Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 13:56, доклад
В современной публицистической и аналитической литературе «черкесским вопросом» принято называть комплекс проблем, стоящих перед черкесским этносом в целом. Вопреки мнению ряда аналитиков, он возник не «в связи с решением о проведении XXII Олимпийских игр 2014 г. в гор. Сочи». Проблемы черкесского народа начались еще в XVIII–XIX вв. в ходе и результате Русско-Кавказской войны, продолжились в XX в. и остаются нерешенными по настоящее время. Другое дело, что черкесская проблематика актуализировалась именно в контексте Сочинской олимпиады, которая будет проходить в год 150-летия окончания Русско-Кавказской войны и на месте последних боевых действий черкесов за свою независимость.
частью своей государственной территории, то вряд
ли оно пошло на такой шаг»19 (выделено нами.– Ж. К.),
то есть на уступки. Тем более, если бы этой территорией
оно владело с середины XVI в.23
Статья 6 Белградского мира имела большое значение
для Кабарды, так как она объявляла её суверенным госу-
дарством и тем самым становилась субъектом междуна-
родных правовых отношений. Это, во-первых. Во-вторых,
она сняла угрозу крупномасштабных акций со стороны
Крыма и Турции почти на треть века. По нашему мнению,
не правы те историки, которые утверждают, что «нейтра-
лизация Кабарды не отвечала ни интересам России, ни
потребностям самого кабардинского народа»20.
Как показала жизнь, ни Турция, ни Россия всерьез
не собирались соблюдать на практике принцип невме-
шательства в кабардинские дела. В Кабарду постоянно
засылались турецкие эмиссары и русские агенты, раз-
умеется, для агитации в свою пользу. Именно в усло-
виях действия Белградского мира Россия, без согласия
Кабарды, начала строительство на ее северо-восточной
территории Моздокской крепости (1763), вокруг которой
вскоре стали создаваться казачьи станицы. С этого вре-
мени кабардино-русские отношения приобретают иной
характер, и связано это с переходом России к экспансио-
нистской политике, что приводит к военным столкнове-
ниям. На данном этапе Россия отказалась от альянса с
Кабардой, в одностороннем порядке нарушила этот союз
и приступила к захвату ее северных территорий (об этом
читайте в следующей главе).
Таким образом, с середины XVI в. до 60-х гг. XVIII в.,
несмотря на сложную обстановку на Северном Кавказе,
Кабарде удавалось сохранять территориальную целост-
ность и политический суверенитет во многом благо-
даря союзническо-
отношений с русским государством. Кабарда реально
стала частью Российской империи в результате Русско-
Кабардинской войны, точнее с 1822 г., когда А. П. Ер-
молову удалось подавить ее освободительную борьбу и
ввести имперскую администрацию.
Что касается Западной Черкесии, то к ее завоеванию
царизм приступил в начале XIX в., когда она еще нахо- в., когда она еще нахо в., когда она еще нахо--
дилась под влиянием и номинальным покровительством
Турции. После победоносной войны России с Турцией и 24
подписания Андрианопольского мира (1829) начинается
планомерное завоевание территории закубанских адыгов
и в целом Северо-Западного Кавказа, о чем краткий рас-
сказ в следующей главе.
примечания
1 Кумыков Т. Х. Присоединение
Кабарды к России и его
сивное значение. Нальчик, 1957; Карданов Ч. Э. У истоков дружбы.
Нальчик, 1982. Дзамихов К. Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик, 1994.
С. 57–71; Мамбетов Г. Х. 1557 год – присоединение или военно-
политический союз? // Сборник статей молодых ученых и аспирантов.
Майкоп, 1993. С. 5–25. 2 Кабардино-русские отношения в XVI–XVIII вв. (Документы
и материалы) М., 1957. Т. 1. С. 3. 3 История народов Северного Кавказа (конец XVIII–1917 г.).
М., 1988. С. 16. 4 Кабардино-русские отношения. С. 3.
5 Там же.
6 Сокуров В. Н. Кабардинские грамоты XVI–XVIII вв. //
Из истории феодальной Кабарды и Балкарии. Нальчик, 1981.
С. 162–201. 7 Там же.
8 История Кабардино-Балкарской АССР. М., 1967. Т. 1.
С. 166.9 Трепалов В. О добровольном вхождении Черкесии в состав
России // Голос Кабарды. 2012. № 5. 10 История Кабардино-Балкарской АССР. М., 1967. Т. 1.
С. 162.11 Там же.
12 Там же. С. 236.
13 Налоева Е. Д. Государственно-политический строй и между-
народное положение Кабарды в первой половине XIX века: Дис. на
соискание ученой степени канд. ист. наук. Нальчик, 1973. С. 12. 14 Там же. 15 Там же.
16 Алоев Т. Х. К вопросу
о международно-правовом
Кабарды // Исторический вестник КБНИИ. Нальчик, 2005. Вып. 1.
С. 223, 224. 17 История Кабардино-Балкарской АССР. М., 1967. Т. 1.
С. 166,167. 18 Там же.
19 Дзамихов К. Ф. Адыги: вехи истории. Нальчик, 1994. С. 60. 20 История Кабардино-Балкарской АССР. М., 1967. Т. 1.
С. 167.
25
II. ЧЕРКЕСЫ В КАВКАЗСКОЙ ВОЙНЕ
1763–1864 ГОДОВ
К. Дзамихов
ЧЕРКЕСИя В БОРьБЕ ЗА НЕЗАВИСИмОСТь
(1763–1864 ГГ.)
Антиколониальная борьба Кабарды во второй поло-
вине XVIII – первой половине XIX века. Во второй поло-
вине XVIII века Россия значительно окрепла и утвердила
свой международный авторитет. В ее восточной политике
происходят изменения по отношению к Кавказу. После
ликвидации автономного суще ствования запорожского
и донского казачества, а в по следующем и Крымского
ханства, в российских прави тельственных кругах на-
чинают разрабатываться широ кие планы колонизации
южных степей и Предкавказья. Укрепив свои позиции в
бассейне реки Терек, царизм своей первоочередной стра-
тегической и политической за дачей ставит завоевание
Центрального Кавказа, и в первую очередь Кабарды.
Только при условии полного заво евания Кабарды царизм
мог подчинить Центральный Кав каз и через это удержать
свои позиции в Закавказье.
В 60-х годах XVIII века в крае появляется сплошная
линия военных укреплений – от Кизляра, заложенного
еще в 1736 году, до Моздока (1763), что явилось началом
возведения «Кавказской линии». Для сооружения кре-
постей отбирались земли кабардинцев и др. горских на-
родов. Одновременно расширялась сфера военно-казачь ей
колонизации. В официальных документах, излага-
ющих правительственную программу, довольно ясно
гово рилось, что «единственное надежное средство для
проч ного утверждения нашего владычества на Западном
Кавказе есть занятие горного и предгорного пространства
нашим вооруженным казачьим населением». В прак тике
царизма, по справедливому замечанию А. В. Фадее ва, эта
установка применялась и по отношению к Цент ральному
и Восточному Кавказу. Появление новых ка зачьих станиц
в верховьях Кумы, по Лабе и Урупу, Малке и Сунже со -26
провождалось оттеснением в горы местно го населения.
Из центральных областей России на Северный Кавказ
начинается переселение крепостных кре стьян. Поощряя
эти процессы, царизм использовал их как рычаги своей
завоевательной политики на Кавказе.
Военные крепости, о которых идет речь, являлись
форпостами царизма и имели теперь больше не оборони-
тельное значение, как в XVI–XVII веках, а наступатель ное
против горских народов. Кабардинская господствующая
верхушка хорошо осознавала, что военные укрепле ния
будут ограничивать их политическую и экономическую
независимость, и стала занимать резко враж дебную по-
зицию по отношению к России.
Строительство крепости Моздок в 1763 году на тер-
ритории Кабарды, по своей сути, являлось началом пла-
номерного захвата кабардинских земель. С 1769 года
рус ская военная администрация, назначив приставом
в Кабарду секунд-майора Дм. Тоганова, открыто вме-
шивает ся во внутренние дела кабардинского общества.
Вооруженные выступления кабардинских князей, а
также их попытки через свои депутации в Петербург
решить воп росы о срытии Моздока, возвращении беглых
подвласт ных, упразднении приставства закончились
безрезуль татно.
В результате Кючук-Кайнарджийского договора
меж ду Россией и Османской Турцией в 1774 году Кабар да
была объявлена составной частью России. Как и в пе-
риод Белградского договора, в данном случае Россия и
Турция, определяя сферы своего влияния, делили не
принадлежавшие им территории и подчиняли суверенные
народы.
Отмеченный договор одновременно должен был укре-
пить русское влияние среди тех горских народов, которые
были связаны вассально-подданническими отношениями
с Кабардой, – горских обществ Балкарии, Осетии, Ка-
рачая, Ингушетии. С укреплением русских позиций в
Кабарде перечисленные народы надеялись освободиться
от политической и экономической зависимости со стороны
кабардинских феодалов. Царское правительство по-
ощряло эти настроения и использовало их для подрыва
мощи кабардинских князей. Но оно не вмешивалось и 27
не препятствовало, когда правители Кабарды взимали
подати с соседних горских народов, не присягнувших
еще на верность России.
Кючук-Кайнарджийский договор окончательно раз-
вязал руки царизму в отношении Центрального Пред-
кавказья. Теперь Россия предпринимает практические
шаги к тому, чтобы Кабарда считалась ее составной час тью
не только де-юре, но и де-факто. С 1777 года ведется расши-
ренное строительство новых кордонных линий и крепостей
между Моздоком и Азовом–Екатериноградская (1777),
Георгиевская (1777), Солдатская (1779), Влади кавказская
(1784) и др. Помимо своего прямого назначе ния, эта цепь
укреплений должна была отделить Кабарду от Чечни и
тем затруднить их непосредственное влия ние друг на
друга. Еще при назначении генерала Медема в 1769 году
на Кавказ, ему была дана инструкция «осте регаться
больше всего объединения горцев и возжигать между
ними огонь внутреннего несогласия».
Аннексия все новых и новых кабардинских земель
привела к тому, что на следующий год, т.е. в 1778 году,
кабардинские князья начинают военные действия
против русских войск для уничтожения военных укре-
плений Ма рьинского, Павловского, Георгиевского и
Ставропольско го. На начавшуюся антиколониальную
борьбу царизм от вечал жестокими карательными экс-
педициями и контри буциями. Так, после отмеченных
событий генерал Якоби заставил кабардинцев выпла-
тить 10 тыс. рублей, выдать более 2 тыс. лошадей, около
5 тыс. голов крупного рогато го скота и свыше 4,5 тыс.
овец. Это был военный грабеж населения. От таких по-
боров страдал весь кабардинский народ, и в особенности
трудовые массы.
Царская администрация для достижения своих ко-
лониальных целей часто провоцировала народ. Ярыми
проводниками такой политики в Кабарде были гене-
ралы Медем, Потапов, Якоби и др., которые прослави-
лись жес токостью и вероломством. Чтобы не допустить
независи мого существования Кабарды и иметь повод для
вмешательства в ее внутренние дела, они специально
натрав ливали группировки господствующей знати друг на 28
дру га, а также пользовались социальным антагонизмом
ка бардинского общества. Чтобы держать феодальную
знать в повиновении и зависимости, царизм заигрывал
с фео дально-зависимым населением. Последним было
дозволено в случае притеснений со стороны владельцев
пере селяться на Кавказскую линию. На самом же деле
царизму было глубоко безразлично положение простого
народа, который в конечном итоге оставлялся им на про-
извол своих угнетателей. Особенно широко пользо вался
такой политикой генерал П. С. Потемкин, назна ченный
в 1782 году командующим войсками на Север ном Кав-
казе. Он считал, что «не худо держать» кабар динских
владельцев и «подлый народ» «в некоторой друг ко другу
зависти».
Военно-административная система, которую устанав-
ливал царизм в Кабарде, вызывала протест со стороны
народа. Русские военные власти, приставы и др. чинов-
ники не учитывали сложной обстановки в крае. Они по-
дозрительно относились к местному населению, допускали
по отношению к нему грубый произвол и не считались с
обычаями и образом жизни, которые складыва лись здесь
веками. Для проезда через укрепленные со оружения
Кавказской линии кабардинцам каждый раз необходимо
было получать специальные пропуска или «билеты» у
представителей царской администрации. Хозяйственная
деятельность кабардинского общества нару шалась не
только в результате сокращения пастбищных и пахотных
земель, на которых возводились крепости и казачьи ста-
ницы. Но устраивалась и экономическая блокада, ко -
торой часто пользовался царизм в своей колони альной
политике. Следствием ее становилось лишение жителей
Кабарды доступа к соляным озерам по реке Куме и за Те-
реком. Если учитывать, что скотоводство было основным
видом хозяйственной деятельности гор цев, потребность
в ней была значительной. Такие огра ничения, а также
регулярные военные экспедиции ос ложняли развитие
экономики края. Описанная объек тивная реальность
повседневной жизни часто толкала ка бардинцев к напа-
дениям на укрепления Кавказской линии. Официально-
охранительная историография доок тябрьского периода 29
в лице апологетов колониальной политики царизма
(В. Потто, Н. Дубровин, А. Зайончковский, Ад. Берже,
Р. Фадеев и др.) изображала борьбу кабардинцев как
«хищничество» и «разбои». А в публикациях отдельных
авторов того времени освободительная борьба характе-
ризуется как «экспансионистское» движение «отсталых
слоев населения» по отношению к России.
В описываемое время Османская Турция не упускала
ни одного случая, чтобы в периоды обострения кабардино-
русских взаимоотношений не засылать в Кабарду своих
агентов для антирусской пропаганды, а также ис-
пользовать для своих целей и местное духовенство.
Мусульманская религия, которая окончательно утвер-
дилась в Кабарде во второй половине XVIII века, стано-
вилась не только учением, обосновывающим феодальные
порядки общества, но и идеологическим знаменем в ан-
тиколониальной борьбе горцев. Таковым было антико-
лониальное движение в Чечне под руководством шейха
Мансура в конце XVIII века, в котором принимала учас тие
определенная часть кабардинцев.
С 90-х годов XVIII века царизм вводит на территории
Кабарды российскую административно-судебную си-