Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 01:26, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть основные направления и школы в социологии.
Задачи работы:
1) рассмотреть особенности биологического, психологического направления и фрейдизма;
2) рассмотреть особенности марксизма;
3) рассмотреть особенности чикагской, колумбийской, немецкой, эмпирической социологических школ;
4) обозначить характерные черты развития социологии в России.
Объектом социологического изучения являются направления и основные школы в социологии, предметом - особенности структуры и методов социологического знания различных школ и направлений социологии.
Метод работы: анализ литературных источников впоследствии сбора информации. Структура работы: введение, заключение, 2 главы, 4 пункта, список литературы, глоссарий.
Введение
Глава 1. Основные направления в развитии социологии во 2 половине ХIХ- начале ХХ века.
1.1 Социологические направления: биологическое, психологическое, фрейдизм.
1.2 Современные социологические школы: чикагская, колумбийская, немецкая, эмпирическая
Глава 2. Основные направления современной социологии.
2.1 Современные социологические направления : функционализм, марксизм, структурализм , символический интеракционизм.
2.2 Социология в России.
Заключение
Список используемой литературы.
6.Глоссарий
Министерство образования и науки Российской
Федерации
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО
«Пензенский Государственный Университет»
Факультет
Экономики и Управления
Кафедра «Социология и управление персоналом»
Курсовая
работа
по дисциплине
«Социология»
на тему:
«Основные школы и направления в социологии».
Выполнила: студентка гр. 10бх1
Волкодав Ксения
Проверила:
Толубаева Л.Т.
2011 г.
Содержание:
Введение
Глава 1. Основные направления в развитии социологии во 2 половине ХIХ- начале ХХ века.
1.1 Социологические направления: биологическое, психологическое, фрейдизм.
1.2 Современные социологические школы: чикагская, колумбийская, немецкая, эмпирическая
Глава 2. Основные направления современной социологии.
2.1 Современные социологические направления : функционализм, марксизм, структурализм , символический интеракционизм.
2.2 Социология в России.
Заключение
Список используемой литературы.
6.Глоссарий
Введение.
С термином «социология» каждый из нас встречался неоднократно. В современной жизни она, как говорится, у всех «на слуху». Телевидение, радио, газеты сообщают о результатах социологических опросов населения по самым разнообразным проблемам. Социологические службы парламента, Президента, различных исследовательских центров изучают общественное мнение по важнейшим социально-политическим и экономическим вопросам: рейтинг наиболее влиятельных лиц в государстве, проблемы ценовой политики, удовлетворенность уровнем жизни. Все это внешний, лежащий на поверхности уровень социологических исследований, который создает образ социологии как прикладной эмпирической науки, служащей удовлетворению каких-то текущих, сиюминутных потребностей общества. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и является социология - наука об обществе.
Развитие социологии отражает эволюцию общества, осмыслением которого изнутри она является. Периодическая смена преобладающего мировоззрения и теоретико-методологических установок в социологии также зависят от состояния общества и идейного климата эпохи. Анализ истории развития социологии показывает, что социальные теории не надстраиваются одна над другой в линейном порядке. Социологическое знание имеет циклический характер развития. В этой циклической модели различные школы чередуются, сменяя одна другую, оказываясь в то или иное время в центре внимания. Многообразие сменяющих друг друга школ в социологии можно свести к двум направлениям:
- различным формам натурализма, в котором недооценивается многообразная историческая обусловленность жизни общества;
- субъективизму, различные системы которого пытаются преодолеть отчуждение человека и общества.
На разных этапах исторического развития человечества и в различных социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных сторонах их деятельности. Так сложилось, что в Европе социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении общества в целом. Американская социология всегда больше тяготела к исследованиям микромира – малых социальных групп и социальных слоёв. Внутри каждой социологической школы существуют многочисленные течения, которые по определению В. Фетисова, «изучая те или иные моменты, застревают на отдельных ступеньках лестницы исследований».
Характеризуя социологию как систему знаний, важно учитывать, что между классической социологией и современной социологией существует определённое различие. Классическая социология стремилась к постижению окружающего мира как бы со стороны. Задача её состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социология пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру.
Над данной темой работали Давыдов Ю.Н., Громов И.А., Кравченко А.И.
Цель работы: рассмотреть основные направления и школы в социологии.
Задачи работы:
1) рассмотреть особенности биологического, психологического направления и фрейдизма;
2) рассмотреть особенности марксизма;
3) рассмотреть особенности чикагской, колумбийской, немецкой, эмпирической социологических школ;
4) обозначить характерные черты развития социологии в России.
Объектом социологического изучения являются направления и основные школы в социологии, предметом - особенности структуры и методов социологического знания различных школ и направлений социологии.
Метод
работы: анализ литературных источников
впоследствии сбора информации. Структура
работы: введение, заключение, 2 главы,
4 пункта, список литературы, глоссарий.
Глава 1. Основные направления в развитии социологии во 2 половине ХIХ- начале ХХ века.
1.1 Социологические направления: биологическое, психологическое, фрейдизм.
Биологическое социологическое направление.
В конце
ХIХ столетия получает развитие биологическое
направление в социологии. Представители
этого направления пытаются объяснить
социальные процессы по аналогии с биологическими.
Иными словами, имеет место попытка свести
законы высшей формы движения материи
— социальной — к законам низшей формы
движения материи — биологической, что
в науке называется редукционизмом. Поэтому
биологическое направление изначально
оказалось в тупике, оно в принципе было
не способно дать научного объяснения
закономерностей общественной жизни. Биологическое
направление представлено целым рядом
школ, теорий, учений, идеологических доктрин.
Органическая теория — ее основателем
является крупнейший философ, ученый ХIХ
в. Г. СПЕНСЕР (1820—1903). Его можно с полным
основанием отнести к числу зачинателей
социологической науки — настолько велик
его вклад в разработку важнейших вопросов
общественного бытия. Книга Спенсера «Основания
социологии» явилась первым опытом целостного
изложения системы социологического знания,
накопленного к тому времени. Как и О. Конт,
Спенсер стоял на позициях философского
позитивизма.
Как и биологический организм, общество
имеет три системы органов: «поддерживающую
систему» — обеспечивающую в живом организме
питание, в обществе — производство; «распределительную
систему» — в живом организме это система
усвоения питательных веществ, в обществе
— система разделения труда и распределения
продуктов; «регулятивную систему» —
в живом организме это нервная система,
в обществе - система государства и права.
Наряду с понятием «организм» в органической
теории Спенсера важное место занимает
понятие "эволюция". Под последней
подразумевается плавный, не допускающий
скачков и резких изменений процесс развития
по восходящей к более совершенному состоянию.
В скачках, революциях Спенсер видит лишь
моменты разрушения, противоестественности.
На огромном этнографическом материале
Спенсер подробно рассматривает эволюцию
таких форм социальной организации, как
«семья», «система обрядов», в соответствии
с политической историей исследует эволюцию
государственных форм, права.
Главным
законом эволюции Спенсер объявляет закон
дифференциации и усложнения структуры
«организмов», движение от однородности
к разнородности. В обществе этот закон
проявляется в разделении труда, дефференциации
функций производства и распределения.
Всю человеческую историю Спенсер подразделил
на две эпохи: «воинственную» («военную»)
и «промышленную», имея в виду, что необходимо
различать два типа борьбы за существование.
В исторически раннюю эпоху имеют место
военные конфликты, накладывающие отпечаток
на все общество и человеческий тип. Многие
идеи Спенсера были сочувственно восприняты
современной ему интеллигенцией. В частности,
стала популярной идеология индивидуализма,
теоретические постулаты которой были
сформулированы английским эволюционистом
в целом ряде работ. [1]
В рамках биологического направления получила свое развитие расово-антропологическая школа. Ее учение отличается не только грубой эклектикой, но и реакционностью, а выводы и положения весьма слабо связаны с подлинной наукой об обществе. Представители этого направления: Ис. А. де Гобино, Ж. Ляпуж, С. Аммон и другие считали социальную жизнь и культуру продуктом расово-антропологических факторов. Фактору расы отводилась ведущая роль во внутренней политике и эволюции человечества.[2]
Социал-дарвинизм
В основании социальных концепций этой школы положена теория биологической эволюции. Согласно ей естественный отбор и борьба за существование - главные факторы социальной жизни. Сторонник «социального неравенства» У.А. Самнер использовал дарвинизм для защиты принципов индивидуализма и конкуренции. Сторонники либеральных концепций А. Смолл, У. Бенджгот, Э. Ферри и другие разработали так называемую эволюционную этику, которая пыталась объяснить полезность нравственного поведения для единения и выживания людей. У третьего направления социал-дарвинистов (Л.Гумплович и другие) биологизация социальных явлений проявлялась в подчеркивании ведущей роли конфликтов между людьми при удовлетворении ими потребностей в процессе стремления к господству.[3, стр. 640]
Географическая школа
Представители этого направления главной причиной социальных изменений считают географическую среду. По их мнению, способ производства, политическое устройство, направления художественного и научного творчества, религиозные представления - все это зависит от географической среды. Выдающиеся социогеографы К. Риттер и А. Гумбольдт выдвинули идею о взаимодействии природы и культуры, взаимозависимости всех элементов, формирующих конкретную географическую область.[4, стр. 38]
Психологическое направление в социологии.
К концу ХIХ - началу ХХ веков наступает кризис биолого-натуралистических концепций. К этому времени успехи психологии высоко поднимают ее авторитет. Психологизм становится общей тенденцией обоснования научного знания. С позиций психологии начинают обосновываться разнообразнее знания, что способствует усилению и психологической тенденции в социологии. Кроме того, к последней трети ХIХ века в психологии появляются теории, которые требуют учета сложных социальных факторов. В свою очередь, в социологии появляется необходимость в изучении мотивационных механизмов человеческой деятельности. Результатом этих встречных движений и явилось психологическое направление в социологии.
Психологическая социология никогда с теоретической точки зрения не была единым целым. Единственное, что объединяло это течение, - стремление сводить социальное к психологическому. Представители направления искали ключ к пониманию общественных явлений в психике индивидов или коллективной психике (психическом взаимодействии индивидов.).[5, стр. 148]
Психологический эволюционизм.
Сторонники психологического эволюционизма Л.Ф. Уорд, Ф. Гидденс считали, что «социальные силы - это те же психические силы, действующие в коллективном сознании человека». Первичными социальными силами являются желания, связанные с поддержанием жизни. На их основе возникают более сложные желания, с помощью которых и происходит поступательное развитие общества.
Основоположником психологического течения был американский социолог Л. Уорд. Качественную специфику общества Уорд видел в психологичности социальных явлений. Он всемерно подчеркивал, что в основу социологии должны быть положены принципы психологии. В своих трудах он проводит грань между «естественным» прогрессом (слепое действие всеобщих законов эволюции) и прогрессом «искусственным» (активная деятельность людей). Л. Уорда главным образом интересовала именно активная, субъективная сторона общественного развития, анализ мотивов, которые приводят в движение общество. Главный фактор общественной жизни Л. Уорд считал желания людей (голод, жажда, сексуальные стремления), на базе которых формируются более сложные потребности: интеллектуальные, моральные, эстетические. Доминирующую роль в общественной жизни, в том числе политической, играет не разум, а эмоции. Именно поэтому, подчеркивал Л. Уорд, те люди, чувства которых были наиболее сильными, оказали величайшее влияние на ход истории.
Информация о работе Основные школы и направления в социологии