и включает в себя:

- сопровождение в домашних условиях и во внешней социальной среде;

- воспитание детей-инвалидов работающих родителей в 
домашних условиях;

  • социально-консультативную помощь;
  • социальную диспансеризацию;
  • обеспечение ухода инвалидов с учетом состояния здоровья (краткосрочный круглосуточный уход на время вынужденного отсутствия родителей);
  • услуги по организации питания и быта на время вынужденного краткосрочного круглосуточного отсутствия родителей;
  • выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача при наличии острой необходимости;
  • содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
  • содействие в проведении медицинских реабилитационных мероприятий;
  • содействие в проведении медико-социальных реабилитационных мероприятий;
  • помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных;

- оказание психологической помощи;

  • получение дополнительного профессионального образования по индивидуальным программам и содействие в трудоустройстве и семейной занятости;
  • содействие в посещении культурных мероприятий;
  • помощь в оформлении документов;
  • правовую помощь в пределах компетенции социальных служб;

- содействие оказанию срочной социальной помощи 
в кризисной ситуации;

  • телефонное консультирование;
  • социально-реабилитационную работу с семьями инвалидов, организацию их досуга;
  • содействие в оснащении техническими средствами реабилитации места проживания инвалида и др.

При предоставлении услуг учитываются  следующие условия:

  1. Обслуживание предоставляется при наличии объективной потребности в перечисленных видах услуг и низкого качества жизни семьи, связанного с объективной потребностью в услуге данного вида.
  2. Объективные потребности, качество жизни инвалида и его семьи определяют путем обследования комиссией и составления акта обследования.
  3. Приоритет в получении услуг отдается семьям с инвалидами в более трудной жизненной ситуации (например, с более низким качеством жизни) по причине объективной потребности в конкретной услуге.
  4. Оказание услуг осуществляется на основании договора между службой и всеми членами семьи. В случае недееспособности члена семьи договор подписывает его законный представитель. Все члены семьи знакомятся с порядком оказания услуг службой социального патронажа семей с инвалидами и согласуют план мероприятий по обслуживанию. В случае оказания платных услуг заключается договор на предоставление услуг, определяющий права и обязанности сторон (услуги, регламентированные Федеральным перечнем, предоставляются бесплатно; дополнительные услуги могут предоставляться за плату).

Служба социального  патронажа семей с инвалидами может быть сформирована как самостоятельное юридическое лицо - учреждение социального обслуживания, и как отделение в составе социальной службы. В случае ее создания в форме учреждения, рекомендуются следующие направления работы, соответствующие ее структурным подразделениям:

1. Административный отдел:

  • контроль за выполнением целей и задач службы;
  • контроль за деятельностью подразделений службы и функциями ее персонала;
  • техническое обеспечение деятельности службы;
  • оперативное привлечение вышестоящей администрации к случаям, требующим неотложного вмешательства во имя спасения жизни и здоровья инвалидов;
  • анализ результатов работы службы с целью выявления причин и следствий проблем, связанных с проживанием инвалидов в семьях и помещением их в дома-интернаты.

2.     Отделение    социального    надзора    и    социально-консультативной помощи:

  • выявление семей с инвалидами, нуждающихся в социальном патронате;
  • периодическое обследование качества жизни инвалидов и их семей;
  • оперативная социальная экспертиза и социальная диагностика инвалидов и их семей;
  • содействие оказанию срочной социальной помощи семьям в кризисной ситуации;

помощь  в оформлении документов

 

  • правовая помощь и другие посреднические услуги в пределах компетенции социальных служб и органов социальной защиты населения;
  • оказание психологической помощи по телефону и телефонное консультирование;
  • содействие семьям с инвалидами в посещении культурных мероприятий;
  • организация межсемейных групп взаимопомощи;
  • содействие межсемейным группам в их повседневной работе;

- анализ результатов проведенной работы с целью повышения эффективности деятельности подразделения и рекомендации новых методов работы.

3. Отделение домашнего  сопровождения:

  • сопровождение инвалидов в домашних условиях;
  • сопровождение инвалидов во внешней социальной среде;
  • воспитание детей-инвалидов работающих родителей в домашних условиях (гувернерство);
  • анализ результатов проведенной работы с целью повышения эффективности деятельности подразделения и рекомендации новых методов работы;

4.     Отделение    социально-бытового    и    социально-медицинского  обслуживания на дому:

- краткосрочный круглосуточный уход с учетом состояния здоровья инвалидов на время вынужденного отсутствия родителей или других членов семьи, ухаживающих за инвалидом;

  • услуги по организации питания и быта на время вынужденного отсутствия родителей или других членов семьи, ухаживающих за инвалидом;
  • содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
  • содействие в проведении медицинских реабилитационных мероприятий;
  • выполнение медицинских процедур, перевязок, инъекций по назначению лечащего врача при острой необходимости;
  • помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных;
  • проведение санитарно-просветительной работы;
  • анализ результатов проведенной работы с целью повышения эффективности деятельности подразделения и рекомендации новых методов работы.

5.      Отделение социального  патронажа:

  • проведение социально-реабилитационных мероприятий по индивидуальным программам, в том числе социально-педагогических, психолого-педагогических занятий с инвалидами и их семьями (развитие навыков социальных контактов, арт-терапия, игротерапия, телесно-ориентированная терапия, моделирование ситуаций и т.п.); семейной социальной терапии; психотерапии семей, находящихся в кризисной ситуации;
  • получение дополнительного образования инвалидами по индивидуальным программам, в том числе дефектологические, логопедические занятия, обучение навыкам простого труда, обучение изготовлению изделий ручного труда, обучение пользованию компьютером и т.п.;
  • содействие получению профессионального образования инвалидами и членами их семей;
  • содействие в трудоустройстве и семейной занятости;
  • анализ результатов проведенной работы с целью повышения эффективности деятельности отделения и рекомендации новых методов работы [37].

На начальном  этапе службы социального патронажа  семей с инвалидами могут быть сформированы как подразделения общественных объединений или учреждений социального обслуживания с дальнейшей перспективой их преобразования в самостоятельные  учреждения  социального  обслуживания.  В настоящее время у общественных объединений уже накоплен достаточный опыт проведения социального патронажа семей с инвалидами, который может быть использован и государственными службами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

     В настоящее время  делаются достаточно успешные  попытки преодоления недостатков  интернатского воспитания детей  с ОВ посредством создания  реабилитационных центров, а также  учреждений принципиально нового  типа – территориальных реабилитационных  центров для детей и подростков  с ОВ и территориальных центров  социальной помощи семье и  детям. Законодательство Российской  Федерации направлено на создание  условий, обеспечивающих жизнь  семьи с ребенком – инвалидом.  Однако инвалиды и их семьи  относятся к наиболее малообеспеченным  категориям населения, так как,  в силу сложившейся в стране  ситуации, пенсии и пособия на  детей инвалидов не могут обеспечить  такому ребенку и его семье  достойную жизнь. Семьи, воспитывающие  детей-инвалидов, обладают всеми  проблемами, связанные с инвалидностью  (малообеспеченность, ограничения в  жизнедеятельности и т.д.), но принятие  таких проблем зачастую добровольно.  По нашему мнению, социальной  политикой в сфере оказания  помощи инвалидам мало внимания  уделяется изменению общественного  мнения относительно этой категории  населения, что немаловажно. 

     Как показывает психолого-социальная  характеристика семей, имеющих  детей-инвалидов, они закрыты  в еще большей степени, чем  семьи других категорий групп  «риска». Также для них характерна  тенденция к отторжению вмешательства  специалистов. Выделенные особенности  обуславливают ведущую роль щадящих  методов в стратегии и тактике  социальной реабилитации семей  с инвалидами, которые направлены  на постепенные подвижки деформированных  внутрисемейных взаимодействий  без прямого вмешательства. Среди  таких методов: лечение обстановкой,  метод восстановительных терапевтических  межсемейных  групп, развитие  навыков социального контакта  с семьей, метод развития социального  поля, метод семейного центра, методы  разрешения семейных конфликтов.

      Метод  совместной режиссуры  является одним из инновационных  методов социальной работы. Роль  специалиста по социальной работе  при совместной режиссуре состоит  в организации репетиций и  упорядочении их течения. Среди  методов социальной реабилитации семей с инвалидами, разработанных на базе экологического подхода, предпочтение следует отдать методам работы с формальными и неформальными естественными объединениями семей, а именно: методу навыка в сочетании с кризисным подходом; методу жизненной модели, который полезен при работе в сельской местности и небольших населенных пунктах со стабильным населением; терапии с использованием лидерства, терапии с использованием взаимопомощи в группе. Чаще всего практикуется и положительно зарекомендовал себя метод семейного центра в сочетании с кризисным подходом.

Информация о работе Методы социальной работы с семьями воспитывающих детей-инвалидов