Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:04, дипломная работа
В условиях радикальных преобразований в России происходит резкое изменение социальных отношений, ломка стереотипов и трансформации в экономике, что приводит к появлению серьезных проблем в сфере занятости женщин, в частности, в отношении их профессионального роста. Например, вытеснение женщин из сферы интеллектуального труда, сосредоточение лиц женского пола в отраслях теневой экономики, дискриминация на рабочем месте и др.
Целью дипломной работы является изучение технологии построения карьеры женщины в системе управления социальной защиты населения.
-реализация государственной
-координация действий
-разработка и осуществление
мер по реализации основных
направлений государственной
-осуществление сбора,
обработки, анализа и
-организация
-содействие развитию
оптимальной сети учреждений, предоставляющих
семьям, с несовершеннолетними детьми,
оказавшимся в трудной
-осуществление контроля
за деятельностью учреждений
социального обслуживания
-разработка и реализация социальных программ и проектов, направленных на повышение качества социального обслуживания семьи и детей в муниципальном образовании.
е) в сфере правового обеспечения:
-обеспечение соблюдения
законности в деятельности
-юридическая консультация и правовая помощь гражданам, учреждениям, организациям любой формы собственности по вопросам, относящимся к компетенции Управления.
ж) в сфере информатизации:
-обеспечение эксплуатации
современных информационных
-использование передовых
информационных технологий для
повышения качества
На момент проведения исследования структуру центра составили отделы:
- назначения социальных выплат
- отдел выплат социальных выплат
- предоставления мер
социальной поддержки и
Структура УСЗН Советского района на 2008 год представлена в Приложении.
Персонал УСЗН состоит из 19 государственных служащих, из которых полное высшее образование по специальности социальная работа имеют 9 человек, 6 человек с высшим образованием, но не по специальности (педагоги, экономисты и т.д.), 4 человека обучаются в РГСУ, 1 человек со среднетехническим образованием.
ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОСТРОЕНИЯ ЖЕНСКОЙ КАРЬЕРЫ В УПРАВЛЕНИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
3.1. МЕХАНИЗМЫ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ ЖЕНЩИНАМИ В УСЗН
Цель исследования – изучение технологии построения карьеры женщины в управлении социальной защиты населения посредством исследования трудностей в построении карьеры и стратегий их преодоления.
Достижение поставленной цели обусловило следующие задачи:
1. выявление принадлежности респо
2. изучение особенностей
3. выявление стратегий совладания с трудностями.
Объект исследования – женщины, занимающие руководящую должность в управлении социальной защиты населения. Предметом исследования являются стратегии достижения ими успешной карьеры.
Изначально общее количество опрошенных составило 47 женщин, занимающих руководящую должность в управлении социальной защиты населения в возрасте от 20 до 50 лет. Так как мы рассматриваем стратегии достижения успешной карьеры, то для исследования нам были необходимы «успешные» женщины. Поэтому отбор респондентов осуществлялся по следующим критериям: 1. женщина должна занимать руководящую должность; 2. наличие в ее прошлом карьерного роста по вертикали; 3. у женщины должна быть высокая степень удовлетворенности (выше среднего – 4 или 5 баллов по шкалам удовлетворенности (см. Приложение№1)) своими профессиональными достижениями и уровнем дохода.
В результате отбора маскулинных и феминных женщин из дальнейшего анализа были исключены андрогинные. Таким образом в конечном варианте в исследовании участвовало 41 женщина.
Гипотеза исследования – существуют различия в показателе значимости влияния психологических трудностей при построении карьеры феминными и маскулинными женщинами. Существует взаимосвязь между предпочтениями стратегий совладающего поведения и принадлежностью к определенному психологическому полу.
Респондентам предлагалось заполнить одновременно три опросных методики:
Методика 1. Для определения
Методика 2. Для исследования психологических
барьеров, встречаемых женщинами-
Данная методика была составлена на основе анализа зарубежных и отечественных исследований, а также экспертного опроса в результате которого были выделены психологические трудности, являющиеся препятствиями в успешной карьере женщин. Кроме этого полученный список был подвергнут оценке экспертной группы, на предмет его соответствия с реально встречаемыми трудностями. На основании их замечаний были внесены соответствующие изменения.
В результате был составлен опросник, состоящий из перечня встречаемых женщинами на карьерном пути психологических трудностей. Для решения поставленной нами исследовательской задачи, в инструкции к опроснику мы просили респондентов оценить, в какой степени перечисленные трудности создавали препятствия на пути к их карьере по шкале от 1 до 5. Данная методика прошла пилотаж, в результате которого в нее также были внесены некоторые изменения.
В конечном результате опросник содержит 36 психологических трудностей, встречаемых в карьере женщин (см. Приложение№2).
Методика 3. Для изучения стратегий совладающего поведения (копинг-стратегий) была использована психодиагностическая методика «Индикатор стратегий преодоления стресса» Дж. Амирхана (адаптированный вариант Е.П.Белинской, И.М.Улановской).
Методика отражает базисные копинг-стратегии:
3. Избегание. Мысленное
Испытуемым предлагалось отметить,
какие из описанных в опроснике
вариантов поведения они
Выбор именно этих методик определялся тем, что они являются надежными инструментами изучения поставленных нами задач. Кроме этого они имеют четкие инструкции, легки и просты в применении, не занимают много времени, что немаловажно при опросе руководителей, в силу их многочисленных обязанностей и ограниченности свободного времени.
Статистическая обработка
Также в исследовании был проведен подсчет средних значений оценок сходства/различия и стандартных отклонений и применен расчет достоверных различий с использованием критерия Манна-Уитни.
3.2. ФАКТОРЫ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ У ЖЕНЩИН-РУКОВОДИТЕЛЬНИЦ
Для определения принадлежности женщин-руководителей к определенному психологическому полу использовалась методика «Маскулинность – феминность» С.Бем. Бланк опросника, инструкция и ключ приведен в Приложении №1.
В результате обработки данного опросника были получены три группы испытуемых (см. Таблицу 1).
Таблица 1. Распределение выборки по выраженности маскулинности, феминности и андрогинности
Кол-во человек |
% | |
Маскулинные |
24 |
50% |
Феминные |
17 |
36% |
Андрогинные |
6 |
14% |
Всего |
47 |
100% |
Для наглядности, полученные данные были визуализированны (см.гистограмму 1).
Из таблицы
мы видим, что количество
Так как количество андрогинных, по сравнению с остальными группами, составляет всего 6 человек (14%), и в связи с разногласиями в понимании этого понятия (см. в теоретической части), в дальнейшем мы будем рассматривать только маскулинных и феминных женщин.
Гистограмма 1: Распределение женщин-руководителей по выраженности качеств
Полученные нами процентные соотношения
по степени выраженности мужских
и женских качеств практически
совпадают с полученными
Для изучения особенностей карьеры женщин-руководителей, была использована оригинальная методика, выявляющая степень влияния указанных в ней трудностей на карьеру женщины.
С целью удобства рассмотрения результатов, полученных с помощью опросника, нами был проведен факторный анализ сырых данных. В итоге, перечисленные в опроснике переменные были сгруппированы в 10 значимых факторов. Результаты факторного анализа приведены в Приложении №4. Процентный объем дисперсии показывает значимость фактора, а среднее по шкале помогает выделить степень выраженности фактора (см. Приложение №2).
Для интерпретации полученных факторов использовалась помощь группы экспертов.
Рассмотрим содержание полученных факторов по всей выборке. Они объясняют 69,5% накопленной дисперсии. Детально ознакомиться со шкалами, наполняющими каждый фактор можно в Приложении №5.
Итак, первым, как наиболее выраженным по значимости оказался фактор «Ожидания и отношения других» (21,5% от общей дисперсии). Он показывает, что мнение окружающих, их отношение и определенные ожидания в самой высокой степени создают препятствия на пути к карьере женщин.
Такого рода трудности имеют самое высокое значение для женщин-руководителей, в связи с особенностями их воспитания и существующими нормами. Они стремятся соответствовать ожиданиям окружающих, и особенно ожиданиям, связанным с гендером, чтобы избежать социального неодобрения. Женщинам, стремящимся подняться по карьерной лестнице, до сих пор приходится сталкиваться с негативной оценкой окружающих, так как женщин, занимающих руководящую должность, многие воспринимают как выполняющих «мужскую работу». Таким образом, результаты исследования показывают, что определенные отношения и ожидания окружающих выступают психологическим барьером при достижении женщиной своих целей в карьерном росте.
Вторым по значимости является фактор, интерпретируемый группой экспертов, как «Недооценивание как профессионала» (9,8%). На наш взгляд те трудности, которые входят в состав этого фактора являются следствиями такого явления как «стеклянный потолок», так как совокупность этих препятствий не дает возможности продвигаться по службе и занимать руководящие посты в своих организациях.
Можно сказать, что трудности, которые входят в состав первого и второго факторов относятся к воздействиям внешней среды, и их изменить очень сложно (отнесем их к «внешним» факторам). Эти два образовавшихся фактора показывают степень влияния определенных отношений и ожиданий: первый фактор (самый значимый) – со стороны окружающих, а второй – со стороны начальства и коллег по работе.
Третий фактор, объясняющий 7,3% от общей дисперсии, был интерпретирован как «Отсутствие опыта», так как он связан с трудностями, основой которых является отсутствие опыта в широком значении, то есть не только в профессиональной сфере деятельности, но и в жизни вообще (см. Приложение №5). Таким образом, этот фактор можно отнести к «внутренним» факторам, так как, в отличие от предыдущих двух, рассмотренных ранее факторов, возникновение составляющих этот фактор трудностей завит уже не только от внешних обстоятельств, но в большей степени от самого человека. Эти трудности, на наш взгляд, являются естественными препятствиями при развитии профессионализма.
Информация о работе Построения карьеры женщины в системе управления социальной защиты населения