Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2013 в 08:01, курсовая работа

Краткое описание

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть феномен подростковой беременности и юного материнства;
дать характеристику социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как целостного технологического процесса;
определить субъектов, включенных в социальную профилактику подростковой беременности и юного материнства;
рассмотреть профессиональное взаимодействие субъектов как интегрирующий фактор социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;
разработать и описать модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства;

Содержание

Стр.
Введение
3
Глава 1. Подростковая беременность и юное материнство как социальное явление
6
1.1. Современное состояние проблемы подростковой беременности и юного материнства
6
1.2. Факторы риска подростковой беременности и юного материнства
11
1.3. Социально – психологические особенности подросткового и юношеского возраста как фактор риска подростковой беременности
16
Глава 2. Характеристика социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как комплексного полисубъектного технологического процесса
20
2.1 Основные направления и технология социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
20
2.2. Субъекты социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
28
2.3. Характеристика профессионального взаимодействия субъектов как интегрирующего фактора социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства
33
Глава 3. Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства (на примере деятельности специалиста по социальной работе ЦСПС и Д
38
Заключение
46
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

взаимодействие.doc

— 260.50 Кб (Скачать файл)

Известно, что половое  созревание девочек начинается в  среднем на два года раньше в сравнении  с мальчиками, хотя внутриполовые  вариации очень широки. Исследования, проведенные за рубежом, показали, что "степень созревания" и соответствующий уровень гормонов влияют на мотивацию первого сексуального опыта у мальчиков, у девочек же главными являются социальные причины: социальный контроль, поведение подруг, отношение к партнеру [6].

Стремление нравиться  становится одним из значимых стремлений. Помимо этого в подростковом возрасте начинают формироваться сексуальные влечения, которые характеризуются определенной недифференцированностью и повышенной возбудимостью (обычно это состояние подростка называют гиперсексуальностью). Подросток может легко возбудиться под влиянием сюжета и зрительного восприятия кинофильма, рассказов о сексуальных действиях сверстника, собственных фантазий. Естественно, при этом возникает внутренний конфликт между стремлением подростка освоить новые для себя формы поведения, например,

физические контакты, и запретами, как внешними, так  и собственными табу. 

В подростковой культуре нередко пользуются популярностью  рассказы о своих любовных победах. Эти рассказы подростков (особенно мальчиков) о своих невероятных похождениях отличаются гиперболизацией  описываемых ситуаций, своего сексуального поведения и невероятных последствий. Обычно подростки рассказывают друг другу прочитанные, подсмотренные и преувеличенные подлинные истории.  Они понимают, что каждый явно присочиняет, но не уличают друг друга  -  ведь так важно вербализовать свои фантазии, пережить их вместе с другими. Иногда подростковая гиперсексуальность приводит к реальным сексуальным взаимоотношениям, когда одни подростки могут совращать других.

Говоря о верхней  границе юношеского возраста, Ш. Бюлер  отмечает, что она относится к 21 или 24 годам, так как в это  время наблюдается относительная  стабилизация характера и определенные черты зрелости.

Возрастной фактор - один из существенных из множества, определяющих неготовность к материнству. Исследования, проводимые во всем мире, в том числе и в нашей стране, указывают на особое неблагополучие внебрачной рождаемости именно среди совсем молодых женщин. Психологическая незрелость таких матерей зависит от негативного влияния собственных родителей, среды обитания - все это усугубляет психиатрические и психосоциальные проблемы юной матери.

В последние годы беспорядочное  начало половой жизни стало типичным явлением (считая, что среди подростков эта величина может быть определена 40-60 %). Каждая третья  женщина в возрасте 15-18 лет уже нуждается в информации о контрацепции. С момента начала половой жизни и до рождения ребенка каждая пятая юная мать имеет 3-5 и более сексуальных партнеров. Ежегодно создается множество подростковых семей из-за ранней беременности девочки-подростка, но внебрачная рождаемость имеет тенденцию к росту. [13].

Беременность и роды в  подростковом возрасте нарушают процесс роста и развития. Кроме  того, беременность создает для девочки-подростка особую ситуацию психологического дискомфорта, последствия которого либо формируют чувство вины, комплекс неполноценности, либо побуждают к еще большему освобождению от нормативного поведения, соответствующего возрасту. Переживания девочки-подростка, связанные с беременностью, усугубляются также отношениями с родителями, которые чаще всего применяют репрессии к своему незадачливому чаду. Понятно, что подобные случаи оставляют психологическую травму и не способствуют формированию здоровой женской сексуальности. [11]

Эти и другие факторы, среди которых и незнание своих прав, и дистанцированные отношения с родителями, и отсутствие в ближайшем окружении взрослых, которым можно было бы доверить свои проблемы, получить необходимую информацию, все это еще раз подтверждает необходимость комплексной целенаправленной профилактической работы в подростковой среде.

 

ГЛАВА 2. Характеристика социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства как КОМПЛЕКСНОГО полисубъектного технологического процесса

 

2.1 Основные направления и технология социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства

 

Науке известно о существовании  так называемых «предсказуемых жизненных  кризисов и проблем». Профилактика означает выявление и устранение причин и факторов риска негативных явлений.

Профилактика является одним из основных и перспективных направлений решения многих социальных проблем, в том числе и исследуемой в данной выпускной квалификационной работе. Жизнь повседневно убеждает, что легче, с гораздо меньшими издержками для общества и личности, не допустить возможных отклонений в действиях или поведении социального объекта, чем потом бороться с уже наступившими негативными последствиями.

Профилактика (от греческого "предохранительный") - запланированное предупреждение какого - то неблагоприятного события, то есть устранение причин, способных вызвать те или иные нежелательные последствия.

Под социальной профилактикой также подразумеваются научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов и групп риска; сохранение, поддержание и защиту нормальных условий, уровня жизни и здоровья людей; содействие им в достижении поставленных целей и раскрытии их внутренних потенциалов. [15]

Различают первичную  и вторичную социальную профилактику. Первичная профилактика направлена на предупреждение факторов риска негативного явления. Вторичная профилактика предупреждает негативные последствия уже случившегося обстоятельства. Формы и виды профилактических мероприятий разнообразны. Исходя из стадии предупредительного воздействия, они могут быть определены как нейтрализующие; компенсирующие; предупреждающие возникновение обстоятельств, способствующих социальным отклонениям; устраняющие эти обстоятельства; мероприятия по осуществлению последующего контроля результатов проведенной профилактической работы.

Многообразие и сложность  причин, приводящих к беременности у подростков, обусловливают все трудности ее профилактики и определяют необходимость комплексного всестороннего воздействия на факторы риска, приводящие к негативным последствиям.

Одним из важнейших направлений  в решении проблемы подростковой беременности и юного материнства является развитие системы профилактической и психопрофилактической  работы. Профилактическая  работа  с детьми и  подростками относится  к программе первичной и вторичной профилактики и может проводиться с использованием различных программ. Профилактическая работа должна содержать в себе три компонента: образовательный, психологический и социальный.

Образовательный компонент: информирование о средствах контрацепции, влиянии подростковой беременности и юного материнства на сознание и организм человека, последствий подростковой беременности и юного материнства, о заболеваниях передающихся половым путём.

Цель: формирование у  подростка осознанного понимания  того, что происходит с  несформированным организмом при подростковой беременности, какие последствия при этом возникают.

К образовательному компоненту можно отнести также  половое воспитание – систему  медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи разумного, здорового  отношения к вопросам ответственного родительства и сексуального поведения.

Задача полового воспитания – способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию полового поведения  и детородной функции, содействовать  укреплению физиологических и нравственных основ брака и семьи.

В половом воспитании используются общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной  частью учебно-воспитательных мер, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе, и проводиться с учетом пола, возраста, степени подготовленности детей, а также с соблюдением преемственности в процессе воспитания. Обязательное условие его эффективности – единый подход родителей, медработников, педагогов, воспитателей. Разговоры о необходимости введения в стране сексуального образования начались в СССР еще в 1962 г. Половое воспитание мыслилось прежде всего как воспитание нравственное, собственно сексуальное просвещение вызывало у педагогов панический страх и часто объявлялось ненужным. О том, чтобы знакомить подростков с основами контрацепции, никто даже и не помышлял. [10]

С наступлением эпохи  перестройки и гласности о  необходимости полового воспитания и сексуального просвещения во весь голос заговорили средства массовой информации.  Изучение общественного мнения, которое проводилось  социологами подавляющее большинство взрослого населения (81%) высказывалось в пользу систематического сексуального просвещения, особенно школьного. Во всесоюзном опросе в конце 1989 г. ответы на вопрос: "Какие каналы получения информации по вопросам сексуальной жизни вы считаете наиболее приемлемыми и эффективными?" мнения распределились следующим образом: специальный учебный курс в школах, учебных заведениях - 45,6%; специальная научно-популярная литература - 42,5%; специальные научно-популярные фильмы, специальная научно-популярная программа телевидения - 28,7%; консультации у врачей-специалистов - 22,2%; беседы с родителями - 21,4%; обсуждение проблем сексуальной жизни со сверстниками - 5,3%; другие способы - 0,7%; просвещение молодежи в вопросах сексуальной жизни вообще не нужно - 3,0%; затруднились с ответом - 6,2%.

При анкетировании группы школьников в Москве в 1993 г. по  поводу источников информации о сексуальной жизни выяснилось, что 50% подростков хотели бы получать информацию от врачей, 22 % - из специальной литературы, 18% - от родителей и никто - от школьных учителей. На вопрос о необходимости специальных школьных уроков полового просвещения положительно ответили 71% учителей, 69% родителей и только 21% подростков. Интересно, что 83 % учителей тоже считают, что вести этот предмет должен "человек со стороны". Отношение к сексуальному просвещению важно не только само по себе, но и как своего рода лакмусовая бумажка, проверка общества на общую терпимость и демократизм. [14]

Таким образом, при всей сложности и деликатности сексологических проблем родители, педагоги и медработники должны своевременно и правильно отвечать на вопросы, волнующие подрастающее поколение. Но, к великому сожалению проблема просвещения подростков в сфере сексуальных взаимоотношений, остается актуальной и по сей день. Об этом постоянно пишет академик И.С. Кон. [28]

 

2. Психологический компонент: формирование адекватной Я - концепции у подростков; коррекция определенных психологических особенностей подростка, являющихся факторами риска подростковой беременности и юного материнства: чувства вины, страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности; создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков и группы риска.

Цели: психологическая  поддержка подростка; формирование адекватной самооценки, навыков принятия и выполнения решений; формирование умения сказать «нет», определять и  нести ответственность  за себя, свои действия и свой выбор, умение и желание обратиться в случае необходимости за помощью. Неосуждающее консультирование подростков помогает им избавиться от страха и предубеждений и активно обращаться за помощью.

3. Социальный компонент: помощь в социальной адаптации подростка, овладение навыками общения, решение проблемы занятости.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового  образа жизни.

Важным фактором успешной социализации и психокоррекции отклоняющегося поведения несовершеннолетних является изменение неблагоприятного ближайшего окружения социально - дезаптированных подростков, включение их в систему новых коллективных отношений, позволяющих восстановить социальный статус и привить навыки социально одобряемого  поведения, переориентировать их направленность, т.е., в конечном счете, осуществить реализацию личности социально дезадаптированного несовершеннолетнего.

Психопрофилактическая работа с детьми и подростками  определяется необходимостью своевременно предупреждать  возможные нарушения  в личностном и интеллектуальном развитии детей, создавать условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Одной из важнейших  и наиболее сложных задач профилактики в области подростковой беременности и юного материнства является работа с семьей, родителями.

Воспитательное направление работы с родителями – осознание членами семьи важности и необходимости специальной работы с подростками по предупреждению подростковой беременности и юного материнства.

Образовательное направление работы с родителями – освоение взрослыми членами семей подростков приемов организации семейной профилактики.

Общая работа с родителями, ориентированная на все группы родителей  общая профилактическая работа: организация специальных  семинаров, лекций, привлечение взрослых членов семей к процессу подготовки детей и подростков к семейной жизни.

Специальная работа с родителями, испытывающими  трудности в общении с ребенком, с  целью улучшения взаимоотношений  и изменения поведения ребенка.

Следующим направлением социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства является предупреждение факторов риска подростковой беременности и юного материнства и минимизация последствий действия этих факторов.

Еще одним  фактором риска  подростковой беременности и юного  материнства является неблагополучие в семье. Семейное неблагополучие для любого человека не является открытием, потому что в той или иной форме оно встречается в каждой семье. Растет число семей, в которых ребенок не находит взаимопонимания, родительской поддержки, ласки и тепла, и поэтому большое количество подростков именно из таких семей становятся матерями в столь юном возрасте и оказываются неподготовленными к столь  взрослой жизни.

В нашем быстро меняющемся мире именно семья должна оставаться незаменимой ценностью.  Поэтому надо менять что-то в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг к другу. Только тогда семья станет для ребенка не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем.

Социальная  профилактика это достаточно сложный процесс, в котором можно выделить несколько этапов, логически следующих один за другим, что позволяет говорить о технологичности этого процесса.

Информация о работе Модель профессионального взаимодействия субъектов социальной профилактики подростковой беременности и юного материнства