Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2015 в 00:07, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования - на основе анализа готовности учащейся молодежи к браку разработать социальный проект по подготовке старшеклассников к семейной жизни.
Задачи исследования:
1) Рассмотреть учащуюся молодежь как объект исследования;
2) Определить основные мотивы вступления в брак у учащейся молодежи;
3) Определить готовность учащейся молодежи к браку;

Содержание

Введение
3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К БРАКУ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
6
1.1. Учащаяся молодежь как объект исследования
6
1.2. Мотивы вступления в брак учащейся молодежи
11
1.3. Готовность учащейся молодежи к браку
16
Глава 2. ФАКТОРЫ ГОТОВНОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ К ВСТУПЛЕНИЮ В БРАК
24
2.1 Ценностные ориентации в области семейно-брачных отношений
24
2.2. Влияние родителей на отношение молодежи к семье
32
2.3. Проект на тему: «Программа подготовки старшеклассников к семейной жизни в районе Вешняки»
49
Заключение
54
Список использованных источников и литературы
58

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ ЗУБЕНКОВ Переделанный.docx

— 134.17 Кб (Скачать файл)

Учреждения профессионального образования призваны осуществлять не только теоретическую подготовку специалистов, но и осуществлять последовательную воспитательную работу, которая завершается личностное самоопределение каждого студента. Одним из важнейших направлений воспитательной деятельности колледжа является  подготовка обучающихся к вступлению в законный брак, созданию здоровой семьи, воспитанию детей.

Результаты социологических опросов и наблюдений показывают, что в процессе обучения в институте около 10% студентов создают свои семьи уже на последнем курсе обучения. Почти 35% студентов, вступающих в брак, познакомились на учебных занятиях, 31% - в библиотеках, 26% - на студенческих вечерах или в местах проведения досуга. Исходя из этого, целенаправленное изучение процесса подготовки студентов к семейной жизни и выявление условий его совершенствования в современных условиях имеет важное общественное значение.46

 Наблюдения показывают, что осознанием социальной сущности семьи у молодых людей начинается к 18 – 20 годам.

Исходным моментом готовности молодого человека к браку и семье является понимание им общественной значимости своих действий, определенных обязательств друг перед другом, ответственность за семью и детей, добровольное принятие неизбежных в семейной жизни хлопот и ограничение личной свободы. К сожалению, понимание этого не всегда свойственно современным юношам и девушкам. Сплошь и рядом наблюдаются основанные исключительно на эмоциях взаимоотношения. Молодые люди не имеют чёткого понимания того, что семья является исторически-конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми; малой группой, члены которой связаны между собой близкими отношениями, общностью быта и взаимной ответственностью.

Многие молодые люди не понимают и основных функций семьи. А ведь именно в семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т.п.; основы умственного, морального и физического облика  будущего гражданина современного общества. Почему именно в семье? Да потому, что за всю свою историю человечество так и не создало - и, наверное, никогда не создаст - лучшего института воспитания. Исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с родителями. Нужно помнить, что в семье воспитывается не только Ребенок,  но Личность и Гражданин.

Подготовка  молодёжи к браку должна быть комплексной, т.к. она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства. Необходимо повысить психологическую готовность молодежи к браку; дать молодежи, вступающей в брак, ёмкие, концентрированные знания по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между  супругами и т.д.

Следует усилить и антиалкогольную пропаганду, постоянно обращая внимание на опасность, которая может возникнуть и отразиться на потомстве, если будущие родители употребляют алкогольные напитки, курят.

Необходимо обращать внимание и на влияние семейных конфликтов и ссор на психическое здоровье детей и нервно-психические расстройства самих родителей и супругов.

В вопросах подготовки  молодежи к браку нельзя оставить без внимания и такие проблемы, как рациональное ведение домашнего хозяйства, эффективное и  экономное распределение бюджета семьи. 

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в наши дни наметились значительные «ножницы» между физиологическим и социальным созреванием молодежи. За последние полвека половое  созревание наступает рано - у девочек около 13 лет, а у мальчиков около 15 лет. Одновременно с этим усложнился процесс социализации, т.е. передачи молодежи всего многообразного культурного, воспитательного, производственного и научно-технического опыта. Социальная зрелость в условиях урбанизации и стремительного научно-технического прогресса наступают значительно позже, порою затягиваются до 20 - 25 лет. Поэтому ценность брака, семьи и детей в системе общекультурных ценностей человека формируется достаточно поздно. Подлинный смысл и значение семейных ценностей открываются человеку тогда, когда он приобретает достаточный жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом своего личного бытия.

Подготовка молодёжи к браку означает формирование определенного нравственного комплекса чувств, свойств характера, готовность личности принять на себя новые обязанности по отношению к своему  брачному партнеру и будущим детям. Понимание своих обязанностей, как и прав других людей по отношению к ним самим, является очень важным для устойчивости  брака. Нравственный долг в семейных отношениях означает и ответственность за поведение другого супруга, за воспитание детей, уважение достоинств брачного партнера, признание принципа равенства в человеческих отношениях.

Необходимость исследования подготовки учащейся молодежи к семейной жизни определяется и проблемой разводов. Ранние браки, а затем разводы молодых людей, стали одной из злободневных социальных проблем. Утверждение о том, что молодые люди при достижении юношеского возраста уже полностью готовы к созданию семьи, опровергается статистикой. В РФ в настоящее время разводы составляют около 76% от числа заключенных браков.47 Разводы наносят значительный психологический и материальный урон обществу и людям. Поэтому подготовка молодых людей к осознанному браку, созданию полноценных семей и формированию ответственности за рождение и воспитание детей должна стать одним из приоритетных направлений деятельности профессиональной школы в современных условиях.

Вступление в брак требует существенного изменения образа жизни  молодых людей, который вытекает из необходимости координировать, согласовывать ритм своей жизни с ритмом жизни другого человека. Совместная жизнь требует постоянного согласования действий партнеров, от чего зависит крепость брачных уз. Подготовленность к браку есть подготовленность к межчеловеческому общению и сотрудничеству, что в свою очередь предполагает высокую  нравственную культуру. Умение приспособиться к привычкам, чертам характера другого человека, понимание его душевных движений и состояний - важнейший показатель подготовленности человека к браку.

Нравственно-психологическая подготовленность к браку означает восприятие человеком целого комплекса требований, обязанностей, социальных стандартов поведения, которыми регулируется семейная жизнь. Разумеется, нравственно-психологическая подготовленность юношей и девушек к  браку должна являться частью общего воспитания человека. Когда мы говорим о подготовке молодежи к браку, то, прежде всего, следует определить, какие бытовые навыки и умения, какие знания необходимы человеку для того, чтобы он мог успешно организовать свою жизнь.

Учреждения СПО могут и должны стать важным звеном в социальной политике государства в отношении укрепления семьи, способствовать подготовке студентов к семейной жизни и выполнению функций родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

I. Документы международного права и российские нормативно-правовые акты

  1. Гражданский Кодекс РФ От 30.11.1994 N 51-ФЗ;
  2. Конвенция о правах ребенка. М.: Изд-во Риор, 2007.
  3. Конституция Российской Федерации. М.: Изд-во Проспект, 2003
  4. Семейный кодекс Российской Федерации. М.: Экзамен, 2007.
  5. Указ Президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики в РФ» от 14.05.1996 №721 // Собрание законодательства. – 1996. - № 1025.
  6. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р.
  7. Концепция государственной политики в отношении молодой семьи / http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/3697/, 2007.
  8. Постановление правительства Москвы «О Городской программе «Год семьи в городе Москве» // Вестник Правительства Москвы. – 2007. - № 9.

 

II.Монографии и научно-исследовательская литература

  1. Семейная психология. Академический проект, Трикста / Шнейдер Л.Б., 2010
  2. Домохозяйство, семья и семейная политика./ Ред. В. В. Елизаров, М.: 2005.
  3. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие / Т.В. Андреева. — СПб.: Речь, 2004.
  4. Социология молодежи: Учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, 2011
  5. Носкова А.В. Семья в России: тысячелетняя история глазами социолога. М.: Изд-во РГСУ, 2004.
  6. Семейная психология. Академический проект. Трикста / Шнейдер Л.Б., 2010
  7. Медков В.М. Демография. М.: ИНФРА-М, 2004.
  8. Кратохвил С. Основные типы семейных проблем и их решение / Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2007.
  9. Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. Речь 2006
  10. Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М. 2008
  11. Психологическое обследование семьи : учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений / А. Г. Лидерс. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
  12. Антонов А.И., Медков, В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ, 2006.
  13. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб, 2008.
  14. Молодая семья. Вып. 2 / Под общей ред. А.Д. Плотникова. - М.: Компания «Димитрий График Групп», 2004.
  15. Сизанов А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни, 2009.
  16. Данилова Е.А. Семья как важнейшая ценность молодежи  2007.
  17. Стеркин Ф.И. Что выгоднее – законный брак, или сожительство? //  Социальное обеспечение. 2005. № 4.
  18. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. – М.: Институт     практической Психологии 2000.
  19. Филюкова Л.Ф. Современная молодая семья. М. 2008

 

III. Энциклопедии, словари, справочники

  1. Большой энциклопедический словарь. – М.: Рипол Классик, 2007.
  2. Энциклопедия молодой семьи. – М.: ЭКСМО, 2007.

 

 

 

 

VI. Интернет-ресурсы

 

  1. www.dsmp.mos.ru – Сайт Департамента семейной и молодежной политики города Москвы
  2. www.dmp.mgopu.ru – Всероссийский банк данных по основным направлениям Государственной молодежной политики Российской Федерации
  3. www.gks.ru – Официальный сайт государственной службы статистики
  4. www.perepis2010.ru – Сайт «Перепись 2010 года»
  5. www.venec-vl.ru – Сайт автономной некоммерческой организации содействия молодой семье

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Семейная психология. Академический проект, Трикста / Шнейдер Л.Б., 2010

2 Домохозяйство, семья и семейная политика / Ред. Елизаров В. В., - М.: 2005.

3 Каган В. Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет // Вопросы психологии.- 2000.- №2. - с. 65

4 Социология молодежи: Учебник / В.И. Чупров, Ю.А. Зубок, 2011

 

5 Демографическое будущее России // Под ред. Л.Л. Рыбаковского, Г.Н. Кареловой М.: Изд-во "Права человека", 2001. с. 10

6 Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства: социологический анализ. Саранск: Изд-во Мордовского Университета, 2000. с. 125

7 Полутин С.В. Молодежь в системе социального воспроизводства: социологический анализ. Саранск: Изд-во Мордовского Университета, 2000.

8 Потнов Д Упадок американской семьи (1960-1990): обзор и оценка // Вестник Московского университета, Сер. 18. Социология и политология, 1996. № 3.

9 Кваша Б.Ф , Спицнадель В.Б , Минко Н.И. Ценностные основы семьи. / СПб. Изд-во СПб. юридического института МВД России, 1997. с. 42

10 Левин А.И., Левина Л.В. Современная семья и ее эволюция в условиях перехода к постиндустриальному обществу. Курск: Курский институт соц. образования (фил.) МГСУ, 2001.

11 Орлова И.Б. Демографическое благополучие России / Межрегиональная общественная организация содействия демографическим реформам "Мобилизация и развитие". М., 2001.

12 Голуб Л.А., Малич Л.А. Современная студенческая семья - факторы формирования и жизнедеятельности: (По материалам специального выборочного обследования). / Донецк: Донецкий государственный университет, 1986.

13 Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М.: Научно-исследовательский институт семьи, 1996.

14 Борисов В.А., Синельников А.Б. Брачность и рождаемость в России: демографический анализ. М.: Научно-исследовательский институт семьи, 1996; Калмыкова Н М Социальные факторы дифференциации брачного поведения населения Москвы // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. М., 1997. № 2.

Информация о работе Подготовка учащейся молодежи к браку: опыт социального проектирования