Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2014 в 20:23, дипломная работа
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация оптимальной модели медико-социального обслуживания инвалидов на дому.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Теоретический анализ проблем медико-социального обслуживания усовершенствование модели «стационарный» уход за инвалидами.
2) Доказать эффективность реализации данной модели в условиях специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому.
Гипотеза: модель «стационарный» уход за инвалидами более эффективной технологией в реабилитации данной категории граждан, если будет перераспределение функциональных обязанностей между работниками.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1.Понятие инвалидность и ее виды…………………………………………….6
2. Сущность медико-социальной работы с инвалидами……………………....9
3. Организация медико-социального обслуживания инвалидов…………….18
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………48
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...40
Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Московской области
«Орехово-Зуевский социально-гуманитарный колледж»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(дипломная работа)
на тему:
«Особенности технологии социальной работы с инвалидами».
Болотовой Галины Владимировны
Специальность
Руководидель работы
2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… |
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ |
1.Понятие инвалидность и ее виды…………………………………………….6 |
2. Сущность медико-социальной работы с инвалидами……………………....9 |
3. Организация медико-социального обслуживания инвалидов…………….18 |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………...40
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………… |
|
|
|
|
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях, условиях перехода к рыночной экономике, одним из приоритетов социальной политики государства является социальная защита населения и в частности инвалидов, как важная социальная проблема.
Поэтому социальная работа с этой категорией людей в настоящее время привлекает пристальное внимание многих исследователей и практиков. Ведь не секрет, что в значительном количестве территорий медицинская служба продолжает работать устаревшими подходами к проблеме, не пересматривается структура существующих медицинских и социальных учреждений, состояние материальной базы и кадрового обеспечения их. Все это требует пересмотра многих принципов организации медико-социальной помощи инвалидам, помогая им достойно противостоять новым социально-экономическим изменениям в стране.
Как известно, одним из наиболее оптимальных путей повышения эффективности работы с инвалидами является реабилитация. Поэтому учитывая актуальность развития реабилитационного звена, необходимо всестороннее и глубокое изучение проблем медико-социальной работы в этой сфере.
Эта работа в последние годы в России приобрела большую значимость и новое звучание, как в практических, так и научных ее аспектах. Но, к сожалению, Россия пока не занимает достойного места в международном сотрудничестве по вопросам восстановительного лечения и реабилитации. Это связано с отсутствием в стране налаженной системы медико-социальной реабилитации и соответствующего опыта в рамках этой сферы. Усугубляет положение несовершенство законодательства и разобщенность ведомств, имеющих отношение к восстановительному лечению и реабилитации, а также издержки структуры здравоохранения, экономические трудности. Поэтому создание единой системы реабилитации в настоящее время является актуальным вопросом и требует единого концептуального подхода, дальнейшей научной разработки и внедрения в практику здравоохранения и социальной работы.
В литературных источниках широко рассматривается проблема реабилитации инвалидов, а в практической социальной работе реабилитационные мероприятия направлены, как правило, на уже состоявшихся инвалидов.
Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения, но их число и разнообразие настолько велико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. А конечной целью является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Оттого не случайно, а вполне естественно, что среди разновидностей социальной работы предусмотрены медицинские услуги. Причем речь идет не о лечебных манипуляциях и оперативных вмешательствах, речь идет о координационной работе, позволяющей охватить необеспеченных и оказавшихся в трудной жизненной ситуации лиц услугами, которые так или иначе связаны с защитой их здоровья, то есть речь идет о социально-медицинских услугах населению на дому. Эта форма социальной работы предусматривает посредничество между учреждениями здравоохранения и населением.
К сожалению, медико-социальная реабилитация инвалидов часто изучается в рамках общего подхода к реабилитации, статьи и публикации по данной проблематике носят фрагментальный характер, а требуется более полное изучение и дополнительное исследование по медико-социальной реабилитации в домашних условиях.
В связи с этим тема моей практической работы сформулирована следующим образом: «Медико-социальное обслуживание инвалидов на дому».
Объектом исследования является медико-социальная работа с инвалидами.
Предметом исследования является медико-социальное обслуживание инвалидов на дому.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая реализация оптимальной модели медико-социального обслуживания инвалидов на дому.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) Теоретический
анализ проблем медико-
2) Доказать эффективность реализации данной модели в условиях специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому.
Гипотеза: модель «стационарный» уход за инвалидами более эффективной технологией в реабилитации данной категории граждан, если будет перераспределение функциональных обязанностей между работниками.
Методы исследования:
-изучение и анализ научной литературы по данной проблеме;
-изучение
и анализ документов Орехово-
-анализ эмпирических исследований;
-анкетирование клиентов, медицинских сестер и социальных работников центра.
1. Понятие инвалидности и ее виды
Термин “инвалид” восходит к латинскому корню (volid - «действенный, полноценный, могущий») и в буквальном переводе может означать «непригодный», «неполноценный». Проблемами инвалидности занимались такие ученые, как Беленькая Т.П., Холостова Е.И. и многие другие.
В российском словоупотреблении, начиная со времен Петра I, такое название получали военнослужащие, которые вследствие заболевания, ранения или увечья были неспособны нести воинскую службу и которых направляли для дослуживания на штатские должности.
Характерно, что в Западной Европе данное слово имело такой же оттенок, то есть относилось в первую очередь к увеченным воинам. Со второй половины ХIХ в. термин распространяется и на штатских лиц, также ставших жертвами войны, - развитие вооружений и расширение масштабов войн все более подвергали мирное население всем опасностям военных конфликтов.
Наконец, после Второй мировой войны в русле общего движения по формированию и защите прав человека в целом и отдельных категориях населения в частности происходит формирование понятия «инвалид», относящегося ко всем лицам, имеющим физические, психические или интеллектуальные ограничения жизнедеятельности [2, 45].
Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше. Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью. Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым и сегрегированным меньшинством [1, 69].
Анализ истории развития проблемы инвалидности- свидетельство того, что, пройдя путь от идей физического уничтожения, изоляции «неполноценных» членов общества до концепций привлечения, их к труду, человечество подошло к пониманию необходимости интеграции лиц с физическими дефектами, патолого-физиологическими синдромами, психосоциальными нарушениями [3, 55].
В связи с этим возникает необходимость отвергнуть классический подход к проблеме инвалидности как к проблеме «неполноценных людей» и представить ее как проблему, затрагивающую общество в совокупности.
Иными словами, инвалидность – это проблема не одного человека, и даже не части общества, а всего общества в целом.Сущность ее заключается в правовых, экономических, производственных, коммуникативных, психологических особенностях взаимодействия инвалидов с окружающим миром.
Такой генезис общественной мысли объясняется соответствующим развитием экономических возможностей и уровнем социальной зрелости различных исторических эпох.
«Инвалид – говорится в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, при ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [2, 45].
«Ограничение жизнедеятельности – это полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью».
Слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т. п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разно сферах так, как это делают здоровые люди. Например, человек, страдающий ишемической болезнью сердца, не способен выполнять тяжелые физические работы, но умственная деятельность ему вполне по силам [2, 25].
Все инвалиды по разным основаниям делятся на несколько групп:
1. По возрасту – дети-инвалиды, инвалиды-взрослые;
2. По проф. инвалидности: инвалиды с детства, инвалиды войны, инвалиды труда, инвалиды общего заболевания;
3. По
степени труда: инвалиды трудоспособные
и нетрудоспособные, инвалиды I группы
(нетрудоспособные), инвалиды II группы
(временно нетрудоспособные
4. По
характеру заболевания
В зависимости от принадлежности к той или иной группе решаются вопросы трудоустройства и организации быта инвалидов. Мало мобильные инвалиды (способные передвигаться только с помощью колясок или на костылях) могут работать на дому или с доставкой их к месту работы. Это обстоятельство обусловливает много дополнительных проблем: оборудование рабочего места на дому или на предприятии, доставка заказов на дом и готовых- из дома на склад или потребителю, материально-сырьевое и техническое снабжение, ремонт, профилактика оборудования на дому, выделение транспорта для доставки инвалида на работу и с работы и т. д. [1, 89].
Еще сложнее ситуация с неподвижными инвалидами, прикованными к постели. Они не могут без посторонней помощи передвигаться, но способны работать умственно: анализировать общественно-политические, экономические, экологические и иные ситуации; писать статьи, художественные произведения, создавать картины, заниматься бухгалтерской деятельностью и т. п.
Если такой инвалид живет в семье, многие проблемы решаются относительно просто. А если он одинок? Потребуются специальные работники, которые находили бы таких инвалидов, выявляли их способности, помогали получать заказы, заключать договоры, приобретать необходимые материалы и инструменты, организовывать сбыт продукции и т. п. Понятно, что такой инвалид нуждается и в повседневном уходе, начиная с утреннего туалета и заканчивая обеспечением продуктами.
Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствиями травм или дефектами, при ограниченной жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Рассмотрев понятие
2. Сущность медико-социальной работы с инвалидами
Информация о работе Особенности технологии социальной работы с инвалидами