Отечественный опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2014 в 23:30, курсовая работа

Краткое описание

Способы адаптации пожилых людей и инвалидов. Так, наряду с тяжелыми переживаниями и развивающимися депрессиями у пожилых и инвалидов обнаруживается тенденция к изолированному существованию без потребности видеть других людей, ощущение умиротворенности в одиночестве, стремление к новым занятиям и контактам. В то же время немалая часть из них проявляет гармоничную адаптацию, когда присутствуют здравый смысл, мужество, оптимизм. В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, поддержки пожилым и инвалидам, которая осуществляется при помощи социального обслуживания.
Актуальность темы связана с развитием социального обслуживания в определенной сфере, то есть с пожилыми людьми и их обслуживанием на дому.

Содержание

Введение………………………………………………………………………2
Глава 1. Технология социального обслуживания в решении проблем граждан пожилого возраста.
§ 1. Проблемное поле граждан пожилого возраста………………………..5
§ 2. Нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан………………………………………………………………….….….…11
§ 3.Социальное обслуживание граждан пожилого возраста на селе, как технология……………………………………………………………….….……19
Глава 2. Отечественный опыт социального обслуживания граждан
пожилого возраста.
§1. Отечественный опыт социальной работы в области технологии социального обслуживания на примере Вологодской области…………24
§2. Отечественный опыт применения технологии социального обслуживания на селе граждан пожилого возраста на примере базы практики ТОГБУ «ЦСУ для населения Сосновского района»……….…..31
§3.Социальный проект «Весенняя разгуляй-ка»…………………………..37
Заключение…………………………………………………………….……42
Список литературы……………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

tekhnologia_sotsialnogo_obsluzhivania_pozhilykh.docx

— 86.50 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………2

Глава 1. Технология социального обслуживания в решении проблем граждан пожилого возраста.

§ 1. Проблемное поле граждан пожилого возраста………………………..5

§ 2. Нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан………………………………………………………………….….….…11

§ 3.Социальное обслуживание граждан пожилого возраста на селе, как технология……………………………………………………………….….……19

Глава 2. Отечественный опыт социального обслуживания граждан

пожилого возраста.

§1. Отечественный опыт социальной работы в области технологии социального обслуживания на примере Вологодской области…………24

§2. Отечественный опыт применения технологии социального обслуживания на селе граждан пожилого возраста на примере базы практики ТОГБУ «ЦСУ для населения Сосновского района»……….…..31

§3.Социальный проект «Весенняя разгуляй-ка»…………………………..37

Заключение…………………………………………………………….……42

Список литературы………………………………………………………....45

Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Социальное обслуживание населения можно рассматривать как социальную технологию, позволяющую оказать необходимую поддержку гражданам в условиях сложной жизненной ситуации. То есть ситуации, нарушающей жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротством, малообеспеченностью, отсутствием определенного места жительства, одиночеством и т.д.), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Основная цель социального обслуживания на дому – максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный «социальный статус», защищать их права и законные интересы.

В современном развитом обществе долголетие становится нормой жизни, причем основная проблема заключается в качестве долголетия. У человека, по мере старения, изменяется не только его состояние здоровья, но и происходит определенная переориентация жизненных интересов, потребностей, меняется социальный статус в обществе, семье. К старости человек приобретает целый ряд заболеваний, преимущественно хронического течения с частыми обострениями, поэтому лица пожилого и старческого возраста испытывают повышенную потребность в медицинской и социальной помощи.

Одной из характерных особенностей периода пожилого и старческого возраста, как у относительно здоровых, так и у больных людей является наступающая социально-психологическая дезадаптация. Именно изменение социального статуса пожилого человека – выход на пенсию, утрата близких родственников, трудности в связи с самообслуживание, ухудшение экономического положения – нарушает  привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации собственных физических и психических резервов, которые в этом возрасте значительно снижены, все это сильно воздействует на психику старого человека.

Неспособность инвалидов самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других людей, что вызывает у многих чувство неполноценности, бессилия, нежелания дальнейшего существования.

Способы адаптации пожилых людей и инвалидов. Так, наряду с тяжелыми переживаниями и развивающимися депрессиями у пожилых и инвалидов обнаруживается тенденция к изолированному существованию без потребности видеть других людей, ощущение умиротворенности в одиночестве, стремление к новым занятиям и контактам. В то же время немалая часть из них проявляет гармоничную адаптацию, когда присутствуют здравый смысл, мужество, оптимизм. В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, поддержки пожилым и инвалидам, которая осуществляется при помощи социального обслуживания.

Актуальность темы связана с развитием социального обслуживания в определенной сфере, то есть с пожилыми людьми и их обслуживанием на дому.

Степень разработанности проблемы. Исследованием пожилых граждан , как особой социальной группы занимались З. Карюхин, С. Косолапов, Е.И. Холостова, В. Раек, Н.Е. Ускова, А.В. Якушев. Институционализация различных видов социального обслуживания пожилых как относительно новая тема в кругу социальных наук является предметом исследования многих авторов: А.В. Михалева, И.А. Григорьева.

Объект исследования: социальное обслуживание пожилых граждан.

Предмет исследования: технология социального обслуживания пожилых граждан на селе.

Основная цель исследования: выявить содержание технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста на селе и  разработать социальный проект, исходя из условий ТОГБУ «ЦСУ для населения Сосновского района».

В соответствии с поставленной целью и определенными предметом и объектам исследования в нашей работе, мы поставили следующие задачи:

  1. Рассмотреть проблемное поле граждан пожилого возраста.
  2. Проанализировать нормативно-правовые основы социального обслуживания пожилых граждан.
  3. Изучить социальное обслуживание граждан пожилого возраста на селе как технологию.
  4. Обобщить отечественный опыт применения технологии социального обслуживания на селе граждан пожилого возраста.
  5. Разработать и апробировать социальный проект «Весенняя разгуляй-ка» в условиях центра ТОГБУ «ЦСУ для населения Сосновского района».

Методы исследования: анализ научной, методической литературы и ведомственных документов; анализ документов текущего архива центра социальных услуг; анализ и обобщение практической деятельности; наблюдение; беседа; опытно-эксперементальная работа.

База исследований: ТОГБУ «ЦСУ для населения Сосновского района».

Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Технология социального обслуживания в решении проблем граждан пожилого возраста

§1. Проблемное поле граждан пожилого возраста

Люди старших возрастов рассматриваются мировым сообществом как позитивный фактор, а не как бремя. Современное понимание старения соединяет идеи полноправного участия пожилых и престарелых лиц в жизни общества и заботы о них. Когда люди старшего возраста играют активную, творческую и полезную роль и чувствуют заботу о себе, младшие поколения видят, что их может ждать в будущем.

Каковы психосоматические особенности тех, чья жизнь уже перешла отметку 60-летнего возраста?

В старости происходят определенные изменения в организме человека, падает энергетический потенциал, уменьшается количество воды, солей и микроэлементов, ухудшается кислородный обмен и кровоснабжение мозга, а так же наблюдается ряд других неблагоприятных физиологических явлений. Возникает повышенная психологическая утомляемость, замедленность восприятия, реакции и мышления, ухудшается память, слабеет мотивация деятельности; заметны изменения в эмоциональной сфере: сосредоточенность на своих интересах, обидчивость, подозрительность и т.п.

Физиологические и психологические изменения происходят на фоне смены социального статуса личности, связанной с ограничением или прекращением трудовой деятельности, трансформацией образа жизни и общения. Уход на пенсию является тяжелым испытанием особенно для тех, чья трудовая деятельность высоко ценилась, была творчески активной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью в ряде случаев негативно сказывается на жизненном тонусе, состоянии здоровья и психике людей. Самочувствие пожилых людей во многом определяется и отношениями, сложившимися в семье.

Уровень заболеваемости у пожилых людей в 2 раза, а в старческом возрасте - в 6 раз выше, чем у лиц молодого возраста. Накапливаются хронические заболевания к постепенному прогрессированию и инвалидизации. Негативные последствия для поддержания благоприятного самочувствия имеют нарушения экологического равновесия, что в первую очередь проявляется в снижении качества питьевой воды и атмосферного воздуха.

Нарушение здоровья пожилых людей не могут в полном объеме компенсироваться социальными мерами, так как резервы их здоровья в значительной степени истощены. Принимая во внимание, что общественное здоровье является характеристикой качества, структурой и динамики индивидуального здоровья, неудовлетворительное состояние здоровье пожилых людей выступает как дестабилизирующий фактор социальных отношений.

По России 1,5 млн., граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи в социальных услугах. По данным выборочных обследований, в контингенте маломобильного населения, одинокие и супружеские пары которые нуждаются в социальном обслуживании, составляют от 62 до 69% в разных типах населенных пунктов.

По оценкам специалистов, положение пожилых людей в Российской Федерации характеризуется тремя основными особенностями: 1) неудовлетворительным состоянием здоровья данной категории граждан; 2) их малообеспеченностью и 3) одиночеством [30; C.499-503].

Социальная защита пожилых людей имеет огромное значение в функционировании всего хозяйственного механизма общества, поэтому Правительство РФ заинтересовано в смягчении последствий нарастающего старения населения.

Краткосрочными и среднесрочными целями социальной политики Российской Федерации в области социальной защиты пожилых людей являются:

- содействие безусловному  соблюдению конституционных прав  и законных интересов пожилых граждан, в том числе права на социальное обеспечение;

- содействие обеспечению  человеческого достоинства пожилых  людей, утверждению их общественно  значимо  роли в социальном развитии;

- обеспечение оптимального  уровня индивидуальной адаптации  лиц пожилого возраста к жизнедеятельности  в новых экономических условиях;

- предоставление необходимой  социальной помощи и гарантированного  социального обслуживания, способствующих  созданию и поддержанию условий  для полноценной жизни в старости;

- участие в формировании  общественного консенсуса в отношении  положения и проблем пожилых  людей;

- содействие привлечению  дополнительных инвестиций для  финансирования мероприятий по  социальному обслуживанию пожилых  людей, опираясь на инициативу  общественности, используя участие негосударственных структур.

В основу технологии социального обслуживания с пожилыми гражданами должны быть положены следующие требования:

- предпрежден6ие причин, порождающих проблемы пожилых  людей;

- содействие практической  реализации прав и законных  интересов, обеспечению возможности  самовыражения пожилых граждан  и предупреждение устранения  их от активной жизни;

- соблюдение равенства  и возможностей пожилых граждан  при получении социальной помощи  и услуг;

- дифференциация подходов  к разрешению проблем различных  групп пожилых людей на основе  учета факторов социального риска, влияющих на их положение;

-выявление индивидуальных  потребностей пожилых граждан  в социальной помощи и обслуживании;

- адресность при предоставлении социальных услуг с приоритетом содействия пожилым гражданам в ситуациях, угрожающих их здоровью и жизни;

- использование новых  технологий социальной работы, направленной  на удовлетворение потребностей  и нужд пожилых людей;

- ориентация на развитие  самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;

- обеспечение информированности пожилых граждан, как и всего населения, о возможностях социальной помощи и услуг.

Информация о работе Отечественный опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста