Особенности социальной защиты воспитанников детских домов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 14:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы провести всесторонний анализ состояния и перспектив развития института социальной защиты воспитанников детских домов в современном российском обществе. Задачи исследования вытекают из поставленной цели и состоят в следующем: 1. выявить основное социальное содержание феномена сиротства его особенности и профилактика современной России; 2. рассмотреть функции государства и общественных организаций в системе социальной защиты воспитанников детских домов; 3 рассмотреть процесс адаптации и социализации воспитанников детских домов.

Содержание

Введение
Глава 1. Основное социальное содержание феномена сиротства его особенности и профилактика в современной России;
1.1 Проблемы социального сиротства
1.2 Профилактика современного сиротства
Глава 2. Функции государства и общественных организаций в системе социальной защиты воспитанников детских домов
2.1 Функции государства
2.2 Функции общественных организаций
Глава 3. Адаптация и социализация воспитанников детских домов
3.1 Адаптация воспитанников детских домов в современных социально-экономических в условиях
3. 2 Социализация воспитанников детских домов
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая 3 курс срб (1).doc

— 209.50 Кб (Скачать файл)

ГОУ ВПО «  РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РФ

 

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

(ФИЛИАЛ)

РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СОЦИАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА

 

Факультет социальной работы, педагогики и психологии

Кафедра социальной работы

 

Специальность 040101.62 «Социальная  работа»

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: « Теория социальной работы»

 

На тему: «Особенности  социальной защиты воспитанников детских домов»

 

 

 

 

 Выполнила _______________

                                                                                                                       (подпись)

                                                                                студентка 3 курса  группы 1.1

                                                                                    очной формы обучения

                                                                     .

 

                                                                                                 Работа защищена ___________

                                                                                                                                 (дата)

                                                                                                  Оценка____________________   

 

                                                                   Руководитель _____________

                                                                                                                       (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

Курск-2011

 

 

Содержание

Введение

Глава 1. Основное социальное содержание феномена сиротства его особенности и профилактика в современной России;

 

    1. Проблемы социального сиротства
    2. Профилактика современного сиротства

 

Глава 2. Функции государства и общественных организаций в системе социальной защиты воспитанников детских домов

 

2.1 Функции государства

2.2 Функции общественных организаций

 

Глава 3. Адаптация и социализация воспитанников детских домов

 

3.1  Адаптация воспитанников детских домов в современных социально-экономических в условиях

3. 2 Социализация воспитанников детских  домов

 

Заключение 

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

 Вопросы социальной  защиты воспитанников детских  домов  чрезвычайно актуальны,  отличаются новизной и достаточной  сложностью как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Данная проблематика носит межотраслевой характер, находится на пересечении проблемных полей юриспруденции, социологии, социальной психологии, социальной работы и педагогики, включая в себя вопросы социальных истоков и социального содержания феномена сиротства, социальной политики в отношении этой категории населения, устройства осиротевших детей в приемные семьи, помещения их в соответствующие учреждения, проблемы обучения, социальных выплат и льгот, обеспечения жильем и т.п. От того, насколько успешно воспитанники будут интегрироваться в общество, будет во многом зависеть стабильность и успешное развитие российского государства.

 Нынешнее российское  общество со всей очевидностью  поставлено перед объективной необходимостью формирования современной целостной системы социальной защиты сирот, устойчивого и надежного функционирования социальных служб, обслуживающих эту категорию населения и оказывающих им поддержку в деле жизнеустройства. Важными условиями формирования подобной системы должны стать научный анализ ее функционирования в качестве существенного, а в ряде аспектов ключевого элемента социальной политики государства, которое должно отвечать за создание эффективных регламентирующих правовых норм, а также за разработку социальных технологий поддержки и помощи детям-сиротам, отвечающим современным требованиям. Такая направленность социальной политики может обеспечить возможность реального осуществления юридически закрепленных социальных прав сирот, гарантировать возможности их успешной адаптации в обществе.

 Этими фактами объясняется  высокая актуальность и значимость  темы выбранного исследования. Особенную  важность в наших условиях  приобретают исследования юридическо-институционального  аспекта проблем социальной адаптации, социальной защиты, социальной поддержки воспитанников детских домов как относительно самостоятельной группы населения. Анализ социального содержания сиротства, исследование положения и социальных перспектив этой социальной группы, разрешение вопроса о социальной защите детей-сирот и, особенно, об их максимально эффективной социальной интеграции достаточно новое направление в отечественной социологической и юридической литературе.

 Изучением сиротства  как социального явления занимались  и ученые нашей страны, и зарубежные специалисты. Вопросы социальной защиты воспитанников детских домов, проблемы их образования, трудоустройства, жилищного обеспечения и другие социальные аспекты их жизнедеятельности исследовались и исследуются в рамках социологии семьи многими учеными, такими как М.П. Аракелова, Т.А. Гурко, И.Ф. Дементьева, А.Н. Елизаров, Г.Г. Силласте, Г.И. Осадчая, Е.Р. Смирнова, В.В. Форсова, А.С. Барашкова, Е.М. Рыбинский, Л.В. Кузнецова, М.И. Несмеянова, СЮ. Барсукова, СВ. Кочеткова, О.Г. Исупова, и др. Также, большой вклад в разработку проблем социальной защиты сирот внесли Л.А. Селявина, В.Н. Лыков, Н.Г. Иовчук, А.Б. Дзугаева, Е.Н. Чепурных, М.Д. Зезина, М.М. Фатейчев, В.В. Смирнов, М.А. Журавлева, И.Н. Шатилов и др.

 В последнее время  проблемы социальной интеграции, социальной стратификации всё чаще рассматриваются в тесной связи с модификацией социальной политики и всей системы социальной защиты в условиях современной России. Эти проблемы отражены в работах Н.И. Гриценко, Т.И. Заславской, А.Н. Криворучко, Л.Г. Манцуровой, Т.И. Орлова, Т.Г. Шанина и др.

 Однако следует  отметить, что пока проблема социальной  защиты воспитанников детских  домов системно не исследовалась.  В частности, мало внимания  уделялось межведомственному взаимодействию при решении данной проблемы; не получил всестороннего социологического анализа имеющийся в различных регионах страны опыт взаимодействия государственных, общественных институтов и бизнес-структур в решении проблем социальной защиты сирот. Недостаточно изучено соотношение социальных, экономических и нормативно-правовых методов воздействия на качество социальной защищенности  воспитанников детских домов. Особую актуальность в области социальной политики в период становления социально-ориентированной экономики приобретает разработка системы социальной интеграции детей, оставшихся без попечения родителей.

 Цель курсовой работы  провести всесторонний анализ  состояния и перспектив развития  института социальной защиты  воспитанников детских домов  в современном российском обществе.

 Задачи исследования  вытекают из поставленной цели  и состоят в следующем: 

1. выявить основное  социальное содержание феномена сиротства его особенности и профилактика современной России;

 

2. рассмотреть функции государства и общественных организаций в системе социальной защиты воспитанников детских домов;

 

3 рассмотреть процесс адаптации и социализации  воспитанников детских домов;

 

 Объектом исследования  является система социальной  защита  детей, оставшихся без  попечения родителей в современной России.

 В качестве предмета  исследования выступают социально-институциональные  и юридические аспекты функционирования  и развития данной системы  в условиях современных российских  реформ.

 В работе использовались  институциональный и структурно-функциональный подходы, позволяющие проводить комплексный анализ состояния системы социальной защиты воспитанников детских домов в современном обществе. При решении отдельных проблем, связанных с социальной адаптацией детей-сирот, в работе использовались также социально-психологические подходы. Эмпирическую базу исследования составили законодательные акты, регулирующие предоставление социальных гарантий воспитанникам детских домов, оставшимся без попечения родителей, а также регламентирующие работу государственных и муниципальных органов, имеющих отношение к социальной защите этой категории граждан; материалы государственной статистики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.  Основное социальное содержание феномена сиротства его особенности и профилактика в современной России

 

1.1. Проблемы социального  сиротства

 

Детство - это период, когда закладываются фундаментальные  качества личности, обеспечивающие психологическую  устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремлённость. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, а формируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создаёт у ребёнка потребность быть преданным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научиться самому.

 

Чтобы ребёнок комфортно  себя чувствовал в эмоциональном  плане, необходимы социальные условия, которые определяют его быт, его  физическое здоровье, характер его  общения с окружающими людьми, его личные успехи. К сожалению, почти  во всех учреждениях, где воспитываются дети-сироты, среда обитания, как правило, сиротская, приютская, казарменная. Конечно, известен опыт лучших детских домов и интернатов, где детям хорошо, выпускники которых сравнительно успешно вступают во взрослую жизнь.

 

Но вместе с тем, никуда не уйти от фактов иного рода. Ни для  кого не секрет, что большинство  воспитанников детских домов  не сироты, а дети, имеющие родителей, чаще всего лишённых родительских прав. Это означает, что с точки зрения соматического и психического здоровья с учётом тяжелой наследственности, развития, тяжёлых условий жизни в раннем возрасте дети, родившиеся и выросшие в таких семьях, составляют «группу риска». Но специфика социально-психологического развития детей в учреждениях интернатного типа не определяется по критерию «норма и патология». Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические черты характера, поведения, личности, про которые часто

нельзя сказать, хорошие  они или плохие, они просто другие.

 

Оказание помощи детям, по разным причинам оставшимся без  попечения родителей, является важнейшим  направлением социальной политики государства. Содержание социальной работы с этой категорией детей определяется приоритетами государственной политики.

 

Сиротство - социальное явление, обусловленное наличием в обществе детей, родители которых умерли, а  также детей, оставшихся без попечения  родителей вследствие лишения родительских прав, признание в установленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т. д.[ Социальные науки и социальное образование (научная школа члена-корреспондента РАН В.И. Жукова). - М., 2004. 187 с. (Сер.: Научные школы МГСУ). ] Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях. Сиротство, как социальное явление существует столько же, сколько существует человечество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами.

 

Дети-сироты - дети, оставшиеся без попечения родителей - дети в  возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявленными умершими, отбывающими наказания в учреждениях исполнения наказания в виде лишения свободы, находящиеся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняющихся от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. ФЗ - № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

 

Закон не проводит принципиального  различия между этими категориями  детей с точки зрения общих  принципов, содержания и мер их государственной поддержки. В Семейном кодексе РФ, например, понятие «дети-сироты» отсутствует, они также считаются оставшимися без попечения родителей.

 

Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительное увеличение размеров «социального»  сиротства, появление его новых характеристик. Обнаруживается так называемое «скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условий жизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорность огромного количества детей и подростков. Социальное сиротство - явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). В обязанности родителей входит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержать несовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т. д. ФЗ - № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

Информация о работе Особенности социальной защиты воспитанников детских домов