Проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2014 в 14:49, реферат

Краткое описание

При любом состоянии общества - от стабильного до кризисного - профессиональная деятельность в области культуры, искусства, науки, образования, просвещения, спорта, а также благотворительная деятельность не являются прибыльной. Таким образом, всегда существует расхождение между экономической и социальной эффективностью функционирования национального культурного достояния. И меценатство необходимо для поддержания культурного достояния страны, однако в нашей стране нет действующего закона о меценатстве, как и о спонсорстве. Это одна из основных причин нечеткого разграничения между этими тремя понятиями, и вследствие этого, попыток выдать одно за другое.

Вложенные файлы: 1 файл

благотворительность. Черникова.docx

— 51.95 Кб (Скачать файл)

В середине XVII в. был ещё один человек, он показал, как можно соединить частную благотворительность с общественной, построить устойчивую систему благотворительных учреждений. Это Ф. М. Ртищев, ближний постельничий, обер-гофмейстер при дворе царя Алексея Михайловича, а потом его дворецкий. Во время Польского похода он сопровождал царя и, несмотря на болезнь ног, по дороге во множестве собирал раненых и больных, устраивал содержание и уход за ними. Всё это он устраивал на сои деньги, не без материальной помощи жены царя – Марьи Ильиничны. В свои госпитали они принимали даже пленных врагов, нуждающихся в помощи, подобная помощь повторилась еще и в Ливонском походе. Ртищев выкупал из плена тысячи русских, используя личные средства и средства из казны. В Москве он также устроил госпиталь, где лечили больных и вытрезвляли пьяных. Этот дом под именем «Больницы Фёдора Ртищева» существовал и после смерти, поддерживаемый пожертвованиями.

Известно, что занималась частной благотворительностью знаменитая раскольница, боярыня Морозова, вдова приближенного царя боярина Глеба Морозова, богатейшая женщина того времени. По ночам, переодевшись в простое платье, чтобы быть неузнанной, она ходила по темницам и богадельням, подавая щедрую милостыню, кормила, лечила. У неё в доме был целый приют для странников и калек. Вся многочисленная прислуга была заодно с госпожой.

Частная благотворительность таких людей, как Ульяна Осорьина, Фёдор Ртищев, боярыня Морозова, не останавливала голода и не прекращала несчастий, но улучшала нравы. Общество, благодаря им, делало шаг в сторону гуманности отношений, благотворители помогали многим людям не пропасть. Но эта нерасчётливая благотворительность Древней Руси создала ремесло нищенства, стала средством поддержания праздности и сама нередко превращалась в холодное исполнение церковного приличия, вместо помощи нуждающимся. Ртищев и Ульяна восстанавливали истинное христианское значение милостыни, источник которой – тёплое сострадательное чувство, а цель – уничтожение нужды, нищеты, страдания.

В этом же направлении начинает действовать и законодательство. Со времен царя Фёдора Алексеевича идёт длинный ряд указаний против праздного ремесленного нищенства и частной ручной милостыни. В то же время устраиваются благотворительные заведения. Беспомощных велено было содержать на казённый счёт в особом приюте, а здоровым нищим нуждающимся дать работу. Предложено было построить в Москве больницу и богадельню для бродящих и лежащих по улицам нищих.

Предприниматели Древней Руси – купцы и промышленники, жертвовали деньги больше на строительство храмов и сами строили церкви. Так в сознании русских отражалась идея искупления за богатство, которое всегда было связано с грехом. В их действиях была не столько благотворительность в виде помощи ближнему, эта помощь на их пожертвования шла опосредованно через Церковь, сколько желание спасти свою душу в той жизни, которую православие считало главной и которая начиналась после физической смерти.

Петр Великий был первым, кто попытался запретить частную благотворительность, считая, что она только плодит бездельников. Он боролся против праздного нищенства, поддерживаемого частной милостыней. Теперь подающие милостыню подвергались штрафу, нищие наказывались. Благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах. Но эта борьба не увенчалась успехом, так как велась насильственными методами и пыталась искоренить следствие, а не причину бедственного положения людей.

При Императрицах Елизавете и Екатерине II благотворительность снова входит в моду. Частная благотворительность развивается в высших слоях общества. Например, по инициативе Бецкого, который всю жизнь посвятил воспитательной работе в России, был заложен Смольный институт благородных девиц.

Во время Александра I, частная благотворительность получает особый расцвет. Большей частью благотворительностью занимались женщины, в первую очередь императрицы. Например, жена Павла I, императрица Мария Фёдоровна выступала за женское просвещение и основала благотворительную организацию «Ведомства учреждений императрицы Марии». Жена Александра I также создала Императорское Человеколюбивое и Женское патриотическое общества. Первейшей заботой обществ было «выводить из нищеты тех, кто трудами своими и промышленностью себя пропитать могут».

После войны 1812 г., когда сгорела Москва и люди бедствовали, в петербургском кружке великосветских дам родилась мысль о создании Патриотического общества. При Александре I целые сословия и многие частные лица жертвовали большие суммы на основание учебных заведений и обществ. Профессиональным благотворителем в начале века был принц П. Г. Ольденбургский: он отдал служению обездоленным людям 42 года жизни. Он открыл первый детский ночной приют. До революции было много благотворительных обществ, и все они были упразднены. Практическая ситуация в России складывалась так, что честный, но на беду хорошо обеспеченный человек любыми способами старался скрыть следы своего благополучия, мораль не позволяла подниматься над уровнем нищеты. Жертвование, благотворительность – при всём различии побуждающих к ним причин – являлись искуплением за нажитое богатство.

Интуитивная тяга к грамоте, книге, знанию вообще, возникнув в начале XIX в. у переселившихся в город крестьян, через 2-3 поколения породила в среде купечества не только покровителей искусств и науки, но и ученых, врачей, художников, публицистов. Необходимость же благотворения становилась одним из ценностных и поведенческих стереотипов, постепенно закреплявшихся в пореформенные десятилетия в сознании российской буржуазии.

Благотворительность тесно связана с предпринмательством ещё и потому, что при переходе России к капиталистическому способу производства происходит важный сдвиг в структуре народонаселения: крестьянство, переселявшееся в города, порождало как богатейших капиталистов-фабрикантов, банкиров, домовладельцев, так и наиболее обездоленных людей, часть которых неизбежно пополняла ряды воров, проституток и бродяг.

На этом этапе исторического развития благотворительность стала приобретать характер частных и общественных добровольных пожертвований, известный нам и сейчас. Одновременно изменялась политика государства по отношению к неимущим, не только оттого, что репрессиями уже не удавалось удержать нищавшие слои населения в спокойном состоянии, но и в связи с укоренением в общественном сознании гуманистических идей, порожденных эпохой Просвещения, в частности, таких, как природное равенство людей, пробуждение достоинства личности и искоренение грубости нравов через распространение образования и правильного воспитания. Именно при капитализме, который свободу предпринимательства должен был сочетать со свободой идей, благотворительность стала значительным общественным явлением.

В этих условиях, при крайней поляризации богатства и бедности, благотворительность становилась неким регулятором социального равновесия, часто неосознанным средством устранения общественного эмоционального дискомфорта, возникавшего в результате несправедливого соотношения труда и присвоения.

С конца XVIII в. открываются и другие проявления благотворительности в виде меценатства – покровительства наукам, искусству, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т.д., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. Культура во все времена оказывалась тесно связанной с богатством и без его поддержки не могла полноценно существовать. Меценатство на Западе – явление, которое, наряду с нравственными, имело и юридические основания (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Среди предпринимателей, как и среди других слоёв населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения. Сначала молельни и домашние церкви купцов превращались в настоящие музеи. Да и само музейное дело было поставлено купцами-промышленниками.

Внуки крестьян и мещан – отпрыски богатейших купеческих семей, пройдя через университет, а также деловые и увеселительные путешествия по Европе, становились ценителями литературы и искусства.

Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды: Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А. В. Морозова, собрания икон С. П. Рябушинского, собрания картин В.С. Гиршмана, Частная опера С. И. Мамонтова, Опера С. И. Зимина, Художественный театр К. С. Алексеева-Станиславского и С. Т. Морозова.

Наибольшего размаха достигла меценатская деятельность со второй половины XIX в. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь, стала искать своё место в общественной жизни. Поскольку от политической деятельности царское правительство держало предпринимателей на расстоянии, а профессиональной деятельностью заслужить признание было трудно, учитывая усиливающиеся настроения против эксплуататоров, буржуазия пыталась уходить в иные области, пользовавшиеся большим общественным престижем: меценатство и благотворительность. Меценаты хотели не только спасти свою душу, сделать добро людям, но и оставить память о себе среди людей.

Со второй половины XIX в. все крупнейшие российские предприниматели занимались благотворительностью и меценатством.

Торговые и промышленные дела Третьяковых шли очень успешно. Тем не менее при создании Третьяковской галереи и на другие пожертвования Павел Михайлович (1832-1898 гг.) тратил огромные по тому времени деньги, может быть, в ущерб семье. В частности, им было создано в Москве Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых. Сергей Михайлович занимался общественной деятельностью, много работал по городскому самоуправлению, был городским головой, собирал картины как любитель. Павел отдал себя целиком собиранию картин. Сначала он купил картины старых голландцев. Потом он начал покупать картины русских художников и развешивал их в своем кабинете, а потом и по всему дому. В 1872 г. было принято решение о постройке галереи. Он не только собирал картины, но становился как бы историком русской живописи, а также активным участником её истории. В своём заявлении в Московскую городскую думу о передаче его галереи Москве он писал, что делает это, «желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России, и, вместе с тем, сохранить на вечное время собранную мной коллекцию».

Из всех Мамонтовых самой выдающейся фигурой был Савва Иванович (1841-1918 гг.). Промышленник, строитель железных дорог, музыкант, режиссёр, писатель, скульптор – человек, который говорил, что его главный талант – это находить таланты. Он не столько коллекционировал и поддерживал искусство, сколько «двигал его вперед». Участвовал в его развитии, созидал. Он участвовал в театральных постановках, занимается пением, скульптурой. Строит Донецкую железную дорогу, расширяет вагоностроительный завод в Мытищах. В то же время он поддерживает художников, интересуется живописью. В Москве он открыл свой тестр – Русскую оперу. Её путь к успеху был нелёгким, но в конце концов она снискала всеобщее признание. В 1899 г. Савва Иванович был арестован и посажен в тюрьму, там он лепил бюсты. Выйдя из тюрьмы, занялся скульптурой и керамикой. Про него сказал Васнецов: «Нужны личности…творящие ту атмосферу, в которой может жить производить, развиваться и совершенствоваться искусство».

Бахрушины торговали скотом и сырыми кожами. Потом была куплена маленькая кожевенная фабрика. Они широко и щедро жертвовали на благотворительные цели, возвели приют для брошенных детей. Были построены дом бесплатных квартир для нуждающихся, Народный дом для досуга детей и подростков. Приняли финансовое участие в создании Московского Коммерческого института, помогали рабочим во время Первой мировой войны. 30 октября 1894 г. Бахрушин в третьем поколении организовал в родительском доме в Кожевниках выставку коллекции для желающих – этот день считается официальной датой открытия музея. Вскоре музей был передан Российской академии наук.

Морозовы были хлопчатобумажными фабрикантами. При фабрике была оборудована больница, ясли, библиотека. Десятки тысяч тратили Морозовы на культурные программы: поддерживали Московский Художественный театр, построили Кустарный музей, жертвовали на нужды культуры и искусства.

Также были известные и значимы династии: Харитоненко, Прохоровы, Найденовы, Щукины, Алексеевы, Солдатенковы, Абрикосовы, Боткины, Шелапутины, Абрикосовы, Вишняковы и другие.

В целом с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели материально подготовили расцвет национальной культуры в конце XIX – начала XX века. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функции, которые в других странах лежали на интеллигенции и образованном слое. А русская интеллигенция в это время бунтовала народ, строила невыполнимые проекты. В меценатстве многие предприниматели видят также способ рекламы своей деятельности.

Искусство, культура, как «непроизводительные» сферы деятельности людей, не могут существовать без поддержки, и чем больше будет меценатов, тем больше талантов они смогут открыть и сохранить. Искусство всегда является продажным, в смысле продажи работы на заказ. Но чаще всего меценат или покупатель не подавляют индивидуальность художника, а помогают ему лучше проявить себя через более высокую оплату.

Меценатство, и в ещё большей степени благотворительность, позволяют решить и более насущные задачи. Богатеть одновременно все не могут, и опыт России подтвердил этот вывод практически. Значит, в истории любого общества есть период, когда более богатые должны помогать менее состоятельным, решая в то же время и свои нравственные и другие проблемы. В России, при почти невозможных для частного предпринимательства обстоятельствах, третье сословие использует всякие возможности для создания своих предприятий, ведению своих дел. В таких условиях в более ранние времена возникало желание как-то искупить свои грехи. В более позднее время – желание как-то компенсировать обществу потери. С одной стороны, необходимо создать условия и воспитывать общественное уважение к самим предпринимателям, чтобы они избрали более цивилизованный путь своей деятельности, честным, законным путём смогли приобретать свои богатства; а с другой стороны – поддерживать их стремление совершенствовать общество, в котором они сами живут, в частности, через благотворительность и меценатство. Если поляризация общества – это присущее ему состояние, то следует поддерживать стремление людей к сотрудничеству, а не к противостоянию. В истории России накоплен определённый опыт взаимодействия групп, слоёв населения, и общество заинтересовано в его более полном использовании.

Информация о работе Проблемы меценатства, благотворительности и спонсорства в сфере культуры в Российской Федерации