Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 11:30, курсовая работа
Целью данной работы является введение в особенности исследование и анализа методологии и технологий интервью.
Объектом исследования является - интервью и способы его применения.
Предметом исследования - область применения интервью.
Задачами являются
Дефиниция и особенности интервью;
Интервью в качественной и количественной социологии;
Актуальность написания данной курсовой состоит в том что, все чаще применяется метод интервьюирования для сбора какой либо информации.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Методология и технология интервью………………………………….5
1.1 Дефиниция и особенности интервью………………………………………..5
1.2 Интервью в качественной и количественной социологии…………….….17
Глава 2.Инструкция проведения интервью………………………………….…22
2.1 Подготовка к интервью……………………………………………………...22
2.2 Выбор места и времени интервью……………………………………….…26
2.3 Психологическая подготовка…………………………….…………………26
2.4 Вопросы в интервью…………………………………………..…………….27
2.5 Подготовка к интервью…………………………………………….………..31
2.6 Развертывание беседы и заключение…………………………...………….33
2.7 Заключение беседы……………………………………………………..……34
Глава 3. Виды и типы интервью………………………………………………...35
3.1 Типология интервью………………………………………………………...35
3.2 Формализованное интервью………………………………………………...42
3.3 Свободное интервью……………….………………………………………..44
Глава 4. Примеры интервью…………………………………………………….48
Заключение……………………………………………………………………….50
Список литературы………………………………………………
В журналистской деятельности вопрос является весьма важным орудием получения сведений. Вопрос сразу втягивает противника в дискуссию, не дает возможности уклониться от ответа, заставляет отвечать по существу. Вся сеть вопросов должна загнать противника в угол, а заключительный вопрос подводит итоги обсуждения, окончательно ставит точки над i. Итак, некоторые тонкости в постановке вопроса:
- прекрасное общее знание
- формулирование вопросов так, чтобы исключить возможность уклонения от ответа
- первый вопрос должен сразу втягивать партнера в беседу
- предвидение возможных ответов собеседника и постановка от них следующих вопросов
Таким образом, вопрос - форма движения мысли, но не замена ее.
Главное значение вопросов - это реализация целей и задач интервью. Поэтому вопросы могут быть классифицированы по множеству оснований, например:
1. по форме вопроса
Открытые и закрытые
Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению.
В закрытом вопросе возможные ответы заложены в нем самом, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует его позиции. Закрытые вопросы широко применяются в массовом опросе. В журналистике они применяются в том случае, если собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: застенчивость, боязнь показаться смешным, неумение выразить свою мысль. Однако нужно помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ.
Прямые и косвенные, личные и безличные.
В беседе могут возникать разного рода психологические барьеры: собеседник не может ответить на вопрос потому, что стесняется, не умеет выразить то, что нужно интервьюеру; поэтому, чтобы ослабить напряжение, задают вопрос косвенно. Но это целесообразно только в следующем случае:
- Необходимо получить сведения
о поведении, отношениях, неодобряемых,
непопулярных в данной среде.
Заранее можно предположить, что
собеседник затруднится
Весьма существенен выбор
2. по воздействию на собеседника:
Наводящие или подсказывающие вопросы.
Следует заботиться о том, чтобы вопросы не содержали подсказки: какие сведения хочет получить интервьюер, а какие для него не желательны. В интервью, публикуемых в печати, а особенно часто на радио- и телевидении, встречаются вопросы: «Вам известно, что …..» Немногие в таких случаях решатся возражать интервьюеру, у которого все уже распланировано и ясно. Большинство интервьюируемых в таких случаях спешат выразить свое согласие. Иногда подсказывающие вопросы намеренно используют интервьюер, особенно те, которые заранее все решили и не хотят отказываться от сложившегося представления.
3. по функции:
Основные, зондирующие, дополнительные.
При подготовке к интервью интервьюер должен прежде всего составлять основные вопросы, которые должны принести наиболее важные сведения. Однако в реальной ситуации основной вопрос может и не сработать. Люди часто уходят от ответа. В таком случае с помощью зондирующих вопросов и анализа поведения собеседника интервьюер сможет определить причину неудовлетворительного ответа и задать ряд дополнительных вопросов с тем, чтобы получить сведения. На которые был рассчитан основной вопрос. Чаще всего зондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее, а возникают, когда не срабатывает основной вопрос, а так же в тех случаях, когда возникает неожиданно новый поворот темы или новая тема разговора.
Вот так же и контрольные вопросы могут составляться заранее, но и появляться спонтанно в ходе интервью. Их цель – проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, одним словом, проверка поступающей информации на достоверность.
Одним из составляющих успешного интервью является грамотный язык и стиль вопросов.
Прежде всего, вопрос должен быть понятен интервьюируемому и иметь для него тот же смысл, что и для интервьюера. Насколько возможно, необходимо учитывать уровень знаний собеседника и стараться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были ему знакомы. Нужно быть готовым перефразировать непонятный вопрос, объяснить термин. Хороший интервьюер находит с каждым собеседником общий язык, но это вовсе не значит, что он должен оперировать теми же разговорными выражениями, профессиональными словами, что и собеседник. Следующее требование к вопросу - он должен содержать в себе одну мысль. В противном случае интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить.
Составляя вопросы, интервьюер должен обратить внимание на то, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью. Вопрос так же может быть и неожиданным для собеседника, и необычным по форме. Важно, чтобы интервьюер умел подать его так, чтобы он не породил отрицательного эффекта.
При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность собеседника. Если он не может ответить на вопрос. То возникает у самого неприятное чувство, что он не справился со своей задачей, не оправдывает ожиданий интервьюера, роняет себя в его глазах. Интервьюируемый может замкнуться, заторопиться с окончанием разговора.
Начальная стадия интервью.
Под начальной стадией интервью понимается предварительная договоренность по телефону, если она имеет место, первые минуты непосредственного контакта. Начальная стадия имеет большое значение для всей беседы, поскольку в ней закладываются основы дальнейших взаимоотношений всех участников. Руководить интервью на этой стадии значит создать у интервьюируемого такое представление о ситуации интервью, которое помогало бы достичь плодотворного взаимодействия. Для этого необходимо:
1. Создание образа интервьюера.
Прежде всего, собеседник воспринимает внешний вид интервьюера, его манеру держаться, говорить. Первое впечатление носит ориентировочный характер и связано со способностью человека прогнозировать события и подготавливаться к ним. Интервьюер обязан и правильно прочесть собеседника и создать условия для того, чтобы правильно, без искажений быть прочитанным собеседником. А компоненты, из которых складывается образ воспринимаемого человека, таковы: поведение, мимика, облик, выражение лица. Роль этих компонентов возрастает, когда контакт участников не краток (пресс-интервью), а беседа длительная, основана на личных взаимоотношениях участников ее.
Так же интересно то, что нельзя решить вопроса об одежде, внешнем виде, манере держаться интервьюера-журналиста, не решив сначала более общего и принципиального вопроса: должен ли журналист вести себя в ситуации интервью естественно, то есть как ему свойственно в привычной обстановке, или он должен играть в зависимости от того. Как представляет себе характер собеседника, его отношения к журналистам, его позицию в предстоящем обсуждении.
2. Создание представления о целях и задачах интервью.
Человека, к которому пришел корреспондент, прежде всего, интересует цель и причина беседы, по которой в качестве интервьюируемого выбран именно он. Задача журналиста - определить их таким образом, чтобы, не искажая действительность, расположить его в пользу интервью, вызвать желание сотрудничать с интервьюером. Для этого он должен представить себе мотивы, по которым человек соглашается участвовать в беседе, цели, к которым он стремится. Они могут быть различны, причем их может быть одновременно несколько. Иногда это желание вызвать определенные действия: исправить, изменить, кого-то наказать. Так же таким мотивом может выступать желание популярности. Сильным мотивом, побуждающим человека принять участие в беседе, является потребность в общении: человеку нужно высказаться, и интервью предоставляет ему такую возможность и внимательного собеседника в лице журналиста. Так же могут вступать в интервью и под влиянием принятых норм: правил вежливости, гостеприимства, уважения к чужому труду.
3. Создание представления о роли интервьюируемого.
Далеко не каждый собеседник имеет опыт интервьюируемого, но даже если ему необходимо знать, в чем будут заключаться его обязанности на этот раз. Журналист должен сразу объяснить оппоненту, что потребуется от него в этой роли: дать представление о продолжительности интервью, о необходимой степени компетентности в вопросах, которые предстоит обсудить и так далее. Первые вопросы интервью несут важную нагрузку. Отношения еще только устанавливаются, интервьюируемый еще не вошел в роль, он полон беспокойства, что она (беседа) окажется ему не по силам или заставит его потерять время даром. Вопросы должны быть такими, чтобы он мог ответить на них без труда, почувствовать, что может успешно справиться с заданием.
Отношения, сложившиеся в начале беседы, в ходе ее развиваются, изменяются и во многом зависят от умения интервьюера направить беседу. Для успешного проведения ее журналисту очень важно научиться слушать своего собеседника. Уметь слушать - это не значит принимать все, что рассказывают, не перебивая и не задавая вопросов. Порой нужно и направить беседу - журналисту не безразлично, какой он получит материал, а время, как правило, ограниченно. Управление ходом беседы - сложное дело, требующее большого опыта, знаний, такта. Руководить беседой нужно осторожно, направляя ее в нужную сторону. Когда собеседник отвечает общими словами, не приводя конкретных фактов, примеров, не высказывает личной точки зрения, журналист так же должен вмешаться, поскольку такие высказывания не несут в себе информации. Поэтому самое главное - вопросы должны быть построены таким образом, чтобы не вызывать банальных ответов. А чтобы избежать этого нужно то самое знание предмета и общая подготовка, о которой говорилось выше, но кроме того снимание к собеседнику, интерес к нему, его рассуждениям, его эмоциям, открытиям, которые незапланированно проявляются в интервью.
Интервью подходит к концу. Этот
момент психологически интересен тем,
что интервьюируемый
Прощаясь, журналист должен не только оговорить на всякий случай возможность повторной беседы, но и дать понять, что встреча была интересной, плодотворной, что интервьюируемый хорошо справился со своей задачей, поскольку человек затратил время. Усилия, и он должен чувствовать, что сделал это не напрасно. Кроме того, таким образом журналист закладывает основу дальнейших встреч с этим чел-ом для самого себя и своих коллег.
Глава 3. Виды и типы интервью
В научной литературе приводится
множество типологий видов
Авторское употребление названий интервью не относится к какой-либо классификации, стоит в стороне от сложившейся традиции и часто не претендует на то, чтобы стать общепринятой нормой. Множественность критериев, вероятно, объясняется сложностью самого метода и активным его применением в самых разных областях деятельности. Допустим, термин «открытое интервью», определяемый М. Кристофферсеном и В. Андерсеном как саморазвивающийся и самостимулирующийся процесс уточнения, совершенствования, тщательной разработки темы, широкого употребления не нашел и употребляется скорее в качестве авторского.
3.1 Типология интервью
Все множество видов, подвидов и разновидностей подвидов интервью специалисты располагают на нескольких континуумах. Чаще всего предлагают следующие шкалы:
Если присмотреться к предлагаемым континуумам интервью внимательнее, то окажется, что некоторые типологии пересекаются, нестрого разграничиваются, а иногда означают одно и то же, но выраженное разными словами. Так, стандартизация, формализация и структурированность как основания классификации видов интервью весьма близки, особенно первые два, и нередко употребляются как синонимы.
Несмотря на это, некоторые специалисты все-таки пытаются навести классификационный порядок в методическом хаосе. В частности, Н.В. Веселкова, присоединяясь к точке зрения С. Джонса, Н. Филдинга и С. Конроя, пишет о том, что стандартизация (от англ. standard -установленный образец, норма, сведение к стандарту) - это унификация параметров интервью в рамках конкретного исследования. Для каждого исследования принимается свой стандарт интервью. Только при условии стандартизации можно говорить о сопоставимости данных. В отличие от этого формализация (от лат. forma - вид, образ) - это строгое определение элементов (формы вопросов), упорядоченная совокупность которых и образует форму целого (инструментария интервью). Ярким воплощением служит формализованное интервью, где вопросы и ответы на них четко определены для всех интервьюеров, и они не имеют права от них отступать. Зато в неформализованном интервью ничего подобного нет. Таким образом, когда говорят о стандартизации, то методисты подразумевают предъявление определенных требований к ситуации и процедуре интервью, а под формализацией понимают определение внешнего вида инструмента, формулировку вопросов и закрытий к ним. Под структурированием (от лат. structura - строение) понимается установление устойчивых связей между элементами интервью, установление между ними стилевого соответствия, упорядочивание их. Под не директивностью обычно имеется в виду мастерство нейтрального (не суггестивного) опроса, нацеленного на минимизацию «эффекта интервьюера». В определенном смысле не директивность является стандартом любого интервью, в том числе формализованного, и распространяется только на зондажные вопросы о мнениях.
Информация о работе Особенности интервью как разновидности метода опроса