Общая характеристика муниципальной системы образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 10:06, доклад

Краткое описание

В Светлинском районе сформирована оптимальная сеть приближённых к месту проживания различных типов и видов образовательных учреждений. В 2008-2009 учебном году в районе функционировало 24 образовательных учреждения, из них 11средних общеобразовательных школ, 1 основная, 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, 8 дошкольных образовательных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования.

Вложенные файлы: 1 файл

Общая характеристика муниципальной системы образования.docx

— 68.47 Кб (Скачать файл)

Общая характеристика муниципальной  системы образования

 

В Светлинском районе сформирована оптимальная сеть приближённых к месту проживания различных типов и видов образовательных учреждений. В 2008-2009 учебном году в районе функционировало 24 образовательных учреждения, из них 11средних общеобразовательных школ, 1 основная, 1 вечерняя (сменная) общеобразовательная школа, 8 дошкольных образовательных учреждений, 3 учреждения дополнительного образования.

 

Все общеобразовательные  учреждения имеют лицензию и прошли аттестацию и аккредитацию.

 

показатели, характеризующие 

 

муниципальную систему образования 

2006-2007 

2007-2008 

2008-2009

 

Общее число общеобразовательных  учреждений 

12 

12 

12

 

Всего обучающихся, человек 

2238 

1998 

1928

 

индивидуальное обучение на дому 

17 

17 

19

 

в вечерней (сменной) общеобразовательной  школе 

156 

152 

128

 

в учреждениях дополнительного  образования   

 

 

численность учащихся

 

в общеобразовательных учреждениях   

Всего

 

учащихся 

1-4 кл. 

5-9 кл. 

10-11 кл.

 

2007-2008 

1998 

694 

1074 

230

 

2008-2009 

1928 

681 

971 

276

 

2009-2010 

1801 

702 

894 

205

 

 

Выбытие в вечернюю (сменную) общеобразовательную школу

Учебный год 

2007-2008 

2008-2009

 

чел 

2

 

 

Этот показатель подтверждает эффективность планомерной и  систематической работы педагогических коллективов всех общеобразовательных  учреждений по сохранению количества обучающихся.

 

количество оставленных на повторный год обучения

Учебный год 

2006-2007 

2007-2008 

2008-2009

 

начальная школа 

1

 

5-9 класс 

 

10-11 класс   

1

 

 

 

 

2.1. Система дошкольного  образования в Светлинском районе

 

 в 2008-2009 учебном году

 

Основными направлениями  деятельности методиста по дошкольному  образованию в 2008 – 2009 учебном году стали:

 Аналитическая деятельность: обновление базы данных о педагогических  работниках; изучение состояния  и результатов методической работы; сбор и обработка информации  о результатах воспитательно-образовательной  деятельности ДОУ (статистический  отчет, К-85, анализ посещаемости, анализ заболеваемости; изучение  передового педагогического опыта). Информационная деятельность: ознакомление  педагогических работников с  новинками педагогической, психологической,  методической литературы, с опытом  инновационной деятельности ДОУ  и педагогов; информирование о  новых направлениях в развитии  дошкольного образования. Организационно-методическая деятельность: изучение запросов, методическое сопровождение и оказание практической помощи в период подготовки к аттестации; организация работы районных методических объединений воспитателей и заведующих ДОУ; определение базовых дошкольных учреждений для проведения семинаров-практикумов и других мероприятий с педагогическими и руководящими работниками ДОУ; подготовка и проведение совещаний, семинаров, конкурсов педагогического мастерства; организация конкурсов среди воспитанников ДОУ; решение организационных вопросов по организации деятельности ДОУ. Консультационная деятельность: организация консультационной работы для педагогических и руководящих работников, родителей по вопросам организации деятельности, воспитания и обучения детей.

 

Система дошкольного образования  района объединяет сегодня 8 муниципальных  дошкольных образовательных учреждений. На конец учебного года посещало 533 ребенка (41 %).

 

Охват детей дошкольным образованием

 

 

 

На сегодняшний день дошкольные учреждения функционируют с перегрузкой  санитарных нормативов в части предельно  допустимой численности контингента  воспитанников: МДОУ Детский сад «Буратино», МДОУ Детский сад «Солнышко», МДОУ Детский сад «Светлячок» п. Светлый.

 

Развитие дошкольного  образования в той или иной степени обуславливается демографическими процессами, которые влияют на рост или снижение потребностей в услугах  дошкольных образовательных учреждений. Всего в районе зарегистрировано 1397 детей дошкольного возраста, из них 533 охвачены услугами дошкольного  образования, 864 детей, не посещают дошкольные учреждения. Очередь на устройство в детские сады п. Светлый ежегодно растет и на сегодняшний день составляет 35 детей.

 

Последние годы отмечается увеличение детей дошкольного возраста в п. Светлый, растет и количество детей, нуждающихся в дошкольных учреждениях, поэтому одним из приоритетов  социальной политики в районе является открытие группы по предшкольной подготовке неорганизованных детей поселка на базе ЦДОД.

 

Основное внимание в прошедшем  учебном году было уделено выполнению приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации, реализации государственной  политики в сфере дошкольного  образования с учетом региональной специфики и запросов населения  на образовательные услуги. Для этого  были выделены следующие задачи:

 

·  Повышение качества дошкольного образования;

 

·  Обеспечение доступности  качественного образования;

 

·  Прогнозирование и  определение перспектив развития дошкольных образовательных учреждений.

 

На обеспечение развития системы дошкольного образования  и повышение качества образования  воспитанников направлена программа  развития системы образования района

 

на 2008 – 2010 годы.

 

Дошкольные образовательные  учреждения являются сложной организационной  системой, поскольку осуществляют широкую  образовательную функцию (физическое, интеллектуальное, эстетическое развитие), а также равнозначные функции  ухода и оздоровления (обеспечение  оптимальных условий жизнедеятельности  ребенка) и социальную функцию (содействие семье в воспитании ребенка).

 

В ходе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляется коррекционная  работа с детьми, имеющими патологию  речи.

 

Происходит реформирование содержания образования за счет использования  федерального, регионального компонентов, внедрения современных программ, способствующих формированию начал  экологической культуры детей, развитию творческих способностей, базиса эстетической культуры на основе ознакомления с  произведениями изобразительного искусства, музыки, народного творчества. Все  ДОУ используют в работе комплексные  программы нового поколения и  ряд парциальных программ, которые  обеспечивают преемственность и  непрерывность образовательного процесса, развитие воспитанников.

 

Для обеспечения учебно-воспитательного  процесса дошкольные учреждения располагают  перечнем методической, детской литературы, дидактических материалов и пособий. Предметно-развивающая среда в  группах обновляется и пополняется  силами воспитателей и родителей  воспитанников, соответствует принципам  ее построения. Созданы условия для  развития игровой деятельности, организации  двигательной активности. Дети имеют  возможность выбирать занятия и  игры по интересам, учтены возрастные и половые особенности детей. Однако имеются существенные проблемы, которые не позволяют детским  садам в достаточной мере обеспечить учебно-воспитательный процесс –  недостаточная материально-техническая  база ДОУ, недостаточное количество дидактически, настольных и развивающих  игр. В детских садах физкультурный  зал совмещен с музыкальным залом.

 

Методы воспитания и обучения в детских садах направлены на решение задач, определенных Типовым  положением о дошкольном образовательном  учреждении реализуемых образовательных  программ:

 

·  Охрана жизни и укрепление здоровья детей;

 

·  Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;

 

·  Взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

 

В работе ДОУ наряду с  традиционными методами, приемами и  технологиями обучения и воспитания используются: элементы детского экспериментирования, метод проектов, игровые технологии; шире стали использоваться наглядно-практические методы и способы организации  деятельности: наблюдения, экскурсии, опыты, игровые и проблемные ситуации.

 

Обеспечение качества образования  в ДОУ способствуют не только реализация основного содержания, направленное на обеспечение стандарта дошкольного  образования, но и дополнительное образование. Дополнительное образование в детских  садах района направлено на обеспечение  регионального компонента, а также  реализацию интересов воспитанников. Работают художественные, музыкальные  студии, различные кружки. На протяжении последних лет наблюдается увеличение охвата дошкольников дополнительным образованием. Всего в детских садах функционирует 11 кружков с общим охватом 137 детей. В детских садах кружки ведутся  воспитателями, музыкальными руководителями.

 

Немаловажным фактором повышения  качества образования в дошкольных учреждениях является сотрудничество с родителями. Опыт показывает, что  качество дошкольного образования  во многом зависит от семейного воспитания, которое, как показывает анализ, недостаточно полноценно. Это зависит от полноты  состава семьи, социального статуса  родителей, уровня их образования, их морально-нравственных качеств. Поэтому очень важной является инициатива в установлении взаимодействия с семьей со стороны ДОУ. Особое внимание уделяется следующим вопросам: адаптация детей в группах раннего возраста, укрепление здоровья и физическое развитие детей, развитие творческих способностей, охрана прав ребенка, преемственность между ДОУ и начальной школой, подготовка к школе, коррекционная работа с детьми. Педагоги ДОУ используют различные формы взаимодействия с родителями:

 

- индивидуальные (консультирование, беседы, творческие проекты)

 

- коллективные (родительские  собрания, совместные праздники  и развлечения, конкурсы, различные  выставки, информационные стенды).

 

В дошкольных учреждениях  имеются планы совместной работы по преемственности со школами района, которые включают совместное проведение мероприятий с педагогами, детьми и родителями, проведение совместной диагностики готовности детей к  школе.

 

Приоритетным направлением в деятельности дошкольных учреждений является охрана и укрепление здоровья, физическое воспитание. В ДОУ работают медицинские сестры. Для реализации программ физкультурно-оздоровительной  направленности в детских садах, кроме физкультурных залов, имеются  физкультурные и спортивные площадки на участках и уголки здоровья в  групповых помещениях. Для решения  данной задачи в дошкольных учреждениях  района используется программа «Здоровый  малыш», которая включает в себя рациональный режим, питание, закаливание  и движение. Методы и формы закаливания  и оздоровительных мероприятий  подобраны с учетом состояния  здоровья детей. В оздоровительной  работе педагоги соблюдают принцип  преемственности укрепления здоровья, совершенствование физического  развития детей осуществляется с  помощью водных и воздушных процедур, оздоровительный бег, дыхательная  гимнастика, ходьба босиком.

 

Руководствуясь научно-методическими  разработками в области здоровьесбережения, дошкольные учреждения района выделили основные направления работы:

 повышение эффективности  системы оздоровительных мероприятий  через содержание образования;  использование эффективных методов  обучения; повышение качества занятий  физической культуры; организация  мониторинга состояния здоровья  детей; рационализация досуговой деятельности, летнего отдыха детей.

 

В садах не только отводится  большое внимание организации занятий  физической культуры на основе здоровьесбережения, но и предусмотрены различные дополнительные занятия, развлечения, спортивные праздники и соревнования, конкурсы, дни здоровья, физкультпаузы и др.

 

Коррекция учебно-воспитательного  процесса в соответствии со здоровьесберегающими принципами осуществляется с учетом регулярного комплексного изучения состояния здоровья и физического развития дошкольников.

 

Осуществляется контроль за соблюдением законодательства об охране труда.

 

В учреждениях имеется  база данных о состоянии здоровья, индивидуальных психофизиологических особенностях детей, содержащая сравнительный  анализ состояния здоровья детей  за последние 3 года. Это позволяет своевременно и квалифицированно осуществлять и планировать профилактическую, оздоровительную работу.

Информация о работе Общая характеристика муниципальной системы образования