Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:58, реферат
Цель исследования: изучить психолого-педагогические аспекты проблемы подростковой беспризорности в России.
Гипотеза исследования: мы предположили к значимым факторам подростковой беспризорности можно отнести: деструктивные семьи, семейные кризисы, психолого-педагогическую несостоятельность родителей, социально-демографические факторы, конфликтные взаимоотношения подростков с родителями.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты
1.1 Понятие подростковой беспризорности
1.2 Проблема подростковой беспризорности в России
1.3 Особенности подросткового возраста и проблема беспризорности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Безнадзорность есть
отсутствие надзора (контроля) за ребенком,
подростком. При этом не имеет значения,
в силу каких обстоятельств — объективного
или субъективного свойства — этот надзор
отсутствует. В любом случае речь идет
о поведении лиц, обязанных осуществлять
надзор за ребенком (семья, опекуны, социальные
работники). А беспризорность находится
в совершенно другой плоскости. Это-характеристика
положения несовершеннолетнего в семье
и обществе, его социальный статус. Обрести,
к сожалению, такой статус ребенок может
как по собственному желанию, так и в силу
стечения каких-либо обстоятельств. Среди
таковых главенствует безнадзорность,
то есть отсутствие надзора (контроля)
со стороны родителей либо заменяющих
их лиц.
Безнадзорный ребенок,
в отличие от беспризорного, как
правило, живет под одной крышей
с родителями, сохраняет связи
с семьей, у него еще есть эмоциональная
привязанность к кому-либо из членов
семьи, но связи эти хрупки и находятся
под угрозой атрофии и
В федеральной целевой
программе «Профилактика
К отличительным
признакам беспризорности относятся:
полное прекращение всякой связи
с семьей, родителями, родственниками;
обитание в местах, не предназначенных
для человеческого жилья; добывание
средств для обеспечения жизни способами,
не признаваемыми обществом социально
позитивными; подчинение кастовым криминальным
законам, предписанным беспризорникам
«авторитетами». Отсутствие собственного
жилья обычно превращает беспризорников
в бродяг, кочующих с места на место. Совокупность
всех вышеперечисленных признаков отличает
беспризорного ребенка от других детей.
Беспризорность часто
связывают с противоправным поведением.
Беспризорные дети не имеют родительского
или государственного попечения, постоянного
места жительства, соответствующих
возрасту позитивных занятий, необходимого
ухода, систематического обучения и
развивающего воспитания[4,c.127].
1.2 Проблема беспризорности
в России
Проблема безнадзорности
и беспризорности несовершеннолетних
волнует многих современных авторов.
По мнению Л. Лавровой, нынешняя ситуация
в России с беспризорностью и
сопутствующими ей наркоманией, проституцией,
преступностью пока слабо осознается
обществом как катастрофа. В целом по России
из школ-интернатов ежегодно убегает 20
тысяч детей, а из дома – около 50 тысяч,
примерно 10% из них погибают.
До распада СССР
проблема детской беспризорности казалась
настолько забытой для России,
что большинство справочных изданий
ограничиваются лишь кратким упоминанием
об этом факте. В 90-х годах XX века проблема
беспризорности оказалась актуальной
как для России, так и для
других «новых независимых государств»,
возникших в бывших республиках
СССР. По России покатилась четвертая
за этот век волна беспризорности.
Если сравнить современных
беспризорников с детьми Великой
Отечественной войны, то оказывается,
что такого «беспредела», который творится
в отношении детей сегодня, в блокадном
Ленинграде не было. Как отмечает В. Шкварко,
по улицам не бродили брошенные на произвол
судьбы, просящие милостыню, дети. В городе
царила обстановка доброты, взаимовыручки,
самоотверженной заботы о спасении детей.
Дети Победы, пройдя суровую школу жизни
военных лет, были в большинстве своем
жизнедеятельны и трудолюбивы, отличались
усердием и дисциплинированностью, инициативностью
и раскованностью. Эти качества широко
распахнули перед многими из них двери
в творческую деятельность, науку, технику,
культуру и искусство. Российским детям
на рубеже двух тысячелетий выпала столь
тяжкая доля, что их впору назвать «детьми
Беды».
Многие дети становятся
объектом насилия и торговли, вовлечены
в наркотический кругооборот, становясь
нередко жертвами губительного зелья.
Большое число
К проблеме беспризорности
обращается и Е.Г. Слуцкий, который
отмечает, что ни одна официальная
служба не располагает точными данными
о количестве беспризорных в России.
Специалисты же считают, что в
каждом крупном городе России от 20 до
45 тысяч беспризорных детей и
подростков. По некоторым данным в
Москве насчитывается около 60 тысяч
беспризорных детей. По разным источникам,
число беспризорных детей в России,
в одних случаях, составляет от двух
до трех миллионов, в других – от
полутора до двух миллионов. Такая неопределенность
в подсчете количества беспризорных
объясняется многими причинами,
в частности, трудностями при
их выявлении и учете.
Большинство из тех,
кто по долгу службы работает с детьми,
пришли к выводу о том, что легче сделать
все возможное, чтобы ребенок не попал
«на улицу», чем вернуть его «с улицы»
к нормальной жизни.
Исследователи среди
бродяжничающих, беспризорных подростков
в зависимости от срока их пребывания
в уличной среде выделяют три
уровня.
К первому уровню
относят подростков, которые пробыли
на улице меньше месяца. Они еще
не успели адаптироваться в этом мире,
не утратили надежду на возвращение
в свою семью (особенно младшие подростки).
Они пытаются зарабатывать на жизнь
— попрошайничают, собирают бутылки,
иногда приворовывают у пьяниц.
Ко второму уровню
относят подростков, которые пробыли
на улице более месяца (иногда до
года). Как правило, они подверглись
дополнительному риску
К третьему уровню относят
подростков, покинувших дом более
года назад. Такие подростки уже
приобрели криминальный опыт, их нередко
вовлекают в свою деятельность разного
рода преступники. Переход подростка
в эту группу увеличивает риск
его социально-психологической
Беспризорные и
безнадзорные дети имеют сложный
социальный, медицинский и психолого-
Проживание вне
семьи или интернатных учреждений,
в подвальных и чердачных помещениях,
в антисанитарных условиях, без медицинской
помощи и регулярного питания подрывает
состояние здоровья детей, ведет к их социальной
дезадаптации, разрушает познавательную
деятельность, без которой невозможна
их дальнейшая социализация. В социальные
приюты дети поступают в состоянии истощения,
отягощенного рядом серьезных заболеваний.
Так, нарушение психики отмечено у 70% беспризорных
детей, почти 15% имели опыт употребления
наркотиков и психотропных веществ, они
наиболее уязвимы с точки зрения заболевания
ВИЧ-инфекцией. Социальное и психическое
развитие беспризорных детей деформировано.
Для них характерна низкая степень социальной
нормативности, искаженность ценностных
ориентаций, мотивов поведения, низкий
уровень знаний. Большинство начинают
учиться читать, только попав в социально-реабилитационные
учреждения [8,c.140].
Специалисты отмечают:
беспризорный — это не обычный
здоровый ребенок, растущий в условиях
спокойной семьи или
Условия бездомной
среды рано ставят ребенка в положение
реальной жизненной ответственности,
что ведет к формированию ряда
социально-биологических
Для беспризорных подростков
характерна низкая степень социальной
нормативности. Они живут не по тем
нормам, которые считаются в обществе
нравственными, а по законам стаи.
Им неведома дружба, которая является
важнейшей потребностью обычных
подростков. Друга ищет только беспризорник-новичок,
но вскоре и он начинает понимать, что
в уличном мире нет дружбы, есть
соседство, и если один из соседей
исчезает, никто не удивляется и
не пытается его искать. Здесь ценят
физическую силу, изворотливость, власть
над другими, умение найти выход
из любого положения, приспособиться к
любым условиям, держать язык за
зубами. Замечено, что беспризорники
со стажем не проявляют жалости к
новичкам, случайно или по собственной
воле оказавшимся на улице [10,c.48].
Социальные потрясения
во всем мире и в России, в частности,
сопровождаются повсеместным ростом числа
безнадзорных и беспризорных детей.
Современная социальная и политическая
ситуация в нашей стране характеризуется
высокой нестабильностью, низкими
доходами большинства семей, спадом
производства, ухудшением качества питания.
Политическая ситуация во многих регионах
напряжена.
К концу перестройки
по мере ухудшения экономического положения
страны, обострения национальных конфликтов
и нарастания продовольственного кризиса
число детей, оставшихся без присмотра
родителей, стало расти. Среди них
все больше и больше хронически больных,
вследствие врожденной патологии, из-за
которой родителям предлагают оставить
ребенка в детском учреждении,
или плохого ухода за детьми в
неблагополучных семьях, где родители
пьют, ведут аморальный образ жизни.
Причиной увеличения
числа безнадзорных детей является
рост числа родителей, потерявших свои
рабочие места вследствие свертывания
производства, отсутствия программ создания
новых рабочих мест, должного финансирования
социальных программ и контроля со
стороны правоохранительных органов
за соблюдением законодательства в
области охраны интересов детей.
Определенное влияние
на развитие безнадзорности оказывает
также свертывание
Социально-психологические
причины безнадзорности (они часто
выступают как следствие
Причины возрастающей
безнадзорности детей и подростков
коренятся, главным образом, в условиях
жизни многих российских семей. Тяжелое
материальное положение большинства
населения, рост алкоголизма и наркомании,
маргинализация общества создают серьезные
перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных
семей, из которых дети вытесняются на
улицу, становятся бомжами, попрошайками.
Каждый четвертый подросток, доставленный
в органы внутренних дел за безнадзорность,
занимался попрошайничеством.
Ежедневно в Российской
Федерации регистрируется более
полутора тысяч разводов, в результате
чего без одного родителя остаются
около 1300 детей, в дома ребенка передаются
30, «отбираются» у нерадивых родителей
— 32, убегают из дома—237. Рождаясь в
неблагополучной семье, ребенок
изначально не получает удовлетворения
основных жизненных потребностей: в
любви, заботе, внимании и участии
со стороны окружающих [12,c.89].
Именно семейное
неблагополучие является предпосылкой
разных деформаций процесса социализации
личности ребенка, что проявляется
в конечном счете в безнадзорности либо
беспризорности несовершеннолетних.
Информация о работе Проблема подростковой беспризорности: социально-психологические аспекты