Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 13:28, реферат
Основными признаками, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным, являются:
- наличие объективных оснований для обеспечения граждан определенными видами социальной помощи;
- осуществление финансирования социального обеспечения за счет специальных фондов или из бюджета;
- установление в законодательном порядке условий предоставления определенных видов социальной помощи;
- закрепление круга лиц, подлежащих социальному обеспечению в правовых нормах.
Социальное обеспечение занимает одно из ключевых мест в жизни государства и общества. Оно зависит от развития экономики, связано с политикой и социальным благополучием людей труда и неработающих слоев населения.
Социальное обеспечение как особый социальный институт государства является гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальых рисков.
Основными признаками, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным, являются:
- наличие объективных оснований
для обеспечения граждан
- осуществление финансирования
социального обеспечения за
- установление в
- закрепление круга лиц, подлежащих
социальному обеспечению в
Социальное обеспечение - это форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Функции социального обеспечения:
Формы социального обеспечения:
Под видами социального обеспечения следует понимать способ предоставления благ или способ, при помощи которого государство содействует гражданину в удовлетворении той или иной потребности.
Основные виды соц.обеспечение:
-пенсия
- пособия.
2 Понятие, предмет, метод и система права социального обеспечения
Право социального обеспечения - это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе распределения денежных средств внебюджетных фондов и государственного бюджета в целях социальной поддержки граждан в старости, в случае болезни, потери трудоспособности, для воспитания детей, при потере кормильца и в иных случаях.
Предметом любой отрасли права является круг общественных отношений, регулируемых ее нормами.
Предмет права социального обеспечения- это носящие комплексный характер общественные отношения, возникающие в связи с:
Субъектами права социального обеспечения являются:
Метод- это совокупность приемов и способов воздействия на общественные отношения.
Комплексный характер общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения, обуславливает применение имеющихся в действующей системе права административно-правового и гражданско-правового методов воздействия на субъектов в их различных формах выражения.
Административно - правовой метод регулирования основан на отношениях власти и подчинения сторон, их неравенстве и односторонности волеизъявления. Он выражается в установлении обязательных предписаний, запретов, ограничений и разрешений.
Гражданско-правовой метод основан на принципе равенства сторон и исходит из принципа «разрешено все, что не запрещено».
Право социального обеспечения представляет собой совокупность правовых норм, которые группируются внутри отрасли в определенные правовые институты. Правовые институты –это обособленные, взаимосвязанные группы правовых норм, регулирующих конкретные виды общественных отношений. Право социального обеспечения состоит из 2-х частей: Общей и Особенной.
Общую входят нормы, закрепляющие общие принципы и задачи правового регулирования, права граждан в области социального обеспечения, источники права социального обеспечения и др.
Особенная часть включает в себя расположенные в определенной логической последовательности институты права социального обеспечения, регулирующие отдельные виды отношений: трудовой стаж, инвалидность, пенсионное обеспечение по старости, инвалидности, за выслугу лет, выплату пособий по безработице, на погребение, социальное обслуживание и т.д.
Трудовой стаж — это суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, а также других периодов, предусмотренных законодательством , с учетом которых назначаются трудовые пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и некоторые социальные льготы.
Законодательство Республики Беларусь предусматривает несколько видов трудового стажа'.
В настоящее время в Республике вводится понятие страхового стажа. Страховой стаж представляет собой суммарную продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.
Главной особенностью исчисления страхового стажа является то, что в него включаются только периоды трудовой деятельности с уплатой страховых взносов.
Введение страхового стажа связано с реализацией пенсионной реформы, одним из этапов которой является переход на индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Р.Б. «О пенсионном обеспечении».
Общий трудовой стаж — суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, указанной в законе, с учетом которой устанавливается пенсия по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца независимо от характера деятельности и перерывов в работе.
От продолжительности общего трудового стажа зависит размер назначаемой трудовой включается: пенсии.
В трудовой стаж засчитывается работа, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы. При этом, если среднемесячный фактический заработок (доход), из которого уплачены страховые взносы, за календарный год (либо менее, если в соответствующем году имели место прием на работу или увольнение, регистрация или исключение из числа плательщиков страховых взносов) оказался ниже минимально допустимого уровня оплаты труда, устанавливаемого законодательством, в стаж работы для назначения пенсии засчитывается период, определяемый с применением поправочного коэффициента, рассчитываемого путем деления среднемесячного фактического заработка (дохода) работника на среднеарифметическую величину минимально допустимого уровня оплаты труда за соответствующий период уплаты страховых взносов. ( ст 51 )
Непрерывный трудовой стаж - это продолжительность непрерывной трудовой и иной общественно полезной деятельности.
1. Специальный трудовой стаж представляет собой суммарную продолжительность трудовой деятельности (службы) в особых условиях труда, на определенных должностях или в определенной местности, с учетом которых устанавливается пенсия по старости, а также пенсия за выслугу лет.
Специальный трудовой стаж, выделенный по содержанию работы, называется выслугой лет.
В зависимости от специального трудового стажа определяются пенсионный возраст и размер назначаемой пенсии.
В соответствии с Законом в специальный трудовой стаж включается:
Граждане, запятые на следующих работах, имеют право на пенсию за выслугу лет'.
В специальный стаж засчитываются:
1) период, в
течение которого работник
2) период временной нетрудоспособности, начавшейся во время работы. В случае, если нетрудоспособность наступила в период работы и продолжалась после увольнения, в специальный стаж может быть засчитан только период нетрудоспособности до увольнения;
3) период, в
течение которого в
Трудовым кодексом Республики Беларусь предусматривается, в частности, сохранение за работником среднего заработка в случаях:
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 июня 2000 г. № 919 в стаж работы, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда и за выслугу лет, включается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, имевший место до 1 января 2000 г., если отпуску или переводу на другую работу в связи с беременностью непосредственно предшествовала соответственно работа с особыми условиями труда либо работа, дающая право на пенсию за выслугу лет.
В условиях неритмичной работы организаций из-за простоев в специальный стаж засчитываются только те рабочие дни, в течение которых работники выполняли трудовые функции в производствах, на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Списками. Учет времени простоев осуществляется на основе соответствующих документов (листков или накопительных ведомостей о простое и др.). Документы об учете рабочего времени должны храниться в течение срока, установленного для хранения документов о трудовом стаже. В таком же порядке исчисляется специальный стаж при изменении технологии, сырья, материалов, чередовании работ как предусмотренных, так и не предусмотренных Списками.
В специальный стаж, дающий право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, засчитывается период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, имевший место до 1 января 2000 года, если отпуску или переводу на другую работу в связи с беременностью непосредственно предшествовала работа с особыми условиями труда.
Информация о работе Понятие социального обеспечения, его формы и виды