Основные проблемы развития и создания социального российского государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 19:15, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.
Цель данной работы - проанализировать конституционно-правовые основы становления социального государства в России.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО МИТСИ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.docx

— 79.88 Кб (Скачать файл)

     Одним из средств удовлетворения этой потребности  является установление гарантированного минимального размера оплаты труда. Такой размер зависит от многих факторов и прежде всего от экономических возможностей общества в данный период и не всегда соответствует той цели, для достижения которой он установлен. Однако главное его предназначение состоит именно в достижении этой цели, и Российская Федерация, последовательно увеличивая гарантированный минимальный размер оплаты труда, стремится к ее достижению.

     3. Обеспечение государственной  поддержки семьи,  материнства, отцовства  и детства, инвалидов  и пожилых граждан.

     В Российской Федерации семья, материнство, отцовство, детство находятся под  защитой общества и государства.

     Исходя  из того, что демократическое государство  призвано защищать гражданские права  людей, отношения между которыми могут основываться только на добровольности и равноправии, включая равноправие  женщины и мужчины, в Российской Федерации брак основывается на добровольном согласии и равноправии супругов.

     Однако  свобода брака требует ответственного отношения к нему и его последствиям. Семья – обязательное звено не только воспроизводства человека, но «качества населения», которое отражает состояние психического здоровья живущих  и вступающих в жизнь поколений, уровень их способностей к интеграции в общественную жизнедеятельность, к выполнению связанных с нею  профессиональных и социальных ролей. Все это определяет особую заботу государства о содержании и воспитании детей. 

     В Российской Федерации на родителях  лежит обязанность содержать  и воспитывать своих детей  до совершеннолетия. Родители или лица, их заменяющие, вправе определять в  интересах ребенка, с учетом его  мнения и в соответствии с законом, характер и формы его воспитания и образования. Труд по воспитанию детей  приравнивается ко всякому другому  труду, является основой для достойного социального обеспечения.

     Поскольку семья основывается на взаимных обязанностях ее членов, трудоспособные дети должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

     В условиях равноправия всех граждан  в Российской Федерации дети пользуются равной правовой и социальной защитой  вне зависимости от происхождения  и гражданского состояния родителей.

     Детям как гражданам Российской Федерации  принадлежат от рождения некоторые  основные права и свободы. Ребенок  имеет право на выражение своего мнения, ему гарантируются свобода мысли и слова и свобода совести.

     В нашей стране далеко не все дети имеют возможность жить в семье  и пользоваться заботой родителей. Заботу о детях-сиротах и детях, лишенных родительского попечения, берут на себя государство и общество. Они обеспечивают содержание, воспитание и образование детей-сирот, детей, лишенных родительского попечения, поощряют благотворительную деятельность по отношению к детям.

     Государство должно проявлять заботу об инвалидах  и пожилых гражданах. Оно обязано  развивать систему специальных  предприятий и цехов для работы инвалидов, чтобы улучшить их материальное положение и приобщить к участию  в общественно полезном труде; обеспечивать инвалидов специальными средствами передвижения, средствами лечебной физкультуры, протезами и т.п. Важно развитие системы социальных льгот, установленных  для участников Великой Отечественной  войны; расширение сети домов-интернатов для престарелых и инвалидов, повышение уровня их благоустройства  и социально-бытового обслуживания в них.

     4. Развитие системы  социального обслуживания.

       Согласно Федеральному закону  от 10 декабря 1995 г. «Об основах  социального обслуживания населения  в Российской Федерации»,* социальное  обслуживание представляет собой  деятельность социальных служб  по социальной поддержке, оказанию  социально-бытовых, социально-медицинских,  психолого-педагогических, социально-правовых  услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации  и реабилитации граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

     В Российской Федерации имеется государственная  система социальных служб. Она включает государственные предприятия и  учреждения социального обслуживания, являющиеся федеральной собственностью или собственностью субъектов Российской Федерации, а также муниципальную  систему социальных служб. Кроме  того, социальное обслуживание осуществляется предприятиями и учреждениями иных форм собственности и гражданами, занимающимися предпринимательской  деятельностью по социальному обслуживанию населения. Государство поддерживает и поощряет развитие социальных служб  независимо от форм собственности.

     Государство, согласно Федеральному закону, гарантирует  гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, определенным этим Законом,в число которых входят материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, консультативная помощь, реабилитационные услуги.

     Социальное  обслуживание осуществляется социальными  службами бесплатно и за плату.

     Бесплатное  социальное обслуживание в государственной  системе социальных служб предоставляется: гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором они проживают; гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в связи с безработицей, стихийными бедствиями, катастрофами, пострадавшим в результате вооруженных и межэтнических конфликтов; несовершеннолетним детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Дополнительные основания, по которым предоставляется бесплатное социальное обслуживание, устанавливаются органами исполнительней власти субъектов Российской Федерации.

     Платные социальные услуги в государственной  системе социальных служб оказываются  в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

     Условия и порядок оплаты социальных услуг  в социальных службах иных форм собственности  устанавливаются ими самостоятельно.

     5. Установление государственных  пенсий, пособий и  иных гарантий  социальной защиты.

       Развитие государственной системы  социального обеспечения является  важной социальной гарантией  реализации конституционного права  граждан Российской Федерации  на материальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни,  инвалидности, потери кормильца,  для воспитания детей и в  иных случаях, установленных законом.  Государство в законодательном  порядке определяет систему государственных  пенсий и социальных пособий.

     Развитие  этой системы обеспечивается ростом расходов государства на пенсионное обеспечение, обусловленным прежде всего увеличением численности и доли людей, имеющих право на получение пенсий и пособий, в общем составе населения, а также инфляционными явлениями.

     Следует сказать, что в любом демократическом  государстве между конституционным  требованием защиты личной свободы  и требованием идеи социального государства существует известное противоречие. Оно порождено неизбежным вмешательством социального государства в личную жизнь граждан. Поэтому в такой ситуации любое решение государства в пользу личной свободы возможно лишь в той мере, в какой оно не противоречит сущности социального государства.

     Российская  Федерация ставит перед собой  цель построения социального государства. Но в настоящее время она находится  только в самом начале пути к достижению этой цели. Задачи проводимой в  стране экономической реформы состоят  в том, чтобы создать механизмы  рыночного хозяйства и, опираясь на них, найти новые формы социальной защиты граждан в изменившихся условиях. Однако обе эти задачи решаются медленно и во многих отношениях неудовлетворительно.

     В результате не снижается острота  проблемы бедности, которая все больше перерастает в проблему нищеты. Число  лиц, оказавшихся за чертой бедности, неуклонно растет. В стране последовательно  усиливается расслоение населения  по доходам и материальному обеспечению. Оно носит к тому же стихийный  характер, поскольку воздействие  на него со стороны государства малозаметно. Структурная перестройка, конверсия  оборонных производств, банкротства  обостряют и без того сложную  ситуацию с занятостью населения.

     Из-за почти полного отсутствия социальной ориентации экономической реформы  сложилась ситуация, когда цены товаров  близки к мировым, а цена труда  намного ниже мирового уровня. Становится традицией массовая практика несвоевременной  выплаты заработной платы и пенсий, что грубо нарушает неотъемлемые права граждан. Постоянно снижается  эффективность социального обеспечения  населения.

     В этих условиях о социальном государстве  появится возможность говорить сколько-нибудь реально только тогда, когда Российская Федерация добьется фактического продвижения  по всем рассмотренным направлениям, когда будут реализованы конституционные нормы, определяющие социально-экономические права человека в России.

Россия  – социальное государство.

     В принятой в 1993 году Конституции Российской Федерации в соответствии с седьмой  ее статьей Россия была провозглашена  социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное  развитие человека. Однако одно лишь провозглашение социального статуса российского государства, даже конституционное, не гарантирует автоматического роста качества и уровня жизни населения, надежной социальной защиты и социальной безопасности, минимизации социальных рисков и требуемых условий для самореализации творческого трудового потенциала личности. К сожалению, напротив, за последнее десятилетие в социальной сфере России накопилось немало острых проблем, которые не соответствуют современным критериям, параметрам и принципам социального государства.

     К концу 1990-х годов, особенно после  дефолта 1998 г., стало очевидным, что  формирование рынка в России, без  обращения внимания на положение  и состояние граждан страны, уже  невозможно. Основная направленность социальных действий Правительства с самого начала («шоковая терапия») ориентировалась на снижение уровня социальных обязательств государства, что фактически противоречит Конституции, которая определяет российское государство социальным, о чем свидетельствуют следующие факты:

     1. Введение плоской  налоговой шкалы  на доходы с  физических лиц  прямо направленной против бедных и малообеспеченных групп населения, так как для них:

     - увеличилась налоговая ставка  с 12 до 13 %;

     - возрос налоговый пресс, который  и прежде был в 2 раза выше  у низкооплачиваемых;

     - подоходный налог платят даже  те группы работников, чей заработок  ниже прожиточного минимума.

     Кроме того, плоская шкала обострила  социальную поляризацию и дестабилизацию в обществе, увеличив разрыв доходов  нижних и верхних 10 %-ных групп с 14 до 17 раз.

     С учетом единого социального налога для тех, кто получает заработок  до 30 тыс. руб., в год, плата составила 48,6 % (т.е. почти половину), но тот, кто  получает свыше 600 тыс. руб. в год, платит в целом лишь 15 % (13 +2 %).

     2. Введение единого  социального налога (ЕСН) фактически перечеркнуло формирующуюся страховую систему с внебюджетными фондами. В результате такого «превращения» взносы предпринимателей, покрываемые на самом деле за счет фонда оплаты труда, трансформировались в обычный государственный налог, поступающий в федеральный бюджет, что вынудило замораживать заработную плату. ЕСН становится собственностью государства, и потому фактически теряет свою целевую направленность, прямо помогая при необходимости государственному бюджету в ущерб интересам населения.

     3. Введение в пенсионную  систему накопительного  принципа за счет  торможения роста  пенсий у существующих  сегодня пенсионеров. На самом деле накопительная модель имеет двуединую цель: а) окончательное обоснование снижения существующих пенсий и выделение «базовой» пенсии в структуре трудовой, которая оплачивается в значительной мере за счет «страховых» взносов, осуществляемых предпринимателями (будучи на самом деле социальной выплатой, т. к. ее получают не заработавшие); б) аккумуляцию «длинных» рублей под эгидой государства для использования их как инвестиционный ресурс.

Информация о работе Основные проблемы развития и создания социального российского государства